Золотая клетка

Золотая клетка
Даосская притча

Когда-то в древности в Китае жил великий и могущественный император, который щедро поддерживал искусства и ремёсла. Он окружил себя живописцами, скульпторами и другими одарёнными людьми искусства, которые соревновались друг с другом в том, чтобы удивить императора выдающимися достижениями своего гения. Один из ремесленников смастерил золотую клетку, да такую изысканную и совершенную, что равной ей не было среди сокровищ всего мира. Клетка имела вид храма, её многие крыши были украшены драгоценными камнями, а внутри неё было много комнат с дверцами и калитками.

Сын Неба был так восхищён, когда ему преподнесли это великолепное произведение, что сразу же пожаловал мастеру награду из яшмы и сделал его принцем империи. Затем император позвал к себе всех своих охотников и птицеловов и велел им идти с сетями в мир и ловить всех самых удивительных и прекрасных птиц, которые будут попадаться им на пути.

После многих приключений, которые могут сравниться только с самыми запутанными историями из Тысячи и одной ночи, птицеловы вернулись и предстали перед императором. Все они по очереди рассказали о своих приключениях и показали птиц, которых им удалось поймать. Под конец самый старый из отправившихся на охоту птицеловов преподнёс владыке феникса, пойманного на горах луны.

Император велел установить клетку в саду и в каждую из её комнат поместил одну из редких птиц. Затем он приказал перенести трон в сад и часами сидел, наблюдая за прекрасным спектаклем.

Пока он так сидел, окружённый мандаринами и принцами, в ворота дворца постучал даосский монах. Монаха окружала тайна, ибо он не пришёл по дороге, а спустился прямо с облаков. Это был дух. Подойдя к императору, монах сел и спросил у него, где тот взял золотую клетку. Император объяснил ему, что произошло. Тогда старик грустно покачал головой и промолвил:

— Ваше величество, не подавайте дурной пример людям. Отпустите птиц и сломайте клетку.

Император очень удивился и опечалился. Он попросил старца объяснить свои слова.

— Ты, О Сын Неба, — продолжил монах, — есть образец праведности для всех живущих в твоей империи. Ты здесь главный. Твои поступки являются законом для жителей всей страны. По твоему поведению судят о том, что хорошо, а что плохо. На тебе лежит великая ответственность, потому что все взирают на тебя как на источник общественного блага.

Эта клетка, построенная в виде храма, заключает в себе тройственную тайну. Прежде всего, это мир со многими комнатками, в каждой из которых кто-то живёт. Кроме того, эта клетка символизирует Китай — империю, раскинувшуюся в центре мира, а ты, О Император, и твои достопочтенные подданные подобны пленённым птицам. Их государственные одеяния — это яркое оперение птиц, тогда как ты сам — феникс. Палаты твоего дворца — тюремные камеры, храмы — клетки, а твои державные дела — это сеть, в которую ты оказался пойман. И, наконец, эта клетка — это твоё бренное естество, а эти маленькие пернатые создания — это грёзы и надежды, которые пленены твоей плотью. Всё, что ты знаешь в поэзии, музыке и искусстве, всё прекрасное, что ты можешь понять и по достоинству оценить, находится в плену у твоего смертного сознания.

О Император, отпусти птиц на свободу, и тогда, отпуская их, ты освободишься сам. Никогда не держи никого в плену. Если ты будешь держать этих птиц в золотой клетке, они прекратят петь. Каждая из них начнёт тосковать и умрёт. Жизнь в клетке не стоит того, чтобы жить, и поэтому тот, кто содержит в клетке птиц, тем самым рано или поздно погубит их.

Тебе было очень приятно ловить этих птиц, а теперь доставь себе ещё одну радость, прояви поистине королевское благородство и отпусти их на свободу.

