О взаимосвязанных явлениях в механизме языка
И НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ КАК ВЗАИМОСВЯЗАННЫЕ ЯВЛЕНИЯ
В МЕХАНИЗМЕ ЯЗЫКА
Варьирование в языке наблюдается по двум причинам: (1) развивается сама действительность и происходит адаптация языка к внеязыковой среде; (2) речевой аппарат, данный человеку от природы, функционирует у разных людей не абсолютно одинаково, характер его действия и точность, отлаженность действия меняются с течением возраста, в связи со степенью языковой компетентности и тренированности, а также в разных условиях функционирования (ср. психологию изменённых состояний). Следовательно, есть какие-то эталоны, усредненные образцы и узаконенные или неузаконенные отступления от них.
При упорядочении вариантов может быть отвержение части из них, неприятие их для общего пользования. Оставшиеся же варианты могут дифференцироваться, использоваться в «нюансировке» информации. Возможно как свободное варьирование, так и кристаллизация варьирования, его упорядочение, закрепление за вариантами семантической, стилистической и хронологической функций.
Варианты могут маркировать литературную и нелитературную, правильную и неправильную, престижную и непрестижную, строгую (выверенную) и нестрогую (небрежную) речь.
Звуковые варианты могут дифференцировать и грамматические смыслы и в этом случае использоваться для организации и автоматизации (автоматического восприятия) связной речи. При этом начинают действовать устойчивые аналогии и образуются грамматические морфологические парадигмы – здесь начинается интеграция вариантов, их упорядочение, кристаллизация. Возможно, это упорядочение является различным в сознании носителей языка и в научных грамматических описаниях (о чем свидетельствует хотя бы различная последовательность расположения элементов парадигм в разных описаниях).. Может быть, следует говорить о научной и практической грамматике (грамматике сознания, грамматике пользования языком – ср. грамматики говорящего и слушателя, грамматики пишущего и читающего)..
Дифференциация и интеграция касается и деривации: формообразования и словообразования. Словообразовательные парадигмы и словообразовательные цепочки. Организация их по принципу грамматических парадигм, но с высокой степенью нестандартности, эксклюзивности.
Нейтрализация явление (процесс), противоположный дифференциации. Стремление к типологизации действительности и желание экономить языковые усилия. Это, очевидно, связано и с апперцепцией, опережающим восприятием, с параллельным развертыванием и свертыванием речи у носителя языка - и порождающего, и воспринимающего речь. Следовало бы максимально полностью выявить процессы варьирования, дифференциации, интеграции и нейтрализации языковых единиц и взаимодействие, взаимообусловленность этих процессов.
Свидетельство о публикации №114022601724