Стихополотно. Мозаика и калейдоскоп

     Мозаика
     Михаил Тищенко

     Нельзя сложить мозаику из цветного стекла,
     драгоценностей и обломков скал.
     Нельзя совместить разные желания непохожих людей.

     Можно только идти вперед и надеяться,
     что найдется, кто предпочтет твои желания
     или для кого ты захочешь пересмотреть свои.

     Чтобы они сложились в мозаику.
     © Михаил Тищенко, 2018


Мозаика и калейдоскоп


   Искусство мозаики возникло как неотъемлемая часть общего развития любой из древних цивилизаций, создающей предметы пользования и облагораживающей среду обитания. Мозаика – это узор, выполненный из однородного материала, кусочков камня или стекла. Фактически мозаичную картину можно создать из любого камня, наделенного схожими в обработке свойствами - самыми применяемыми являются оникс, яшма и мрамор.  Musirum или opus musivum - произведение, посвященное музам, –  именно так мозаику называли на латыни древние римляне. Сложенные из кусочков разноцветных натуральных камней, смальты и керамики изображения, действительно, становились произведениями искусства.

    История мозаики начинается с Древнего Востока   –  дворцы и храмы украшались мозаикой с геометрическими мотивами, выложенными из обожженных глиняных палочек или необработанной гальки, потом на смену пришло цветное стекло, цветовая гамма стеклянных камешков позволяла достигать небывалой раньше живописности и реалистичности изображения. От примитивных и контурных изображений отошла мозаика Древнего Рима. Мозаика становится излюбленным видом напольного декора интерьеров и внутренних двориков. Роскошными коврами из кусочков цветного мрамора декорировались помещения. Высочайшим расцветом мозаичного искусства стала эпоха Византийской империи и основным материалом стала смальта с достаточно сложной технологией (смальта  –   прямоугольные кусочки очень плотного и непрозрачного стекла разного цвета).

    Мозаика была распространена во всем мире. Мозаика на Руси всегда была признаком роскоши и царственной власти. Как известно из исторических летописей первые мозаики набирались византийскими мастерами, но спустя пятьдесят лет набор мозаик делали русские мастера. В дальнейшем, в связи с татарским нашествием и разорванными связями с Византией возникла историческая пауза в развитии этого искусства на Руси. Только в XVII веке М. В. Ломоносов сделал попытку возрождения этого трудоемкого, царственного искусства. Его заслуга в том, что он опытным путем, нигде не заимствуя разработал технологию варки смальты и поставил это производство фактически на промышленную основу. В советское время мозаика, лишившись элитарной и храмовой принадлежности, была переориентирована на дворцы для народы – дома культуры, вокзалы, метро. Дорогостоящий и ценный материал – смальта по стечению обстоятельств, стал чуть ли не стройматериалом.

    Современная мозаика, как вид искусства складывает свое лицо параллельно с процессом формирования классов общества, отвечая на государственный и частный заказ. Мозаика по- прежнему элитарна, она способна удовлетворить требования, как материального, так и духовного характера. Разнообразие современных материалов, предоставило возможность широкого выбора техник и стилей в изготовлении мозаик. И сегодня как никогда профессионализм и мастерство художественной мозаики зависит от умения автора включиться в живой процесс формирования современной архитектурной среды.

    Мозаика, как искусство жить, вошло и в наше мировоззрение, в наше отношение к окружающему миру, и к самому себе. Мозаичное мировоззрение  –  цветные «камешки» (знания, явления, факты, события) укладываются в целостное мозаичное полотно. Все взаимно обусловлено и взаимозависимо. Без хаоса. Мировоззрение «калейдоскоп» – хаотично, ничто не связано ни с чем. «Камешки»-события этого калейдоскопа изменяются вокруг человека по мере того, как крутится жизнь и «подбрасывает» новые факты и сотрясает человека стечением обстоятельств.

