Впечатления Закрытия Сочинской Олимпиады 2014

В минуты, когда отбиваются эти  строчки, на стадионе "Фишт" продолжается дискотека в  европейском  вкусе:превращенный в танцпол стадион сияет красным  светом, как и  красная  шапка  ди-джея, заводящего танцующих спортсменов под звуки модного евро-направления psitrans.

Россия глазами  иностранного режиссера-такова идея-концепция Ген.директора  Первого канала Константина Эрнста, доверившего сотворить Церемонию Закрытия  Сочинской Олимпиады известному иностранному режиссеру Даниэле Финци Паска, который присоединился к команде российских  постановщиков в качестве режиссера-постановщика Церемонии закрытия Олимпийских игр в Сочи, ставившему оперные  спектакли и  прочие  масштабные действа за рубежом.

Что ж, это оригинально и не лишено резона. Ибо если Церемония Открытия, названная »Сны о России» отражала скорее узнаваемые нами визитные карточки страны, особенно  в  части культуры титульной нации — то Закрытие было задумано как Россия   глазами иностранного зрителя. Для миллиардной аудитории мира такая  идея  безусловно оправдана. Жаль только, что и в церемонии Открытия, и в церемонии  Закрытия не нашлось даже крохотного места отражению культур или хотя бы  упоминания других народов многонациональной Российской Федерации, особенно  коренному народу места проведения Олимпиады. Фигура умолчания... Словно Российская Федерация — это унитарное мононациональное государство. И это самое грустное, что смазало впечатление как на Открытии, так и на Закрытии Сочинской  Олимпиады.

Но удались ли визитные карточки России, представленные на Церемонии  Закрытия? Сложно  сказать...
Перекос в сторону оригинальничанья без всякого  смысла. Вроде «балета 60  роялей»  с танцорами в  париках 18 века — тема русского балета вообще как на Открытии,  так и на Закрытии была несколько утрирована. Наряду с замечательными сценами-такие «креативные» картинки вроде балета 60 роялей...Да еще на каком  фоне?!- Посреди центрального  рояля, на котором  Денис Мацуев исполнял первую часть Второго фортепианного концерта С.Рахманинова! Одно из величайших произведенний русской и мировой музыки, произведение, выражающее бескрайний и  могучий дух России, музыка, переворачивающая  сознание, — и вокруг  такой нелепый сюрреалистический »балет»!

К  слову, Мацуева стало модно бранить кому не лень якобы за «бесталанность выскочки». Напрасно!..Блестящий пианист, фактурная и виртуозная игра. Ох, уж эти «оценки» посредственностей.
Скажем, тот же Второй концерт  для фортепиао с оркестором Рахманинева. Послушайте в исполнении других(бесчисленных интерпретаторов), например, романтичного Вана  Клиберна с симф./орк. п/у К.Кондрашина — это совсем иное звучание. Клиберн и  Мацуев совершенно по  своему каждый прочли это грандиозное произведение.

Замечательна была идея Коронационного марша Чайковского, редко-исполняемого  в  наше время -  при  проносе  олимпийского флага нашими чемпионами, впереди  шевствовала героиня Олимпиады-2014 фигуристка Юлия Липницкая.

Несколько слов о Гос.гимне РФ. Я уже писала о впечатлении на открытии когда гимн  России неожиданно исполнил а капелла Хор  мужского Сретенского  монастыря.
На Закрытии также было представлено хоровое исполнение - сводного  Детского  хора  из тысячи  голосов. Дети в спортивной форме проникновенно спели  полную версию Гимна РФ.

Это  умиляет. Это  прекрасно, что именно  Детский хор  исполнил государственный  гимн! Но...воткну  и   сюда шпильку.  Строй  детского  хора и  аранжировка гимна  по  мне  был  недостаточно  сочны. Общее  звучание было  однообразно-»однолинейным».

Дело в том, что  в среде хормейстеров  продолжаются дебаты. В  основном считается, что  профессионально поставленный  хор, в том числе детский, должен  выдерживать  один  тембр. Поэтому  с  индивидуально-яркими  тембрами в хор  не  берут  или  нивелируют  их, подгоняя  под общий  ранжир-единый тембр  хора. В  лучшем случае, выбивающиеся из строя становятся солистами хора. Хор  должен звучать  как  если бы пел один голос! Одна  краска. Но есть и несогласные с этой канонической  точкой зрения. Есть в России детские хоры, руководители  которых не стремятся нивелировать детские голоса под общий ранжир, когда звучание хора становится  однотембренным, словно поют  клоны, и это производит  впечатление   некоей палкообразности. Но есть руководители  детских хоров, что  ищут многокрасочного  звучания  хора, в котором разные  тембры нескольких основных типов  голосов создают  дивное многокрасочное звуковое полотно. Гастроли  в  США, например, на фестиваль  хоров одного  такого многоголосого  коллектива  из России произвел сенсацию.

На Закрытии олимпиады мы услышали «канонический» вариант детского хора:одноголосие. Профессионально и впечатляюще могут звучать и  одноголосный,  и   многоголосный  хоры, но  хотелось  бы услышать  именно последний  вариант... 
Но  зато как были  великолепны  барабанщики! Солдатушки, браво  ребятушки!

Тема  русской  литературы  под  музыку Арама Хачатуряна  из «Бала-маскарада»-также  производила  впечатление  нарочитости с  цитатами первых строчек  известных стихов русских  поэтов и  прозаиков.
Право, было  бы  лучше,  если бы полноценно  продекламировали несколько  знаменитых стихотворений классиков-профессиональные чтецы-декламаторы. По  крайней  мере,  школьники  услышали бы  КАК ПО-НАСТОЯЩЕМУ  читаются  стихи...Это можно  было  бы сочетать  с  каким-то  видеорядом,  но  не это хаотичное  смешение цитат  и  актеров в  ролях Ахматовой, Достоевского  и  т.д.

Таким образом, визитные карточки России не  слишком  удались  в  части «придания зрелищности»:Второму фортепианному концерту  Рахманинова, стихам  и  прозе русской  классической  литературы.
Вот  разве вальс  из сюиты  Шостаковича  и вальс  из балета «Золушка» Прокофьева на фоне цирка-были  уместны  и  сочетаемы  с  зрелищной  частью.
Прекрасная  грустная  музыка-ремикс мелодии известного комозитора, впервые  применившего  в  нашей  стране  компьютерные технологии  в  сочинении музыки Эдуарда Артемьева при  прощании с  олимпийским  мишкой с  цитатой  из песни   Пахмутовой До, свиданния, Москва! Щемящая  нота. 

...Хибла  Герзмава. Неслучайно, должен быть  выбор. Хоть  так...Известная оперная певица-родом  из этих мест,  из Адыгеи - как  и  Анна Нетребко из Краснодарского  каря.
Олимпийский  вальс в исполнении Хиблы Герзмава »До  свиданья, Сочи» - вполне  мог бы написан ...Дунаевским!  Не знаю кем он написан. Но интонации песни-прощания  с  Сочи напоминают песни ретро-кино, написанные Дунаевским, Хренниковым и другими  русскими композиторами-песенниками первой половины 20 века.

 Триумфальные  аккорды Первого фортепианного концерта Чайковского и салют  над  Фиштом!  Самая  духоподымающая  музыка  в  мире! На оптимистической ноте Сочинская Олимпиада ушла в историю.

...И рок-концерт с танцполом. Шоу  продолжается!

2014г.

https://zera-cherkesov.livejournal.com/217226.html


Рецензии