Проблема коррекции речи в период овладения ею

               
               

       ПРОБЛЕМА КОРРЕКЦИИ РЕЧИ В ПЕРИОД ОВЛАДЕНИЯ ЕЮ
       (О РЕЧЕВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ВЗРОСЛОГО И РЕБЁНКА)

       Порой нас умиляет неверное понимание тех или иных слов или отрезков ребёнком из нашей, взрослой речи. Нередко это нас раздражает. Причём даже и в том случае, когда это касается нормального ребёнка с нормальным психическим и речевым развитием. Но к процессу неадекватного понимания нашей речи ребёнком надо подойти бесстрастно. И, напротив, следует пристрастно оценить качество своей речевой деятельности, задуматься над тем,
верно ли мы строим свою речь, верно ли отбираем образцовые, учебные и развивающие тексты для ребёнка (в отношении корректности, доступности, требующие или не требующие интерпретации), правильно ли, педагогически уместно и своевременно реагируем на речь ребёнка, учим ли его корректировать речь свою собственную, речь сверстников, с которыми он общается, да и – при необходимости – и речь взрослых. Т.е. ребёнок должен критически подходить к речи взрослых. Чтобы адекватно соотносить реальный речевой опыт с языковыми структурами надо знать модели соотношения этих структур и речевого опыта и случаи отступления от подобных соотношений и надо знать, как устранить «сбои», «поломки».
       Пока в сообщении речь идёт о выработке общего направления анализа речи детей и взрослых при речевом взаимодействии, об использовании взрослыми стратегий коррекции речи и об обучении этим стратегиям детей. Подобные стратегии должны быть при переходе от одного периода языкового развития к другому, при периоде освоения разных видов речевой деятельности (в частности при усвоении письма, чтения).
      Есть некоторые корректирующие методики, но они должны быть не только для детей с дефектами речи или для школьников (обычно они разрабатываются для младших школьников), а должны быть известны всем взрослым. Для этого неплохо бы разработать систему коррекции речи и выпустить специальные пособия для родителей, создать систему популяризации этих стратегий и методов коррекции и практических советов по этой работе в популярных изданиях (в частности газета «Семья», может быть даже в городских газетах, по центральному и государственному радио).
       Сбои могут быть из-за нарушения правильности речи, из-за неучёта омофонии, из-за использования нелитературных единиц.
       Должны быть выделены и разработаны средства коммуникации, направленные на отработку навыков коррекции речи.
       Материал фольклора (прежде всего малых форм, предназначенных для детей; в частности «перевертни», загадки), образцы  интерпретации тех или иных текстов в соответствии со стратегиями коррекции речи.
       Диагностика уровня знаний о мире и уровня языкового развития. Адекватность методики при работе с данным ребёнком. Дифференцирующий (индивидуальный) подход.


Рецензии