Любовное безумие

Комедия Ж.Ф. Реньяра эпохи классицизма. Была поставлена в театре не в самое простое время. Премьера состоялась на следующий день после ухода из жизни постановщика и главного режиссёра театра Э.С. Симоняна. Счастлив тем, что по его заявке писал к прологу спектакля монологи действующих лиц.

Монолог Криспена (Арон МЕНЦ)

Бонжур, мадам, месье! Криспен, слуга Эраста!
Субъект, подобный мне, встречается не часто.
Прошла молва, что я, без всяческих прикрас -
Мошенник, бражник, плут и страстный ловелас.
О да, в глазах ханжей отнюдь я не кристальный.
Но среди прочих слуг - я профессиональный!
Не каждому дано, что тут ни говори,
Быть одновременно снаружи и внутри.
Я жизнь познал давно, по вкусу - не сироп в ней.
Бог всемогущ, но я - намного расторопней!
А потому я вам сказать не премину,
Что подлинный слуга - сродни опекуну.
Сам кардинал признал со всею свитой вкупе:
Криспен - ловкач, его не утолчешь и в ступе!
Итак, теперь прошу, представьте: наш квинтет,
Париж (тому назад почти три сотни лет), -
Фантазию свою включив и остроумье...
Жан Франсуа Реньяр. "Любовное безумье"!


Монолог Альбера (Константин ФЕОФИЛОВ)

О, ветреный Париж! О времена, о нравы!
Кругом одни враги, на коих нет управы.
Всяк жаждет обмануть, побольше ухватив.
О, я отнюдь не скуп - я крайне бережлив.
Меня зовут Альбер. Живя в своём именье,
Основу бытия постиг в уединенье:
Кто не нажил врагов и не наплел интриг,
Тот в жизни ничего ещё и не достиг!
Теперь я стар и сед, недужный и брюхатый...
Но, став опекуном красавицы Агаты,
Как юный пастушок, я страстью воспылал,
Рассчитывая свой умножить капитал.
А как же, если я мужчина! И тем паче -
За ней солидное приданое маячит!
О, ветреный Париж! Не зря, скажу я вам,
Доныне жив его девиз: "Шерше ля фам!".


Монолог Эраста (Альберт ЯМОВ)

И вот я снова здесь! Как после лет опальных,
Блажен Эраста путь домой из странствий дальных.
О сколько ярких грёз при солнце и луне
Промчалось предо мной в мечтах об этом дне!
Бывает, человек не знает, где приткнуться, -
Для подвига ж всегда возможности найдутся!
Я этой встречи ждал, разлуку претерпя.
Клянусь, о мой Париж! - я покорю тебя!
Зовёт, влечёт душа, стремительна, крылата,
Туда, где ждёт меня любимая Агата!


Монолог Агаты (Елена СМОРОДИНОВА)

Умей владеть собой, достичь желая цели,
Дабы, как простаком, тобою не владели!
Французских женщин сей незыблемый закон
От веку по сей день никем не отменён.
Возможно ль изменять манерам и осанке -
Пусть даже взаперти - достойной парижанке?
И что же, коль дурак сумел достичь всех благ?
Ведь на поверку-то он всё равно дурак!
Пусть держит под замком меня Альбер треклятый -
Не совладать ему с характером Агаты!
Ужели б род людской стал почитать козла
За то, что у него вся борода бела?
Мне силы даст любовь к Эрасту дорогому!
Ему принадлежу! И никому другому!


Монолог Лизетты (Яна БУТЕНКО)

Из серой тесноты Латинского квартала
Сюда, как из огня я в полымя попала.
И знать не знала я, насколько нелегка
И муторна судьба служанки старика.
Гармонии вещей и мира - мне ль касаться:
Либо давать тумак, либо его бояться.
Так: что ни день - скандал, капризы, шум и гам!
- Лизетта, сделай то! А что - не знаю сам!
Лизетта, где очки?! (Как будто я их прячу!)
Купила ль сыр и хлеб? И принесла ли сдачу?
А то ещё взбредет на ум в его лета:
Возьмёт и ущипнет за... разные места.
Боюсь, что если вдруг конец наступит света,
Альбер решит, что всё устроила Лизетта!
Недаром говорит народ: с худым конём
Нет сладу ни умом, ни лаской, ни кнутом.


2000.


Рецензии