По конкурсу Пародии, ч. 1
http://www.stihi.ru/2014/02/24/4752 Итоги конкурса
«Страница Ликбез - это место, куда ходят не за славой, а за обучением новому!» - этой цитатой из самой себя я хочу начать Разбор полетов завершенного недавно конкурса Пародий .
Пародия - жанр не простой: кто-то пишет пародии шутя, а кто-то не писал их никогда и даже не пытается пробовать. На странице Ликбез я пытаюсь собрать и подружить между собой не просто талантливых поэтов, но и тех, кто хочет такими стать, старается узнать о том, как писать стихи стоит, а как - нежелательно и, только уже освоив азы (а они никому никогда не мешают), идти дальше - изобретать свои собственные «велосипеды».
У каждого из нас есть своя проторенная дорожка в поэзии: у кого-то это лирические зарисовки природы, у кого-то - стихи о любви, у кого-то - шуточные послания для узкого круга своих друзей, кто-то пишет только стихи на военно-патриотическую тематику, кто-то высмеивает в своих едких посланиях ошибки или мнения других. Не удивительно: к чему душа лежит, о том и пишется. Но если мы хотим стать мастерами своего любимого жанра, стоит попробовать себя и в других - хотя бы освоить их. Страничка Ликбеза - это как раз то место, где можно пробовать свои силы и в том, что мы прежде никогда не делали, не умеем, не знаем как, но готовы узнать и научиться новому!
Зачем ходить далеко, признаюсь, что я сама пародий, как таковых, прежде не писала и вряд ли буду: не любитель я этого жанра, особенно той его разновидности, где источником пародии делают чужие стихотворные недочеты и где их остроумно высмеивают. Не по душе мне это занятие! Но пародия - это не насмешка. Пародия - это ироническое стихотворение, написанное по теме пародируемого автора с интеллигентно исполненной иронией. Пародируют не ошибки, а авторский стиль, остроумно подхватывая и развивая или тему автора, или специфику его речи, стараясь в пародии сделать автора узнаваемым.
И тут сразу же открывается несколько подводных камней.
Во-первых, просто пересказать сюжет произведения автора, которое вы пародируете (для краткости будем называть его ИСТОЧНИК) своими словами - не имеет никакого смысла. Необходимо ВНЕСТИ СВОЕ ВИДЕНИЕ ЧУЖОЙ ТЕМЫ ИЛИ ДАТЬ ЕЕ РАЗВИТИЕ. А иногда можно предложить и совсем другой - свой собственный вариант сюжета, но так, чтобы четко прослеживалась связь вашего произведения с авторским.
Теперь мы наталкиваемся на второй подводный камень - необходима СЦЕПКА с Источником (связь с ним). Сцепка может быть разной, например, можно использовать в пародии авторскую цитату - самой яркую, выразительную его строку или фразу. Сцепкой может быть и какой-то яркий эпизод из сюжета Источника, например, завязка сюжета, которую автор пародии изложит совершенно по-своему: что-то преувеличит, что-то сделает зеркальным отражением, а что-то - остроумно «извратит».
Чтобы сцепка с пародируемым произведением была еще более наглядной, желательно написать пародию в той же форме, что написан Источник: в том же стихотворном размере и с похожей рифмовкой строк. Это не является обязательным условием, но часто положительно работает на качество пародии. Совпадение количества строк в обоих произведениях (что было записано в условиях приема на конкурс в качестве ЖЕЛАТЕЛЬНОГО условия) не строго обязательно: плюс-минус несколько строк дела не испортят, но вот если пародия в разы больше или меньше произведения Источника - это не в пользу пародисту. Уменьшение объема часто не позволяет передать сюжет и особенности стиля, а увеличение объема показывает наш непрофессионализм: неспособность одновременно быть и остроумным, и лаконичным.
Третий подводный камень пародии - ее ИРОНИЯ. Пародия неостроумная, безликая, абсолютно несмешная (еще того хуже - поучающая, читающая мораль или только сообщающая что-то) - это плохая пародия. Даже больше - это вовсе не пародия. Пародист - это человек с хорошим чувством юмора, мастер жанра «иронические стихи».
Именно по этому принципу я и подбирала команду членов жюри данного конкурса - выбирала авторов с хорошим чувством юмора и пишущих, если не пародии, то хотя бы иронические стихи. Причем, как мне казалось, в большей степени этими качествами обладают мужчины: из десяти голосовавших в команде жюри было 7 мужчин!
Итоги голосования меня поразили - с большим перевесом по количеству набранных баллов шли … женщины! Мужские пародии занимали нижние полки сводной таблицы номинантов!
Вторым откровением конкурса оказались плоды моего личного участия в нем. Как я уже сообщила вам - я не пародист и стать им не планирую. Но я абсолютно убеждена, что тот, кто хочет писать поэзию, а не рифмовки, должен пройти школу разных жанров - разобраться в особенностях каждого из них и для практики потренироваться в написании всех. Как ни лень мне было пародировать уважаемого мною Геннадия Бэра - самого опытного и грамотного члена жюри команды Ликбеза, я, помучившись и начитавшись работ достойных пародистов, все же написала свои варианты пародий. К моему изумлению, большинство из них оказались номинированными - пусть не высокими баллами, но все же их номинировали - кому-то из судей они приглянулись.