    И детскую игру «Мозаику» помню. И игрушку Калейдоскоп. Эту яркую и вроде бы простую, но завораживающую детскую игрушку придумал в 1816 году шотландский физик Сэр Давид Брюстер, которого  с самого детства интересовался свойствами стекла и света. Изобретение Брюстера  появилось в магазинах и «раскрасило» жизнь  представители всех классов и сословий, радостно наблюдавших за причудливыми узорами, которые никогда не повторялись. Давать калейдоскоп в подарок стало доброй  традицией.

    Калейдоскоп не просто игрушка  –   это философия. Калейдоскоп сравнивают с мандалой. Есть даже легенда, что египтяне впервые создали во время своих медитаций нечто вроде калейдоскопа, использовав тщательно отполированные осколки известняка. Поэтому особенно преданные своей страсти коллекционеры и художники, любят наделять калейдоскопы какой-то магической силой воздействия на человека. Они говорят, что калейдоскоп вдохновляет ум и пробуждает сердце. Существуют целые направления медитации с калейдоскопом, люди медитируют, разглядывая узоры, есть даже специальное обозначение – медитоскоп, который перешёл в чакроскоп. Чакроскоп придумала и создала Мэрил Энн Батлер, художница, увлекающаяся теорией цвета и ее воздействия на организм человека. Традиционные цвета, используемые в калейдоскопах, отвечают за определенные участки в чакрах и теле человека. Мэрил Батлер добавила еще четыре цвета, которые традиционно отвечают за женское начало (серебряный), мужское начало (золотой), перерождение (фуксия) и любовь (розовый). Упражнения с чакроскопом, по мнению Батлер, позволяют человеку открыть свое «внутренне зрение». Калейдоскопы используют и в медицине. Разглядывание узоров в калейдоскопе, успокаивает нервы, снимает напряжение и стресс. Сейчас в Америке и Европе такой метод лечения уже не является экзотическим.  Калейдоскоп используют музыканты и композиторы, настраиваясь на игру или улавливая появившуюся в мыслях новую мелодию. Считается, что каждому цвету соответствует музыкальная нота: наблюдая узоры в калейдоскопе, видишь музыку.

    Удивительно,  калейдоскоп  –  отдельный, огромный мир, мир людей, ушедших за игрой цвета и форм. Существует несколько типов калейдоскопов. Классический калейдоскоп: система зеркал, в которой отражаются разноцветные кусочки стекла. Телейдоскоп – вместо пересыпающейся мишуры в телейдоскопе стоит обычная линза, а мозаика состоит из предметов окружающего мира. Гибрид калейдоскопа и телейдоскопа – картинка состоит и из стекла и из предметов окружающего мира. Параскоп, в котором можно наблюдать объемную картинку. И масляный калейдоскоп, где вместо кусочков стекла – трубка, заполненная маслянистой жидкостью с разнообразными кристалликами.  Форм и видов калейдоскопов множество, некоторые из них – настоящие произведения искусства.

    Очень поэтично назван калейдоскоп в «Толковом словаре» В.Даля: «Узорник – это трубка, с двумя зеркальцами клином, где цветные стекляшки отражаются узорною звездою, переменною, при всяком движении или обороте трубки» . Калейдоскоп – это источник вдохновения,  это генератор положительного поля, способен создать настроение, разогнать тоску, улучшить самочувствие.

    Любопытно, я просмотрела разную информацию в Интернете. И вывод у всех такой: сейчас в обществе доминирует калейдоскопическое мировоззрение и это плохо. Люди  не видят связей между тем, какую информацию они ежедневно потребляют и последствиями для себя, своих семей и общества в целом. Калейдоскоп в голове не только делает людей неспособными просчитывать последствия своих поступков и окружающих процессов, но ещё позволяет управлять, манипулировать людьми в своих корыстных целях, ведь достаточно внести в такое калейдоскопическое мировоззрение новый факт, как оно всё меняется, как в одноимённой детской игрушке при повороте трубы стекляшки создают новый неповторимый рисунок.  Доминирование в обществе калейдоскопического мировоззрения, убивающего мечты и смысл жизни  –  основная причина распространения всех социальных недугов в обществе. Калейдоскопическое мировоззрение – это следствие окружающей нас культуры, которую мы впитываем с измальства. Она формирует наши мировоззренческие и самое главное нравственные установки. Речь не только о произведениях искусства, но о всей той информации, которую старшее поколение передаёт младшему – принципы морали в обществе, принципы экономики, модели поведения, образы с телеэкрана, фотографии в газетах и соцсетях, даже архитектурные решения – формируют определённый тип мировоззрения в людях.

