Степан Стульгинский Введение в Агни-Йогу

 
ОТ ЛЕГЕНДЫ К РЕАЛЬНОСТИ       ОТ РУСИ ДО СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ       ОТ ЭПОХИ СТАРОЙ К ЭПОХЕ НОВОЙ       ОТ РЕЛИГИЙ К УЧЕНИЮ МАХАТМ       ОТ РАМАКРИШНЫ ДО РЕРИХОВ       ОТ СТАРЫХ ЙОГ К АГНИ-ЙОГЕ      ЗАКОНЫ ЭВОЛЮЦИИ МАТЕРИИ       ЗАКОН ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА       ЭВОЛЮЦИЯ ОГНЕННОГО ЧЕЛОВЕКА       КУЛЬТУРА НОВОЙ ЭПОХИ       СОТРУДНИЧЕСТВО В НОВОЙ ЭПОХЕ
 
Составитель  СТЕПАН  СТУЛЬГИНСКИЙ
 
      Йога как высшая связь с Космическими достижениями существовала во все века. Каждое Учение содержит свою Йогу, применимую к ступени эволюции.
      Сперва применим Советы к жизни, а затем произнесем название Йоги ближайших дней. Мы услышим шаги стихии Огня, но будем уже готовы управлять волнами пламени. Потому мы приветствуем старшую Раджа-Йогу и утверждаем будущую Агни-Йогу.
      Спросят: «Кто дал вам право дерзать?» Скажите: «Дерзаем по Праву Эволюции».
Агни-Йога
 
Степан Викентьевич Стульгинский принадлежит к тому довоенному поколению настоящих рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Агни-Йоги. Он был в непосредственном контакте с великой семьей Рерихов.
      Читателям его имя уже известно по труду «Космические легенды Востока», который завоевал широкую известность простотой и доступным характером изложения Космических Истин.
      Новый труд «Введение в Агни-Йогу» дополняет и продолжает книгу «Космические легенды Востока», и также является важной ступенью к восприятию и осознанию Учения Агни-Йоги.
      В нем, как и в «Легендах», вы найдете настоящее откровение для себя: информацию о строении Живой Вселенной, о Космическом Братстве, о древнейших цивилизациях на Земле — Лемурии и Атлантиде, об их расцвете и гибели. О том, что ждет всех нас, если мы не захотим воспользоваться страшными и поучительными уроками прошлого. В книге вновь показан единственно верный выход из создавшейся на Земле тупиковой, гибельной ситуации.
      Книга рассчитана на самый широкий круг читателей — на всех, кто способен осознать себя Человеком.

Степан Викентьевич Стульгинский принадлежит к тому довоенному поколению настоящих рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Агни-Йоги. Он был в непосредственном контакте с великой семьей Рерихов.       Читателям его имя уже известно по труду «Космические легенды Востока», который завоевал широкую известность простотой и доступным характером изложения Космических Истин.
       Новый труд «Введение в Агни-Йогу» дополняет и продолжает книгу «Космические легенды Востока», и также является важной ступенью к восприятию и осознанию Учения Агни-Йоги.
       В нем, как и в «Легендах», вы найдете настоящее откровение для себя: информацию о строении Живой Вселенной, о Космическом Братстве, о древнейших цивилизациях на Земле — Лемурии и Атлантиде, об их расцвете и гибели. О том, что ждет всех нас, если мы не захотим воспользоваться страшными и поучительными уроками прошлого. В книге вновь показан единственно верный выход из создавшейся на Земле тупиковой, гибельной ситуации.
       Книга рассчитана на самый широкий круг читателей — на всех, кто способен осознать себя Человеком.

      Йога как высшая связь с Космическими достижениями существовала во все века. Каждое Учение содержит свою Йогу, применимую к ступени эволюции.
       Сперва применим Советы к жизни, а затем произнесем название Йоги ближайших дней. Мы услышим шаги стихии Огня, но будем уже готовы управлять волнами пламени. Потому мы приветствуем старшую Раджа-Йогу и утверждаем будущую Агни-Йогу.
      Спросят: «Кто дал вам право дерзать?» Скажите: «Дерзаем по Праву Эволюции».

