Глава 18 Пробуждение в Эдинбурге

(Черновик перевода)
Успех американских евангелистов на Севере Англии привёл к изучению их методов и,  после некоторых колебаний, они были приглашены в Эдинбург и имели  своё первое собрание в Музыкальном Холле, самом большом в городе, в воскресенье 23 ноября 1873 года.
Мистер Муди в этот вечер чувствовал себя нездоровым и почтенный Д.Х.Вилсон  с мистером Сэнки провели вечер сами,  но на следующий день  орган мистера Сэнки вышел из строя и мистер Муди провёл вечер сам. К открытию собрания, не только зал был заполнен до отказа, но и прихожая, и все коридоры, и все ступеньки. Несколько тысяч человек вынуждены были возвратиться домой, так как не было никакой возможности войти.
В рабочие дни, после этого вечера, служения проходили в Барэлей Фри Церкви и каждый дюйм, в зале этой просторной церкви, в продолжение всех вечеров, был занят присутствующими.
Ежедневно собиралось около двух тысяч человек. В воскресенье, не следующей неделе были проведены специальные собрания в трёх церквях: в Барэлей  - начало в шесть часов, во Вьюфорт – в семь и в Фаунтанбридж – в восемь. Далеко до начала объявленного времени, все три церкви были переполнены людьми и сотни не вместившихся, вынуждены были уйти.
На следующей неделе служения проходили в Братон Плэйс Юнайдэт Пресвитериан  Церкви и число посетителей увеличивалось.
«Служение постепенно набирает силу, достигая, наконец,  кульминации», -  сказал писатель в Эдинбурге, в «Дэйли Ревью»,  «в речи мистера Муди, сказанной простым языком, с которой он обращается к людям, открывая правду, есть что-то схожее с речью Иисуса.  Столько в ней искренности и чистоты, достигающих сердец и совести.»
Мистер Муди абсолютно свободен от всего напускного или показного;  он говорит, как человек,  полностью уверенный в своей правоте и до глубины души уверенный в том, что его послание будет принято. Его описания и характеристики в приводимых примерах – предстают живыми картинами. Его память богата яркими иллюстрациями, которые помогают понять и запомнить всё, о чём идёт речь. Это не экстравагантность, но умение произвести неизгладимое впечатление на слушающих.  На вечерах вопросов и ответов, многие, от сорока до семидесяти человек просили молиться о них. Здесь были люди всех классов и сословий из Эдинбурга и его окрестностей.  Духовное пробуждение началось в сердцах, отягченных грехом и тоскующих о спасении. Очень многие вышли из темноты заблуждений и вышли на свет, продолжая свой путь «радуясь.»
В Эдинбурне, как и в каждом городе, где проходили такие собрания,  были организованы ежедневные полуденные молитвенные собрания. Глубокий интерес к этим собраниям проявлялся двумя путями.  Во-первых – количеством поданных заявлений о молитве за себя или за близких и родных, нуждающихся в благословении и исправлении. Каждый день подавалось до сотни записок, от людей отягченных бременами, нуждающихся и тоскующих об освобождении сердец. Потом, начали поступать записки с благодарениями за отвеченные молитвы, за полученные благословения.. Во-вторых  большим числом посетителей. Блее пяти сот людей пришло на первое собрание, потом, это число увеличивалось и дошло до того, что в конце первой недели  Холл на Квин Стрит стал очень маленьким для всех желающих. Иногда возникали трудности найти подходящую аудиторию. Свою церковь предлагал почтенный Александр Вайт для проведения молитвенных собраний, потом – решено было перейти в Ассамблею Свободных Церквей. Число посетителей скоро достигло тысячи, и часто превышало её. Первые пол часа отводились пению  гимнов или псалмов, после этого, были рассмотрены вопросы о молитвах , сопровождаемые замечаниями мистера Муди, в соответствии с подходящими к теме местами Писания. Во второй половине собрания – любой из присутствующих мог говорить, молиться или заказать гимн. Многие служители церквей  всех деноминаций в Эдинбурге и Леите с удовольствием делали предложения мистеру Муди, чтобы он посетил их церкви. Кроме этого, многие из них были вовлечены в евангелизационную деятельность. Другие,  после некоторых колебаний, познакомившись с мистером Муди ближе -  тоже полностью растворялись в этой работе. Очень приятно было видеть неделимый союз и братскую любовь которые  преобладали  между всеми участниками движения. Деноминационные различия совсем исчезли из виду.
