О дегенерировании и регенерировании в речи

 
О ДЕГЕНЕРИРОВАНИИ И РЕГЕНЕРИРОВАНИИ В СОВРЕМЕННОЙ РЕЧИ


  С позиции теории речевой деятельности речь, в широком её понимании, как известно, и процесс создания высказывания, и его результат. При узком же понимании речь  – результат указанного процесса (готовое, или даже – нередко в практике речепроизводства и речепользования – частично готовое высказывание, или его фрагмент). Процесс создания высказывания в этом случае называют речевой деятельностью. В качестве синонимов к терминологическому сочетанию  «речевая деятельность» в психолингвистической литературе используются сочетания «продуцирование речи», «генерация речи» или «генерация высказывания». Учитывая направление  исследования механизмов речи, избранное в данной статье,  будем пользоваться термином «генерирование речи».
    Генерирование речи – это процесс речемыслительный. Создание высказывания являет собой  и формирование мысли, и её материальное воплощение (обретение звукового или графического облика). Итогом генерирования является строго организованная синтаксическая конструкция – назовём её генерированной конструкцией» (далее – ГК), или генеративом. В строгом смысле не любое готовое (или не полностью готовое) высказывание (нечто произнесённое или написанное) – результат генерирования речи, поскольку основное назначение речи всё же - формировать новую мысль, а не передавать уже известную. Но есть и вторичное назначение генерирования -  реконструировать уже известную мысль, излагая её другими словами, переформировывая и тем самым осваивая чужую мысль. В этом случае следует, очевидно, говорить о перегенерировании.
    Речь не своя собственная, не самостоятельно созданная, переданная опять-таки не своими словами (ср. т.н. эхолалическую речь) в строгом смысле не является итогом генерирования, она  отображает процесс репродуцирования уже готовой речи.
    Однако при создании обычной, естественной речи процессы генерирования и репродуцирования, как правило, сопровождают друг друга, поскольку новая информация не может быть воспринята без опоры на уже известную информацию. Оптимально построенная, полностью готовая речь – это неизбежный, но удачный конгломерат необычного и уже встречавшегося, а не оптимально построенная, подготавливаемая речь – либо итог неполного, неокончательного генерирования речи, либо нарушение баланса между репродуцированием и генерированием, вследствие чего речь воспринимается либо как избитая или как избыточная, либо как непонятная. И, как нам представляется, поиск оптимальных моделей построения речи – это  задача не только исследователей структуры языка и стилистов, а также специалистов по культуре речи и риторике, но и – может быть, в первую очередь! - психолингвистов.
    С процессом генерирования речи в речемыслительной деятельности соотнесены, с одной стороны, дегенерирование, а с другой - регенерироование.
Дегенерирование есть не что иное, как упрощение внешней структуры той или иной единицы языка-речи (словосочетание, простого или сложного предложения, целого текста), влоть до доведения её до аморфного или даже деструктивного состояния , своего рода редукция на уровне текста. Подобное явление может быть рассмотрено на уровне текстовой деривации, аналогию ему составляет аббревиация как способ словообразования. В свою очередь регенерирование – это восстановление эталонной языковой синтаксической структуры (или просто текстовой структуры, синтаксической конструкции), подвергшейся дегенерации. В терминах деривации регенерирование – это установление производящей базы текстовой «аббревиатуры», восхождение (возвращение) к полному варианту той или иной структуры.
    Единица речи, подвергшаяся дегенерированию – назовём её дегенерированной конструкцией (далее – Д ГК), или дегенеративом, - обычно синсемантична, смысл её воспринимается лишь в контексте, при послеющем восстановлении её структуры (с этой целью используется предшествующий, реже последующий контекст, а также ситуация речи (в письменной речи – конситуация), но может быть опора и на дискурс (на фоновые знания). Если
ДГК привязана к контексту, то возможен лишь единственный случай регенерирования, если же на ситуацию или на дискурс, то несколько (а нередко и множество) случаев регенерирования.
    Понятие дегенерирование позволяет интегрировать многие явления словообразования, синтаксиса и стилистики, которые обычно рассматриваются в разной плоскости, порой в несопоставимых аспектах. Сюда входят такие явления, как аббревиация (один из активных способов современного словообразования), эллипсис (словосочетаний и предложений), неполные и эллиптические предложения, прерванные предложения, обрывки фраз (в разговорной и художественной речи), незамещённость синтаксических позиций, компрессия текста, конструкции представления темы (ср. именительный представления, именительный темы)присоединение и парцелляция.
