Рецензия для Жиганца

В связи с тем, что форма для рецензии не принимает тексты такого объёма, а довести своё мнение до автора очень хочется, решил придать рецензии форму отдельной публикации.

20 февраля 2014 года Фима Жиганец в перерывах между поливаниями грязью Лешека написал патриотический стих.
Дал стиху название «Ты зверь мой, моя держава» и опубликовал в разделе «гражданская лирика» (http://www.stihi.ru/2014/02/20/1757)

Я с жадностью набросился  на свежее Фимино творение (приврал на счёт «с жадностью», сознаюсь).
«Вот тут-то разоблачитель псевдопатриотов продемонстрирует всем, как нужно писать настоящие патриотические вирши»,– подумалось мне (ни разу не соврал).
Горькое, горчайшее и глубочайшее разочарование было мне наказанием за доверчивость.
Но самого страшного не случилось!
А раз так, позвольте поделиться своими мыслями и впечатлениями от прочитанного.
И, заранее извинившись за велеречивость,  совершить поделение двумя способами – серьёзным и очень серьёзным.

Начну с заверения всех добро– и  недоброжелателей: ни в чём не отступил от авторского текста, ничего, кроме литературной критики, всё в рамках правил и любимой ст. 1274 ГК РФ.
Там, где не указано иного, цитируется упомянутое выше произведение Фимы.

Вариант лайт.

«Я пью тяжело и жадно,
Рычу себе – не трезвей!
Ты зверь мой, моя держава -
Затравленный, страшный зверь».

Вот они, замечательно патриотические строки, не правда ли?
Пьёт ЛГ, не позволяя себе трезветь, но не просто так.
Помнит патриот, что чем больше выпьет он, тем меньше достанется всяким непатриотам.
А что тяжело, так кто сказал, что патриотизм – дело лёгкое?
Вот жадность пития не к лицу настоящему патриоту, поэтому диссонирует.
Но, как сказал стихирянин «Д», чьё мнение, как литературного критика Фима вот только недавно публично поддержал: «Автор здесь пыталась неудачно огранически соединить антитезу и метафору».
На том и порешим.
Нет, упаси Боже не автора и не стихирянина «Д».
Порешим, в смысле согласимся.

Постулат стихирянина «Д» сегодня будет упоминаться достаточно часто, поэтому, для экономии буковок полностью цитировать его каждый раз не стану.
И, более того, осмелюсь назвать его просто: «постулат». Даже не с прописной буквы.

Отметём, как происки недоброжелателей, утверждение, что, де, наливает ЛГ в двухлитровые кружки от жадности, вот ему и тяжко.
Держава видится патриоту страшным зверем.
Но, превозмогая страх, патриот продолжает любить державу, патриотически ненавидя травителей.
А будь по-иному, патриоту в державе, которую никто не боится и не травит, не разгуляться.

«Расщелины глаз зелёных
Не в силах скрывать слезу –
И я, как верный зверёныш,
По снегу к тебе ползу»

Не уточнил автор, о чьих глазах речь.
Но в любом случае жалко. Хушь державу-зверя, до слёз затравленную.
Хушь зеленоглазого патриота, проронившего каплю драгоценной влаги от осознания величия момента грядущего единения.
Опустим (и опять, не торопитесь, не в том, привычном Фиме, смысле это слово употреблено, а в смысле «прекратим») дальнейшие рассуждения на эту тему и применим постулат.
Главное во втором катрене – верность.
Я, доложу Вам, ползать по глубокому снегу – удовольствие весьма сомнительное.
Так что подвиг пьяного ЛГ только оттеняет и выпячивает (в хорошем смысле) его верность.
А также характеризует существом целеустремлённым.
Поскольку цель подползания

«Скулить, зализывать раны
Пылающим языком –
Потерянный, дикий, странный,
Рождённый злобным щенком».

Будучи уверенным, что разглашение неких физиологических особенностей ЛГ (потерянный, дикий, странный, рождённый злобным щенком) может серьёзно осложнить его дальнейшую жизнь, хотел, было, вслед за гайдаевским героем потребовать:
«Это роль ругательная, прошу её  к ЛГ не применять».
Поскольку «рождённый злобным щенком» может трактоваться двояко, требование применимо и к тому, кто щенком родился, и к тому, кого щенок родил.
Но,  в силу справедливости постулата, передумал, оставил этот катрен без разбора и перешёл к следующему.
Даже к следующим двум:

«Прижавшись к щеке щекою,
С тобою сонно урчим,
И мир вселенский спокоен,
И радостен снег в ночи.

