Впечатления Закрытия Сочинской Олимпиады 2014
Россия глазами иностранного режиссера-такова идея-концепция Ген.директора Первого канала Константина Эрнста, доверившего сотворить Церемонию Закрытия Сочинской Олимпиады известному иностранному режиссеру Даниэле Финци Паска, который присоединился к команде российских постановщиков в качестве режиссера-постановщика Церемонии закрытия Олимпийских игр в Сочи, ставившему оперные спектакли и прочие масштабные действа за рубежом.
Что ж, это оригинально и не лишено резона. Ибо если Церемония Открытия, названная »Сны о России» отражала скорее узнаваемые нами визитные карточки страны, особенно в части культуры титульной нации — то Закрытие было задумано как Россия глазами иностранного зрителя. Для миллиардной аудитории мира такая идея безусловно оправдана. Жаль только, что и в церемонии Открытия, и в церемонии Закрытия не нашлось даже крохотного места отражению культур или хотя бы упоминания других народов многонациональной Российской Федерации, особенно коренному народу места проведения Олимпиады. Фигура умолчания... Словно Российская Федерация — это унитарное мононациональное государство. И это самое грустное, что смазало впечатление как на Открытии, так и на Закрытии Сочинской Олимпиады.
Но удались ли визитные карточки России, представленные на Церемонии Закрытия? Сложно сказать...
Перекос в сторону оригинальничанья без всякого смысла. Вроде «балета 60 роялей» с танцорами в париках 18 века — тема русского балета вообще как на Открытии, так и на Закрытии была несколько утрирована. Наряду с замечательными сценами-такие «креативные» картинки вроде балета 60 роялей...Да еще на каком фоне?!- Посреди центрального рояля, на котором Денис Мацуев исполнял первую часть Второго фортепианного концерта С.Рахманинова! Одно из величайших произведенний русской и мировой музыки, произведение, выражающее бескрайний и могучий дух России, музыка, переворачивающая сознание, — и вокруг такой нелепый сюрреалистический »балет»!
К слову, Мацуева стало модно бранить кому не лень якобы за «бесталанность выскочки». Напрасно!..Блестящий пианист, фактурная и виртуозная игра. Ох, уж эти «оценки» посредственностей.
Скажем, тот же Второй концерт для фортепиао с оркестором Рахманинева. Послушайте в исполнении других(бесчисленных интерпретаторов), например, романтичного Вана Клиберна с симф./орк. п/у К.Кондрашина — это совсем иное звучание. Клиберн и Мацуев совершенно по своему каждый прочли это грандиозное произведение.
Замечательна была идея Коронационного марша Чайковского, редко-исполняемого в наше время - при проносе олимпийского флага нашими чемпионами, впереди шевствовала героиня Олимпиады-2014 фигуристка Юлия Липницкая.
Несколько слов о Гос.гимне РФ. Я уже писала о впечатлении на открытии когда гимн России неожиданно исполнил а капелла Хор мужского Сретенского монастыря.
На Закрытии также было представлено хоровое исполнение - сводного Детского хора из тысячи голосов. Дети в спортивной форме проникновенно спели полную версию Гимна РФ.
Это умиляет. Это прекрасно, что именно Детский хор исполнил государственный гимн! Но...воткну и сюда шпильку. Строй детского хора и аранжировка гимна по мне был недостаточно сочны. Общее звучание было однообразно-»однолинейным».
Дело в том, что в среде хормейстеров продолжаются дебаты. В основном считается, что профессионально поставленный хор, в том числе детский, должен выдерживать один тембр. Поэтому с индивидуально-яркими тембрами в хор не берут или нивелируют их, подгоняя под общий ранжир-единый тембр хора. В лучшем случае, выбивающиеся из строя становятся солистами хора. Хор должен звучать как если бы пел один голос! Одна краска. Но есть и несогласные с этой канонической точкой зрения. Есть в России детские хоры, руководители которых не стремятся нивелировать детские голоса под общий ранжир, когда звучание хора становится однотембренным, словно поют клоны, и это производит впечатление некоей палкообразности. Но есть руководители детских хоров, что ищут многокрасочного звучания хора, в котором разные тембры нескольких основных типов голосов создают дивное многокрасочное звуковое полотно. Гастроли в США, например, на фестиваль хоров одного такого многоголосого коллектива из России произвел сенсацию.
На Закрытии олимпиады мы услышали «канонический» вариант детского хора:одноголосие. Профессионально и впечатляюще могут звучать и одноголосный, и многоголосный хоры, но хотелось бы услышать именно последний вариант...
Но зато как были великолепны барабанщики! Солдатушки, браво ребятушки!
Тема русской литературы под музыку Арама Хачатуряна из «Бала-маскарада»-также производила впечатление нарочитости с цитатами первых строчек известных стихов русских поэтов и прозаиков.
Право, было бы лучше, если бы полноценно продекламировали несколько знаменитых стихотворений классиков-профессиональные чтецы-декламаторы. По крайней мере, школьники услышали бы КАК ПО-НАСТОЯЩЕМУ читаются стихи...Это можно было бы сочетать с каким-то видеорядом, но не это хаотичное смешение цитат и актеров в ролях Ахматовой, Достоевского и т.д.
Таким образом, визитные карточки России не слишком удались в части «придания зрелищности»:Второму фортепианному концерту Рахманинова, стихам и прозе русской классической литературы.
Вот разве вальс из сюиты Шостаковича и вальс из балета «Золушка» Прокофьева на фоне цирка-были уместны и сочетаемы с зрелищной частью.
Прекрасная грустная музыка-ремикс мелодии известного комозитора, впервые применившего в нашей стране компьютерные технологии в сочинении музыки Эдуарда Артемьева при прощании с олимпийским мишкой с цитатой из песни Пахмутовой До, свиданния, Москва! Щемящая нота.
...Хибла Герзмава. Неслучайно, должен быть выбор. Хоть так...Известная оперная певица-родом из этих мест, из Адыгеи - как и Анна Нетребко из Краснодарского каря.
Олимпийский вальс в исполнении Хиблы Герзмава »До свиданья, Сочи» - вполне мог бы написан ...Дунаевским! Не знаю кем он написан. Но интонации песни-прощания с Сочи напоминают песни ретро-кино, написанные Дунаевским, Хренниковым и другими русскими композиторами-песенниками первой половины 20 века.
Триумфальные аккорды Первого фортепианного концерта Чайковского и салют над Фиштом! Самая духоподымающая музыка в мире! На оптимистической ноте Сочинская Олимпиада ушла в историю.
...И рок-концерт с танцполом. Шоу продолжается!
2014г.
https://zera-cherkesov.livejournal.com/217226.html
Свидетельство о публикации №114022404063