Закончив говорить, старый монах завернулся в свою мантию и исчез прямо на глазах у императора. Император, который обладал познаниями во многих науках, понял, что существо, которое только что говорило с ним, было не обычным смертным монахом в мантии, а небесной сущностью, попечителем птиц. Поскольку слова монаха были велением неба, Сын Неба не мог им не повиноваться. Он приказал открыть все дверцы клетки и выпустить птиц на свободу. Затем он велел отвезти клетку далеко в горы и оставить её там с открытыми дверцами в качестве монумента для птиц.

Прошло некоторое время, и птицы вернулись в клетку и свили в ней гнёзда. Когда император уставал от своих забот, он поднимался в горы, усаживался рядом с клеткой и часами наблюдал за тем, как птицы влетают и вылетают через распахнутые дверцы клетки. В конце жизни он написал стихотворение, в котором отразилось понимание, приобретённое им в результате созерцания тайны.

Источник - https://pritchi.ru/id_695?cookie_control=1


Сказки для взрослых. Золотая клетка
Автор:Евгения Виллерс


В самом центре графского сада, где было особенно солнечно, и тек небольшой ручей, пробиваясь из-под земли через изумрудную зелень травы, стояла беседка. Беломраморные колонны этого воистину прекрасного сооружения были обвиты тонкими стеблями розового куста. Изящные красные бутончики цветов прислонялись к холодному камню и, казалось, что он впитывает в себя их цвет, становясь чуть розовым. Много других растений украшали беседку и своими благоуханьями обволакивали ее в ароматный кокон. Часто в беседке встречались графская дочь и ее возлюбленный, молодые очень любили проводить в тени долгие часы. Под сводчатым потолком на позолоченной цепочке свисала золотая клетка. Она была довольно большая, богато украшенная причудливыми завитками, созданными лучшим ювелиром. В золотой клетке сидел одинокий соловей. Теплыми ночами, он мечтательно смотрел через прутья своей темницы и пел о свободе, о том, как прекрасен сад в ночную пору, когда бледная гостья луна заглядывает под своды беломраморной беседки и льет свой тусклый свет, словно манит. Днем певец отдыхал, ему снились разноцветные сны о полетах, крылья чуть подрагивали, а голова приподнималась.
   В одну из чудных ночей, когда воздух был особенно свеж, а в небольшом озерце, который образовался у бьющего ручья, расцвела белая кувшинка. В беседку прибежала графская дочь, она горько плакала, худенькие плечи в обрамлении кружев подрагивали, а длинные волосы струились вниз.
   - Неволя, - прошептала она, - как страшна неволя! Вот ты, - обратилась юная графиня к соловью, который внимательно смотрел из своей золоченой темницы, - так давно сидишь в этой клетке, и я даже не представляла, как наверное тебе хочется покинуть ее. Теперь меня заперли в золотую клетку, - всхлипывала девушка, - отец не пускает меня к возлюбленному, он хочет, чтобы я вышла замуж за богатого графа из соседнего поместья. Но, коли я не могу улететь из своей клетки, так хоть ты, мой чудный певун, лети.
   Девушка подскочила и широко распахнула дверцу. Соловей, не помня себя от счастья, вырвался на свободу, он взмыл вверх к ночному небу, купаясь в лучах луны, которая так долго манила его своим светом. Певун опустился рядом с кувшинкой, любуясь ее красой, попил чистой родниковой воды и запел. Он пел вдохновенно, так как никогда до этого. Даже графская дочка перестала плакать и заслушалась дивной песней. Она задумалась, вслушиваясь в трели, и мечтала, что ее любимый вызволит ее также, как она только что освободила соловушку, и она также как эта малая птичка будет счастлива. А соловей все пел, перелетая с ветки на ветку. Он облетел весь сад, побывал в самых отдаленных его частях там, где всегда мечтал побывать. Опьяненный свободой и счастьем он уснул в тени розового куста.