    В свою очередь регенерирование позволяет по-новому осмыслить проблемы синтаксиса текста и герменевтики: правил развёртывания и связности текста, его актуального членения, степени (глубины) понимания текста, организации и распределения  информации в тексте, соотнесённости заглавия и самого текста и др.
    Характер дегенерирования и последующего регенерирования текста зависит от того, какая структурная единица языка-речи (синтаксическая конструкция) подвергается дегенерированию, т.е. какой является эталонная единица, мотивирующая, исходная, базовая – назвоём эту единицу – генеративом. Следует выделить  генеративы на уровне 1) слова (обычно знаменательного и производного); 2) словосочетания; 3) фразеологизма; 4) простого предложения; 6) сложного предложения; 7) микротекста (сложного синтаксического целого), 8) целого текста и 9) гипертекста. В рамках  филогенеза эти единицы можно рассматривать как усложняющиеся по мере развития мышления и языка структуры. Но при этом надо заметить, что каждая последующая единица не отменяет, не отбрасывает последующую единицу, а включает её в свой состав как строительный материал, как компонент более сложной структуры. Язык, следовательно, переходит от целостности первого порядка к целостности второго порядка, от целостности второго порядка к целостности третьего порядка и т.д.
    Дегенерирование и регенерирование тех или иных единиц языка-речи могут и должны быть оценены с позиции культуры и искусства речи. Эти правила различны в разных условиях общения, зависят от стиля и жанра речи. Случаи дегенгерирования и регененирования могут быть оценены как правильные (нормативные) и неправильные (ошибочные), обязательные (облигаторные) и возможные, уместные и неуместные, желательные и нежелательные, выразительные и невыразительные, ожидаемые (предсказуемые) и неожиданные (непредсказуемые), одновероятностные и неодновероятностные (многовероятностные), оригинальные и тривиальные (избитые), узуальные и окказиональные, вынужденные и невынужденные, намеренные и ненамеренные.
    Дегенерирование, с учётом  характера  преобразований структуры исходной ГК и жанров текста, где задействован этот процесс, может выполнять одну или сразу несколько из выявленных нами и перечисленных далее функций: предложенческообразующую (при связывании предикативных частей в сложных предложениях); микротекстообразующую (при связывании предложений в составе ССЦ и реплик в составе диалогических единств), макротекстообразующую (заголовки – ко всему тексту и к его композиционным частям), стилеобразующую (для маркирования сниженного, разговорного или, напротив, высокого, торжественного стиля), создания выразительности, экспрессии, динамики (в художественных текстах), характеристики речевой манеры персонажей (там же), деривационную (при формировнаии особого типа односоставных предложений – эллиптических, при внутритекстовой и внетекстовой субстантивации), создания языковой игры (в каламбурах, сосредоточенных в намеренно недостаточном контексте), защиты информации (в интернетовских ссылках на рекламируемые издания), дозировки информации (в деловых конфенденциальных текстах), манипулирования (в рекламных и ораторских текстах), дискредитации собеседника (в полемической речи), привлечения внимания адресата речи (в заголовочных конструкциях, в умолчаниях, намеренно оборванных предложениях внутри текста), усиленитя смысловой нагрузки частей той или иной синтаксической конструкции (при парцелляции и при присоединении), отображения экстремальных условий порождения и восприятия речи (при передаче обрывков где-то случайно услышанных разговоров, «осколков» речи при переключении теле- и радиоканалов, записей на повреждённых, разорванных листах бумаги), и др. Даже беглое перечисление подобных функций говорит об активном и многообразном использовании дегенерирования в совремнных условиях общения. Но для выявления полного набора указанных функций и их систематизации требуется вовлечение в  анализ обширного материала, что, несомненно, должно стать предметом будущего исследования. Без этого невозможно объективно описать сложный процесс создания развернутого (вплоть до объёмного текста) высказывания.
    Не менее важен, очевидно, при порождении и особенно при восприятии текста, его понимании и процесс регенирования. Следовало бы выяснить, когда Д ГК должны быть регенерированы в самом тексте, когда необходима контакстная, когда дистантная регенерация, а когда внешнего выражения регенерации не предусмотрено, но строение текста, при верном, вдумчивом , основанном на внутреннем  анализе этого текста, предполагает восстановление исходной ГК.