Но где-то по наши души
Наточены тесаки,
И где-то по наши души
Неслышно скользят стрелки».

Здесь, как мне показалось, нужно предложить читателям остановиться и осмысливать написанное, бросив взгляд назад.
Итак, некто нетрезвый, но патриотичный, ползёт по снегу к державе-зверю.
Цель: зализать раны.
Слёзы, узкие зелёные глаза, скулёж.
Да, чуть не забыл, ползёт «злобный щенок».
Т.е. детёныш собаки, лисы, гиены, шакала, хорька.
Не всех зверей, чьи детёныши  называются щенками, перечислил? Волка забыл? Да и фиг с ним!
Поскольку сам автор не уточняет вид зверя, выберу хорька.
Зеленоглазый нетрезвый хорёк-патриот ползёт, рыдая, по снегу…
Нет, применим постулат и выбросим кошмар из головы.

Всё, поворачиваемся!
Дополз щенок к державе! Под рифму «души–души», но дополз!
Слёзы высохли! Раны затянулись и их уже не нужно вылизывать!
Пора баиньки!
А что может быть лучше, радостнее, чем спать ночью на голом снегу?
Только спать на морозном голом снегу. Держава со щенком так и поступили.
Однако в мирное урчание дремлющей парочки прорывается невесть откуда откровение:
вначале «Но!» – (не в смысле команды для лошади, у неё не щенок, а жеребёнок),
затем «где-то по наши души наточены тесаки».
«Хрень какая-то», – смекнули спящие звери и проснулись.
От такого озарения любой проснётся.
Обстановка от пробуждения благожелательней не стала.
Пришло понимание, что скользящие по направлению к зверям стрелки имеют твёрдое намерение стрельнуть (иначе зачем всё затевать?).
А, стрельнув, порубить души специально для них (душ) припасёнными тесаками-душерубами.
Чуть не запричитал: «точуть душегубы душерубы булатные, хочуть тебя, державушка, и щенка твово со свету белого сжить»!
А потом применил постулат и, улыбнувшись,  пошёл дальше.
Не туда, куда кое-кто меня уже послал, а читать текст.

«Они – великая раса,
За ними – сотни веков,
Им очень хочется мяса
И амулет из клыков».

Они- это о стрелках.
Стрелкам хочется мяса. Пока логично. Мяса хочется «очень», значит сильно проголодались.
А с голодухи схомячить шакала, хорька, собаку или гиену – за нефиг делать.
В качестве бонуса – амулет. Их клыков зеленоглазого хорька.
Вот как всё просто, и постулат применять не потребовалось!
И тьфу на того въедливого, настырного, дотошно-душного, кто спросит, мол, зверь – просто образ, а где у державы клыки и как из них амулеты делать.
Так всё хорошо складывалось!
Постулат! Применяю постулат!

«Они, наверное, круче,
Но ведь и нам не впервой:
Мы тоже, на всякий случай,
Питаемся не травой.

Потомки древних империй,
Уймитесь, будьте мудрей –
Не надо тревожить зверя…
Тем более – двух зверей.»

«Они», это про крадущихся стрелков с наточенными душерубами.
Что «не впервой» зверю-державе со своим щенком можно только догадываться.
Предположив, что авторское уточнение звериного рациона должно помочь, рискну:
– не впервой хотеть мяса?
– не впервой делать амулеты из зубов стрелков?
– не впервой съесть немного травы «на всякий случай»?
Нет ответа.
Зато есть послание потомкам.
Не  куда послание, а кому.
Логичное, даже постулата не нужно.
Всем известно: сдержанность есть проявление мудрости.
И совет не тревожить зверя, тем более двух – оченно верный!
Потревожишь – убегут, поминай, как звали!
Что жрать будете, что на шею вешать?
Попутно подумалось: как щенки растут!  Едва дополз, на тебе: уже не детёныш-сосунок, а зверь!

