трудно быть богом
как подавать голос из зала и говорить как на духу тому кто ушёл но был и остается неподражаемым художником - единственным уникальным мастером превратившим без малого двадцать лет своей жизни в движущуюся картинку перед взором удобно сидящего в кресле?
соизмеримо ли восприятие непричастного с истинной величиной выдающегося режиссёра?
трудно быть богом - эпический гобелен или барельеф ставший через 30 минут просмотра фактурой
он сделался на вес
фильм идёт три часа - а мог бы продолжаться еще час или два вопрос физической выносливости зрителя
эти ощущения очень знакомы: они приходят к тебе в огромных залах лувра с холстами 18-го века семь на пять…
войдя принимаешься рассматривать но вскоре погружаешься в необозримый пейзаж
от брейгеля и босха кинополотно ТББ отличает то что художники не ткали гобеленов и не писали гигантских холстов - их камерные шедевры выверены локальным ритмом
герман превратил все в орнамент
в бесконечный паттерн
это такой пергамский алтарь с его барельефом
+++
можно противопоставить фаусту сокурова
там было удовлетворение
там в молоке плавали сбитые комки масла
здесь общий раствор со взвесью
ждёшь что вот осядет и нащупается крупный кусок
нет
не нащупается
+++
отрыгнуть отхаркнуть сплевать сблевать высморкаться пальнуть размазать
у всех вымазаны сырцом носы
фобии с носоглоткой
ну допустим
всё понимаю - для чего и какой необходимо было вызвать рефлекс
но почему это в режиме нон-стоп?
от повторения сыр-сыр-сыр-сыр-сыр уходит сам мыслеобраз и всё делается звуком
притупляется острота
тема запахов зловония - вколачивается
пахнет воняет несёт смердит носы насморк сопли
это не противно не отталкивает этим не брезгуешь - это просто навязчиво
и вот парадокс со мной случился - запаха так ведь и не почувствовала - как от воскового цветка
там много про запах - а не пахнет
кованая роза…
+++
кишки не страшны
кровь не страшна
даже когда забулькало под черепом у главной героини с вышедшим опять же через нос остриём
вроде не бутафория и натурально
но приём инкрустированный в живую ткань
меры нет
безмерное
человек-же устроен мерами и мерою
в том числе мерой восприятия
всё что сверх - то лесом и тираж
раздражает бесконечно тиражируемый жест отталкивания пятернёй и хватания за нос
от этого жест утрачивает сущность - суть - и приобретает характер нервного тика
к нему готов и его ожидаешь
в тебя хотят втереть то что ты уж со второго раза понял
а тебя всё в бок да в бок…
так было задумано?
почему-то этот жест остается жестом ярмольника а не героя
навязчивым повторяющимся движением и нездоровым приемом…
+++
для меня затерялась идея ярмольника-главного героя
ярмольник не убеждает меня - не тот психотип
мешает актерская визитка: встроенная в него ухмылка - ёрничанье - такое невозможно в себе отключить
если он там должен так сильно временнО выпадать по задумке - то по мне выпадает слишком
ярмольник остался леонидом
ярмольник поверх всего
имплант
в контексте картины он способен играть
но не б ы т ь
современная речь его это тем паче усиливает - убрать бы новояз и возможно притерлось бы
но ведь именно это является ключевым - связь времен…
+++
раздражает физически вода сырость струи и… алогичность: да чего они в своих неподъёмных хламидах лезут под дождь без всякой цели когда и просохнуть-то толком нельзя?! - ведь мокрыми особо не попляшешь - сразу колотун и нужно согреваться а костров пол-картины и в помине нет
вода вода - а все сухие
без конца мотающиеся перед носом канаты крючья жгуты веревки и залезающие в кадр руки изнуряют…
белый платок всегда белый - не спасает
это аллегория - но чего? вот прямо конкретно из зала вопрос - чего?
там на месте я не поняла…
у кого-то в рецензии прочла что платок спасает зрителя чтобы совсем не захлебнуться
+++
птицы
они то и дело сваливаются под ноги хотя по природе в такую сырость они прячутся
это жест режиссерской руки из-за кадра
стоп! уберите руку
+++
грязь чавкающая жижа под ногами перестает быть образом почти сразу - чувствуешь личный дискомфорт на уровне тела а не на уровне метафоры
восклицаешь: да что ж вы все шарохаетесь - когда ж угомонитесь?!
чего всё мечетесь-то как угорелые?