   Утром юную графиню нарядили в красное платье. Она была прекрасна как роза. Девушке представили ее жениха, пожилого графа. Благородные седины оттеняли его худощавое лицо, он был галантен, вежлив и утончен. Графская дочь только вздыхала, когда граф рассыпался в комплиментах. Все ее мысли были только о возлюбленном.
   Как только наступила ночь, девушка помчалась в беседку и, упав на резную лавку, горько заплакала, чем разбудила ночного певца. Соловушка встрепенулся, с интересом рассматривая свою спасительницу. Ее слезы глубоко тронули маленькое сердце птицы. Ночной менестрель запел, чтобы утешить девушку. Его трели был столь прекрасны, что даже луна заслушалась. Юная графиня успокоилась, но была все так же печальна. Сердце певца разрывалось от этой грусти, он взмыл ввысь и полетел, полетел прочь из любимого сада, в сторону небольшого поместья возлюбленного графской дочери. Он сел на открытое окно и запел. Его песня, словно вобрала слезы юной красавицы, все ее горе и отчаянье. Юноша сразу понял, что с его нежным цветком, с его красавицей графиней что-то случилось. Он вскочил на коня и помчался на встречу к ней. Соловей летел впереди, словно зазывая юношу ехать быстрее. Смелая птичка довела жениха до самой высокой ограды графского сада. "Еще одна клетка", - подумал соловушка. Он пронесся над острыми зубцами чугунной ограды. Черные завитки украшали крепкие прутья, словно живые цветы, притронувшись к металлу, сами стали такими же холодными и мертвыми как он сам. Юноша встал, осматривая преграду. Он никогда еще не пробирался в сад тайно, ведь старый граф прежде благоволил к нему. Преграда была почти в два человеческих роста, а каждый прут оканчивался острием, словно ощетинившийся сторожевой пес. Соловушка, видя замешательство юноши, взмыл ввысь. Он пролетел над темнеющими листвой деревьями и кустами, покрытыми точно звездное небо белыми и розовыми цветами, бледно светящимися в лунном свете. Он долго летал над оградой и нашел прореху, где пара прутьев сломалась от времени. Песней он зазвал молодого жениха, соединяя возлюбленных.
   Как прекрасна в счастье была юная графиня, как бережно обнимал ее молодой жених. Соловей чувствовал их любовь и маленькое сердце его переполнялось радостью и пело, пело так громко, что эту песню невозможно было ни сдержать, ни утаить.
   Обратно к ограде сада влюбленные бежали уже вдвоем, ведомые бледным светом луны и трелью ночного менестреля. Ранняя роса холодила и смачивала их торопливые ноги, словно хотела смыть оковы. Певун все летел и летел, вот уже виден зазор между частыми прутьями. Сейчас графская дочь покинет свою золотую клетку, как некогда покинул свою он. Счастье будет владеть ее сердцем, как владеет его. Но что это? Тонкие прочные нити силка обвили хрупкое тело птицы, певец забился, закричал, но люди слепы и глухи, когда счастливы, потому они не услышали его зов. Резвый конь умчал прочь графскую дочь и ее жениха, а соловей так и остался в силках до утра.
   А утром в графском поместье был большой переполох, юная графиня сбежала, покинула отчий дом. Старый граф был безутешен. Он приказал искать дочь везде и нашел ее, но влюбленные уже успели обвенчаться. Старик побранил дочь, долго не хотел ее даже видеть, но потом простил.
   Соловья же вытащил из силков графский садовник, он бережно отнес беглеца обратно на веранду и новь посадил в золотую клетку. Ручей все так же пробивался сквозь изумрудную зелень травы, все так же красные бутончики цветов приникали к беломраморным колоннам, а ночами заглядывала на веранду луна. Но теперь каждую ночь, соловей пел прекрасные песни, вспоминая, как сладостна была свобода, и радовался, что юная графиня, подарившая ему эти ощущения, вырвалась из своей золотой клетки навсегда.
© Евгения Виллерс, 2010
Певоисточник - https://proza.ru/2010/05/17/480


Золотая клетка
Автор:  Ирина Залетаева
Авторская страница:  http://stihi.ru/avtor/muro4ka

Светлый, как облачко, домик
Дремлет в прохладе аллей,
Будто доверчивый гномик
Спрятался в гуще ветвей.

