Стратегии общения
В зависимости от наличия-отсутствия цели речь может не иметь стратегии общения, быть нецеленаправленной (спонтанная, непланируемая, неспланированная речь, речь не подчиняющаяся определенному плану) и речь, имеющая ту или иную стратегию (речь подготовленная или частично подготовленная, спланированная, развертывающаяся по плану).
Подготовленная речь, в большей степени, чем неподготовленная, связана с мышлением, отображает более сложные его структуры (когнитивные), на уровне не просто понятий и суждений, а на уровне умозаключений или даже на уровне системы умозаключений, подчинённых общей цели, которая может быть реализована лишь на уровне объёмного текста (диалогического характера).
В зависимости от того, сколько коммуникантов вовлечено в составление и реализацию стратегий и придерживаются они или нет единой стратегии, все стратегии можно разделить на совместные стратегии (стратегии координации – при равноправии партнеров по коммуникации) и одиночные стратегии (связанные с выполнением каждого из участников своей собственной стратегии или подключением собеседника-собеседников к простому исполнению инициатора стратегии).
Стратегии одиночные можно разделить на стратегии самонаправленные (автонаправленные) и стратегии, направленные на собеседника (собеседников).
Как представляется, можно выделить следующие виды стратегий (список не является, очевидно, закрытым):
(1) Стратегия «раскрутки» собеседника» (выведывания, выспрашивания у него необходимой информации, которой собеседник располагает; (2) стратегия «прощупывания» собеседника (выяснение того, владеет ли он информацией, которую, по мнению инициатора, должен знать или, напротив, не должен знать); (3) стратегия дезинформации собеседника; (4) стратегия дискредитации собеседника, его шельмования, выведения из психологического равновесия, (5)
стратегия саморекламы, (6) стратегия исповеди, (8) стратегия обучения (научения) собеседника, (9) стратегия давления на собеседника, грубого навязывания ему своего мнения (агрессивная стратегия), (10) стратегия убеждения (с помощью чёткой, доступной, понятной и приемлемой для слушателя аргументации), (11) стратегия прибеднения («плакания в жилетку»), (12) стратегия выколачивания денег, (13) стратегия психологической обработки собеседника, (14) стратегия исповеди, (15) стратегия интриги, (16) стратегия шантажа, (17) стратегия сокрытия информации (недоговоренности, умолчания), (18) стратегия поднятия тонуса собеседника, (19) стратегия выведения собеседника из психологического равновесия («порчи настроения»), (20) стратегии воздействия на массовую аудиторию (стратегия создания массового психоза, паники или, наоборот, массовой эйфории), (21) «мазохистская» стратегия (самоунижения), (22) стратегия «ретуширования» действительности, (23) стратегия ретуширования собеседника (ср. Комплимент).
В зависимости от стратегий избирается тактика, определяется характер речи, её длительность, темп, громкость, синтаксическая, лексическая и звуковая организация.
Те или иные стратегии можно увязать с психологическими портретами собеседников, с типом речевой ситуации, в которую вовлечены коммуниканты.
У опытного инициатора общения (или обоих партнеров по общению) может быть гибкое переключение с одной стратегии на другую.
Четкость реализаций стратегий зависит от знания инициатором общения: (а) языка, (б) особенностей собеседника, (в) ситуации, в которой происходит общение.
Стратегии могут быть правильные и неправильные, уместные и неуместныне, эффективные и неэффективные.
Успешность реализации стратегий зависит от навыков регенерирования фоновых знаний собеседника и регенерирования его речи , если она сбивчивая, путаная, неполная, отвлекающаяся от избранной стратегии (т.е. инициатор общения должен умело вести своего собеседника, если он неопытен в стратегиях общения).
Свидетельство о публикации №114022401694