Мой психосинтез. Часть V
"Всякая нормально-протекающая жизнь таит в себе ряд
моментов столь же горьких, как и те, которыми полна
болезненная меланхолия, - моментов, в которых
торжествует зло. Ужасные признаки, угнетающие душу
безумца, все почерпнуты из материалов ежедневных
событий жизни. Наша цивилизация основана на
безжалостной борьбе и каждый индивидуум в беспомощных
судорогах одиночной агонии. Если вы, читатель,
протестуете против этого утверждения, то погодите,
очередь дойдет и до вас! Наше воображение с трудом
верит в кровожадность древних геологических эпох, -
они кажутся нам принадлежностью кунсткамеры. Нет зуба
в каждом из этих музейных черепов, который ежедневно,
в течении многих лет давно минувшего времени не
не вонзался в отчаяно отбивавшееся тело пожираемой
живьем жертвы. Но ведь и теперь мир полон ужасов,
которые их жертве кажутся столь же страшными, как
ископаемые чудовища. Ведь в наших домах и садах кот
играет с трепещущей мышью и с адской жестокостью
забавляется муками попавшей в его когти птички. Ведь,
крокодилы, гремучии змеи и питоны - такие же реальные
создания жизни, как мы сами; они наполняют своим
существованием каждую минуту каждого дня, который
они влачат на земле. И смиертельный ужас испытываемый
экзальтированным меланхоликом всякий раз когда он
представит себе, как эти рептилии или другие дикие
звери пожирают живьем свою добычу, - есть вполне
правильное реагирование на подобное устройство мира."
Вильям Джемс "Многообразие религиозного
опытв", Санкт-Петербург, 1993. с.138
Путь реконструкции личности включает в себя:
- полное знание собственной личности;
- контроль над различными её элементами;
- реализация своей истинной самости или, по меншей мере, создание объеденяющего центра. И психосинтез Ассаджиоли, как раз, и предпологает формирование или реконструкцию личности вокруг этого самого центра. "Синтез души" в её новых качествах...
Процесс реконструкции включает три важные фазы:
а) использование сил, энергий, высвобожденных предшествующим развитием процесса анализа и дезинтеграции подсознательных комплексов и привязанностей; использование скрытых сил, возможностей и тенденций, которые мы прежде не использовали и которые существуют на различных внутренних уровнях (психодинамика).
б) развитие элементов, которых нам не хватает или которые не адекватны стоящими перед нами целями, поспедством прямого их пробуждения, самовнушения, творческого самоутверждения или методисеского тренинга слабых или неразвитых способностей, подобно спортивным тренеровкам или обучения пению, музыке и т.д.
в) координация и субординация различных психологических энергий и способностей в создании внутренней иерархии, устойчивой организации личности. Этот подход является в большой степени теоритическим и философским, нежели чисто психологическим. Однако его стркутурная ясность и четко разработанная формула могут принести свои плоды...
* * * * *
Как уже отмечалось, страдания, вызванные ходом духовного развития, носят выраженно-прогрессивный характер. Это следствие напряжения, связанного с ростом или борьбой между личностью и идущими "сверху" энергиями.
В то же время. когда человек находится на стадии неудовлетворенности, беспокойства, бессознательных стремлений, утратив интерес к обыденной жизни, но не имея еще представления о высшей реальности, пока он ищет облегчения вовсе не там, где оно возможно, и теряется в тупиках, - в это время раскрытие истинной причины его страданий может помочь найти правильный выход в пробуждении души. и это явится сутью лечения.
Человеку, находящемуся на второй стадии духовного пути, чувствующему себя счастливым в духовном свете, в атмосфере блаженных полетов в неосознаваемых высотах, очень важно раскрыть природу и цели его переживаний, предупредить об их временности, о превратностях его грядущих странствий. Тогда наш странник не будет застигнут врасплох состоянием спада, не разочаруется, не окажется во власти сопутствующих спаду сомнений и уныния. Если такое предупреждение вовремя не подоспело и человек нуждается в лечении в период депрессивной реакции, то его важно убедить в том, что его состояние временное и он обязательно выйдет из него...
На третьей стадии, когда человек попадает в "яму" на пути восхождения, работа помощи особенно сложная. В общем виде она разделяется на следующие задачи:
- во первых, объяснить пациенту смысл его внутреннего переживания и то как следует вести себя в данной ситуации;
- показать как человек может управлять глубинными влечениями, не вытесняя их в сферу бессознательного;
- помочь в преобразовании и использовании собственных психических энергий;
- в четвертых, научить овладевать входящим в его сознание потоком духовных энергий и использовать его;
- в пятых, осуществлять руководство и сотрудничество при воссоздании личности, то есть, собственно, при психосинтезе. И помочь сделать это воссоздание не на том уровне, на котором находился пациент до кризиса, а гораздо выше...
В период "темной ночи души" помощь особенно затрудняется тем обстоятельством, что человек как бы находится в плотном тумане, он погружен в свои страдания и свет духа не достигает его сознания. Единственное что можно сделать - неустанно повторять, что состояние его лишь временное, а не постоянное, поскольку именно уверенность в последнем подвергает пациентов в глубокое отчаяние.
Мы также рекомендуем настойчиво внушать ему, что эти муки, скольк бы тяжкими они нибыли, обладают такой духовной ценностью, содержат в себе зародыш столь высокого счастья, что придет время, когда он будет благославлять их. Так мы поможем пациенту перенести страдание с покорностью и смитрением.
Следует заметить, что описанные психологические и духовные средства ни в коей мере не исключают физического лечения, лишь бы оно облегчало страдания. Особенно ценны те средства, которые поддерживают положительные силы природы: здоровое питание; упражнения по релаксации; соприкосновение с природными элементами; подходящий ритм различных видов физической и психической деятельности...
Из вышесказанного очевидно, что эффективной помощи при нервных и психических расстройствах, возникающих в ходе духовного развития, нужны знания и опыт двух уровней: врача, который специализируется по нервным заболеваниям и психотерапии и серьезного исследователя духовных путей, а еще лучше странника на этих путях. В наше время тот и другой опыт редко объеденяются в одном человеке. Поскольку нуждающихся в таких целителях становится все больше, люди, способные к такой работе должны готовить себя к ней...
"На высших ступенях мистического развития мы встречаем
особое, часто повторяющееся явление: мы внезапно ощущаем,
"что были здесь когда-то прежде" на этом самом месте, с
этими самыми людьми, и говорили с ними то же,что и теперь.
Теннисон пишет:
...И что-то есть - иль мнится быть,
Что может душу озарить
Воспоминаньем, смутным сном
О чем-то схожем, с тем что есть;
В луче таинственном принесть
Неизрекаемую весть
О непостижимом, о родном..."
Вильям Джемс "Многообразие религиозного опыта",
Санкт-Петербург, 1993, с.306
Свидетельство о публикации №114030100109