Что за птенцы-невелички
Обосновались в нём?
Прямо у входа табличка:
«Вьюжинский детский дом».

Вовсе не из любопытства
Я заглянула сюда.
Темой моей журналистской
Были детдомы тогда.

В тень я шагнула поспешно.
Тут же из домика вдруг
Высыпали, как орешки,
Птенчики в солнечный круг.

Я осторожненько ветку
Прочь от лица отвела,
В этот кружок, словно в клетку
К пуганым птицам, вошла.

Смех неожиданно замер.
Тайной мечтою маня,
Раненными глазами
Птенцы обожгли меня.

Гномичьими шажками
Вдруг подкатился один:
«Тётенька, чья же ты мама?
Тётенька, не уходи!»

Как же малышки молчали,
Мой ожидая ответ!
Был так тревожно отчаян
Веры немеркнущий свет.

Пусть я не сентиментальна,
Но в этот миг, как в шнурок,
Горло моё моментально
В горький стянулось комок.

Тронув рукой осторожной
Спутавшиеся вихры,
Я не сумела продолжить
Этой жестокой игры.

Хоть золочёную клетку
Бросила я навсегда,
Снятся мне птенчики-детки,
Выпавшие из гнезда.

Шепчет малютка упрямо,
Ручки прижавши к груди:
«Тётя! Ведь ты МОЯ мама???
Мамочка!.. Не уходи!!!»
 
 = иz =
1983
© Ирина Залетаева, 2006
Первоисточник:   http://stihi.ru/2006/02/05-1235




Золотая клетка
Автор: Роберт Сагин
Авторская страница:   http://stihi.ru/avtor/cop

Золотая клетка,
Ты мне так нужна!
Золотая клетка,
Ты мне так тесна!

Золото снаружи,
Золото внутри.
Вот она какая -
Только посмотри.

Как она сверкает
В солнечных лучах.
Только в сердсе птички
Постоянно страх,

Что уйдет хозяин,
И тогда - беда!
Кто покормит птичку
Бедную тогда.

Но не бойся крошка
И живи без бед -
Клеток без хозяев
Не бывает, нет.

Веселись, играйся,
Знай лишь пой, пляши.
Радуй ты кормильца
Славно, от души...

Только нет веселья
У нее в глазах.
Там пылает что-то,
Но уже не страх.

Золотая клетка!
Где же выход - вот!
И она несмело
К выходу идет.

Открывает дверцу,
Что за диво, - Ба!
Тыщи, миллионы
Птичек как она.

Ждут, глаза ломая,
Что она уйдет.
И уже считают,
Чей теперь черед.

"Нет, еще смогу я
Петь и танцевать,
А захочет выгнать,
Стану умолять.

Выгонит, другую
Клетку я найду.
Я без клетки точно
В мире пропаду..."

...

Но в неволе золотой
(Клеткам нет цены!),
Жаль не размножаются
Гордые орлы.

© Роберт Сагин, 2003
Первоисточник:   http://stihi.ru/2003/06/22-72




О Ходже Насреддине
Золотая клетка
Владимир Радимиров 
Авторская страница https://proza.ru/avtor/raskur

 Однажды Ходжа Насреддин был в гостях у некоего богатого человека. Богач стал хвастаться своим роскошным домом и спросил у бродяги Ходжи:
   – Ну что, Насреддин, завидуешь моей доле? Хотел бы ты оказаться на моём месте?
   А у него на окне клетка золотая стояла с прекрасной райской птицей внутри.
   – А давай-ка проверим, кому из нас лучше живётся, и кто кому должен завидовать! – предложил богачу Ходжа.
   – Как это?..
   – А вот эту клетку давай-ка откроем и посмотрим, что будет дальше. Если воробей с улицы залетит в неё, чтобы остаться там навсегда – то прав ты, а если райская птица вылетит прочь на улицу и не вернётся – то прав буду я. Идёт?!
   Так они и сделали: открыли золотую клетку, и в ту же минуту райская птица упорхнула оттуда на волю, а воробей, скакавший по веткам яблони, и не думал в неё залетать.
   – Теперь ты понял, кому из нас лучше, и кто кому должен завидовать? – усмехнулся Ходжа Насреддин, – Свобода, уважаемый, в золотой клетке не водится!

