К разработке лингвистических основ теории образа

       Понятие образа используется в различных областях научных знаний: в философии (эстетике), психологии, искусствознании, информатике, теории рекламы, имиджелогии, литературоведении, лингвистике. Однако нет особой науки, предметом которой являлся бы «образ», рассмотренный в различных аспектах, «образ» как способ освоения и художественного представления действительности человеком. Такая наука, как полагаем, могла бы получить название «имажелогия», или «образоведение».
       Указанная наука, на наш взгляд, опираясь на знания, наработанные другими, уже упомянутыми науками, призвана создать целостную концепцию
образного освоения и художественного, да и бытового (скорее необработанного, спонтанно-художественного) представления мира мыслящим субъектом. Но поскольку картина мира и картина сознания человека отражены в картине языка, то такая концепция может и, как полагаем, должна иметь лингвистическую основу (даже в том случае если образ воплощается и с помощью невербальных средств; в любом случае осмысление, интерпретация образа связаны с его вербализацией).
       С позиции лингвистики образ может быть рассмотрен в самых различных аспектах: номенклатурно-классификационном и деривационном (думается, проблема выводимости одних образов из других важна как для самого творческого процесса, так и для оценки его результатов), в синхронном и диахронном (в плане восхождения от мифологического представления о мире до его строго и глубоко научного представления), словесном (лексемном) и текстовом.
       Далее приводятся некоторые наши предварительные и пока ещё не систематизированные представления о содержательной стороне имажелогии.
       Мы живём в мире воспринимаемых образов.
       Образ – всегда эскиз (каркас), потому что он основа для освоения мира, для собственного творчества и для сотворчества.
       Набросок, замысел, абрис (очертания), пути к воплощению образа..
       Пространственная и временная организация образа.
       Аспектуация образа. Моноаспектные и полиаспектные образы.
       Номенклатурный, лексический состав образа, его тематическая «карта».
       «Картограмма» образа, «кинопроекция» образа.
       Образ – слово  -  текст. Внешнее закрепление образа в материальных знаках, в их последовательности, в их стационарном, устойчивом виде. Этому способствует письменность, а теперь и магнитофонные записи, видеозаписи, в т.ч. стереофильмы (панорамное кино).
       Жизнь – лава, текущая магма. Образ – застывшая магма, или, может быть, точнее, фотография текущей магмы, но в определённый период процесса. «Схватывание» одного из моментов, вследствие способности органов чувств запаздывать при восприятии того или иного эпизода для его фиксации.
        Основа образа – статика (номинативный аспект). «Формант» (рематический компонент)  образа – динамика. Внешняя динамика – синтагматические связи, присоединение звуковых элементов и других единиц в синтагматической цепи.
Внутренняя динамика – ассоциативные связи (парадигматические) – вплоть до системы языка в целом, до всё более расширяющегося фона знаний, фона опыта; это введение в пространственные и временные цепи (парадигмы).
       Воспоминание – репродуктивный контур образа. Апперцепция – опережающее, «планирующее» восприятие еще не раскрытого образа.
       Операционная, поисковая система. Расширение и сужение аспектов, движение вглубь и вдаль, в различные стороны от центра.
       Но весь путь движения можно представить как застывший, схватить, «сфотографировать» мыслью.
       Аналитическая и синтетическая работа сознания при фиксации (репродуктивном восприятии) и создании (творческой сборки) образов от воспринятых в разное время или даже разных субъектов образов, или элементов этих образов – своего рода образов-деталей) и восприятии образов (уже кем-то зафиксированных, материально отражённых, «сфотографированных» или созданных и также материализованных, внешне каким-то образом представленных).
        Регулярность воспроизведения образов, возникновение их прецедентности, превращение в архетипы.
        Этапы работы над образом. При выделении этих этапов следует учитывать естественный путь движения от действительности к образу. Он, вероятно,  следующий: действительность > форма (локализация и структурирование её части или всей в целом – макромир, Вселенная) > содержание. Образ – это единство формы и содержания (а не единство реального предмета и его формы).
       Можно выделить как минимум 3 этапа работы над образом: 1) восприятие самой действительности, её оформление, отражение в сознании копии предмета (своего рода фотография); 2) создание собственного представления о действительности (воображаемой), преобразование существующей реальности с помощью сознания (творческий процесс); 3) интерпретация (вербальное представление) образа, материально отражённого с помощью каких-либо средств.


Рецензии