Змея-Матерь
Трудно сказать, насколько древний (или прадревний…) этот змеиный сюжет. Можно предположить, что изображены ряженые на масленице. И, кстати, прослеживается движение ног в сапогах у центральной фигуры, и видно что-то вроде танца вприсядку. На самом рушнике лишь силуэты, но, они именно такие же, как в смонтированном изображении. И небольшая вольность лишь в том, что у кур, коней и змеиных голов есть глаза, которые на традиционных вышивках из сакральных соображений обычно отсутствуют.
А если это всё же именно Макошь и змееглавая? Почему бы и нет? Змееногая Богиня-Мать хорошо известна. И образы Рожаниц нередко змееногие.
*
Из книги Лилии Мусихиной «Зверослов»:
В гуцульском эпосе известен летающий змий Шаркань (или Шархань). В сказках это та самая «гадина с крыльями». Поэтому, может показаться странным рождественский обряд, который сохранялся до 70-х годов 20- го века в равнинных сёлах Закарпатья. С макетом головы змия Шарканя обходили дворы. По свидетельствам очевидцев, голова Шарканя была с длинным языком и напоминала то ли птицу, то ли волка, или козу и освещалась изнутри. Голова крепилась к туловищу, а оно делалось из деревянных или металлических планок, которые растягивались как гармошка.
Змея или змий не всегда были хтоническими животными. Не всегда были связаны только с тёмным и потусторонним, с переходом на тот свет и символами культа предков. В некоторых общинах в прежние времена змея понималась первопредком, от которого велась родословная. Это несомненный тотем, поскольку только тотемное животное может обходить по праздникам дворы и дома своих потомков, чтобы благословить и пожелать всяческих благ. Подобным образом у северных народов по домам водят медведя. Тотемы козы, куста или медведя известны и в других этнических группах, в том числе и на Руси.
*
Значит, можно предположить, что в какой-нибудь местности был двуглавый змеиный тотем… А Макошь могла пониматься, как двуглавая Змея-Матерь… Не так ли?
Со змеями вообще, очень многое связано у словенских народов. Об этом немало разных исследований. В том числе, кое-что по ссылке: http://www.stihi.ru/2013/02/25/3399
или
http://www.proza.ru/2013/02/25/735
*28214
Фотографика авторская.
Свидетельство о публикации №114022803174
Таня Матвеева77 15.03.2014 08:04 Заявить о нарушении
Таня Матвеева77 15.03.2014 14:46 Заявить о нарушении
Евгений Рыбаченко 16.03.2014 20:28 Заявить о нарушении