К поиску языковой протоосновы...

   К ПОИСКУ ЯЗЫКОВОЙ ПРОТООСНОВЫ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ РЕБЕНКОМ
                НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ


       Поражает быстрота овладения ребенком основными сложнейшими механизмами устной речи. Уже к трем годам у ребенка эти механизмы в основном сформированы. Но это, очевидно, было бы невозможно без тех условий, в которых формируется речь ребенка. К таким условиям следует, на наш взгляд, отнести: 1) узкую локализованность пространства, в котором обычно находится маленький ребенок, 2) жесткую стандартность и количественную ограниченность  внеязыковых ситуаций, в которые он вовлечен, 3) особый то ли стихийный, то ли традиционный отбор взрослыми языковых средств при общении с растущим человечком.
      Отбор этих средств подчиняется, как представляется нам, принципу учета психофизиологических возможностей ребенка и принципу учета того, что внеязыковой опыт ребенка еще очень беден.
       Думается, что протоязыковая основа в языке взрослых полностью не исчезает; она, во-первых, существует как фон, на котором воспринимаются более сложные языковые образования, а во-вторых, может быть востребована и взрослыми носителями языка (в эстремальных условиях общения, при существенном недостатке у взрослого языкового и внеязыкового опыта) и, наконец, при общении взрослых с маленькими детьми.


Рецензии