10-16 февраля в истории Отечества

Прошлое сидит в нас, оно наша плоть и наш дух, без него нас нет, мы концентрат прошлого.
Владимир Фёдорович Тендряков, советский писатель.

11 февраля 1720 г.
...распоряжение Петра I и примятое Алмиралтейств-коллегией решение положило начало истории отечественного подводного кораблестроения: «Крестьянина Ефима Никонова отослать в контору генерал-майора Головина и велеть образцовое судно делать, а что к тому надобно лесов и мастеровых людей по требовании оного крестьянина Никонова отправлять». Работы начались в феврале 1720-го, а закончились в марте 1721 года.
Испытания состоялись летом, в присутствии царя Петра. Они прошли в целом успешно, и Никонову было велено начать строительство «потаённого судна большою корпуса». Описание и чертежи не сохранились. По косвенным данным можно судить, что судно было бочкообразной формы. В сборке судна участвовали бочары, а также использовались железные полосы, видимо, для изготовления обручей, стягивающих деревянный корпус. Носовая часть повторяла вид надводного корабля, кормовая часть оснащалась рулем. Экипаж состоял из четырех человек. На испытания было отпущено 50 свечей для работы под водой (по времени — это 10-12 часов хода в подводном положении).

12 февраля 1918 г.
...Александр Блок, спустя два дня после того как закончил поэму «Двенадцать», написал стихотворение — «Скифы».
Оно было создано под впечатлением от мирных переговоров в Брест-Литовске, во время которых государства Европы активно противостояли мирной инициативе новой России. В своем дневнике Блок записал: «…мы свою историческую миссию выполним».

Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы,
С раскосыми и жадными очами!

Присвоенное нашим предкам имя скифов — не более чем метафора. Два мира сошлись в «Скифах» Блока лицом к лицу: жадный, одряхлевший, обреченный, но все еще кующий оружие Запад и молодая, полная кипящих жизненных, творческих сил революционная Россия, вставшая на защиту человечности и предъявляющая законные права на все живое, непреходящее, что создано мировой культурой.
Гениальность поэтического прозрения Блока подтвердила история. В 1945 году был забит последний гвоздь в гроб гитлеровского фашизма, порожденного буржуазной Европой. Россия в очередной раз спасла мир от уничтожения, как прежде спасала его от монголо-татарских и наполеоновских полчищ.

В последний раз — опомнись, старый мир!
На братский пир труда и мира,
В последний раз — на светлый братский пир
Сзывает варварская лира!

10 февраля 1927 г.
… основана Военно-морская академия (сейчас — имени Адмирала Флота Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова). Академия готовит офицерские кадры высшей квалификации и одновременно является научным центром Военно-Морского Флота РФ.
За сто лет до основания — в 1927 году — это был просто офицерский класс при Морском кадетском корпусе. Спустя 50 лет, в 1877 году, он стал Николаевской Морской академией. Многие выпускники Академии стали выдающимися моряками и учеными, адмиралами советского и российского флота, Героями Советского Союза.

13 февраля 1934 г.
...затонул пароход «Челюскин», который должен был повторить подвиг «Сибирякова», впервые в истории мореплавания прошедшего за одну летнюю навигацию из Белого моря в Тихий океан. В Чукотском море, получив повреждения, пароход вмёрз в большую льдину и несколько месяцев дрейфовал с ней. Когда началось сильное сжатие льдов, «Челюскин» затонул. На дрейфующий лёд сошло 104 человека, среди них — 10 женщин и двое маленьких детей. При высадке один человек погиб.
Мир не верил в спасение челюскинцев. Западные газеты писали, что люди на льду обречены, но советские летчики совершили невозможное: на легких самолетах они добрались до станции. Погода была ясной, но холод ной — ниже 40 градусов. Семь отважных авиаторов — Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Маврикий Слепнёв,  Иван Доронин,  Михаил Водопьянов и командир отряда Николай Каманин совершили более десятка рейсов и эвакуировали попавших в беду людей, показывая чудеса героизма. Подвиг летчиков изумил мир. Все семеро получили звание Героя Советского Союза.

13 февраля 1945 г.
... завершилась операция советских войск по освобождению Будапешта. За 108 суток непрерывных боев войска двух фронтов разгромили 56 дивизий и бригад врага. Победа далась нелегко: погибло 80 000, а было ранено более 240 000 советских воинов. В Будапештской операции вместе с войсками Красной Армии сражались болгарская 1-я армия, румынские соединения и венгерский добровольческий Будайский полк. Битва за Будапешт была одним из самых продолжительных и самых кровавых городских сражений Второй мировой войны, да и всей истории человечества. Для сравнения: Берлин пал под ударами красной Армии за две недели, а Вена — всего лишь за 6 дней. Президиум Верховного Совета СССР учредил медаль «За взятие Будапешта», которой были награждены 350 тысяч человек.

15 февраля 1973 г.
...с космодрома Байконур запущен спутник «Прогноз-3». Серия спутников «Прогноз» создана для слежения за солнечной активностью. За вспышками на Солнце следует усиление «солнечного ветра» — потока ионизированных частиц, которые звезда выбрасывает в космическое пространство. Это важный фактор, влияющий на земную жизнь. Частицы отклоняются магнитным полем Земли и не достигают её, но являются причиной магнитных бурь и даже могут вызывать техногенные катастрофы. Кроме потоков плазмы, Солнце испускает и жесткие гамма и рентгеновские лучи. Особенно важным изучение солнечной радиации и солнечного ветра стало с началом регулярных полетов человека в космос — ведь за пределами атмосферы космонавтов могут спасти от опасного облучения только специальные средства защиты, а для их разработки нужно было собрать данные о солнечной активности. Эту задачу и должна была решать серия спутников, оснащенных астрофизической аппаратурой и движущихся по сильно вытянутой орбите, выходящей за пределы магнитосферы Земли. Всего с 1972 по 1996 год было запущено 12 спутников «Прогноз», все они успешно выполнили свои научные программы.

16 февраля 1978 г.
...в свой первый рабочий рейс отправился атомный ледокол «Сибирь». Этот ледокол всего за 16 суток сумел провести по Северному морскому пути транспортное судно, доказав возможность плавания вдоль северных берегов России в течение всего года.


Рецензии
Выпуск №39, февраль 2014 года.

Шаги Истории   22.02.2014 13:15     Заявить о нарушении