Уроки экстремального вождения
Есть в Германии, немного северо-восточнее Берлина, местечко под названием Гросер Дёльн (Gro;er D;lln – Большой Дёльн). Россияне частенько называют его более просто – Гросдольн. С начала 50-х годов здесь располагалась крупнейшая в Европе советская военно-воздушная база. После того, как наши войска в 1994-м году покинули свой опорный пункт, немецкие автомобильные фирмы не преминули воспользоваться идеальной площадкой, которую представляет собой взлётная полоса длиной более трёх километров. Четыре из тридцати восьми самолётных ангаров были переоборудованы под учебные классы и служебные помещения, а на аэродроме была сделана соответствующая разметка. Некогда военная база превратилась в тренировочный полигон для водителей автомобилей, мотоциклов и других транспортных средств, включая маленькие быстроходные карты.
Тренировка на полигоне стОит дОрого, и далеко не каждый может себе её позволить. Поэтому мы, группа сотрудников концерна Карл Цайс (Carl Zeiss) из города Оберкохена (Oberkochen), были очень обрадованы, когда нас в июле 2005 года в качестве поощрения за разработку и внедрение в производство нового программного обеспечения для высокоточной обработки оптических поверхностей наградили двухдневной поездкой на этот полигон.
Хольгер Лассер (Holger Lasser), руководитель проекта, за выполнение которого мы удостоились чести пройти учебно-тренировочный курс фирмы «Ауди» по вождению в экстремальных условиях, подобрал меня по пути в Оберкохен, поскольку живём мы с ним недалеко друг от друга. В Оберкохене для нас уже была приготовлена машина – семиместный «Фольксваген». Кроме меня и Хольгера в ней разместились непосредственный начальник Хольгера Хексин Ванг (Hexin Wang), китаец, получвший высшее образование в Пекине и переехавший затем в Германию, Михаэль Майер (Michael Maier), молодой программист, который подключился к нашей группе совсем недавно, и Увэ Ланг (Uwe Lang), программировавший графику в последней версии программы. Ещё двое членов нашей команды: Хамаду Цоумбра (Hamadou Zoumbra), негр из Камеруна, и математик Боб Метцгер (Bob Metzger) из Йены должны были присоединиться к нам позже.
Дорога до Штутгартского аэропорта заняла менее часа, регистрация и посадка в самолёт тоже прошли очень быстро, и через 50 минут полёта мы были уже в аэропорту Тегель (Tegel) в Берлине. Снова взяли напрокат машину, теперь уже с современной навигационной системой, которая, впрочем, в конце пути неожиданно дала сбой. Через некоторое время после того, как мы свернули с основной дороги, и по обе стороны просёлка то тут, то там замелькали разбитые панельные пятиэтажки с пустыми глазницами окон и сломаными дверями, навигационная система сообщила нам, что мы сбились с пути, и попросила вернуться обратно. А мы просто въехали на территорию, принадлежавшую когда-то группе советских войск в Германии и, видимо, не внесённую в карту навигационной системы. Вскоре недалеко в стороне показался отель. К нашему удовольствию, он был довольно хорошо обустроен, если не считать отсутствия в комнатах кондиционеров.
Вечером за ужином к нам подошла женщина-куратор и, попросив нас не увлекаться спиртным, предложила распределиться на завтрашнюю тренировку по два человека в машину. Я записался один, ожидая, что подъедет Боб Метцгер, с которым у меня сложились хорошие, дружеские отношения. Однако, среди прибывших буквально минуту спустя сотрудников исследовательского центра из Йены его не оказалось. Коллеги Боба сообщили мне, что он заболел. Мой напарник по машине оставался, таким образом, не определённым.
Ужин с разговорами и дискуссиями на свежем воздухе затянулся до темноты, и было уже около одиннадцати часов, когда нас стали заедать комары, и мы разбрелись по комнатам. В моей комнате было жарко и душно. Я открыл настежь балконные двери и принял душ, но это мало помогло – на улице всё ещё стояла почти тридцатиградусная жара. Вышел на балкон. Где-то совсем рядом играли на гитаре и пели. Меня это не тревожило, поскольку я хорошо выспался в машине и самолёте, да к тому же за ужином выпил две чашки зелёного чая. После двенадцати ночи кто-то не выдержал и попросил исполнителей закончить концерт. Стало тихо. Я подумал, что надо бы уснуть, поскольку день предстоял трудный, и предпринял такую попытку. Не получилось. Вышел на балкон, постоял немного. Было душно и безветрено. Снова лёг. Бесполезно, уснуть не удавалось. Посмотрел на часы – второй час ночи. Ещё несколько раз я выходил на балкон и снова ложился, пока, наконец, усталость не взяла своё – я забылся коротким, как мгновение, сном. Разбудило меня щебетание птиц. Уже светало, но было всего четыре часа утра. Уснуть мне больше так и не удалось. Провалявшись ещё некоторое время в постели, я встал, сделал зарядку, принял душ и пошёл завтракать. Мои коллеги, включая прибывшего ночью Хамаду, уже сидели в ресторане и сетовали на то, что ночью из-за жары и духоты тоже почти не спали.