                Агни-Йога ОТ ЛЕГЕНДЫ К РЕАЛЬНОСТИ

ОТ РУСИ ДО СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
ОТ ЭПОХИ СТАРОЙ К ЭПОХЕ НОВОЙ
ОТ РЕЛИГИЙ К УЧЕНИЮ МАХАТМ
ОТ РАМАКРИШНЫ ДО РЕРИХОВ
ОТ СТАРЫХ ЙОГ К АГНИ-ЙОГЕ
ЗАКОНЫ ЭВОЛЮЦИИ МАТЕРИИ
ЗАКОН ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
ЭВОЛЮЦИЯ ОГНЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
КУЛЬТУРА НОВОЙ ЭПОХИ
СОТРУДНИЧЕСТВО В НОВОЙ ЭПОХЕ
 
                ОТ ЛЕГЕНДЫ К РЕАЛЬНОСТИ.
                О ШАМБАЛЕ И МАХАТМАХ
 
        И в небе, и в земле сокрыто больше, чем снится Вашей мудрости, Горацио.
          Шекспир. «Гамлет», 1, 5
 
 
                ЛЕГЕНДЫ ВОСТОКА О ШАМБАЛЕ

                Легенды — это осколки старой правды.  Е.А. Баратынский

      На необъятных просторах Азии с давних времен и по сей день живут легенды о далекой, сокровенной, священной Стране. Среди самых высоких, неприступных гор сокрыта эта страна. Заснеженные пики гор защищают от холодных, леденящих ветров чудесные долины с реками и водопадами, с роскошными садами. Имя этой самой прекрасной в мире Страны — Шамбала.
   В ней живут не обычные люди, а великие подвижники, Мудрецы. Их называют Махатмами, что значит Великие Души. Легенды говорят, что Махатмы достигли физического совершенства. Что Они живут полной духовной жизнью, обладают высокой мудростью. Что Они постигли тайны Бытия, накопили колоссальные Знания: о Законах Космоса и Природы, о прошлом и даже о будущем. Что Они умеют управлять мощными внутренними тайными силами. Что Они могут путешествовать в Космосе и жить на других планетах.
   И еще легенды говорят, что все свои необычайные знания Махатмы хранят в великой тайне и никому их не выдают. И что Они поступают так потому, что Знание — великая сила. В особенности знание сокровенных тайн Космоса и Природы, а также знание не-обычных возможностей человеческого организма. Эта сила может быть огромной, а потому и крайне опасной, если будет употреблена злыми, эгоистичными людьми во вред другим. Что это справедливо, показывает пример нашей современности: накопление запасов смертоносного термоядерного оружия грозит гибелью человечества и всей нашей планеты.   Вот почему так заботливо охраняются доступы к этой горной Стране, вот почему она абсолютно недоступна для проникновения чужих людей. Непроходимые пропасти и снежные лавины перекрывают пути к ней. Никто не найдет дорогу в Шамбалу, кроме тех, кто позван ею — немногих избранных, самых добродетельных, самых честных, победивших эгоизм, преданных служению Общему Благу. Именно тому, чему посвящено существование, вся жизнь и все силы самих Махатм.
   Махатмы пристально следят за всем, что происходит во всем Мире. В своих магических зеркалах Они могут видеть любое место планеты.
   Они направляют жизнь человечества, Они руководят его эволюцией. Они стремятся просветить все народы и дать им направление, оказать им помощь, если только она не будет ими отринута.
   Кроме устных легенд и сказаний, известны еще и письменные источники. Существуют древние тибетские манускрипты, упоминающие Шамбалу. Некоторые из них были опубликованы в шестидесятых годах в Индии. В одной из этих книг была приведена некая загадочная карта. Советский исследователь Б. Кузнецов нашел к этой карте ключ. Оказалось, что на карте изображены страны глубокой древности: государство Элам, Страна Саков, Бактрия, Вавилон, Египет и другие. И среди этих известных стран на карте обозначена и страна Шамбала.

   Тибетским Таши–Ламой Третьим написана книга «Путь в Шамбалу», перевод этого манускрипта был издан профессором Грюнведелем. Упоминания о Шамбале находятся в древних индийских Ведах, также в последующих Пуранах и в индийском эпосе Махабхарата.
   Имеются данные, что древнекитайский философ и мудрец Лао-Цзы, автор знаменитого трактата «Дао дэ-цзин» (об Абсолюте), написал свой труд под влиянием паломничества в Шамбалу. Считается, что уже на склоне лет он вновь направился туда же.
 