Уважаемый Эндрю Томпсон, пастор Объединённой Пресвитерианской церкви в Браутоне,  говорил: « Ничего нового в доктрине и провозглашении мистера Муди нет. Это старая Благая весть – старая, но всегда свежая и молодая, как живой фонтан или как утреннее солнце, в котором сущность Христа поставлена в центр и представлена с восхитительным превосходством и особым выбором. Всё говорилось с таким убеждением,  и так впечатляло, как будто это был наш Эндрю Фаллер.  Казалось,  что он был на службе у вечности и если он не будет проповедовать, то «заговорят камни.»
На собрания приходили люди всех возрастов, от 75-ти до 11 лет, здесь были студенты, солдаты, рабочие и домохозяйки. Здесь были бедные и богатые, образованные и безграмотные  -  все искали правды, исцеления  и освобождения от греховного бремени.
На четвёртой неделе специальное собрание началось в Установленной церкви Святого Стефана, 16 декабря во вторник и продолжалось три вечера. Вход был по билетам, и каждый вечер собиралось по две тысячи человек. Председательствовал на собраниях  почтенный Доктор Николсон, были здесь служители других церквей со всей области, профессора из Университетов, юристы и даже члены парламента.
В одно из воскресений Холл Свободной Ассамблеи был переполнен учителями Воскресных школ.
Каждый из них ощущал, что его работа очень важна и прилагал все усилия для того, чтобы достичь нужной высоты и соответствовать  Христианским стандартам. Вечером это же здание было наполнено студентами. Вокруг сцены сидели профессора почти со всех факультетов Университета и  несколько преподавателей из Свободного Христианского Колледжа. Нельзя было удовлетворить всех, желающих выступить и пришлось продолжить собрание во Фри Хай Чорч, так же, как и в Ассамблее.
Профессор В.Д.Блэйки рассказывает о благословении, которое пришло на служителей города:
«Трудно сосчитать служителей, которые имели глубокий и сердечный интерес к движению. Отсутствие ревности и желание искреннего сотрудничества служителей всех деноминаций были ярко видны в этом труде. Даже тот факт, что инструментом к этому движению были иностранцы, не вносил  никаких недобрых мыслей, все были рады только тому, что народ, нуждающийся  в спасении,  получал благословения. В то же время,  все были исполнены радости за этот огромный труд, за искренние молитвы многих христианских служителей Эдинбурга, приносящие такие благословения,  которые начались через этих приезжих незнакомцев, имеющих благословение.
«Интересно было наблюдать и несколько завуалированную работу мистера Сэнки.  Его методы использовать орган были весьма разнообразны, в зависимости от состояния инструмента. Иногда, прихожане шутили, что в каждой трубе их органа сидит дьявол, настолько он был неуправляем и не настроен. Но и это приходилось преодолевать, используя его только для определения тона. Несмотря на все препятствия в этом плане, служения проходили благословенно и полезно.  Духовная посвященность в служении Богу всегда одерживала победу.»
Интерес к собраниям, проявленный в Эдинбурге повлёк за собой множество приглашений со всего Скотланда. Из церквей больших и малых. От администраторов различных учереждений…
Люди из самых отдалённых деревень так же молились о пробуждении своих церквей. Вотна прбуждения. Начатая в Эдинбурге прокатилась по всей стране.
Как писал профессор Блэйки: « Такое движение, коснувшееся всего Скотланда, такая волна надежды,  вероятно, не повторится никогда».