Наш отъезд из отеля на полигон был запланирован на 8 часов утра. Так мы и выехали. Ехали около получаса, снова проезжали мимо разбитых пятиэтажек. Остановились прямо на бывшем лётном поле около ангара, переоборудованного в учебный класс. Там нас уже ждали инструкторы и обслуживающий персонал. Первое, что с нами сделали, – наклеили каждому на рукав этикетку с именем и фамилией и попросили каждого подписать страховку, согласно которой в случае гибели кого-то из нас, его родственники получали компенсацию в размере ста тысяч евро, а в случае, если кто-то из нас в результате тренировки станет инвалидом, он получит двести тысяч евро. «Хорошенькое начало, - подумал я, - особенно, если учесть, что прошедшую ночь я почти не спал».
После необходимых формальностей состоялось небольшое теоретическое занятие. Инструктор, который вёл его, делал это очень образно, с юмором и жестикуляцией. Из его рассказа следовало, что самое важное в автомобиле – шины, от их состояния зависит, сможет ли водитель управлять машиной так, как хочет. Инструктор сообщил нам, что шины у автомобилей на полигоне они меняют каждые два дня. При этих словах мы переглянулись – вождение, судя по всему, предстояло действительно экстремальное.
После теоретического занятия выходим к машинам и разбиваемся на три группы, по количеству инструкторов. Нас знакомят с автомобилями, на которых нам предстоит ездить. Это самые современные «Ауди» А8 с автоматической коробкой передач, объёмом цилиндра 4,2 литра и мощностью двигателя 324 лошадиные силы, с антиблокировочной системой тормозов (АБС), автоматической системой стабилизации и множеством сервисных систем, среди которых мне наиболее интересной показалась система подгонки сидения и органов управления автомобиля под водителя. Вся подгонка осуществляется автоматически нажатием различных кнопок: движение сидения вперёд-назад, вверх-вниз, наклон спинки сидения, даже установка высоты и наклона подголовника выполняются автоматически, не говоря уже о руле, который можно двигать во всех направлениях, тоже, разумеется, автоматически. Установки можно сохранять в памяти бортового компьютера для четырёх водителей и, нажимая только одну кнопку, автоматически приводить сидение и все органы управления в нужное тебе положение. При повороте ключа зажигания в центральной части панели поднимается жидкокристаллический дисплей, на котором высвечивается текущая информация о машине. Я отметил про себя, что, независимо от освещённости внутри автомобиля, информация на экране всегда хорошо видна.
Получив инструктаж, мы идём к «своим» машинам. Получается так, что я оказываюсь за рулём машины, стоящей в самом начале колонны. Второй человек в машине - пожилая сотрудница из Йены по имени Соня Швабе (Sonja Schwabe). Поскольку я не имею ни малейшего опыта вождения машины с автоматической коробкой передач, спрашиваю инструктора, как приводить автомобиль в движение. Оказывается, это очень просто. Более того, как я вскоре понял, управлять машиной с автоматической коробкой передач намного проще, особенно в экстремальных ситуациях. Причина предельно простА: поскольку левая нога водителя не занята педалью сцепления, а постоянно упирается в пол, то упором спины в сидение можно зафиксировать своё положение, и тогда руки оказываются совершенно ненапряжёнными и могут легко управлять рулём.
Мы трогаемся и едем змейкой по трассе, привыкая к машинам. После второго круга ехавший передо мной инструктор покидает трассу, показав мне знаком, чтобы я двигался дальше. Я сначала еду первым в колонне, а потом догоняю последнюю машину, и мы непрерывной вереницей проезжаем по трассе ещё несколько кругов. На этом первое практическое знакомство с «Ауди» А8 заканчивается и начинается собственно тренировка вождению в экстремальных условиях. Нас снова разбивают на три группы, как в самом начале, и отправляют на различные тренировочные трассы.