    Отличие калейдоскопа от мозаики в том, что удаление, добавление и просто перестановка составляющих элементов в калейдоскопе принципиально меняет всю картину, всё представление об окружающем мире. А в мозаике добавление, удаление, перестановка элементов принципиально всю картину не меняет, она остается узнаваемой и, по желанию, может быть восстановлена, уточнена, дополнена. Я не берусь судить, что лучше, мозаика или калейдоскоп. Мне нравится и то, и другое. Когда хочется поработать мозгами и руками, можно заняться кропотливой мозаикой… Когда хочется отдыха, хочется просто смотреть в калейдоскоп и восхищаться красотой и цветом узора окружающего мира… Главное, чтобы я понимала, что все узоры слагаются из одних и тех же маленьких элементов, «цветных камушков», но в разных средах они «играют» по-разному…

   В наше время есть картины, которые смотрятся единым целым, а на самом деле состоят из мелких фотографических фрагментов. Картины – фотоколлажи уже нельзя назвать редкостью, они доступны как для самостоятельно изготовления, так и на заказ в профессиональных мастерских из набора фотографий заказчика.  Когда я заинтересовалась темой про мозаику, читая Ваш стих, Михаил,  то вышла на сайт обработки фото онлайн, https://www.imgonline.com.ua, где можно готовую картинку представить в новом виде: например, сделать фото-мозаику из множества картинок  Интернета с выбранной тематикой или попробовать эффект калейдоскопа.  Прикольно, обработала разные фото… Конечно, в калейдоскопе уже труднее увидеть собственный облик, но всё же, прекрасный узор – из собственных частей…

   С уважением и интересом к теме,
    Ирина

–  Ира, очень интересный очерк получился! – ответил Михаил. – Получается, что калейдоскоп - это интимный полет фантазии, которой нельзя ни с кем поделится, а мозаика - это то, что доступно и другим... Мозаика - это застывший калейдоскоп, причем понимаемый, прочитываемый похожим образом, как минимум, несколькими людьми...



Чистое одиночество
Светозар Ясный

                Отклик на «Одиночеством» (Марриэль)
                http://www.stihi.ru/2018/05/08/813


 ... меня здесь нет... и нет нигде...

 ... лечу я в плотной пустоте...

 ... сквозь толпы лиц...

 ... без всякого стремленья...

 ... играю блиц...

 ... в ловушке безвременья...


Чистое одиночество - это одиночество чистого сознания,
без проявлений психических переживаний, чувств и эмоций.
08.05.2018
© Светозар Ясный, 2018

–  А Вы такое переживали состояние, Светозар? А у меня в Виртуале уже никаких чувств и эмоций, тем более стремлений...

    Наткнулась сейчас в Инете на такой диалог:

— Где я?
— В игре.
— Кто я?
— Чистое сознание.
— Зачем я здесь?
— Обогащаться различным опытом бытия.
— Есть ли во всём этом смысл?
— Огромный, глубинный и бесценный.
— Что поможет мне «здесь»?
— Любовь, юмор, настойчивость, память о Доме и настоящей истине.
— Бываю ли я одинок?
— По-настоящему никогда, вся Вселенная внутри тебя и везде вокруг тебя. Я — это ты, а ты — это я. Хорошей игры тебе...

–  ... вот и встретились два чистых одиночества... :) На самом деле каждый играет сам с собой. Остальные просто фон. :)

–  Сам с собой... Возможно, но как-то всё это мне трудно ещё понять...

