Вопросительные конструкции у Есенина и Рубцова
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ В ПОЭЗИИ
СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА И НИКОЛАЯ РУБЦОВА
Правомерность сопоставления творчества Николая Рубцова и Сергея Есенина может быть объяснена не только тем, что первый из упомянутых великих поэтов высоко ценил творчество второго (о чём свидетельствуют неоднократные упоминания о Есенине в произведениях Рубцова) и, следовательно, мог испытать влияние своего знаменитого предшественника, не только бросающейся в глаза даже при беглом прочтении общностью многих тем и образов в их поэтических текстах (темы Родины-России, деревни, осени, образы берёзки, месяца и др.), не только песенным характером многих поэтических текстов того и другого поэта, но и яркой индивидуальностью каждого из этих двух ещё при жизни признанных классиков русской поэзии.
Не случайно в качестве объекта сопоставления нами выбраны вопросительные конструкции в их поэтических текстах. Именно вопросы, которые ставит тот или иной поэт, на наш взгляд, наиболее отчётливо вскрывают степень и характер его интеллектуальной и эмоциональной активности, именно в них он выражает свое отношение к миру и собственную самооценку. Именно в вопросах очерчивается и получает «лица необщее выражение» традиционно воспринимаемый образ русского поэта как «невольника чести» (М. Лермонтов о Пушкине), «гонимого мира странника», «пророка» (А. Пушкин, М. Лермонтов), «гражданина» (Н. Некрасов), «патриота».
У каждого поэта своя судьба, но судьбы больших поэтов сходны своей трагичностью, коротким пребыванием на нашей грешной Земле. Каждому поэту доводится жить в определённый период истории (в период лихолетья или в более- менее спокойное время), но творческая жизнь истинного поэта не вмещается в рамки его физического существования: эти рамки раздвигаются за счёт прошлого (за счёт приобщения поэта к отечественной и мировой культуре ) и за счёт будущего (за счёт пророческих мыслей поэта). Вопросы, которые ставит поэт, не только направлены на настоящее, но и устремлены в прошлое и в будущее, не только отображают внешний мир (реальный и воображаемый), но и духовный мир творца. Своеобразие же постановки вопросов у того или иного автора определяется, как думается, выбором основного направления восприятия своих миров во времени, а также языковой формой и содержанием вопросов.
В количественном отношении вопросительные конструкции в поэтических текстах С. Есенина и Н. Рубцова вполне сопоставимы. 576 страниц поэзии Есенина включают 336 произведений, в которых нами обнаружены 557 вопросительных конструкций [ 1 ]; 526 страниц поэзии Рубцова соответственно 449 произведений и 319 вопросительных конструкций [ 2 ]. Если по количеству страниц поэтическое наследие Есенина и Рубцова мало отличаются, то состав произведений имеет весьма существенное различие, что объясняется тем, что у Есенина имеется значительное количество крупных стихотворных произведений (поэм), а у Рубцова лишь одно такое произведение (поэма «Ляля», которую автор именует «Лесной сказкой»). Но обращает на себя внимание существенное различие в количестве вопросительных конструкций: 557 против 319 у Рубцова. Разница – 237 случаев! Вряд ли это может быть случайным.
Интересно было бы выяснить, почему Есенин ставит больше вопросов, чем Рубцов, и какие особенности имеют вопросы у того и другого.
Для выяснения этого обратимся с анализу времени, когда творили один и другой поэт, к определению их личностных и творческих особенностей. Очень впечатлительному Есенину, время, в которое ему пришлось жить, уготовило, пожалуй, больше испытаний, чем относительно более сдержанному Рубцову в отведённый ему жизнью период. Есенин – жил во время 2 русских революций (1905 и 1917 годов) и 2 войн (первой мировой и гражданской). Рубцова серьёзно задела Великая Отечественная война и фактически сделала его сиротой, но зато он жил в «безреволюционный» период: он родился через 18 с лишним лет после Великого Октября и погиб за 20 с лишним лет до государственного переворота 1991 года. Но поэт и остро ощущал трагические события прошлого, и пророчески предчувствовал будущие потрясения в России.
А теперь обратимся непосредственно к лингвистическому и концептуальному анализу вопросительных конструкций в поэтических текстах Есенина и Рубцова.
Вопросительные конструкции будем понимать как синтаксические структуры, включающие как прямой, так и косвенный вопрос, как компоненты текста, представляющего диалогический принцип построения речи. При этом вопросительные конструкции могут соотноситься с особыми ответными конструкциями, а могут и не соотноситься с ними и содержать ответ в самом вопросе. Вопросительные конструкции могут быть оформлены на письме с помощью соответствующего знака препинания (вопросительного), но могут и не выделяться с помощью такого знака (косвенные вопросы, риторические вопросы). Вопросы бывают однословные и многословные (развёрнутые), единичные и составляющие своеобразные цепочки (из нескольких контактно расположенных вопросов). В качестве «отвечающего» может выступать одно из действующих лиц поэтического произведения, но может и сам автор (лирический герой) , ставящий вопрос. Бывают вопросы, к которым даются варианты ответов и вопросы, остающиеся без ответа.
Целесообразно также все вопросы разделить по степени их коммуникативной и художественной значимости. По этому основанию выделяем: 1) бытовые вопросы; 2) этикетные вопросы; 3) риторические вопросы (в т.ч. традиционно-поэтические) и 4) индивидуально-авторские. Конечно, идиостиль автора, его творческая манера складывается из активности использования и характера употребления каждого из этих видов вопросов. Но наибольший интерес в познании духовной сущности поэта вызывают, очевидно, индивидуально-авторские вопросы.
Связующим звеном в творчестве Есенина и Рубцова является, несомненно, Лермонтов, через влияние которого оба, очевидно, прошли. Но затем творчество Есенина подпало под мощное влияние Блока, а Рубцова – под влияние Тютчева. Но вряд ли Есенина и Рубцова можно считать эпигонами своих великих предшественников.
К своеобразию использования вопросительных конструкций у Рубцова по сравнению с Есениным можно отнести то, что Рубцов значительно активнее использует вопросительные конструкции в качестве названий своих поэтических произведений (4 против 1 у Есенина; и то в ранний период творчества). Для Есенина характерны контактные повторы вопросов, а для Рубцова – дистантные вопросы (вопросы используются в качестве рефренов и придают песенный характер стихотворному произведению).
Общий вывод, который можно сделать из анализа вопросительных конструкций в творчестве Есенина и Рубцова: частота и характер использования поэтами вопросительных конструкций говорить об эмоциональной доминанте в стихотворном творчестве Есенина и рассудочной – в творчестве Рубцова.
Литература:
1. Есенин С.А. Собрание сочинений в двух томах. /Составление и комментарий Ю,А. Прокушева. – М.: Советская Россия; Современник, 1990.
2. Рубцов Н.М. Собрание сочинений: В 3 т. – Т. 1 и т. 2. –М.: ТЕРРА, 2000.
Свидетельство о публикации №114022501062