К чему я это веду? Вовсе не к тому, что желаю похвастаться своими скромными успехами. Просто утверждаю: КАЖДЫЙ автор, приложив усилия и освоив теорию, способен написать вполне приличное произведение даже в не любимом им и непривычном для него жанре! И такая практика пойдет на пользу: только знакомясь с новым, мы можем двигаться вперёд. Авторы, из года в год присылающие на всевозможные конкурсные площадки свои когда-то победившие, но уже очень давно написанные стихи, тратят свои силы напрасно. Кому и что они в очередной раз доказывают? Ради чего?
Вероятно, я вас уже утомила своими размышлениями не в тему, поэтому заканчиваю предисловие и приступаю к стихам - номинированным пародиям. По каждому из 7-и Источников я покажу вам те пародии, которые были отмечены членами жюри баллами, и кратко прокомментирую их.
ИСТОЧНИК 1. ГЕННАДИЙ БЭР. УЗЕЛОК НА ПАМЯТЬ.
ЧЕЛОВЕКУ СВОЙСТВЕННА ГРЕХОВНОСТЬ,
УЗЕЛОК НА ПАМЯТЬ ЗАВЯЖИ;
ЖЕНЩИНУ УКРАСИТЬ МОЖЕТ СКРОМНОСТЬ,
А НЕСКРОМНОСТЬ ЕЙ УКРАСИТ ЖИЗНЬ.
Короткое ироничное четверостишие, где ключевая фраза «узелок на память», а далее идёт остроумное обыгрывание плюсов и минусов скромности. Давайте оценим то, что номинировали судьи: (номер пародии - соответствует номеру произведения в таблице номинантов)
Номинированные пародии:
14. Александр Шустов-Васильев
Синева вульгарной гематомы
Украшает глаз нескромной Томы.
Все мы от рождения греховны;
Согрешила- получи по полной.
На мой взгляд здесь нет пародии, просто самостоятельный ироничный катрен. Не раскрыто ключевое понятие «узелок», нет сопоставления двух сторон одного явления, которое следует «взять на память». Есть нравоучение, но нет особого остроумия, нет никакого намека на Источник (сцепки с ним) .
26. Наталья Попова 51
Чтобы день был радостью наполнен,
Я с утра считаю узелки.
Этот узелок - в Алуште с Овном.
Этот - с Тигром в лодке у реки.
Этот – Скорпион оставил пылкий.
Этот Бык упрям был и горяч.
Эх, как жаль, что всё покрылось пылью
Лет минувших, что несутся вскачь.
Но, благодаря платочку, помню
Юности крутые виражи.
Пусть дурнушек украшает скромность.
Мне нескромность украшает жизнь.
Здесь есть явная связь с источником - слово «узелок» и подробное раскрытие того, что дают антиподы - скромность и нескромность. Написано остроумно, более многословно, чем у Г.Бэра, и к моему глубокому сожалению, автор не придумал ничего своего - похожего по форме, но иного: это всего лишь более подробно раскрываемая мысль Источника. Геннадий Бэр отметил это произведение, как лучшее в группе пародий на данный источник.
48. Нина Пупкина
Человеку свойственно обжорство,
Узелок на память завяжи;
Человека украшает стройность,
А тюленя украшает жир.
Назидания здесь больше, чем юмора, но зато все условия пародии выполнены: есть «узелок», есть обыгрывание противопоставлений "стройность-жир", наличие сцепки с Источником и самостоятельный вариант шутки.
91. Елена Севрюгина 3
Быть одной – как минимум, нескромно!
Узелок на память завяжу,
Чтобы не забыть: гуляю с Ромой,
А за Борю замуж выхожу!
Видим наличие соблюдения всех требований к пародии, включая и чувство юмора.
98. Людмила Громова 1
Намотай на ус такую тонкость,
Узелок на память завяжи:
Будет проявлять жена нескромность,
Если муж ей не украсит жизнь.
Основные приметы пародии налицо: это слово «узелок», тема скромности (жаль, что не своя, а заимствованная у Источника). Обыгрывается только нескромность, но достаточно остроумно, поэтому - хорошо!
ИСТОЧНИК 2. ГЕННАДИЙ БЭР. КОЛКОСТИ.
ЕЖЕЛИ РАЧИТЕЛЬНО
В КАЖДОЙ СИТУАЦИИ
ВИДЕТЬ УМОЗРИТЕЛЬНО
ЛИШЬ ИНСИНУАЦИИ,
ТО НЕ БУДЕТ РАДОСТИ
ИЗ-ЗА ДАМСКОЙ СКЛОННОСТИ
ПРИНИМАТЬ ЗА ГАДОСТИ
МАЛЕНЬКИЕ КОЛКОСТИ.