Вариант стронг.

Отбросим в сторону шутки.
Зеленоглазая волчица (самая благородная из перечня возможных животных) как образ державы?
Допустим.
Фима, неужели филологи не знают, что только ленивый не писал об охоте на волков, о недругах-стрелках.
У Вас, мало того, что тема затаскана, зачин получился, ИМХО, беспомощным.
Я не о сомнительности сравнения державы  и затравленной волчицы.
Я не о Вашем ли, Вашего ли литгероя алкогольном бреде.
Глубокое мерси, как говорила змея-Скарабея,  за отсутствие флажков, крови на снегу, пены из пасти, порванного в последнем прыжке горла и тыпы.

Ваш ЛГ ничего лучше не придумав, чем нажраться от избытка чувств к державе (странно видеть не прописную букву при таком избытке пафоса), словно щенок ползёт к ней.
А держава страшна и затравлена. Надо понимать, что неназванными пока врагами.
Язык горяч, глаза зелены, слеза мужественна. Картинка маслом!
Что я должен испытать, прочитав это?
Умиление? Прилив патриотизма? Тревогу?
Эти, Фима, штампы сданы на склад лет пятьдесят назад.
Радостно, что Вы их отыскали. Грустно, что применили, а не вернули обратно.

Дальше у Вас щенок дополз,  раны зализаны, звери в суровой (а как же иначе?) обстановке спят, урча сонно.
К зверям подбираются стрелки.
Нужно понимать, что к  мирно строящей светлое будущее Родине-Матушке тянут щупальца злобные недруги.
И всё тот же вопрос: кто об этом не писал?
Опять у Вас, Фима, получилась ура-патриотическая банальщина.

Ну и финал, задуманный пароксизмом патриотичности.
«Не трожь, коварный враг, мою державу и меня, иначе порвём, как…»
Фима, Вы себя позиционировали человеком образованным.
Можно без дополнительных ссылок и пояснений задать Вам вопрос: «Перед, например,  Блоком не стыдно?».

Заметьте, Фима, я не печатаю капслоком.
Я не истерю.
Я не перехожу на личности.
Я подкрепляю любое своё слово фактами.
Я не встреваю с комментариями под рецензиями на Ваше творение.
А теперь попробуйте, Фима, меня (уверен, не только меня одного), удивить.
Напишите-ка о своём произведении всё, чего оно достойно.
Если оно хорошее, то похвалите. От души. С размахом.
Но, если оно не без недостатков, напишите о них в том тоне, котором Вы писали Лешеку.
А, поскольку Вы любитель пройтись по личностям, то похвалите себя.
Или поругайте. Мягко, как ругали Лешека и его поклонниц.
Представьте, что стих не Ваш, сделайте это.

P.S. Сегодня 25.02.2014. Не удивил Фима... Ничем...
P.P.S. Сегодня 06.03.2014 Ничего до сих пор не ответил Фима. Про "удивил" даже не думаю.
P.P.P.S. Минуло почти полгода от даты публикации. Сегодня, 17.08.2014 Фима в очередной раз перечитал этот текст (https://archive.today/MjG0p). И в очередной раз никак не прокомментировал.
P.P.P.Р.S. Прошёл почти год. 15.06.2015 г. 15часов 44 минуты. Зашёл Фима. Прочитал. Не прокомментировал. Подсел как на наркотик что ли?



Картинка отсюда: http://haty.com.ua/fun/lekarstvo/


Рецензии
Исходник мне не понравился, о чем я автору и написала, но и Ваш пасквиль не впечатлил. Не смогла дочитать эту тягомотину. Если уж взялись высмеивать, так хоть с толком бы это делали, а таким образом, как у Вас, можно препарировать любое (даже самое талантливое) произведение. В духе: "Лирическая героиня сидит на берегу пруда и прислушивается к отголоскам своего прошлого..." Читатель, Вы представляете себе уши этой героини? Наверно они напоминают локаторы, раз она может слышать свое прошлое. И почему она его слушает именно у пруда? В пруде концентрируются отголоски прошлого, как рыбы на нересте?" И т.д. и т.п. Это самый лёгкий путь критики - называется по-простому придирка к словам. Без всякого смысла. Если Жиганец написал что-то плохое Лешеку, этому прекрасному поэту - это плохо, но Ваш пасквиль - дурацкий и скучный.

