Семинар. Японский Сонет
Предлагаю всем любителям Японского Сонета поучаствовать в семинаре, чтобы ближе ознакомиться с данным жанром поэтической формы.
Пределагаю вашему вниманию выдержки из статей, размещённых по адресам:
http://www.stihi.ru/avtor/otogiboko
http://irinaostudina.ucoz.ru/forum/8-603-1
Возьмём их за основу компиляции, не посягая на право авторской собственности.
Итак, давайте ознакомимся с теорией.
«ЯПОНСКИЙ СОНЕТ-РЭНГА или "АЛЬБОМНЫЙ" СОНЕТ В ВОСТОЧНОМ СТИЛЕ - форма новая: 3 шага (2 хокку + 4 строчки, являющиеся, по сути, двумя связанными между собой по смыслу двустишиями) подразумевают право на самостоятельное существование каждого хокку, и в то же время неотделимость их друг от друга в контексте общей идеи произведения.» (с)
«Японский сонет - твёрдая поэтическая форма: стихотворение из десяти строк, образующих два трёхстишия-терцета и одно четверостишие-катрен. Основным стихотворным размером для японского сонета является дактиль» (с)
Метрическая схема: 5-7-5 / 5-7-5 / 7-5-7-5 (указано количество слогов в каждой строке).
Ударная дактилическая схема:
! ~ ~ ! ~
! ~ ~ ! ~ ~ !
! ~ ~ ! ~
! ~ ~ ! ~
! ~ ~ ! ~ ~ !
! ~ ~ ! ~
! ~ ~ ! ~ ~ !
! ~ ~ ! ~
! ~ ~ ! ~ ~ !
! ~ ~ ! ~
Ударная ямбическая схема:
~ ! ~ ! ~
~ ! ~ ! ~ ! ~
~ ! ~ ! ~
~ ! ~ ! ~
~ ! ~ ! ~ ! ~
~ ! ~ ! ~
~ ! ~ ! ~ ! ~
~ ! ~ ! ~
~ ! ~ ! ~ ! ~
~ ! ~ ! ~
Ударная хорейная схема:
! ~ ! ~ !
! ~ ! ~ ! ~ !
! ~ ! ~ !
! ~ ! ~ !
! ~ ! ~ ! ~ !
! ~ ! ~ !
! ~ ! ~ ! ~ !
! ~ ! ~ !
! ~ ! ~ ! ~ !
! ~ ! ~ !
«Японский Сонет (рэнга), или Русский Альбомный Сонет в восточном стиле, появился в 2006-м году в России и очень быстро нашёл своих сторонников и свою аудиторию.
Давно известно, что «по образцу традиционных твердых форм могут создаваться и новые, нетрадиционные. Однако для того, чтобы они ощущались в качестве таковых, нужно, чтобы такие стихи или производились сразу в большом однообразном количестве, или имели достаточно четкое и сложное строение, легко воспринимаемое как формальное задание. Лучше всего для этого годятся рефренные формы». (М.Л. Гаспаров)
Рождение данной рефренной формы тесно связано с японской поэзией хайкай-но рэнга (нанизанные строфы), но, в отличие от хокку (первой строфы, как правило 36-ти строфного произведения), были взяты первые четыре строфы или десять строк. За счёт этого расширились возможности внутреннего наполнения миниатюры. Теперь, кроме пейзажных строк (ба-но ку), автор может, не нарушая канонов, описывать, как от первого так и от третьего лица, человеческие чувства (ниндзе-но ку), использовать переходные фрагменты, имеющие неопределенно промежуточный характер (енкумэ).» (с)
**
Итак, мы ознакомились с первоосновой сложения Японского Сонета.
Мы знаем, какой должна быть внешняя структура стихотворения.
Мы знаем, что наши возможности (по сравнению с хокку) расширены:
1. Мы вольны решать, соблюдать нам рифму или нет.
2. Мы можем излагать текст от первого и третьего лица.
3. Мы можем использовать метафоры.
Надеюсь, что теперь мы смело можем пробовать наши силы в сложении Японского Сонета, который по сути является симбиозом двух литературных культур, способствующим обогащению нашей отечественной поэзии.
Анна Верба
5 марта 2014
Если у кого-то есть вопросы или желание высказать свой взгляд на данную тему – пожалуйста, можно изложить свои мысли в рецензиях.
Свидетельство о публикации №114030503300
Спасибо Анне за семинар.Мне было интересно.
Никогда не писала ни хокку, ни ЯС, извините, если что не так.
В следующий раз
свечи хвойный дух
мандарины на столе
здравствуй, новый год
песни нежат слух
фейерверки за окном
празднует народ
старики уже не ждут
сон бесцветных глаз
дети может быть придут
в следующий раз
Ольга Шаблакова 24.03.2014 02:10 Заявить о нарушении
Отчего печальны песни соловья?
девушка грустит
смотрит с нежностью в окно
звездный хоровод
соловей свистит
ей невидимый темно
песня для кого?
отчего страдая так
выплеснул тоску
вьется локон по виску
очень дорог враг
Ольга Шаблакова 24.03.2014 02:11 Заявить о нарушении