Стихотворение месяца 19 - Обзор Нигилиста
1. "Разоблачение"
Техника = 5
Форма - катрен
Размер - 5-стопный ямб
Ритм – без сбоев
Рифма – перекрестная, разнородная, в основном точная
Оч. Понравились: НА пол – спелеНАл бы; КОЛЕНЕЙ-поКОЛЕНИЙ.
Не очень понравилось: ГОрод-щеКОю.
Художественность = 5
Фонетика
Понравилось звукоповторение: трепеЩУЩЕЙ ЩЕкою; ОТдам ОТныне; наСТОянный СТОлетиями.
Тропы:
Понравились: «замершая постель», «расступающиеся стены», «пеленающие объятия», «реки поколений», «прочел тебе трепещущей щекою»;
Не совсем понравилось: «И нами уничтожен был и смят … настоянный столетиями яд.», я конечно понимаю, что это метафора, но смятый яд звучит как «сапоги в смятку»
Композиция
Основная мысль: «в любви нет преград», проведена сквозь аллюзии религиозно-исторических отношений.
Последняя строфа является кульминацией и раскрывает основную идею.
2. "Зеркальный Лабиринт"
Техника = 5
Форма - катрен
Размер - 4-стопный анапест
Ритм – без сбоев
Рифма – перекрестная, только мужская, разнородная, точная.
Понравились: рукавом-никого.
Художественность = 4
Тропы:
Понравились: «гнется упрямо стекло», «хилой души оголтелый двойник», «ощетинилась гладь»;
Не совсем понравилось: «озверевший циклоп» - это близко к тавтологии, циклоп и так злой; «амальгаму скребут сотни лап» - если лапы – это руки людей, тогда не вяжется с предыдущим возвышенным штилем, если лапы животных, то не вяжется с логикой.
Композиция
В стихо использовано противопоставление: не только фактическое – человек и отражение, но и композиционное – спокойный тон первой строфы и яростный второй строфы. Вывод не совсем убедителен: почему литгерой, спокойно натирающий зеркало, вдруг должен куда-то, второпях убежать?
3."Канцелярист"
Техника = 5
Форма - катрен
Размер - 5-стопный ямб
Ритм – без сбоев
Рифма – перекрестная, в основном разнородная, в основном точная.
Понравились пересечение мужской рифмовки 1-го и 2-го катрена
Художественность = 4
Стиль – юмористический, самоирония.
Надеюсь, что автор пишет, специально используя
выражения книжно-устаревшего стиля: «имею грех», «посему», «сон утрами сладок», «стяжать», «надлежащий»;
а также штампы и канцеляризмы: «отход ко сну», «произведя подъем», «лесной массив», «погодные осадки», «душевный позитив», «народных масс».
Композиция
Повествовательное рассуждение. Однако концовка не особенно эффектна и молоубедительна. Где Вы видели дворника, знающего и умело применяющего термин «канцелярист»?
4."Летать "
Техника = 5
Форма - катрен
Размер - 5-стопный ямб
Ритм – без сбоев
Рифма – перекрестная, в основном разнородная, точная.
Художественность = 3
Тропы
Не понравилось:
«Тряпкой падать в снег» - и как это, интересно, падает тряпка?
Композиция
Непонятно логическое построение 3-го катрена:
- к полету жилье никакого отношения не имеет;
- сравнение охраны крова с броском сокола – неадекватное. Сокол – хищная птица и нападает на добычу.
Понравилось антитезовое построение последней строки каждого катрена. В последнем этого нет, и он логически завершает композицию.
5."Биатлонист. Олимпиада. "
Техника = 4
Форма - катрен
Размер - 4-стопный дактиль
Ритм – без сбоев
Рифма – простейшая парная, в основном разнородная, не везде точная.
Не понравилось: неточная - огнеВой-руКой, банально-однороная – поровней-точней,
Художественность = 1
Композиция
Не понравилось:
- некорректно обращение к богу и тут же упоминание о нем в 3-м лице;
- дикое сочетание недавно введенного термина «пелотон» и давно устаревшей частицы «ужели»;
- «Бога я только об этом просил» - я так понимаю автору не удалось вставить по ритмике союзное слово «что», и у него вышло - «казнить нельзя помиловать»
- «Резким движеньем винтовку рукой» - и КУДА винтовку рукой?