                ЧТО ИЗВЕСТНО НА ЗАПАДЕ О ТОМ ЖЕ
    Оказывается, что не только в Азии знают о Шамбале. Есть сведения, что и мудрецы Средиземноморского бассейна находились в контакте с ней. Пифагор путешествовал к великим Гималайским мудрецам — Махатмам. О новопифагорейском философе Аполлонии Тианском высказывается мнение, будто бы он тоже посетил Шамбалу. То же самое говорится и о других известных личностях древности и средневековья.   Западные летописи запечатлели получение вестей из Шамбалы Константином Великим, а также византийским императором Эммануилом.   Крестоносцы, возвращавшиеся из крестовых походов, также приносили вести в европейские страны о таинственной Шамбале и Махатмах. В Европе эти вести вылились в сказание о «Замке Грааля». В нем живут святые рыцари, охраняющие «Чашу Грааля». На Чашу сходит Огонь Небесный, и рыцари, приобщаясь от горящей Огнем Чаши, получают силы на борьбу со злом. Рыцари слышат каждый зов и спешат на помощь обиженным. Об этом рассказывается в операх Вагнера «Парсифаль» и «Лоэнгрин».   Западная христианская церковь, в лице своих римских пап, в XII-XIII вв. знала о существовании в центре Азии таинственного Духовного Центра, во главе которого стоял тогда знаменитый Пресвитер Иоанн. Он посылал обличительные грамоты папам и другим церковникам. Из истории известно, что один из пап снарядил посольство в Среднюю Азию к Пресвитеру Иоанну. После многих невзгод и мытарств посольство это вернулось, не найдя Духовной Цитадели, а Пресвитер Иоанн продолжал посылать свои обличительные грамоты.   Сведения о Шамбале попадаются и в трудах европейских ученых. О существовании Твердыни Света писал португалец Каселла, проживший в Тибете 23 года и умерший там в 1650 году. Тибетские ламы прониклись к нему таким глубоким уважением, что даже предлагали ему совершить путешествие в Шамбалу.  Чома де Кереш (1784-1842 гг.), венгерский филолог и путешественник, основатель европейской тибетологии, жил в Тибете много лет. В своих трудах он указывает на сокровенное Учение из Шамбалы. Он был так горячо убежден в реальном существовании Шамбалы, что даже указывал ее точные географические координаты.
 
                РУССКИЕ ИСТОЧНИКИ. СВЕДЕНИЯ О БЕЛОВОДЬЕ
    Об экспедиции отца Сергия пишет С. Буланцев («Вокруг света». 1979 г., № 3). Эта интереснейшая история была записана в русских летописях, хранившихся в старинном Вышенско-Успенском монастыре на Тамбовщине.   Во времена киевского князя Владимира некий русский монах Сергий провел несколько лет в византийских монастырях. Когда Сергий вернулся в Киев, он рассказал своему повелителю предание о загадочном государстве на Востоке — Королевстве Белых Вод, стране справедливости и добродетели. Князь Владимир был настолько очарован этой легендой, что в 987 году снарядил большой отряд во главе с отцом Сергием — ему было тогда 30 лет — на поиски Беловодья.   Отец Сергий вернулся в Киев только в 1043 году глубоким старцем. Он рассказал, что к исходу второго года пути многие участники экспедиции умерли от болезней либо погибли, животные пали. В конце концов прочие участники наотрез отказались идти дальше. Только двое согласились продолжать путь вместе с отцом Сергием. К концу третьего года изнурительного путешествия и этих двоих, еле живых от лишений и болезней, пришлось оставить в каком-то селении на попечение местных жителей. Отец Сергий сам был на грани полного истощения, тем не менее он решил дойти до цели или умереть. Еще через три месяца монах достиг границ Беловодья — озера с белыми от соли берегами. Здесь проводник отказался идти дальше, чем-то неизъяснимо напуганный. Отец Сергий остался в полном одиночестве и… все-таки двинулся вглубь запретной территории.
   Перед изможденным Сергием внезапно возникли два человека. Они отвели Сергия в селение, где после некоторого отдыха он получил работу. Спустя время его перевели в другой поселок, обитатели которого приняли Сергия как брата. Шли месяцы и годы, русский монах приобретал все новые и новые знания…
   Как Сергий поведал киевлянам, огромное количество людей из разных стран настойчиво пытались проникнуть в Беловодье, но попытки их крайне редко завершались успехом.
   Рассказывая о Братстве Махатм, Сергий говорил: «Эти святые подвижники, соединяющиеся с Господом, составляющие один дух с Ним, неустанно трудятся в поте лица своего совместно со всеми Небесными Силами на благо и пользу всех народов Мира».
   Умирая, на последней исповеди, передал Сергий своему духовнику сообщение о Беловодье с наказом: передавать перед смертью своему духовнику, следующему до времени, когда надо будет открыть сокровенное Миру. Через 900 лет наступило время открыть, и в 1943 году «Сокровенное сказание о Беловодье» стало известным.
   Киевский монах не был единственным русским, отправившимся на поиски сказочного Беловодья. В начале двадцатого века в Костроме умер монах, который, как оказалось, ходил в Индию, на Гималаи. Он оставил рукопись со многими указаниями об Учении Махатм.
   В середине XIX столетия к алтайским староверам, бежавшим во времена  церковного раскола в Сибирь, на Алтай, была принесена необычайная весть о Беловодье — той же Шамбале: «Далеко- далеко, за великими озерами, за горами высокими, там находится священное место, где процветает справедливость. Там живет высшая мудрость на спасение всему человечеству». И древняя легенда о заповедной стране счастья и справедливости получила новую жизнь, обрастая новыми подробностями. И люди устремились на поиски чудесной страны. Они пускались в трудный, неизведанный путь как в одиночку, так и группами.

