Мой психосинтез. Часть IV

    Когда процесс трансформации достигает высшей точки, - решающий, последний этап его нередко сопровождается СИЛЬНЫМИ СТРАДАНИЯМИ и внутренней ОМРАЧЕННОСТЬЮ...
     Христианские мистики называли это состояние "тёмная ночь души". Внешне оно напоминает болезнь, которую современные психиатры определяют как "деприссивный психоз".

     НО! Это своеобразное и плодотворное переживание, чем бы оно ни казалось, не порождается чисто болезненным состоянием, оно имеет ДУХОВНЫЕ причины и глубокое духовноле значение.
     НО! Вслед за этим, так называемым "мистическим распятием" или "мистической смертью" наступает победное воскрешение и с ним кончаются страдания и недуги. Оно несет с собой полное выздоровление и вознаграждает за всё пережитое. Счастливчики удосаживаются пережить такое состояние несколько раз...

             Признаки "болезни":

  *  состояние тяжелой, тотальной подавленности, вплоть до отчаяния;
  *  выраженное чувство собственной недостойности;
  *  острое самоосуждение - совершенно безнадёжен и проклят;
  *  угнетающее чувство парализованности ума, утрата силы воли и самоконтроля, сопротивление и торможение по отношению к ЛЮБЫМ действиям.

     Некоторые из этих симптомов могут проявляться, в менее выраженной форме, и на предшествующих стадиях, не достигая, однако, напряженности "темной ночи души".
                * * * * *

     Всё сказанное не означает, что люди, идущие по пути духовного роста, испытывают нервные расстройства чаще других.

   1.У многих духовное развитие протекает гармоничнее, чем в опеисанных случаях, внутренние трудности преодолеваются и человек переходит с этапа на этап без нервных реакций и без особых физических недомоганий.

  2.Нервные и психические расстройства у обычных людей нередко протекают тяжелее и хуже поддаются лечению, чем те, что имеют духовные причины. Расстройства обычных людей часто связаны с сильными конфликтами страстей между собой, или конфликтами бессознательных влечений с созидательной личностью, или же они порождаются чьим-то их собственным эгоцентрическим требованиям и желаниям.
     Обычных людей бывает труднее лечить, так как высшие их аспекты слишком слабо развиты и мало на что можно опереться, чтобы убедить их подчинить себя той самодисциплине, которая позволит восстанавливать внутреннюю гармонию.

  3.Страдания и болезни тех, кто идет по пути духовного роста, какие бы тяжелые формы они не принимали, в действительности - лишь временные реакции, как бы "отходы" органического процесса роста, ведущего к внутреннему перерождению. Поэтому часто они сами по себе исчезают, когда проходит вызвавший их кризис, либо относительно легко устраняются правильным лечением.

  4.Страдания, вызванные отливом духовной волны, с лихвой возмещаются не только периодами приливов и внутреннего подъёма, но и верой в значимую и высокую цель, ради которой происходит внутреннее путешествие.
  ...Предвидение победы - очень большая побудительная сила и утешение, неиссякаемый источник мужества. Этот образ мы должны возбуждать в себе сколь можно ярко и часто, и помогать в этом нашим спутникам. Ибо это едва ли не самая лучшая помощь, которую мы можем оказать. Мы должны стремиться как можно более выразительно представить себе бюлагость победившей и освобожденной души, которая сознательно причащается мудрости, силы и любви Божественной жизни и видеть внутренним взором осуществление на земле царства Божьего во славе Его; совершенство, которого являет собой картина освобожденного человечества...
     Подобные сведения давали возможность великим мистикам и святым с улыбкой переносить страдания и физические муки. Они вдохновили слова святого Франциска Ассизского: "В ожидании блаженства, любая мука - наслаждение..."


Рецензии