Юлия Угрофинка   18.06.2015 05:07     Заявить о нарушении
Я чрезвычайно удручён.

Шрайбикус   18.06.2015 12:40   Заявить о нарушении
Весь день глаз не сомкнул, всю ночь не ел, вот до чего Вы меня огорчили.
Скоро зачахну от переживаний.

Шрайбикус   19.06.2015 19:44   Заявить о нарушении
не знаю, как Вас и утешить... всю ночь не ел - страшное дело

Юлия Угрофинка   19.06.2015 20:03   Заявить о нарушении
Нет, ничего мне уже не поможет.
Истаю весь, горько рыдая от Вашего неприятия моего многобуквия.
Чтение этой пары строк, надеюсь, не слишком Вас утомило?

Шрайбикус   19.06.2015 21:39   Заявить о нарушении
нет, Вы меня смешите, как может это утомить... надеюсь, за этим не последует нечто более страшное (обвинения в графоманстве и бездарности и т.п.), в общем то, к чему я привыкла за много лет "ползанья" по творческим сайтам в ответ на свои прямолинейные заявления... с одного фотосайта меня вообще выгнали, заблокировали на веки вечные, вроде бы и выражаюсь цензурно... надеюсь, не утомила Вас историей своей жизни

Юлия Угрофинка   19.06.2015 23:51   Заявить о нарушении
собственно, тот, кого Вы высмеиваете в этом своем опусе, - завуалированно и назвал меня бездарью и графоманом))) и наверно думает, что я этого не поняла))))

Юлия Угрофинка   19.06.2015 23:55   Заявить о нарушении
Как можно?!
Как можно подумать, что я высмеиваю Фиму?!
Я называю его истеричным хамом и бездарью, почившей на скрипучей кровати былой даровитости.
Подобное в так любимом Фимой блатном обществе называется «предъява».
А Вы, не дочитав мои многабукафф: «тот, кого Вы высмеиваете»...
Обидно до слёз.
Пойду пить пустырник с валерьяной и корвалолом и готовиться ещё один день не спать и ещё одну ночь не есть.

Шрайбикус   20.06.2015 09:58   Заявить о нарушении
вот ведь... блин, придётся читать Ваше многобуквие, может найду какой-то потаённый смысл, который от меня ускользнул при прочтении первой трети

Юлия Угрофинка   20.06.2015 10:26   Заявить о нарушении
кстати, былая даровитость - тоже неплохо, разве нет? хуже, когда её вообще не было(

Юлия Угрофинка   20.06.2015 10:27   Заявить о нарушении
А поиски смыслов в многобуквии не навредят Вашей привычке судить о спектаклях по афишам?
Вы, ежели утомление почувствуете, или иной какой дискомфорт, сразу бросайте это занятие.
В крайнем случае, можно в несколько приёмов одолеть. Строк по 10-15 за раз.

А былая даровитость на то и былая, чтоб вспоминать о ней в приличествующей случаю обстановке, мол, «были когда-то и мы рысаками», но без истерик и ушатов дерьма «на головы беспечных парижан».
И, ностальгируя по былой лёгкости пера, не подсовывать никому писанину, которая ещё до публикации стала не второй даже, третьей свежести.

Шрайбикус   20.06.2015 10:40   Заявить о нарушении
ну я бы не сказала, что, посмотрев спектакль на одну треть и уйдя с него по причине испытывания скуки, зритель судит о нём (спектакле)по афише, Вы уж не преувеличивайте мои дурные привычки... хотя были и у меня случаи, когда прочитав достаточную часть книги, чтобы составить о ней представление и вообще понять, интересна она мне или нет, и решив бросить это занятие по причине того, что неинтересно, я себя по какой то неведомой причине заставляла читать далее, и по опять же неизвестной мне причине, чтение через какое-то время становилось увлекательным, и я ужасалась - а вдруг я бы поддалась своему порыву и бросила книгу и так бы никогда и не познала это чудо? но такие случаи - скорее исключение из правил (так было, например, при прочтении "Лето, прощай" Брэдбери (продолжение Вина из одуванчиков)... так что зря Вы, не подумавши, написали, бывает

Юлия Угрофинка   20.06.2015 12:01   Заявить о нарушении
к 45 годам я уже редко заставляю себя делать то, что мне неинтересно, время и так ускорилось до невозможности... если только долг/совесть заставляет или финансовый интерес))))))))))))))))))))))))))

Юлия Угрофинка   20.06.2015 12:09   Заявить о нарушении
Да где ж мифическому фотокорреспонденту из старого учебника немецкого языка думать-то!
Это Вам, тонким натурам и правдорубам свойственно.