***

А если бы речь шла о золотом троне, какой человек по своей воле выбрал бы участь дрожащего за своё золото и власть султана, в окружении которого завистники или подхалимы.
Источник - https://proza.ru/2015/07/22/333





ДЕТЯМ
Читайте онлайн сказку Эдуарда Успенского «Пленник золотой клетки»

Пленник золотой клетки
Автор: Эдуард Успенский

Маленькой Оле давно хотелось цыплят. Но их нигде не было. Если не считать кулинарии.

Бабушка говорила:

– Может, мы тебе, Оля, купим хомячка. Это очень удобный зверёк.

Но Оля не соглашалась, всё цыплят требовала.

И вот их, наконец, купили. Живых и жёлтых, целых шесть штук, чтобы заодно можно было учиться считать.

Их поселили в коробке под табуреткой, где они очень дружно и весело пищали. Цыплят звали по порядку:

– Первый, Второй, Третий, Четвёртый, Пятый и Герой.

Чтобы их не путать, на них нанесли фломастерами чёрточки. А на Герое нарисовали красную звезду.

Цыплята росли и вскоре стали выпрыгивать из коробки. Не все, конечно, а те, которые покрепче. Особенно выпрыгивал Герой. Его всё время приходилось ловить то под ванной, то в туалете, то вытаскивать из мусорной корзины. А однажды он пропал насовсем.

– А-а-а-а-а-а-а-а! Цып! Цып! Цып! – так кричала расстроенная Оля.

Девочка она была крепкая и кричала громко. Но, в конце концов, затихла. Пропал цыплёнок и пропал, не корова ведь. Только откуда-то раздавался писк.

Искали с пристрастием. Просто профессиональный обыск провели, все ящики выдвигали, все одеяла вытряхивали. А он всё пищит. Уже который день.

– А может, он с балкона упал? – предположила бабушка. – Крылья-то у него были.

И они с Олей отправились вниз на поиски Героя.

Искали его, искали, ничего не нашли. Только он где-то пищит. Может, он пищит только в ушах у Оли? Нет, в ушах у мамы тоже пищит.

На следующий день снова вышли на поиски Героя.

– Что это вы там ищете? – спросила со скамеечки тётя Люба из поднижнего этажа.

– У нас цыплёнок пропал!

– Так он у нас неделю как живёт. Приходите, забирайте, а то он уже кукарекать стал на всю квартиру.

Вместе с тётей Любой поднялись к тёте Любе.

– И где он у вас кукарекает?

– Вон там, в клетке.

– Ой, какая клетка маленькая. Как он туда влез?

– Это мы его туда поместили, – отвечает тётя. – С большим трудом.

– Так доставайте скорей!

– Скорей не получится, – говорит тётя Люба. – Он за это время вырос.

– А что же делать?

– Берите с клеткой. Только клетку верните. Клетка старинная, ювелирная. В ней заводная канарейка жила. Она ключиком заводилась.

Посмотрели бабушка с Олей на клетку: и в самом деле клетка блестящая, золочёная. И как оттуда петуха достать?

Пошли домой думать. У входа на площадку их Арсений Леопольдович встретил – верхний сосед, очень интеллигентный человек.

– Что это у вас такая большая канарейка в клетке?

– Это не канарейка, это петух.

– А зачем вы его туда запихнули?

– Это не мы его запихнули, – отвечает бабушка. – Он сам туда запихнулся. Вот теперь думаем, как его достать.

Арсений Леопольдович подержал клетку за верхнее кольцо, осмотрел и говорит:

– А вы его не доставайте. Вы его так в клетке и сварите.

Что тут было с Олей, рассказывать не надо. Она так и сказала Арсению Леопольдовичу:

– Дядя, ты – дурак?

