Кроссворд как форма репрезентации речи
Кроссворд, придуманный как форма развлечения по разным версиям около 100 или 150 лет либо в ЮАР, либо в Англии, либо в США (а может, и значительно раньше в Древнем Риме) [ 1 ], в наши дни перестал быть просто увлекательной словесной игрой. Сейчас это и способ заполнения очень многими людьми, хотя бы минимально освоившими грамоту, во всех странах мира, свободного времени, и особый вид речевого общения, и средство обучения и проверки знаний учащихся, и своеобразный тип мышления, и даже бизнес, средство получения дохода, и причём весьма не малого.
Создаются методические указания и программы по составлению и разгадыванию кроссвордов, устраиваются слёты (чемпионаты, олимпиады) кроссвордистов, огромными тиражами выпускаются многочисленные кроссвордные газеты и журналы, кроссворд уверенно проник в компьютеры, на телеэкран, внедрился в мобильные телефоны. Наш век можно по праву назвать не только техногенным, компьютерным и рекламным, но и кроссвордным.
Кроссворды бывают различными по объему (маленькие, состоящие из нескольких слов, и огромные, включающие свыше десяти тысяч слов), по своей конфигурации («квадраты», «колодцы», «змейки» и мн. другие), по степени сложности, по географической и национальной принадлежности (европейские и американские; японские, китайские, русские, английские, венгерские, эстонские, армянские и др.), по связи с периодами праздного времени любителей кроссвордов (праздничные, новогодние, рождественские; пятничные, субботние, воскресные), по тому, какой группе людей они предназначены (детские и взрослые; ветеранские, пенсионные), по тому, в какой обстановке их разгадывают (семейные, дорожные, автокроссворды и т.д.), по характеру охватываемой лексики, используемой в качестве отгадок (энциклопедические и тематические), по качеству, степени совершенства (профессиональные и самодельные). Причём представленный нами список оснований, по которым классифицируются кроссворды, можно легко продолжить. Возникла особая метаязыковая система, относящаяся к кроссворду, включающая уже несколько сотен слов и быстро пополняющаяся.
Накопленный огромный речевой материал, связанный с кроссвордом, требует систематизации и научного осмысления, а затем углублённого исследования.
В наши дни уже нельзя относиться к кроссворду, как к невинной забаве, необходим научно обоснованный анализ кроссвордов и их оценка с позиции работы механизмов мыслительной и речевой деятельности человека, к ним, как и к любому другому виду речи, должны быть предъявлены требования эффективности, требования, настоятельно внедряемые в здоровом обществе культурой речи и риторикой. Кроссворд ценен как «гимнастика ума», как средство развития мышления и речи, а также как психотерапевтический приём. И всё же это игра, хотя и словесная, и она должна быть честной, кроме того, в ней должны быть соблюдены вкус и чувство меры. Иными словами, такой игрой должны управлять умный и опытный учитель-наставник и добрый врач-психолог.
Особую науку, которая бы исследовала кроссворды, как феномен речевой и мыслительной деятельности человека, мы предлагаем назвать кроссвордологией, или, может быть, психолингвистической теорией кроссворда.
Хотя кроссвордологии как науки ещё не существует, исследование кроссвордов с позиции лингвистики уже было предпринято. Е.А. Денисова в своей кандидатской диссертации «Структура и функции энигматического текста: на материале русских загадок и кроссвордов» (М., 1980) кроссворды рассматривает как лингвистический объект, выделяет в структуре каждого из заданий кроссворда две части – энигматор (вопрос-задание) и дефиницию (отгадку), рассматривает виды энигматоров и характер языкового соотношения между энигматором и дефиницией,связывает исследование кроссворда с развитием «таких перспективных направлений лингвокультурологии, как этнолингвистика, социолингвистика и лингвофольклористика» [ 2 ].