Мне показалось, что это наиболее трудное для пародирования произведение. Ключевая фраза здесь «НЕ БУДЕТ РАДОСТИ». Идет игра рифм (звучаний) и обыгрывание ситуации ЕСЛИ….. ТО…… Пародистам желательно придумать свои варианты ситуаций «Если… ТО…» при которых не будет (или наоборот будет) радость. Посмотрим, как это было решено пародистами (анализирую только номинированные пародии):
Номинированные пародии:
27. Татьяна Уткина 2
Отличиться хочется
В каждой ситуации,
Видя даже в творчестве
Лишь инсинуации.
Что до дамской скромности,
Тут уж лучше гадости:
Без порочной склонности
Не познаешь радости.
Здесь есть ключевая фраза «не познаешь радости», а вот конструкции «если- то» нет, все стихотворение - это скорее сообщение факта или мнения. Особо остроумного я здесь ничего не увидела. Слово «скромность» в пародию попало из Источника 1, в данном источнике нет темы добродетели-греха, но ней важно обыграть условие «если», что, к сожалению, автор пародии не сделал.
38. Лариса Ладыка
Подхожу разумно я
К разным ситуациям:
Я им – остроумное,
Мне – инсинуации.
По закону подлости
В жизни зло и радости:
Если я – то колкости,
Если мне – то гадости.
Отличная на мой взгляд, пародия, есть ключевые «зло» и «радости», есть авторское и остроумное наполнение конструкции «если - то». Удачно вставлены в текст пародии и слова «колкости», «гадости», которые присутствуют в Источнике.
42. Татьяна Федорова Голубева
Ежели рачительно
лить инсинуации
выбрав умозрительно
ляпы ситуации,
сколько будет радости
от природной склонности
маленькие гадости
выдавать за колкости!
Пародия, отмеченная как лучшая в этой группе Г.Бэром. Все условия пародийности здесь соблюдены, единственно - очень уж похож текст пародии на текст Источника. Остроумного переложения не особо смешного стихотворения Источника здесь нет. Но если для Источника остроумие ни к чему, то для пародии оно - обязательное условие!
68. Алкора
Роль смазливой глупости
Умопомрачительна!
Разрешая трудности,
Действуйте рачительно:
Не лишайтесь радости
Дать мужской наклонности
Упиваться слабостью
И желать покорности…
Свои стихи мне комментировать неловко. Оцените их сами. Я от них не в восторге!
92. Елена Севрюгина 3
Ты вчера мне колкости
Говорил ужасные:
Что способна к подлости,
Что вообще опасная!
Прочь инсинуации-
Их в упор не слышу я!
Сможем поквитаться мы,
Лишь когда распишемся!
Написано неплохо, но мне кажется, что здесь почти нет сцепки с Источником, структура «если-то» вообще не использована, тема «радости от»- не присутствует. С Источником слабая связь проходит только через употребление редко встречающегося в поэзии слова «инсинуации». И очень уж сугубо «женский юмор», на мой взгляд, без остроты, без яркой иронии, это скорее дамское воззвание, чем пример остроумия.
Продолжение см. http://www.stihi.ru/2014/02/27/6515
Свидетельство о публикации №114022609096
ПАРО́ДИЯ — художественное произведение, в основе которого лежит комический эффект, который возникает при намеренном подражании другому произведению.
Приёмы создания пародии:
противоречие между темой и стилем произведения;
гиперболизация;
изменение контекста.
Пародия-это все таки ответ на ляпсус автора (образ, который можно повернуть и он имеет смешную двойственность), ошибки русского языка, неправильное использование, "нерусскость" фразы. Пародия может быть шуточная , мягкая и ярко сатирическая, гиперболизирующая образы автора до хохота, что авторам не нравиться. Здесь есть прекрасный пародист Денис Танцырев. Посмотрите его пародии, там классика. Я хотела, чтоб он на меня написал пародию, но он ответил, что на шуточные стихи пародия не пишется. Потому что в шуточных стихах нет огрехи автора, а специально созданные смешные образы. Когда автор тихо ржет сам. В вашем конкурсе на шуточный стих:
ЧЕЛОВЕКУ СВОЙСТВЕННА ГРЕХОВНОСТЬ,
УЗЕЛОК НА ПАМЯТЬ ЗАВЯЖИ;
ЖЕНЩИНУ УКРАСИТЬ МОЖЕТ СКРОМНОСТЬ,
А НЕСКРОМНОСТЬ ЕЙ УКРАСИТ ЖИЗНЬ.
Так вот пародии на этот стих интересные написать не получилось , он сам по себе смешной и достичь гиперболизации и большего накала смеха не получилось ни о кого из авторов. Они просто писали по мотивам, взяв стиль автора. Но это не пародии. Во всяком случаи все конкурсные пародии не достигли уровня автора. И не смешно. А пародия , в первую очередь , должна быть смешной. И не писаться на шуточные стихи, где автор сам ,специально дурачится образами или специально делает ошибки. Все получилось просто по мотивам, Чужое хорошее творчество вызывает прилив собственного. Можно вертеть и смысл и образы и создать свой стих со своим видением ситуации, но это не пародия.
Марина Легеня 21.11.2024 15:32 Заявить о нарушении
Творческая Мастерская Алкоры 21.11.2024 12:33 Заявить о нарушении