–  На меняющемся фоне собираю свою цветную мозаику... изменяется фон - собираю новую мозаику, как мне понравится.

–  Надо же, я как раз читала стих про мозаику, в котором говорится, что нельзя сложить мозаику из разных, непохожих материалов, например, обломков сказ, стекла и драгоценностей, нельзя совместить желания непохожих людей... Хотя, почему бы и нет... Но, всё же, нам хочется в мозаике красивого узора. Конечно, он получается не из каждого материала... И, всё же, элементы для своей мозаики не только мы собираем, нам их дарят другие люди. Во этот "камушек" - от мамы, этот - от папы, этот - от Святозара (подходит к моему узору) и так далее...

–  Остальные - только фон? Их частички в моей мозаике...

–  ... да, трудно отделять феномены чистого сознания от телесно-психических переживаний... :)

–  А надо, отделять? Для чего?

–  ... для достижения чистого одиночества...  – отвечает Светозар.

–  Чистое одиночество, чистое сознание... Пыталась с Интернетом понять, что это... Не врубилась. Поняла, смутно, что это типа когда вживаешься в определённый образ, например, некого Божества, и на мир смотришь глазами этого божества...

–  ... у индусов в эзотерических учениях есть образ малыша, который весело играет
 на пустынном берегу Океана и собирает из цветных камушков разные узоры... :)

–  Возможно, малыш подрастёт и ему надоест эта однотонная, долгая игра из камушков, ему станет тоскливо... Он захочет быстрой смены цветных узоров привычных камушков, сидя в домашнем кресле, а не на берегу... На смену мозаики придёт калейдоскоп... Новый источник вдохновения...

    Не берусь судить, что лучше, мозаика или калейдоскоп. Когда хочется поработать мозгами и руками, можно заняться кропотливой мозаикой, а когда хочется отдыха -смотришь в калейдоскоп и восхищаться красотой и цветом узора окружающего мира. И я понимаю, что все узоры слагаются из одних и тех же маленьких элементов, «цветных камушков», но в разных средах они «играют» по-разному…

   На днях заинтересовалась темой про мозаику и вышла на сайт обработки фото онлайн, http://www.imgonline.com.ua, где можно готовую картинку представить в новом виде: сделать фото-мозаику из множества картинок Интернета с выбранной тематикой или попробовать эффект калейдоскопа. Любопытно, обработала разные фото с человеческим обликом. Конечно, в калейдоскопе уже труднее увидеть собственный облик, но всё же, прекрасный узор – получился из собственных частей…

   "И на мир смотришь глазами этого божества...", а что получается... Каждому времени и пространству - свой Бог... Нда, неплохо научиться смотреть на Мир глазами этого божества...



Соавторы: Светозар Ясный, Ирина Петал, Михаил Тищенко
Авторские страницы:
Михаил Тищенко http://www.stihi.ru/avtor/privete
Светозар Ясный  http://www.stihi.ru/avtor/consultmet
Жанр: рецензия на виртуальное произведение
Вдохновение:  от произведения Михаила Тищенко (портал Стихи.ру)
Дата и время рождения:  23.05.2018 -28.05.2018   
Форматирование текста: 27.05.2018
Место рождения:  «Чистое одиночество» (Светозар Ясный) , « Мозаика» (Михаил Тищенко)
Адрес рождения: http://www.stihi.ru/2018/05/08/8577http://www.stihi.ru/2018/05/21/4628




ОСНОВНЫЕ АТРИБУТЫ БЫТИЯ:
1) Материя - информация - мера. Мозаичное восприятие Мира.
2) Материя - энергия - пространство - время. Калейдоскопное восприятие Мира.
© Эрнст Непомнящий  http://www.stihi.ru/avtor/ernst5




Женщина и Зелёная Тара
Автор: Игорь Муханов
Авторская страница: http://www.proza.ru/avtor/peresvetm