Встречи проводились регулярно, число слушателей росло. Залы трудно вмещали желающих. Хотя иногда вход был по билетам. Все деноминационные  различия были забыты. Молодёжь просила провести служение повторно.  Голосовали за это единогласно. Мистер Муди просил всех, кто уже был на служениях, уступить место для тех, кто ещё здесь не бывал, особенно из молодых людей, и по возможности,  кто имеет желание,  помочь в работе. Второе собрание было проведено вечером в пятницу. В воскресенье вечером, Холл Свободной Ассамблеи, Холл Установленной ассамблеи и Свободная Высокая Церковь были переполнены до отказа, так же, как и  Свободная Церковь Святого  Иоанна.
Многие проповедники из различных церквей, забывали всякие разногласия и выступали с проповедями на собраниях  друг у друга. Профессор Чартери проповедовал в Свободной Церкви; Профессор Блэйки говорил в Установленной Церкви. Братья со всех уголков страны собрались вместе одним союзом, имея общую нужду и единого Спасителя. Духовное пробуждение очень глубоким, и всем служителям Скотланда были разосланы письма следующего содержания:
«Эдинбург радуется сейчас  ярким проявлениям благодати. Многие из народа Божиего  не удивлены этим.
 Проповедники и другие служители некоторое время начали замечать особенный интерес к Слову, который возник в церквях. В октябре и ноябре многие христиане различных деноминаций начали молиться об этом. Они надеялись, что и к ним смогут приехать супруги Муди и Мистер Сэнки, но более всего они верили и надеялись, что Сам Господь устроит это визит,  и Он Сам придёт сюда прежде гостей. Господь чудесным образом ответил на их молитвы, и сейчас Его присутствие ощущалось знаменательным образом. Бог коснулся сердец мужчин и женщин. Это проявилось в том, что самое большое здание Эдинбурга, Холл Ассамблеи Свободной Церкви,  было заполнено  каждый вечер до отказа, принимая посетителей для молитвенный собраний. Так же, как и это, здание Холла Ассамблеи Установленной Церкви, всегда было полно слушателями, не зависимо от того, какое там проходило служение -  проповедь, молитва или вечер вопросов – ответов.
Но количество посетителей не является самым ярким показателем благословения. Этим было присутствие и сила Святого Духа, искреннее поклонение, глубокие молитвы, вера, ожидание духовного проявления, заинтересованность в спасении грешников, в обновлении  спасенных душ, в стремлении  уподобиться Христу, голод и жажда в освящении. Холл в Церкви Скинии и в Свободной Высокой Церкви каждый вечер наполнялись желающими получить ответы на духовные вопросы. Все слои населения и все деноминации слились воедино. В этом ярко была проявлена Божия благодать.»
«Другим доказательством,  присутствия Духа Святого было то, что желание молившихся о собраниях в Скотланде было исполнено и теперь столица могла разделить свою радость и благословение во всеми.
«Это невозможно, чтобы наши дорогие  друзья из Америки могли посетить все места или те города, которые приглашают их. Но в этом и нет необходимости. Господь  Сам, по своему изволению,  всегда будет там, куда Его приглашают. Он ждёт. И Божий народ в Эдинбуге должен проявить искреннюю заботу о  том, чтобы волна  пробуждения достигла всех братьев этой страны.
Как слуги Божии, они должны посетить тех, кто ослабел в вере или впал в сомнения. Бог хочет Этого».


Рецензии
только после Строительства своей Жизни
можно сконструировать Приличное Чувство
то что щенки в школе -как бы Любят...
это конечно Несерьёзно-нуу обычный ,звериный Инстинкт..!!
Чувство не предполагает физиологической связи..!!
конечно бывают и Исключения..но знатоков не обманешь
идут старики--за руки держатся--Чувства НЕТъ.

Безумный Рисовальщик   27.02.2017 20:11     Заявить о нарушении
...
Я думаю, и у стариков есть чувства... они же разные... добрая память, благодарность, дружба, родство...
...
Дожить и до этого надо, если суметь....

А.Назаренко   01.03.2017 17:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.