Группе, в которой нахожусь я, первой достаётся трасса с мокрым, скользким поворотом. Упражнение заключается в том, чтобы въехать в этот поворот на большой скорости, спровоцировать перерегулирование машины рулём с выносом автомобиля на внешнюю сторону дороги или за неё и вернуть автомобиль обратно на правую сторону дороги. Методика выполнения упражнения состоит в следующем. Въезжая в поворот на скорости 50-60 км/ч, нужно резко повернуть руль вправо. Машину начнёт сносить влево с дороги. В это время нужно начать медленно вращать руль в ту же второну, в которую сносит машину, то есть влево. Поразительно, но машина тогда движется в сторону, противоположную той, в которую крутится руль, и возвращается на правую сторону дороги. Самое сложное в упражнении – это спровоцировать потерю сцепления машины с дорогой. Интуиция, выработанная многолетним водительским опытом, позволяет безошибочно подобрать и скорость движения, и угол поворота руля так, чтобы заноса машины не произошло. Нужно пойти против себя, против привычной манеры вождения, против своего страха с тем, чтобы искусственно ввергнуть себя в опасную ситуацию.
Подъезжаю на стартовую позицию. Разгоняюсь и вхожу в поворот. Чувствую, что ещё немного газа и ещё чуть-чуть руль вправо, и машину будет сносить с дороги. Но правая нога отпускает педаль газа, а руки, как застыли – не крутят руль дальше. Поворот остаётся позади. Не получилось. Подъезжаю к инструктору – он смеётся: «Не бойтесь – лётное поле большое, дальше него не улетите». Пробую снова, и снова не получается. Так повторяется ещё два раза. Наконец, разозлённый на себя, я даю больше газа и с упорством обречённого кручу руль дальше и дальше вправо. Колёса начинают прыгать по дороге и машину несёт влево. Я упираюсь левой ногой в пол, спиной – в спинку сиденья, расслабляю руки и стараюсь плавно, без рывков поворачивать руль в ту сторону, куда сносит машину. Руки и машина сначала слегка подёргиваются, но потом я чувствую, как машина идёт в противоположую сторону, и занос прекращается. Всё происходит настолько быстро, что я едва успеваю соображать, что я делаю. Инструктор доволен, я тоже. Но на этом мои успехи в этом упражнении заканчиваются. Видимо, расслабившись от сознания того, что я выполнил упражнение один раз, я не могу больше спровоцировать занос. Нужно отдохнуть и прийти в себя. Пересаживаюсь на место пассажира, а место водителя занимает моя напарница. Соня, будучи водителем со стажем, тоже испытывает трудности с заносом машины, и упражнение получается у неё тоже только один раз.
Второе упражнение – тренировка обходить препятствие при полном торможении автомобиля, когда включается АБС. Машину нужно разогнать до скорости 100-110 км/ч, резко затормозить на участке длиной примерно в 10 метров и уйти влево или вправо от столкновения с импровизированной преградой. У машины в таком случае срабатывает антиблокировочная система тормозов, и передние колёса то сцепляются с поверхностью дороги, то проскальзывают по ней. Машину трясёт, а педаль тормоза вместе с ногой, которая её давит, дрожжит. Неприятные ощущения дополняются громким шумом, напоминающим скрежет, резина горит. Мы выполняем это упражнение почти в полдень, жара стоит страшная, и дышать совершенно нечем. В воздухе висит противный дым от горящей резины нескольких машин, которые одна за другой тормозят на трассе. Ещё и окно со стороны водителя в машине практически не закрывается, поскольку каждый раз после выполнения упражнения мы подъезжаем к инструктору и выслушиваем его замечания. Мне упражнение кажется очень простым, и я выполняю его правильно каждый раз. После первых двух торможений и объездов препятствий справа инструктор показывает мне двумя вытянутыми вперёд руками со сжатыми кулаками и поднятыми вверх большими пальцами, что всё великолепно, после третьего просит меня объезжать препятствие слева. Выполняю без проблем, главное, чтобы ноги и спина были чётко зафиксированы, а руки свободно владели рулём. Потом за руль садится Соня, но как она ни старается, упражнение не получается у неё ни разу. Каждый раз она сбивает какую-нибудь фишку, а это означает столкновение с препятствием или другой машиной. Я смотрю на неё и понимаю, почему у неё не получается. Соня не может расслабить руки, когда тормозит. Она вся напряжена, как комок нервов, давит на тормоз, а руками вцепилась в руль и дёргает его сначала в одну, а потом в другую сторону. Говорю ей, что плавнее надо, не напрягаясь. Хочется добавить, что с машиной нужно обращаться нежно, как с женщиной, но замолкаю, сообразив, что говорить такое женщине нелепо.