- «Вспомнил некстати улыбку жены» - если это юмор, то может иметь место, если не ирония, то … не завидую семейному положению автора ))
- «Адреналином в крови бьётся ток»??? … это не: «волны падают домкратом» и даже не: «тросом лопнула струна» ... это примерно как: «Ехал Ваня на ремне, Вез собачку на окне»
6."Летать "
Техника = 4
Форма - восьмистишие
Размер - 3-стопный дольник
Ритм – без сбоев
Рифма – ABACABAC; AВCDAABD; ABCDABCD
Как видим в каждом восьмистишии – своя, причем во 2-м восьмистишии еще и 3-я строка незарифмована.
Есть авторские находки: выбор-Выборг, а есть и глагольная рифмовка.
Художественность = 5
Фонетика
Понравилось:
- звукоповторение: ЧАЯ, ЧАЮ, слуЧАЕн, неЧАЯнно, ЧАЙный, не-о-бы-ЧАЙно, пеЧАльный.
- аллитерация: «а на бЛюдце Лежит Лимончик»,
- ассонанс: «АрОмАтный не-О-бы-чАйнО»,
- анафоры:
«я СМАКУЮ словечка кончик -
и МАКАЮ в бокал вина.»
«ЧАЮ Я, не случаен выбор...
Я неЧАЯнно полюбила»
- игра слов: кофе - кайфовый; пончик – изюмительный.
7."Лето спряталось в шкаф "
Техника = 5
Форма – верлибр … значит ни о какой технике стихосложения и речи быть не может … хотя:
Ритм -
Имеем 8 строф.
2-ст Анапест
2-ст Анапест
3-ст Амфибрахий
6-ст Амфибрахий
4-ст Амфибрахий
6-ст Дактиль
4-ст Хорей
3-ст Амфибрахий
2-ст Амфибрахий
4-ст Амфибрахий
3-ст Амфибрахий
4-ст Дактиль
3-ст Дактиль
3-ст Дактиль
6-стопный Дольник
3-ст Дактиль
3-ст Дактиль
3-ст Амфибрахий
3-ст Дактиль
3-стопный Дольник
5-ст Амфибрахий
3-стопный Дольник
4-ст Амфибрахий
3-ст Амфибрахий
3-ст Амфибрахий
3-ст Амфибрахий
2-ст Амфибрахий
3-ст Амфибрахий
3-ст Амфибрахий
3-ст Амфибрахий
3-ст Амфибрахий
3-ст Амфибрахий
3-ст Дактиль
3-ст Амфибрахий
3-ст Амфибрахий
3-ст Амфибрахий
4-стопный Дольник
3-ст Амфибрахий
Как видим, ритм в строках присутствует, преимущественно амфибрахический.
Рифмы, как и положено, нет и быть не должно.
Художественность = 5
Фонетика
Понравилось:
- звукоподражание ТИШИНЕ: «Лето спряталось в Шкаф и лежит тиШе мыШи – в коробках, на полках, в Шуфлядках;
- анафора:
«А это воспоминанья –
О ЛЕТЕ, о солнце, жаре небывалой,
что в этом году нас постигла,
О КОЖЕ с отливом бронзы,
О ВЕТРЕ, что юбкой играет,
О СОЛНЕЧНЫХ СТРЕЛАХ»
«НЕ ВЕРИШЬ, что лето настанет?
НЕ ПОМНИШЬ, что это такое?»
Композиция
Описание. Закольцовано начало и окончание. Эмоциональная составляющая на высоком уровне. Подчеркивается, в том числе и восклицательными знаками.
8."Соната весны "
Техника = 5
Форма - катрен
Размер - 3-стопный дольник
Ритм – без сбоев
Рифма – перекрестная, в основном разнородная, в основном точная.
Понравилась: весна-сонат, оркестра-престо.
Художественность = 4
Фонетика
Стихо построено на увеличении музыкально-эмоциональной составляющей от пианиссимо до фортиссимо:
Сначала «осторожные шаги», затем «звенит мотивами сонат», потом «новояз
кошачьего оркестра» и окончание «Фортиссимо и престо».
Тропы
Сравнения
Понравилось сравнения прихода весны с: «тихим ропотом берегинь», «ненавязчивым комплиментом».
Интересное сравнение с «осторожными шагами ночного гастролера».
Непонятно, как минимум сравнение с «уходом за уходящим»? Весна – это возрождение! При чем тут «хоспис»??
9."Я придумаю себе Бога"
Техника = 2
Форма - катрен
Размер – чёрти что и сбоку бантик!
Автор пытался писать, по всей видимости, 3-стопным анапестом, но без сбоев в ритме это ему удалось только в 3-м и 4-м катренах.
Ритм – не хватает по 1-му слогу в 1,2,3 строке 1-го катрена; 1 строке 2-го катрена; 1 строке 5-го катрена.
