К разработке лингвистических основ теории образа
Указанная наука, на наш взгляд, опираясь на знания, наработанные другими, уже упомянутыми науками, призвана создать целостную концепцию
образного освоения и художественного, да и бытового (скорее необработанного, спонтанно-художественного) представления мира мыслящим субъектом. Но поскольку картина мира и картина сознания человека отражены в картине языка, то такая концепция может и, как полагаем, должна иметь лингвистическую основу (даже в том случае если образ воплощается и с помощью невербальных средств; в любом случае осмысление, интерпретация образа связаны с его вербализацией).
С позиции лингвистики образ может быть рассмотрен в самых различных аспектах: номенклатурно-классификационном и деривационном (думается, проблема выводимости одних образов из других важна как для самого творческого процесса, так и для оценки его результатов), в синхронном и диахронном (в плане восхождения от мифологического представления о мире до его строго и глубоко научного представления), словесном (лексемном) и текстовом.
Далее приводятся некоторые наши предварительные и пока ещё не систематизированные представления о содержательной стороне имажелогии.
Мы живём в мире воспринимаемых образов.
Образ – всегда эскиз (каркас), потому что он основа для освоения мира, для собственного творчества и для сотворчества.
Набросок, замысел, абрис (очертания), пути к воплощению образа..
Пространственная и временная организация образа.
Аспектуация образа. Моноаспектные и полиаспектные образы.
Номенклатурный, лексический состав образа, его тематическая «карта».
«Картограмма» образа, «кинопроекция» образа.
Образ – слово - текст. Внешнее закрепление образа в материальных знаках, в их последовательности, в их стационарном, устойчивом виде. Этому способствует письменность, а теперь и магнитофонные записи, видеозаписи, в т.ч. стереофильмы (панорамное кино).
Жизнь – лава, текущая магма. Образ – застывшая магма, или, может быть, точнее, фотография текущей магмы, но в определённый период процесса. «Схватывание» одного из моментов, вследствие способности органов чувств запаздывать при восприятии того или иного эпизода для его фиксации.
Основа образа – статика (номинативный аспект). «Формант» (рематический компонент) образа – динамика. Внешняя динамика – синтагматические связи, присоединение звуковых элементов и других единиц в синтагматической цепи.
Внутренняя динамика – ассоциативные связи (парадигматические) – вплоть до системы языка в целом, до всё более расширяющегося фона знаний, фона опыта; это введение в пространственные и временные цепи (парадигмы).
Воспоминание – репродуктивный контур образа. Апперцепция – опережающее, «планирующее» восприятие еще не раскрытого образа.
Операционная, поисковая система. Расширение и сужение аспектов, движение вглубь и вдаль, в различные стороны от центра.
Но весь путь движения можно представить как застывший, схватить, «сфотографировать» мыслью.
Аналитическая и синтетическая работа сознания при фиксации (репродуктивном восприятии) и создании (творческой сборки) образов от воспринятых в разное время или даже разных субъектов образов, или элементов этих образов – своего рода образов-деталей) и восприятии образов (уже кем-то зафиксированных, материально отражённых, «сфотографированных» или созданных и также материализованных, внешне каким-то образом представленных).
Регулярность воспроизведения образов, возникновение их прецедентности, превращение в архетипы.
Этапы работы над образом. При выделении этих этапов следует учитывать естественный путь движения от действительности к образу. Он, вероятно, следующий: действительность > форма (локализация и структурирование её части или всей в целом – макромир, Вселенная) > содержание. Образ – это единство формы и содержания (а не единство реального предмета и его формы).
Можно выделить как минимум 3 этапа работы над образом: 1) восприятие самой действительности, её оформление, отражение в сознании копии предмета (своего рода фотография); 2) создание собственного представления о действительности (воображаемой), преобразование существующей реальности с помощью сознания (творческий процесс); 3) интерпретация (вербальное представление) образа, материально отражённого с помощью каких-либо средств.
Свидетельство о публикации №114022705867