Голова уже «раскалывается», но, слава Богу, обеденный перерыв. Машины выстраиваются в колонну и едут к ангарам.
На обед отводится один час. Обед разнообразный, все блюда очень вкусно приготовлены, и все наедаются «до отвала». О каких тренировках после такого обеда может идти речь?! Впору лечь бы да поспать... Глаза у меня слипаются сами собой – сказывается бессонная ночь. Но следующее упражнение уже, как говорится, на подходе. Инструктор просит всех отключить систему стабилизации автомашины и предлагает на скорости 100 км/ч объехать препятствие без торможения. «Это не так просто, - говорит он, - поэтому я каждому покажу, как это делается». Он сажает нас по 2-3 человека в свою машину и выполняет упражнение. Доходит очередь и до меня. Я сижу на заднем сидении и внимательно слушаю, стараясь запомнить: сначала руль поворачивается медленно, а потом всё быстрей, затем точно так же в обратную сторону. Тут инструктору в голову приходит, видимо, интересная мысль и он говорит: «Если Вы сделаете что-то не так, то вся энергия, которой обладает движущаяся машина, вырвется из Вашего повиновения и произойдёт то, что я сейчас покажу». Инструктор разгоняет машину и предупреждает нас, что нужно напрячь шею. Потом он делает какое-то неуловимое движение рулём, и машину начинает швырять из стороны в сторону. Она уже не подчиняется водителю и крутится, переваливаясь с боку на бок, до тех пор, пока полностью не останавливается. Мы подъезжаем на исходную позицию. Я выхожу из машины, слегка покачиваясь. В глазах темно, голова кружится. «Ну, надо же, - думаю, - угораздило инструктора проводить подобные эксперименты, когда я сижу в машине. И без того я уже «никакой». Сажусь за руль «своей» машины, разгоняюсь, делаю всё, как учили. Ура, получилось! Ещё раз выезжаю, разгоняюсь, поворачиваю руль в одну сторону (отлично!), в другую... Машину бросает в сторону, я пытаюсь совладать с ней, но ничего уже не получается – происходит точно то же самое, что показывал инструктор, - машину крутит и выбрасывает к самой обочине лётного поля. Я беспокойно поворачиваюсь к своей напарнице, первая мысль: «Как она?» Лицо Сони, и без того светлое, белО, как полотно. Спрашиваю, всё ли в порядке. Она, скованная страхом, утвердительно кивает головой, не произнося ни слова. Я смотрю в сторону инструктора. Он, сделав шаг вперёд, весь напрягшись, пытается, видимо, разглядеть и понять, живы ли мы, не покалечился ли кто из нас. Трогаюсь. Вижу, как инструктор расслабляется, делает шаг назад и проводит рукой по лицу. Подъезжаю. Инструктор совершенно спокоен, по крайней мере внешне, подробно объясняет мне мои ошибки и предлагает повторить упражнение. Я повторяю ещё два раза, но уже не разгоняюсь до нужной скорости - боюсь. Инструктор понимающе улыбается и кивает головой, хорошо, мол, достаточно, давай последний раз, а во время подъезда к месту старта проделайте следующее: водитель, то есть я, непрерывно давит на газ, а напарница при скорости примерно 100 км/ч один раз легонько тянет вверх маленький, как кнопка, рычажок с обозначением «ручной тормоз» на панели управления между сиденьями. Делаем. Я непрерывно давлю на газ, машина разгоняется. Соня немножко тянет вверх рычажок и отпускает его. Я продолжаю давить на газ, машина... плавно тормозит и останавливается. Мы подъезжаем к инструктору, и он поясняет нам, что это сделано для того, чтобы человек, сидящий рядом с водителем мог остановить машину, если водителю станет плохо. Мы просто в восхищении от возможностей «Ауди» А8. За руль садится моя напарница. Соня намного осторожнее меня и выполняет упражнение все пять раз правильно, правда, инструктор каждый раз делает ей замечание, что её скорость движения недостаточна. Мы все уже очень устали, а Хексина Ванга даже тошнит от перегрузок и запаха горящей резины. Он и ещё несколько человек усаживаются на траве и издалека наблюдают, как их напарники водят машины. Время начинает тянуться медленно.