Рифма – перекрестная, в основном банальная или неточная.
Художественность = 4
Фонетика
Понравилась аллитерация: золоЧЕНЫМ, толЧЕНЫМ.
Не понравилось: «себе Бога» - звучит как сеБЕБОга.
Композиция
Стихотворение построено в виде рассуждения. Начало и окончание закольцовано для усиления основной мысли. Усиливает эмоциональную составляющую и повторы слов: «И заплачу, заплачу, заплачу».
Не понравилось: «Изувечу все ноги свои». Все свои 2 ноги? Или сколько?
10."Пути души"
Техника = 5
Форма - катрен
Размер – 3 стопный ямб.
Ритм – без сбоев.
Рифма – кольцевая, точная, есть однородная, в т.ч. и глагольная.
Художественность = 4
Фонетика
Понравилась аллитерация: «ТеЛЕсной кЛЕТи», «Плоти Путы», «Земные Злодеянья»
Не понравилось выражение - «Порвав земное круто». Не вяжется «круто порвав» и «вериги, воздаяние».
Тропы:
Понравилось
«Вериги: Земные злодеянья». Кратко и ёмко!
Не понравилось
- «Душа … бескрылой птицей бьется.» Представим: поймали птицу-душу, отрубили ей крылья и засунули в тело-клеть. Доктор Моро был гуманнее.
- «Жизнь – срок для заключенья.» Этот тезис случайно не из «Клуба самоубийц» Стивенсона?
Композиция
Рассуждение о мытарствах души. Но необоснованное какое-то. Может какой-нибудь душе и в чьем-либо теле и тяжко, но не всем – это уж точно! А автор пытается обобществить и сделать единый вывод, что всем душам тяжко в теле – нужно скорее умереть и воспарить к Богу …
11."Ангел-хранитель поэзии"
Техника = 4
Форма - катрен
Размер – 5 стопный дактиль.
Ритм – без сбоев.
Рифма – перекрестная, только дактилическая, точная, есть разнородная.
Понравились: «поэзии – полезные», «глагольные-меланхолии». Остальные довольно банальны.
Художественность = 3
Фонетика
Длинномерное стихотворение с дактилическими рифмами … песенно-некрасовские мотивы … меланхолия.
Композиция
Рассуждение с элементами повествования.
В двух словах: Автор правит свои стихи. Спускается Ангел и говорит: «Молодец! Хороший мальчик, учись прилежно, станешь Некрасовым!»
«Ангел - хранитель поэзии» - это христианский аналог Эвтерпы? Смело!
Тропов нет, ангел и тот – явный.
«Светлое ТАКОЕ одеяние» - это какое ТАКОЕ?
Концовка – ну никакая: «Хороший мальчик берет с полки пирожок и говорит Спасибо». Ангел улыбается, прячет золотое перо и воспаряет в небо …
12."Этюд по-мокрому"
Техника = 5
Форма - катрен
Размер – дольник:
4-х ст дольник
3-х ст дольник
3-х ст дольник
4-х ст дольник
Ритм – без сбоев.
Рифма – кольцевая, точная, в основном разнородная.
Художественность = 5
Фонетика
Звукоповторение: дИВНА ноВИзНА; голуБИЗНА БЕЗ ДНА; КРАПЛак в ПРоТАЛинах.
Композиция
Описание. Метафора проявление весны, как процесс написания картины акварелью. Весьма креативно и ярко.
13."Зов предков"
Техника = 5
Форма - катрен
Размер – 4 стопный дольник.
Ритм – в строке «Как с креста, с прекрасных женщин снятые» - не хватает 1-го слога.
Рифма – перекрестная, дактилическая и мужская, точная, есть авторская.
Понравились: терзЗАЕМ веСЬ – осяЗАЕМоСтЬ, тОРГАми – ОРГАне.
Художественность = 5
Тропы
Понравились:
- сравнения: «сохранен, как в янтаре», «как с креста, с прекрасных женщин снятые»
- эпитеты: «дохленькая нравственность»,
- эвфемизмы: «Не ржавел давно несмазанный засов», «И тупятся прежде острые клинки…»
Не очень понравилось – «накопленные мудрости». Слово мудрость во множественном числе к одному литгерою не очень применима.
Фонетика
Понравилась:
Речь ведется от одного литгероя и
- аллитерация: «пеРСей цаРСтвенность», «Ты Ж тоЖе Женщина!»
Композиция:
Юмористическое рассуждение на пикантную тему без тени пошлости с умело вплетенными эвфемизмами.
