С чего началась Русская земля?
Итак. Начнём с места, откуда, якобы, явился призыв к Рюрику править нами. Это место – Новгород. Что представлял из себя Новгород на тот момент? Вот что об этом сообщают историки.
Первоначальный Новгород был во много раз меньше города XIV-XV вв. Но он не был центром топографически компактным, имея в своей основе не одно, а три ядра, три изначальных поселка, политическое объединение которых на определенном этапе сменилось их физическим слиянием. Одним из них этих посёлков был Славенский на правом берегу Волхова, напротив современного Детинца. Другим - Неревский, к северу и северо-западу от Детинца, на левом берегу реки. Третий - Людин, там же, но к юго-западу от Детинца. На территории этих древнейших ядер города, и надлежит искать древнейшие комплексы, связанные с эпохой первоначального зарождения городской жизни в Новгороде.
Начало новому подходу в изучении проблемы первых этапов жизни древнерусского города и в частности проблеме древнейших ремесленно-торговых протогородских поселений положила известная статья В.А. Булкина и Г.С. Лебедева, а позднее их монография, написанная в соавторстве с И.В. Дубовым. Эти ученые надежно доказали существование на Руси в IX-X вв. особого типа открытых ремесленно-торговых поселений, типологически сходных с аналогичными центрами балтийского региона, в частности в землях балтийских славян и скандинавов. В последнее время установлено чрезвычайно широкое распространение поселений такого типа, именуемых исследователями «протогородами», в различных регионах Древней Руси. Древнерусский Новгород представлял собой большую общину, правящую в своей земле и бывшую фактически «федерацией» множества малых общин, которые правили отдельными частями Новгородской земли.
Таким образом, Новгородская земля была вполне самостоятельна как в политическом, так и в экономическом отношении. Никаких коллапсов и катастроф. Обеспеченная, энергично развивающаяся территория, населенная вполне дружелюбными племенами, несмотря на разность в происхождении и языке. Дело в том, что л в те времена землю Новгородскую населяли далеко не одни лишь славяне. Население было весьма и весьма смешанным, говоря современным языком, интернациональным… Летописец в «Повести временных лет» упоминает о проживающих в тех местах племенах чуди, ильменских словен, мери и кривичей. Славянскими племенами из них являлись только ильменские словены и кривичи. Ме;ря, меря;не — древнее финно-угорское племя, проживавшее на территории современных Владимирской, Ярославской, Ивановской, восточной части Московской, восточной части Тверской, части Вологодской и западной части Костромской областей России. Чудь — собирательное древнерусское название ряда финно-угорских племён и народов, как правило, прибалтийско-финской группы.
Хотелось бы обратить внимание на то, что племя Рюрика называлось «русь». По происхожденью самого слова (краткость, односложность слова и непременный мягкий знак в конце) оно очень похоже на такие наименования племен, проживавших на территории, подконтрольной в разные времена новгородцам, как весь, чудь, ямь (емь), сумь и водь. Водь (самоназвание ва;ддялайзыд, вадьякко, водь, редк. вожане) — малочисленный финно-угорский народ, коренное население Ленинградской области. Ямь, емь (фин. j;;mit) — название, которым новгородцы называли в средние века некоторые, очевидно проживавшие в Фенноскандии, народности. В соответствии с наиболее устоявшимся толкованием ямь была наиболее близка к западным прибалтийско-финским племенам, составившим финский народ Финляндии. По другой теории ямь была карельским племенем с северного побережья Ладоги. Сумь — одно из названий применяемое новгородцами к жителям Финляндии. Предположительно от самоназвания суоми. Смею предположить, что племя «русь» не было пришлым, а проживало на той же территории, что и весь, чудь, ямь (емь), сумь и водь. И были они такими же финно-угорскими соседями кривичей и ильменских словен, как и эти племена.
Теперь обратим внимание на того, кто призвал Рюрика в Новгород. Гостомысл – имя этого человека - племенного князя или старейшины славен новгородских 8 – 9 веков. Больше всего сведений о Гостомысле имеется в Иоакимовской летописи, дошедшей до нашего времени в изложении В. Н. Татищева. В ней говорится, что Гостомысл происходил из древнего княжеского славянского рода, восходившего к легендарным предводителям славян Славену, Вандалу и Владимиру (это примерно 4 — 5 века нашей эры). Отцом Гостомысла был Буривой (допускают Бравлин «житейной» литературы), воевавший с варягами в Прибалтике. Вытесненный варягами из родной земли, Буривой вместе с родичами и подвластными князьями пребывал на острове в городе Бярмы. Варяги захватили Великий град и обложили тяжкой данью славян, русь и чудь. Жители Великого града обратились к Буривою с просьбой прислать им своего сына Гостомысла. Последний, придя в Великий град, захватил там власть, одних варягов перебил, других изгнал и отказался выплачивать дань захватчикам. Он заключил с ними мирное соглашение, после чего «бысть тишина по всей земли». ). Гостомысл построил возле моря город, назвав его в честь своего старшего сына Выбора. Первой Софийской летописью утверждается, что ильменские словены поставили г. Новгород и посадили в нем старейшину Гостомысла. В списках новгородских посадников Гостомысл значится первым — «первый Гостомысл». Гостомысл перед своей смертью (844), чтобы соблюсти династическую преемственность, пригласил в Новгород на княжение своего внука Рюрика, сына дочери Умили, которая была замужем за одним из западнославянских князей с о-ва Руген (совр. Рюгеи в Германии). Археологически времена пращуров Гостомысла и его самого определяются взаимодействием позднеантичной-раннесредневековой культуры псковских длинных курганов и сменяющей ее с восьмого века культуры сопок. Языковеды подчеркивают распространение с этого времени топонимов с включением «гост-; -гощ». Их в округе средневекового Новгорода десятки.