    Дегенерарирование и регенерирование могут быть рассмотрены в более общего понятия внутритекстовой и внетекстовой (затекстовой) трансформации. Дегенерироование можно рассмтривать на фоне деформации речи. Но не вская дегенерирование является деформацией. Регенерирование можно рассатривать на фоне коррекции, но не всякая регенерирование является корреккией. Если регенерирование рассматривается на фоне репродукцирования речи, то оно может быть рассмотрено на фоне прецедентных явлений. (См. о степенях прецеденности в статье Н.Т. Бушенева, опубликованной в Ёроховских чтениях). Дегенерирование (оправданное, текстово необходимоеможно россматривать как своего рода текстовую редукцию, т.н. прецедентных единиц, в зависимости от степени прецедентности. Чем выше степень прецедентности у той или иной еди ницы языка, тем выше степень её автосемантичности, тем меньше регенерирование её полной структуры зависит от контекста и ситуации.
    Дегенерирование предполагает «опускание» на более низкий уровень генерирования или даже достижение догенеративного уровня (в детей, у неграмотных людей, при отвлечении от генерирования, тогда дегенерированная единица воспринимается не как производная, а исходная, немотивированная, и не может быть подвергнута деривационному анализу, не может быть соотнесесена с производящей базой, с мотивирующей единицей (структурой, конструкцией). Но это с позиции тех, кто усвоил язык, знает его средства и правила генерирования (дегенерирования и регенерирования). Для тех, кто не усвоил язык, эти процессы оказываются неведомыми, наблюдается лишь ошибочная редукция исходной единицы, её неоправданное, необоснованное, немотивированное сокращение.
    Можно говорить о следующих основных уровнях прецедентности (репродуцируемости): внутрипреложенческой (обычно в составе сложного предложения), внутримикротекстовой (между предложениями в составе ССЦ), внутримакротекстовой (в пределах всего текста – независимо от его объёма), индивидуальная (личностная) прецедентность, коллективная (корпоративная, социумная) прецедентность, общенациональная (общенародная прецеденность), кратковременная (основанная на речевой моде) прецедентность, вечная (традиционная, долговременная) прецеденность. Повторы как полная репродуцируемость, регенерирование как неполные, «усечённые» повторы, частичное репродуцированное (упрощённое, опримитивленное) репродуцирование.
    ДГК в современной речи представлены весьма широко, за исключением, пожалуй, официально-делового и научного стилей речи в их письменной форме. Это и понятно, так как носители языка, общающиеся в научной и деловой сферах, стремятся к максимальной строгой и чёткой организации речи, к максимальной её точности и ясности, к информационной насыщенности. Для учёных и деловых людей речь ценна, как полностью готовый продукт, и желательно, чтобы он был качественным и потому востребованным взыскательными потребителями.
    Активно востребовано дегенерирование в речи современных СМИ (в телепрограммах, ориентированных на разговорную речь, в периодике, особенно в газетных текстах), в Интернете (ссылочные страницы, электронные письма, блоги), в мобильной связи (эсэмэски).
    Разговорная речь, особенно её диалогическая разновидность,  нередко представляет собой полуфабрикат, недогенерированную, а то и деформированную или даже деструктурированную речь. Для современная молодежи подобная речь характерна по нескольким причинам: резко убыстрился темп жизни, общение часто осуществляется на бегу, низок уровень мыслительной и речевой культуры, так как нынешняя молодёжь мало читает (или совсем не читает качественных текстов, или читает произведения классиков в школе в сокращённом варианте), в учёбе и даже в бытовом общении увлекается репродуцированием (списыванием, скачиванием, озвучиванием чужих текстов, не занимаясь их анализом) и мало внимания уделяет генерированию собственных, оригинальных текстов, а если и делает это, то останавливается на этапе черновой работы над текстом (блоги, электронные письма, эсэмэски), СМИ (особенно телевидение) с их ориентацией на «живую», но часто деформированную речь, не способствуют  выработке хорошего языкового вкуса у представителей молодого поколения, и краткие курсы культуры речи, введенные в школьтную и вузовскую пргшграмму не в силах переломить сложившуюся ситуацию. Плохо не то, что представители молодого поколения очень активно пользуются ДГК, а то, что они не соотносят, а нередко и не в состоянии соотнести их с ГК, так как даже не знают о существовании ГК, не знают функций ДГК и правил текстового использования таких конструкций. Самым печальным итогом структурно примитивизации речи является то, что в ней ломается и содержательная структура высказывания: речь становится бессмысленным набором звуков (как в дурно сочинённом песенном тексте) или графических значков (при невразумительной записи непродуманной и неряшливо облечённой в слова мысли).


Рецензии