14."Мы рядом"
Техника = 2
Форма – катрен, хотя сцеплен в восьмистишие.
Размер – вроде бы дольник …
- хотя в первом катрене: 1-я, 2-я строка - 4-стопный ямб; 2-я, 4-я строки – 3 стопный анапест
Ритм – стих не силлаботоничен
Рифма – если считать, что рифма кольцевая, то 2-я и 3-я строки катренов незарифмованы, а где есть рифма, то она неточная, в общем, стих больше верлибр напоминает
Художественность = 3
Композиция
Пафосное рассуждение. Я так понимаю о событиях на Украине, но идет отсыл к Белоруссии. Хотя написано на русском языке … с упоминанием о скифах …
Непонятно:
- «Остановите, вы идеи!» Что сразу ВСЕ идеи нужно остановить?
- «Дайте просто взрастить племя!» Какое племя? «Младое, незнакомое»?
- «Идеальное время судьбы…» Для кого идеальное? Для скифов??
Тропы
Непонятно: «Аргонавты великой любви»? Типа первопроходцы любви? И к чему это в политизированном стихо?
15."Продаётся дом"
Техника = 3
Форма - катрен
Размер – 5 стопный амфибрахий.
Ритм – не хватает 1-го слога в первой строке 3-го катрена.
Рифма – перекрестная, не очень точная.
Не понравилось:
- мебель-оленем; память-миражами; бреду-лбу; шмели-они.
Художественность = 4
Тропы
Понравилось:
Олицетворение – «В усталых глазах помутневших от времени окон»
Сравнение – «В потёртое кресло я погружаюсь, как в память»
Эпитет – «бездны немой»
Непонятно:
- «над ближними суд безо всяких сомнений верша». Зачем вершить суд над ближними? Или это аллегория?
Композиция
Затянутое ностальгическое описание.
Фонетика
Не понравилось:
- «и иномарки», тем более притянутое для рифмы к слову «овчарки», так как в логическом ряду повторяются только эмоциональные составляющие …
16."Палач"
Техника = 4
Форма – 3 строфы по 7 – 8 – 7 строк
Размер
3 стопный амфибрахий
3 стопный амфибрахий
2 стопный дольник
2 стопный дольник
3 стопный дольник
3 стопный дольник
3 стопный дольник
3 стопный амфибрахий
3 стопный амфибрахий
3 стопный дольник
3 стопный дольник
2 стопный амфибрахий
2 стопный амфибрахий
2 стопный дольник
2 стопный дольник
3 стопный амфибрахий
3 стопный амфибрахий
3 стопный ямб
2 стопный амфибрахий
3 стопный дольник
2 стопный дольник
Рифма – только мужская: AABBBBB; AABBCCDD; AABBCCC
Понравилась: «палач-плач», «смог-смолк-долг-волк», «проста-христа», «смерть-сметь», «спит-спирт»
Ритм – маршевый, но разнотактовый.
Художественность = 3
Композиция – рассуждение с элементами бытового описания.
Фонетика
Рубленые фразы в конце строк придают эмоциональное усиление. Хотя читается и как детская считалка.
Тропов – практически нет.
17."Соловей"
Техника = 4
Форма - катрен
Размер – 3 стопный анапест.
Ритм – без сбоев.
Рифма – перекрестная, в основном однородная, в основном точная.
Не понравилось:
- струНУ-цвеТУ
Художественность = 4
Композиция
Пейзажное описание.
Тропы
Понравилось:
Аллегория - «Мир накрытый небесной волной»
Эпитет – «зеленое счастье»
Не понравилось:
«Мертвый пепел сожженных сердец» - слишком анатомично.
18."Диковинный зверёк"
Техника = 5
Форма - катрен
Размер – 5 стопный ямб.
Ритм – без сбоев.
Рифма – перекрестная, только мужская, разнородная, точная.
Понравилось – «ладонь-худой», «песка-искать», «голова-давай», «пращи-пищит».
Художественность = 5
Композиция
Метафорическое рассуждение. Идея оригинальна.
Тропы
Не совсем понравилось «зубками … мельчит до состояния песка». Ассоциации со «скрежетом зубовным», но отнюдь не с лаской-лакомством.
---------------------
Олег Nigilist
Свидетельство о публикации №114030705946
Выверенно, просчитанно, чётко, изюмительно!
Если можно, напишите параметры оценок и ощущений мне на электронную почту.
Мари Полякова 10.03.2014 00:04 Заявить о нарушении
при этом умудрилась занять какое-то место и стать.....членом жюри.
Мари Полякова 10.03.2014 00:31 Заявить о нарушении