Король шутов пентавариант
Это, собственно, несколько синонимичных вариантов одного и того же смыслового содержания. Я подразделяю их на две категории: горизонтальный и вертикальный поливариант. Горизонтальный, к которому относится данное стихотворение, заключается в размещении сначала всех первых четверостиший каждого варианта, затем - вторых и тд. При вертикальном сначала следует полный текст первого варианта, затем второго и тд.
Тут возникает вполне законный вопрос: а на фига, вообще, нужно всё это многостишие?
На каковой вопрос у меня нет вразумительного ответа! Что-то я, конечно, могу придумать, но таковские аргументы не кажутся мне убедительными. Ну, например, что каждый вариант (или даже не каждый, а хоть какой-то) может содержать эксклюзивные оттенки смысла, в деталях отличаться от других вариантов и этим быть интересным. Или, что есть удовольствие от знакомства с разными способами поэтического выражения одних и тех же мыслей и чувств.
Хотя главная причина использования всевозможных не типичных форм в сочинении литературных произведений (и изобретения новых форм) предельно проста - найти, по сути, методом тыка нечто такое, чего не было раньше и что будет представлять интерес для читателей. Новизна, знаете ли, по самой человеческой природе - антискучна! А суть искусства и состоит в том, чтобы бороться со скукой.
Когда литературное мастерство доведено до предельного совершенства (что с человечеством произошло уже в 19 веке), тогда творчество - для тех писателей, которые хотят им заниматься - заключается в поиске всевозможных частностей формы (как правило) и содержания (гораздо реже) и построения из частностей, деталей самостоятельных систем. Примеры удачных опытов такого рода общеизвестны: Антон Чехов - емкая проза; Уильям Портер (О'Генри) - концовки, всегда противоречащие логике сюжета; Владимир Маяковский - новая поэтика, суть которой - ещё большее сближение поэтической и разговорной речи, большое количество неологизмов, "рваный" ритм, иная графика стиха.
В качестве неудачного примера достаточно привести Джеймса Джойса - просто потому, что его хваленого "Улисса" никакой более-менее нормальный человек для собственного удовольствия читать не будет. Вот если кому-то очень хочется помучиться посредством чтения - тому "Улисс" как раз придётся кстати.
Так что, насколько мой опыт поливарианта удачен и будет ли он востребован, хотя бы даже и не слишком широко, одному богу известно. Как и многочисленных других практикуемых мной изысков, придуманных задолго до меня, но очень мало кем реализуемых.
1.
Шут пошутил – и снова в глаз попал,
Ему бы в короли, да сам не хочет,
И правильно – чрезмерен пьедестал,
Ведь править – это вам не языком ворочать.
Паяц опять острит по делу –
Ему б возглавить балаган,
Но Карабасом неумелым
Не станет он назло врагам.
Хохму выдал в масть петрушка –
Впору барином ему,
Дельный на словах, болтушка,
Да заботы ни к чему.
В больших коллективах найдёшь остроумца –
Смехач бузотёрный, а дело толкует,
Таланты таким для сатиры даются,
Начальство они хорошо критикуют.
Вякало смеякало точнякало,
Но для управленья – просто бякало,
Чтобы населенье не заплакало,
Лишь пороки кроет яро, какало.
2.
Король шутов и шут народных масс,
Он приколист текущего момента,
Любимец люмпенов, сказатель звучных фраз
И скандалист пиарно-перманентный.
Смешней любого всех потешит,
Актуалист и куплетист,
Простягам правду-матку режет,
Всегда рекламно-голосист.
Слёзно сборище хохочет –
Оплошавших не простит,
Не забудешь между прочих –
Хамской кости угодит.
Мастак буффонады и клоун всеобщий,
Приложит-отмочит – и люди одобрят,
Уест – и отыщет решенье попроще,
Попутно для дела хоть с кем да повздорит.
Всех пересмеяло, взбудоражило,
Кухонною сварою раскрашено,
И над злободневным покуражилось,
Свет пролить на тёмное отважилось.
3.
В сообществе ментального ворья
Имеет свой кусок богатств и славы,
За самый маленький процент вранья,
Ей-богу, заслужил такое право.
Там, где крадут и хвост, и гриву,
Не зря богат и знаменит,
Ведь врёт не так, как мерин сивый,
Лишь разве краски подгустит.
Средь мздоимливых мерзавцев
Брешет менее всего,
И хоть явный тунеядец,
Да прощает люд его.
За длинный язык он неплохо пристроен,
Хоронят порою других за такое,
Но, стало быть, милости свыше достоин,
Народом любим – и душою спокоен.
Не крадётся – явно дефилирует,
Только то берёт, что инвестируют,
Средь лжецов в правдивости лидирует,
Власть родную, в основном, дублирует.
Свидетельство о публикации №114022306947