Итак, первый правитель новгородцев, сын Буривоя, Гостомысл, отец Умили и Выбора, родной дед Рюрика, беспокоясь о преемственности, приглашает в Новгород на княжение не кого-нибудь, а своего внука. Что значила княжеская власть в то время в Новгороде? Править ли народом был приглашен Рюрик или служить этому народу? Мы привыкли считать титул князя титулом правителей. Но в Новгородской земле того времени князь был скорее слугой народа, его охранителем, а вовсе не правителем. Вот что об этом сообщают историки: «…Обращает на себя внимание не вполне обычное в топографическом смысле положение князя в Новгороде даже в самый ранний период его существования. Если в южных русских городах резиденция князя совпадает с городским замком (хотя до конца X в. в Киеве она была вне "града Киева"), то в Новгороде она всегда находилась вне кольца древнейших фортификаций». Аналоги Новгороду выявляются во Пскове, Смоленске, Ростове и Суздале. «…Князь в Новгороде был вторичен по отношению к тем общественным силам, которым город обязан своим возникновением».
Что такое «дань»? По существу смысла этого слова «дань» - это то, что дают, это плата за службу, плата, которую плательщик сам устанавливает и сам добровольно платит за служение ему. Вовсе не налог и не поборы, смысл, который мы привыкли вкладывать в это слово. Если бы было иначе, то первичным был бы смысл, исходящий не от слова «давать», а от слова «брать». Не дань, а брань. Логично? Да. Но, тем не менее, такого смысла в данном случае не существует.
Рюрика с дружиной пригласили в Новгород не править, а на работу, как обычных наемных работников: заниматься охраной новгородских богатств и самих новгородских поселений. За плату. Аналог в современной нам жизни – частные охранные предприятия. Не более того! Кого мог пригласить Гостомысл на такую ответственную работу, кому доверить её? Конечно же, в первую очередь своему родственнику, родному внуку. Всё естественно и по-человечески понятно. Никакого унижения и никакой передачи власти не было. Князь по сути был наемником, которого кормили за то, что он исполнял служебные обязанности. Размер добровольной «дани» определялся не тем, кто её получал, а дающими…
О том, что дань и ранее была тарифицирована, свидетельствуют слова древлян князю Игорю: «Почто идеши опять? Поимал еси всю дань ...» Именно нарушение Игорем установленных норм сбора дани и послужило причиной конфликта с древлянами.
Византийский император Константин Багрянородный (945-959г.г.) в своем знаменитом сочинении «Об управлении империей» (948-952 г.г.) рассказывает о способе существования первых киевских князей следующее: «Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь месяц, тотчас их князья выходят со всеми росами из Киева и отправляются в полюдия, что именуется «кружением», а именно – в Славинии древлян, дреговичей, кривичей, северян и прочих славян, которые являются данниками росов. Кормясь там в течение всей зимы, они снова, начиная с апреля, когда растает лед на реке Днепр, возвращаются в Киев. Потом так же, как было рассказано, взяв свои ладьи, они оснащают их и отправляются в Византию». Кормление – это когда человека кормят. И никак иначе! Ни о каком насилии властью нет и речи. Кормят – когда человек нужен, по добровольной договорённости, а не когда человек что-то отнимает.
Княгиня Ольга понимала это даже в той ситуации противостояния с древлянами, которая случилась спустя почти сто лет после прихода Рюрика в Новгород. Она не требует дани от своих противников-древлян, а просит их: «…Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас мало: дайте мне от каждого двора по три голубя и по три воробья. Я не хочу возлагать на вас тяжкую дань, как муж мой, поэтому и прошу у вас мало. Вы же изнемогли в осаде, оттого и прошу у вас мало».