Арсений Леопольдович обиделся, развернулся и пошёл. Потом оглянулся и сказал маме:

– Надо детей лучше воспитывать.

Прямо из дома пошли Оля с мамой в металлоремонт. Там дядя был в возрасте, за сорок, наверное. Спокойный такой. Он клетку осмотрел и сказал:

– Вы не ко мне пришли. Вернее ко мне, только неправильно. Эта клетка антикварная, почти музейная. Я, в крайнем случае, самоварами занимаюсь. Вам надо к ювелиру идти.

А ведь петуха кормить надо. Кое-как, у того же «металлоремонта», покормили пшеном, дали воды и к ювелиру пошли.

– Нам надо клетку птичью разобрать.

– Здравствуйте!!! – говорит он. – Ко мне с клетками пришли. Скоро с самоварами пойдут и с кастрюлями. Я – ювелир, а не «металлоремонт». Идите туда.

– А мы там уже были, – говорит Оля. – Только эта клетка ювелирная. В ней раньше канарейка ненастоящая жила. Её ключиком заводили.

– Вот канарейку и приносите.

– А что с петушком делать?

Ювелирный мастер задумался, потом говорит:

– Видите, у входа дедушка дежурный сидит. Идите к нему. Это старый очень хороший мастер. Если он не поможет, никто вам помочь не сможет.

Пошли к дедушке. Старый дедушка у входа сказал:

– Жалко курицу.

– Это не курица, – ответила Оля. – Это петух.

– Всё равно жалко.

– А вы нам его достаньте, – просит Олина бабушка. – Только клетку не ломайте. В ней механическая птичка жила.

Дедушка у входа говорит:

– Видел я таких птичек. Их из Китая привозили. А этого петуха откуда привезли?

– Из инкубатора.

– Значит, детдомовский, – говорит дедушка. – Как и я. Ладно, попытаюсь его выручить. Только у меня здесь инструментов нет. Я его домой возьму. Завтра приходите.

И тогда Оля придумала:

– Дедушка ювелир, а вы где живёте?

– Совсем рядом, в соседнем доме.

– А давай, дедушка, мы с тобой сходим и петуха достанем. А бабушка здесь подежурит.

– А что? – согласился дедушка-охранник. – Вот, бабушка, держите пистолет, дубинку и свисток.

Видно было, что охрана ювелирная дежурному дедушке не очень в радость.

Бабушка отвечает:

– Нет уж. Пистолет и дубинку заберите. Мне и одного свистка хватит для охраны. Я ещё в старом времени живу.

И пошли Оля с дедушкой к дедушке. Дедушка дверь на втором этаже ключом открыл и сразу к инструментам бросился. Он проволоку в клетке в двух местах перекусил и петушка вытащил.

Потом он проволочки снова спаял оловом и золотой краской покрасил. Клетка получилась без изъяна.

Остаток золотой краски дедушка на петушка истратил. Он об него кисточку вытирал, потому что ничего чистого вокруг не было. Повсюду пыль одна.

Зато клетка была как новая – сверкающая, и петушок был как новый, тоже сверкающий.

Скоро Олины цыплята выросли, и их отвезли в деревню заниматься делом. А Петушок – Золотой гребешок долго жил у Оли на балконе. И весь дом его знал и любил. Даже сердитый Арсений Леопольдович перестал сердиться и говорил:

– Правильно, что этого петуха не сварили. Он, конечно, противный, но полезный. Из-за него я ни разу на работу не проспал.

И до сих пор на парадном подъезде дома Ольги висит табличка:

В ЭТОМ ДОМЕ ДОЛГОЕ ВРЕМЯ ЖИЛ И КУКАРЕКАЛ

ПЕТУХ ПО ИМЕНИ ГЕРОЙ.

ПАМЯТЬ О НЁМ ДО СИХ ПОР ЖИВЁТ В НАШИХ СЕРДЦАХ.

https://web-skazki.ru/book-read/plennik-zolotoy-kletki


Рецензии