Вспомнилось:
– Опять с барином ипохондрия сделалась, – сказала Фимка, с сожалением глядя в сторону промчавшегося Федяшева.
– Пора, – сказал Степан. – Ипохондрия всегда на закате делается.
– Отчего же на закате, Степан Степанович?
– От глупых сомнений, – подумав, объяснил Степан. – Глядит человек на солнышко и начинают его сомнения раздирать: взойдет оно завтра или не взойдет? Ты, Фимка, поди, о сем и не помышляла никогда.
– Когда тут! – кивнула Фимка. – Бегаешь целый день, мотаешься… потом только глаза закроешь – а уж и солнце взошло. (© Г.Горин)

Вот и мне думать недосуг, поспеть бы пасквили сочинить да опубликовать...

Шрайбикус   20.06.2015 12:12   Заявить о нарушении
да где ж Вы среди правдорубов тонкие натуры то встретили... толстокожие мы, крестьянской закваски, поэтому и не понимаем Ваших тонких пасквилей, даже если они адресованы тем, кто правдорубам не особенно нравится

Юлия Угрофинка   20.06.2015 14:31   Заявить о нарушении
))))а Ваш тонкий юмор закончился тем, чем я и предсказывала)) а я уж подумала, что юмор и улыбка были сами по себе, а не преддверием дальнейших завуалированных "сама дура"))

Юлия Угрофинка   20.06.2015 14:33   Заявить о нарушении
Ваши предсказания затмили процентом сбываемости (или сбычи, всё время путаю) всех известных мне прорицателей настоящего, прошлого и будущего .
Это природный дар, или где-то подобному учат?
Подозрительность и мнительность Вы там же натренировали, или в другом месте?
Я к чему спросил: мне тут видение было, что Вы обязательно употребите несколько букв «А» «И» «У» и, самое главное, «Ю». Так и вышло!
Вот и пытаюсь разобраться, что это было, поскольку то же восьмое чувство подсказывает:
Вам не нужно ни специального времени, ни особого повода, чтобы обижаться и бросаться на «обидчика».
Хотел, было, после «обижаться» добавить «потрясая кулачками, смешно надувая губы и бормоча я так и знала», но передумал.
А потом опять передумал и добавил, но не в виде вставки.
А потом махнул на всё рукой, понял, что зря весь день не спал и пошёл навёрстывать упущенное.
Да, ночью обязательно поем.
А Вы ещё в чём-нибудь плохом меня изобличите и расскажите об этом как можно более широкому кругу читателей.
Сами придумаете, в чём конкретно, или подсказать?


Шрайбикус   20.06.2015 19:42   Заявить о нарушении
прочитала ещё раз внимательно, как оказалось, было прочитано практически всё, кроме буквально последних строк, которые написаны обычным, "не пасквильным" языком... эти последние строчки объясняют все вышенапечатанные конечно... хотя никогда наверно не полюблю такой злобный стиль высмеивания литературных произведений, даже если автор этих произведений - ...

Юлия Угрофинка   20.06.2015 19:53   Заявить о нарушении
не видела Вашего последнего коммента)))) так что мой ответ на предыдущее)))) я уж почти полюбила Ваш опус, а Вы меня тут пытаетесь бить веником

Юлия Угрофинка   20.06.2015 19:56   Заявить о нарушении
а где широкий круг читателей, я думала, мы общаемся вдвоём... представьте себе стихотворение своего любимого какого-нибудь поэта, и такой разбор его стихотворения, как Ваш - ЛЕГКО это сделать, вот о чём я сказала в своей рецензии...