Но нам представляется важным рассмотреть кроссворд в психолингвистическом плане, обратив внимание и на иные аспекты. Во-первых, кроссворд в целом можно рассматривать как некий текст, точнее гипертекст (аналогию в данном случае можно провести, например, с циклом стихотворений, или тематическим сборником научных трудов, или стихотворным сборником того или иного поэта, или с антологией), состоящий из микротекстов; каждый из микротекстов – одно кроссвордное слово вместе с отгадкой к нему (ср. вопросно-ответное единство как один из аналогов сложного синтаксического целого в монологической речи).
Во-вторых (и это вытекает из первого), каждое из заданий в кроссворде вместе с отгадкой к нему составляют особую коррелятивную пару. Необычно лишь то, части этой коррелятивной пары отделены в пространстве и во времени (отгадку тот, кто разгадывает кроссворд, вначале продумывает, а потом вписывает в кроссворд, нередко корректируя первоначальный вариант отгадки; чтобы убедиться в правильности ответов, отгадывающий кроссворд порой обращается к ним, помещаемым либо под кроссвордом, либо в следующем номере газеты или журнала.
В-третьих, указанную коррелятивную пару можно рассматривать как особую речевую структуру, отображающую минимальную единицу познания. Поскольку познание исследует особый раздел философии, который называется гносеологией, то данную речевую единицу будем называть лингвогносеологемой.
В-четвёртых, решение кроссворда - это движение от неопределённости, незнания (поэтому-то задание кроссворда и представляет собой либо явный, либо скрытый вопрос) к вполне определённому знанию, к тому знанию, которое уже вошло в общепризнанный опыт людей, - это знание и содержит разгадка.
В-пятых, каждое из заданий в кроссворде представляет собой в том или ином отношении неполное высказывание: либо это дефиниция какого-либо понятия, оторванная от связанного с ним однословного наименования предмета, явления или лица, либо это прерванное или структурно деформированное предложение, содержащее в своём составе умолчания, купюры, на месте которых ставится многоточие. При разгадке, естественно, происходит либо регенерация восстановление) неполной либо деформированной формальной или содержательной структуры (если разгадывающий восстанавливает забытое, нечётко хранящееся в памяти), либо моделирование (по аналогии создаётся с учётом кроссвордной сетки пока ещё незнакомое кроссвордисту гипотетическое слово, которое может случайно совпасть с отгадкой, а может и не совпасть: формально, по сетке кроссворда оно может подходить, а с учётом вопроса, сформулированного в задании, нет).
В-шестых, кроссворд представляет особый вид организации текста, в котором сетка кроссворда выполняет роль своего рода контекста, направляющего, при необходимости корректирующего выбор отгадки. При этом одним из контекстных показателей является также длина разгадываемого, графически оформленного слова; т.е. при разгадке учитывается не только отображаемая словом реальность (хотя возможно, и вымышленный мир), но реальность языка, как особого, вторичного мира. Правда, при разгадывании кроссворда, направляющего действия сетки порой бывает недостаточно, необходимо формировать свой внутренний контекст, «базу данных о мире», надо непрерывно осваивать внешний мир, углублять представление о нём, т.е. погружаться в дискурс, приобретать наряду с языковой также внеязыковую компетенцию.Частично этому содействует кроссворд, но с помощью него освоение мири и коррелирующего с ним языка происходит не системно, спорадически. Однако «загрузка» должна идти постоянно, непрерывно, и не только под влиянием кроссворда. Кроссворд своего рода тренинг, он позволяет отработать некоторые операции речемыслительной деятельности до автоматизма. Но при общении с миром мы нередко должны включать и «ручное управление», выходить при решении сложных проблем за рамки привычных операций и мыслительных стереотипов.
В-седьмых, кроссвордные тексты предстоит систематизировать в зависимости от того, на каких языковых явлениях они основаны, какие системные отношения языка представляют (синтагматические, парадигматические или ассоциативно-деривационные), как стилистически ориентированы, как соотнесены с нормативным и культурологическим аспектами языка, на каком шаге опосредованной номинации действительности они находятся, какую ступень языковой игры отражают (бывают ведь, в частности, задания кроссворда, содержащие иронию, произвольную этимологизацию, каламбур и др.).