неймётся чего?!
+++
сидишь в зале не включаясь
нет включения
хочется иногда перебить остановить сказать: ну хватит уже!
мы поняли!
поняли
+++
если у германа было намерение заставить нас заглянуть в своё дно и ужаснуться - на мой взгляд этого не вышло
на его подвиг во всех смыслах моё зрительское "я" ответило изумлением перед масштабом режиссёра как феноменального создателя эпического - перед фанатичной верностью ремеслу интерпретатора (в хорошем смысле)
+++
...краска у всех художников одна как и семь нот - вопрос как замешано и что рядом с чем положено
и слова у всех одни - всё дело в том какое слово с каким вяжется - какая приставка после какого окончания следует через пробел
алхимия на уровне звуковой вибрации
в живописи цвет - в литературе слово: они работают тогда когда обогащены оттенены либо вытолкнуты наружу соседством
эти скрытые законы являются главным фактором воздействия
принцип масштаба в визуальном - переводишь взгляд с крупного на мелкое и крупное становится фоном
в картине же нет возможности перевести взгляд
+++
еще одна параллель невольно возникла - с триеровскими картинами с ханеке или с чтением толстого
с ними чуть расслабился и всё - тебя уже втянуло в их воронку и ты там
прекращаешь быть зрителем - требуется принимать меры из-за реальной боли чтобы сохраниться и сбежать
с триером и ханеке то и дело становится настолько нестерпимо что приходится себе говорить: это кино на полу рельсы а сбоку хлопушка - перестань!
очнулся огляделся - сидишь в своей комнате
их композиция кадра цвет ритм полностью утрачивают свое технологическое проявление так остро выступаемое как ремесленная составляющая у многих хороших режиссеров
+++
если есть избыточно то желудок захочет вернуть
возможности ограничены
вкус исчезает после насыщения
вопрос - зачем переступать границу?
ставился ли так вопрос?
может быть наши с германом границы различны? пороги чувствительности?
я с грустью думаю:
нельзя всё же зрителю дать усомниться в твоем величии пока он смотрит тебя и весь твой
нельзя дать себя подловить на используемом приёме
нужно как-то так манипулировать зрительским вниманием и верностью и поклонением тебе с любовью чтобы не перекормить до рвоты
а может он так много всего наснял и такого однородно высокого качества что прополоть уже рассудок руке не позволил?
а чутье отказало - идёт и идёт со станка полотно...
я думаю что герману был дорог каждый кусок
так бывает...
жалко расставаться отказываться
хочется всё донести потому что по отдельности всё шедевр
как с райкиным - тот бог миниатюры
но полный метр где райкин в главной роли? - спасибо увольте…
вот и получается весь фильм с заглавной буквы
всё капслок
трудно быть богом - это картина-капслок
+++
наверное коллективному искусству требуется профессионал-психолог
нейропсихолог
чтобы художник не затерялся в своих поисках и не умертвил лакомую суть забывая о том что всё живое живет ритмами
+++
из зала люди выходят /о г л а у ш е н н ы е/ - есть такое слово в диалекте русской речи - и я привожу именно это произношение а не оглушённые - первое лучше потому что внутри слова есть это "ау" воспроизводящее ощущение и облик чалмы вокруг головы - окутывания но не удара
на экране - насилие клоака разложение распад
распад физический внешний внутри которого скрыт иной распад - глубинного уровня
в картине движение от внешнего
мне же видится главным обратный вектор
слава Богу (для чистоты восприятия) я не читала стругацких - поэтому зрение мое острее и я беспристрастна - я могу свидетельствовать а что же там есть на самом деле если не знать литературной канвы
+++
много
просто много
перебор
после получаса срабатывает предохраняющий клапан и ты становишься созерцателем - уже не зрителем
отслеживаешь технологию кинопроизводства... ремесла
сама для себя все поднятые мной вопросы я могу снять сей момент: это было задумано как эпос
это такое циклопическое вселенское разложение в массе: средневековье - рабство - тоталитаризм как синоним мрака распада биологического опущения сынов Божьих - из антропо в зоо в морфо
это котел это преисподняя
это так и задумывалось
так хотел и так решил величайший талант германа и нужно поверить в этот концентрат его чувства и гуманистического стремления окликнуть отрезвить нас - разбудить привести к покаянию и прозрению…
подвиг режиссёра
это я поняла
но "сердце осталось фригидно" (с)
Свидетельство о публикации №114022704811