Желая попасть в Селенгинскую долину, где жили её родственники, одна женщина испекла лепёшек, сложила их в сумку и стала подниматься на перевал Тойон.
Этот перевал, на вид самый обыкновенный, пользовался дурной славой у людей. То лошадь на нём падёт, то овца исчезнет, то человек, споткнувшись о камень, сломает ребро. Каких только бед на этом перевале не происходило!
Женщина благополучно достигла перевала, и вдруг почувствовала беспокойство. Мурашки забегали по её коже, волосы зашевелились под платком. Желая себя защитить, женщина принялась читать мантру, посвященную Зелёной Таре.
Читала она эту мантру с ошибками, поскольку слышала её давно. Ещё в своём детстве, от дедушки, и помнила не все слога.
Когда женщина миновала перевал, к Хозяину горы Тойон явился Хозяин горы, расположенной по соседству. Раздвинул облака, словно шторы, и спросил:
– Сумел ли ты навредить этой женщине?
– Женщине? – удивился Хозяин горы Тойон. – Какой? Прошла Зелёная Тара, которая сияла красотой. Но почему-то хромала на одну ногу!


ДОЖДЬ ИЗ ЦВЕТОВ (бурятские буддийские притчи)
© Игорь Муханов, 2020
Первоисточник:   http://www.proza.ru/2020/03/09/340



Рецензия на «Женщина и Зелёная Тара» (Игорь Муханов)

Умеют же женщины пускать пыль в глаза мужчинам!!! И делаться неотразимыми... И все средства хороши, лишь бы желание своё осуществить :))

С улыбкой,
Ирина Петал   10.03.2020 12:17   

Мантра Зеленой Тары (матери всех Будд): молитва для исполнения желаний и защиты. Зеленая Тара – одна из форм богини Тары, которая защищает человека от страха и любых проявлений зла. По легенде, это самая подвижная форма богини, она успевает одарить своей милостью каждого нуждающегося за один момент времени. Мантра Зеленой Тары поможет избавиться от страхов, защититься от зла, а также исполнит самое сокровенное желание.

Спасибо, Игорь, за знакомство с Богиней.
Ирина Петал   10.03.2020 12:23   


Здесь не о том. Мы становимся тем, о чём думаем. Это сокровенное знание сохранилось ещё у древних народов. Думая о Ямантаке - синем быке, становимся Ямантакой, думая о Зелёной Таре - богине, становимся этим прекрасным божеством. Женщина думала о Зелёной Таре, но неправильно произносила слога мантры. И Зелёная Тара полчилась хромой, искалеченной человеческим незнанием.
Если обратиться к славянским народам, видим то же самое. У русских существует пословица: "Не полюбив человека, не узнаешь его". Говоря иначе, чтобы узнать человека, нужно в него проникнуть, им стать.
Игорь Муханов   10.03.2020 12:27   


Согласна, но Вы, Игорь, говорите об особенном состоянии человека. Чистое сознание... Когда вживаешься в определённый образ, например, некого Божества, и на мир смотришь глазами этого божества (образа)... Редкий человек на это способен. Так думать. Так вжиться.

Обычно женщина повторяет молитву (мандру) как защитный звуковой механизм, мне так думается... Может, конечно, так оно и происходит мгновенно на подсознательном уровне - вживание в образ...
Ирина Петал   10.03.2020 12:50   




***
Корнеев Михаил: литературный дневник
Сознание написало сценарий и создало весь этот спектакль, называемый Жизнью.
Сознание играет все роли, распространяя себя во всех персонажей и действуя через каждого из них.
И Сознание же наблюдает этот спектакль, не будучи затронутым им.
Это шоу одного актера, непревзойденная Божественная Игра с ее чередующимися
комедиями, трагедиями и всеми остальными проявлениями.


Посредством эго Сознание направляет тебя туда, где тебе нужно быть согласно сценарию.


Всё, что происходит в любой момент времени в любом месте вселенной, полностью соответствует сценарию. Р.Балсекар.


© Copyright: Корнеев Михаил, 2021. http://stihi.ru/diary/korneevmikhaii/2021-08-26


Рецензии