К сожалению, чрезвычайно узкие рамки данного сообщения не позволяют нам обратиться к анализу конкретного материала (надеемся в ближайшее время представить его в более солидных публикациях). И всё же хотя бы без минимума примеров не обойтись. Приводим анализ двух лингвогносеологем, используя их из наиболее типичных и качественных, на наш взгляд, кроссвордов [3].
Первая лингвогносеологема из кроссворда. Вопрос-задание: «кто дважды в одном классе учится?» (слово из 11 букв). Ответ-разгадка: «второгодник». В соответствии с контекстом кроссворда задание может быть переформулировано следующим образом: «какое слово из 11 букв, обозначает того, кто дважды в одном классе учится?». Ответ в полном его виде может быть сформулирован так: «того, кто
дважды учится в одном класса и обозначен в кроссворде словом, состоящим из 11 букв, называют второгодником». Как видим, наводящим моментом для отгадки является учёт разгадчиком кроссворда количества букв в искомом слове. Вторым направляющим моментом является буквенное пересечение данного слова, расположенного по горизонтали кроссворда, со словами, находящимися по вертикали (тяга, лада, Один). В свою очередь разгадка слов, расположенных в сетке кроссворда по вертикали, учитывает не только саму формулировку задания («… тяга к знаниям»; неполная конструкция, представленная прецедентной фразой, в которой легко регенерируется намеренно опущенное звено), но и пересечение с буквами слов, находящихся по горизонтали (в частности, «второгодник»). Понятно, что все этапы мыслительных операций тот, кто разгадывает кроссворд, обычно не озвучивает, но это, видимо потому, что в речевую (коммуникативную) компетенцию человека помимо способности к регенерации речи входит и её попутное переструктурирование.
Вторая лингвогносеогема. Задание в кроссворде: «генный уродец». Здесь скрытый вопрос. В переформулировке задание звучит так: «как назвать одним словом, состоящим из 6 букв, генного уродца?». Ход дальнейших операций при возникновении затруднений в отгадывании задания однотипен.
Ценность качественных кроссвордов в том, что они позволяют отрабатывать различные мыслительные и речевые операции до автоматизма и хорошо усваивать их последовательность, что позволяет человеку, постоянно решающему кроссворды, более чётко и быстро строить свою речь и понимать её, даже если она представлена не в совершенном, а в деформированном виде. Кроссворды помогают параллельно усваивать картину мира и картину языка, в их взаимосвязи, поскольку с помощью них (кроссвордов) происходит пополнение лексического запаса, усвоение фразеологических единиц и прецедентных фраз и др. Но слабое место кроссвордов в том, что они включают в себя задачи с единственным решением, дают единственный ответ на самые сложные вопросы. В реальной жизни, в истинной науке, в правовой деятельности, в принятии государственных решений, в восприятии художественного текста нередко нельзя найти единственный, бесспорный ответ. Кроссворд по существу ограничивает зону развития креативных возможностей человека. Для дальнейшего развития этих возможностей,человек должен искать и свои способы освоения и упорядочения картины мира, не забывая и об этической стороне последствий принятия конкретных, определённых решений. Кроссворд поможет сформировать прежде всего чёткого исполнителя, для формирования же самостоятельно мыслящей личности, первооткрывателя нужны другие игры, включающие в свою основу научное прогнозирование.
Литература
1. http.www.crosswordscity.ru/plugins/content/content.php?..
2. Денисова Е.А. Структура и функции энигматического текста: на материале русских загадок и кроссвордов:дисс…. канд… филол. наук. – М., 2008.
3. «Аргументы и факты», № 16, 21-27 апреля 2010.
Свидетельство о публикации №114022501837
Куча тупых кроссвордов, просто ради бизнеса, продаж.
Интересно было отгадывать КВК в старых "Крокодилах":
всегда нестандартные, побуждающие думать и мыслить в разных направлениях, задействовать и развивать чувство юмора.
Признательна за статью!
Олена Ра 01.11.2015 11:35 Заявить о нарушении