То, что такие отношения народа со своим князем в новгородских землях являлись тогда нормой, подтверждает в своих наблюдениях и современник тех событий, арабский путешественник Ибн-Фадлан: «Каждый, кто сеет что нибудь, берет это себе, царь же ничего не получает из этого; только они дают ему по бычьей шкуре с дому, а когда он приказывает отряду отправиться в набег на какую-нибудь страну, то и он получает часть добычи».
О том, что нанятый народом князь не мог даже селиться в городе, который охранял, я уже упоминал. Где же он ( а в дальнейшем – его представители) селился? На погосте. Лнгвисты выделяют несколько хронологически последовательных этапов изменения значения этого слова в древнерусском языке: 1) Место гощения купцов (постоялый двор); 2) Место пребывания князя и его подчиненных, выезжающих за данью; 3) Главное поселение округа; 4) Церковь в нем; 5) Кладбище при церкви; 6) Кладбище.
В те времена главным значением этого слова было «постоялый двор», то есть, гостиница, место, где князь мог проживать при его появлении на время кормления и сбора платы за исполненные им и его дружиной служебные обязанности. Такой тип взаимоотношений народа и князя считался в эпоху, предшествующую образованию государства, обычным явлением. В исторической науке это называется принципом реципроктности – принципом взаимных обязательств между народом и властью.
Так что ни с какими просьбами УПРАВЛЯТЬ собой народ новгородский никогда ни к кому не обращался. Что и требовалось доказать. А то, что потом, в итоге, рюриковичи начали править страной – это уже тема для другого разговора. Это, как говорится, «совсем другая история».
Напоследок, хотелось бы обратить внимание на происхождение некоторых исконно русских имён. Любопытно в этом отношении известие Константина Багрянородного, впервые упоминающего о Новгороде: «Немогарда, в котором сидел Сфендослав (Святослав), сын Ингора (Игоря), архонта (правителя) Росии». Новгород здесь был назван Немогардом. Далее - об именах…
Святослав - Свендоцлейф (или Сфендослав), leifr — «наследник», «наследник шведов»
Ярослав – Ярлоцлейф, «ярл» (др.-сканд. Jarl) — высший титул в иерархии в средневековой Скандинавии, а также само сословие знати. Первоначально означал племенного вождя, позже стал означать титул верховного правителя страны, leifr — «наследник» , таким образом имя «Ярослав» – «наследник ярла».
И;горь — мужское русское личное имя скандинавского происхождения. По одной из версий, имя Игорь (как и имя Ингвар (Инъгварь), произошло от скандинавского имени Ingvarr или Inglar. Первая часть имени — Ing — представляет собой имя скандинавского Бога плодородия (изобилия), а вторая — Varr — означает «воинство, сила». Считается, что в древнерусском языке имя Игорь имело значение «охраняющий имя Бога».
Глеб (др.рус. Г(ъ)л;бъ) — мужское имя скандинавского происхождения, Происходит от древнескандинавского имени Gu;leifr, что означало «наследник бога» (gu; — «бог», leifr — «наследник»)
Улеб (древнерус. «Улебъ») — мужское имя скандинавского происхождения. Производное из скандинавского имени Ulfr, ;l;fr
Оле;г — мужское имя, восходящее к скандинавскому H;lgi — «святой». Женское парное имя — Ольга. Помимо того оно соотносится с Hailaga, прилагательным, подразумевающим не только слово «святой», но и «целитель»
Ссылки на использованную литературу и источники:
russiancity.ru, fortification.ru,
ourmos.ru, ru.wikipedia.org,
trinitas.ru,
ecodesign.kiev.ua,
kurgan-kiev.ru,archeologia.ru,
veinternet.ru,
gothictemple.net
Янин В.Л., Алешковский М.Х. Происхождение Новгорода . История СССР. 1971. № 2.
Тихомиров М.Н. Древнерусские города. М., 1956
Повесть временных лет. Подготовка текста, перевод, статьи и комментарии Д.С. Лихачева .СПб., 2007
Фроянов И.Я. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории Избранное. СПб., 2001
Древнейшие государства Восточной Европы: материалы и исследования. Отв. ред. Т.В. Гимон, Е.А. Мельникова. М., 2006;
Фроянов И.Я., Дворниченко А.Ю. Города-государства Древней Руси. Л., 1988
Андреев В.Ф. Княжеский двор в древнем Новгороде Л., 1984.
Арциховский А.В. Городские концы…; Бернадский В.Н. Новгород и Новгородская земля в XV в. М.; Л., 1961.
Мавродин В.В., Фроянов И.Я. Об общественном строе восточных славян VIII-IX вв. в свете археологических данных // Проблемы археологии. Вып. II. Сб. статей в память профессора М.И. Артамонова / Отв. ред. А.Д. Столяр. Л., 1978.
Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания, былины, летописи. М., 1963.
Константин Багрянородный. Об управлении империей.
Свидетельство о публикации №114022301421