Юлия Угрофинка   20.06.2015 19:59   Заявить о нарушении
про стиль уточню - "злобный хорёк с зелёными глазами ползёт и т.п. "

Юлия Угрофинка   20.06.2015 20:13   Заявить о нарушении
Об общении вдвоём: это либо Вы погорячились, либо я не знал, что рецензии и комментарии больше не находятся в публичном доступе.

О пасквильности моего языка: если бы я не приводил дословных цитат, то кто-то (не Вы, поскольку читали фимин опус), не знающий о чём речь, мог бы назвать написанное мною пасквилем, сиречь клеветническим сочинением с оскорбительными нападками. Но я не подкупал Фиму, не держал пистолет у его затылка, заставляя публиковать тот бред, чтоб затем цинично над ним посмеяться.
Если кто-нибудь, Вы, например, докажет, что я исказил что-то в фимином душеизлиянии, либо процитирует мои оскорбительные высказывания, готов принести Фиме публичные извинения.
Про злобного хорька не считается. Это не клевета и не оскорбление. Детёныши хорька называются щенками и я не смешиваю автора и его лирического (зачёркнуто) патриотического героя.

Пока же, чтоб хоть как-то исправить карму, пойду переводить старушек через улицу, напевая в манере Арамиса: «Господь, ты видишь это тело, в нём жил злодей и пасквилянт. Его ты создал неумело, но дал мне шанс исправить дело...»

Шрайбикус   20.06.2015 21:46   Заявить о нарушении
Ой, чуть не оставил без ответа Ваше "ЛЕГКО".
А попробуйте-ка сами поточить коготочки, зубки и остроумие о стихи(чуть было Высоцкого не предложил) Вадима Шефнера.

Шрайбикус   20.06.2015 22:06   Заявить о нарушении
))) про Высоцкого)))
по порядку:
1) про публичность - это Ваше произведение не наверху Вашей страницы, так что я надеялась, что никто его уже сильно не читает, может, ошиблась, я же вышла на него после переписки с Жиганцом, когда он неожиданно ответил на какой-то мой старый коммент под чьим-то отзывом к его стиху... моё подробное мнение о том, почему я его стих считаю слабым, он узнать так и не захотел, что неудивительно, так как он считает меня графоманом (правда не законченным, как он сказал) и т.п. (графоманом я собственно и являюсь, точнее являлась, так как сейчас стихи не пишу)
2) возможно я погорячилась, назвав Ваш опус пасквилем, скорее это произведение с некоторыми элементами пасквиля, возможно, есть ещё какие-то научные названия для такого рода произведений, не знаю... смысл моей рецензии с самого начала был понятен, и понятно было, на чем она (рецензия) основывается, все последующее наше словоблудие мне кажется лишним, если честно, я не мастер такого рода перепалок)), и смысл Вы этот поняли, судя по Вашим самым последним словам про Высоцкого, переходим к последнему Вашему высказыванию
3) конечно таких поэтов, как Высоцкий и Шефнер, труднее будет протащить "моськой по асфальту", Жиганца в этом смысле легче легкого, но и их возможно, давайте начистоту, моего таланта на это не хватит, а вот Вашего вполне)) о чем и речь - что такой критик, как Вы, мог бы и потоньше разобрать "спорное произведение" (как говорят юристы), а так - грубая топорная работа, в которой только кое-где мелькают тонкие детали, говорящие о том, что автор мог бы и лучше (например ссылка на постулат, это действительно смешно и умно)
4) как-то так...

Юлия Угрофинка   21.06.2015 07:46   Заявить о нарушении
За «смешно и умно» спасибо, конечно.
За подмеченную велеречивость – плюс Вам в карму, есть за мной такой грешок.
То, что протаскивание Жиганца "моськой по асфальту" легче лёгкого – не моя заслуга, а фимина.
Ну и нашу невинную болтовню я бы перепалкой не назвал. Так, лёгкая пикировка.
В любом случае благодарю Вас за мнение и приятность нашей беседы..

Шрайбикус   21.06.2015 08:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

В субботу 22 февраля состоится мероприятие загородного литературного клуба в Подмосковье в отеле «Малаховский дворец». Запланированы семинары известных поэтов, гала-ужин с концертной программой.  Подробнее →