Примерно в три часа дня раздаётся команда собраться всем машинам вместе, и мы, обрадованные тем, что наши «мучения» закончились едем к месту сбора. Но не тут-то было. Как выяснилось, нам предстояла ещё контрольная езда с препятствиями на скорость – кто быстрее. Фишками была размечена новая трасса, которая, как и в предыдущих случаях время от времени поливалась водой из специальной машины, чтобы оставаться скользкой. В конце трассы был устроен импровизированный гараж, в который нужно было въехать, не столкнувшись ни с одной его «стенкой». Каждый из нас по пять раз проехал трассу для её изучения, а потом был дан старт на скорость. Я разгоняюсь, насколько это возможно на коротком промежутке и начинаю маневрировать между фишками. Потом – крутой скользкий поворот. Ага, можно не сбавлять скорость, так как система стабилизации включена! Теперь снова разгон до 120 км/ч и полное торможение в гараже с включением АБС. Получилось! Мне удалось проехать трассу за 47 секунд и «влететь в гараж», остановившись в самом его центре. Лучшее время было 43 секунды. Некоторые проезжали трассу за минуту и даже больше. Так что, я был, пусть не первый, но в середине, причём, ближе к началу, что меня очень порадовало.
На этом тренировка была закончена. В ангаре нас ждал полдник с кофе, чаем, прохладительными напитками и сладкими пирогами, в ходе которого нам вручили сертификаты об участии в тренинге, а также небольшие подарки – по набору металлических авторучек с символикой фирмы «Ауди».
Время поджимало, и мы поехали в аэропорт. Приехали на удивление быстро, но регистрация уже шла. Перед окошком стояла огромная очередь. Мы прошли в кафе и сели там за столик. Кое-кто взял перекусить. Потом Хексин Ванг пошёл посмотреть, не уменьшилась ли очередь, и вернулся с посадочным талоном. Билеты были нами забронированы через интернет, но на руках мы их не имели. У него, оказывается, была полётная кредитная карточка, по которой можно было получить посадочный талон в автомате. У Хамаду и Увэ тоже были такие карточки, и они пошли получать билеты. Я предложил Хольгеру пойти и встать в очередь, но он отказался, пошутив, что слишком ленив для того, чтобы стоять в очередях. Я, умудрённый российским опытом стояния в очередях, пошёл один. Очередь несколько уменьшилась, но была ещё достаточно длинной. Вслед за мной подошли и встали в очередь ещё несколько человек. Вскоре подошли и Хольгер с Михаэлем. Я кивнул головой – вставайте, мол, со мной, но Хольгер отказался, махнув рукой, какая, дескать, разница. Увы, оказалось, что разница была большой. При выдаче посадочного талона меня спросили, не хотел бы я остаться в Берлине на ночь и полететь на следующий день утром. Я отказался, не придав этому никакого значения, получил билет и остановился перед входом на досмотр, ожидая Хольгера и Михаэля. Вскоре подошёл Хольгер и с удивлением отметил, что получил билет в бизнес-класс, а не в эконом-класс, как было заказано. У Михаэля возникли какие-то проблемы. Он долго стоял около окна регистрации, а потом подошёл и сказал, что ему билета не досталось. Произошла какая-то ошибка, и на самолёт было забронировано больше мест, чем имелось. Михаэль мог лететь только на следующий день. Хольгер сказал, что это не так страшно, и как раз тут объявили, что «господина Лассера просят подойти к окну регистации». Хольгер подошёл и ... тоже остался без билета. Видимо, появился пассажир из бизнес-класса, которому предназначался билет, отданный Хольгеру. Время уже поджимало, и я прошёл на посадку, а Хольгер с Михаэлем остались ждать, не появятся ли свободные места в результате неявки пассажиров высших классов. Увы, мест не оказалось. Нам объявили посадку. Хексин Ванг подошёл к Хольгеру и взял у него ключи от машины, стоявшей в аэропорту Штуттгарта.
В Штуттгарт мы прилетели без приключений и сразу позвонили Хольгеру. Оказалось, что он и Михаэль использовали другой вариант, предложенный им в аэропорту – взяли напрокат машину и едут на ней из Берлина в Штуттгарт. Уже проехали почти 100 км. Мы нашли на стоянке нашу машину и поехали домой. Хамаду, правда, «потащил» нас через Штуттгарт, и мы ехали почти полтора часа вместо возможных 50 минут. Тем не менее, к полуночи я был уже дома. Принял душ и завалился спать, поскольку утром нужно было на работу. Засыпая, вспомнил афишу на полигоне о том, что с 30 июля по 7 августа в одном из самолётных ангаров, переоборудованных в концертный зал, пройдёт фестиваль камерной музыки «С Запада на Восток» в память 60-летия атомной бомбардировки Хиросимы. Специалисты говорят, что в ангарах великолепная акустика...
Анатолий Дмитриевич Чесноков,
Ален, Германия,
Август 2005 года.
Свидетельство о публикации №114022609771