   В 1903 году Русское географическое общество выпустило брошюру «Путешествие уральских казаков в Беловодское царство». В предисловии к этой брошюре писатель В.Г. Короленко отмечал, что легенда о Беловодье «не нова и давно уже потрясает простые сердца своей заманчиво-мечтательной прелестью». По его сведениям, на протяжении всего прошлого века были известны случаи, когда из деревень Алтайского округа люди уходили за границу для отыскания Беловодья. Далее Короленко пишет: «И в настоящее время известны еще случаи этих попыток проникнуть в Беловодье через таинственные хребты и пустыни Средней Азии».
   Русские путешественники и ученые знали о Беловодье-Шамбале. Н.М. Пржевальский писал: «Интересный рассказ, слышанный нами, — было предсказание о Шамбале, обетованной земле буддистов. Нам рассказывали о пребывании русских староверов на Лоб-норе, явившихся в эту глушь Азии искать обетованную Страну Беловодье». П.К. Козлов во время своей экспедиции беседовал со старовером, который сам ходил на Лоб-нор в поисках Беловодья.
   Путешествия в поисках Беловодья, рассказы о чудесах заповедной Страны нашли отражение даже в русской художественной литературе. Короленко, Мельников-Печерский, Шишков дали рассказы странников, будивших воображение не одного поколения русских крестьян. В романе Мельникова-Печерского «В лесах» есть рассказ странника, который будто бы целых четыре года прожил в Беловодье. В книге В. Шишкова «Алые сугробы» старуха рассказывает, что есть на свете такая диковинная Страна, называемая Беловодье, находящаяся на Востоке, где-то за Сибирью, за степями, за горами… «В ней вся правда, вся воля искони живут, эта страна диковинная».

   О Махатмах и Их Стране Шамбале писал Николай Константинович Рерих (1874-1947 гг.), знаменитый русский художник и философ, ученый и путешественник, в книге «Сердце Азии», изданнойв 1929 году в Америке. Она перепечатана на русском языке в книге «Рерих. Избранное» в 1979 году (О Рерихе см. подробнее в гл. V). Рерих говорит, что самое краеугольное понятие Азии, самое священное слово Азии — Шамбала, а самое громоносное имя Азии — Имя Великого Владыки Шамбалы — Майтрейя. «И в крупных азиатских центрах, и в безбрежных пустынях Гоби слово о Великой Шамбале звучит как символ Великого Будущего. В сказаниях о Шамбале, в легендах, преданиях и песнях заключается, быть может, наиболее значительная весть Востока».
   Рерих рассказывает о людях, побывавших в этой таинственной Стране и описавших библиотеки, лаборатории, хранилища, а также знаменитую Башню. «Многие вещи, которые нам кажутся фантастическими выдумками и сказками, на самых местах происшествий освещаются особым светом правды. Величественные образы Махатм проходят перед вашими глазами не как призраки, но как Великие Существа от тела и крови, как действительные Учителя высшего Знания и мощи».
   «Пройдя эти необычные нагорья Тибета с их магнитными волнами и световыми чудесами, прослушав свидетелей и будучи свидетелем — вы знаете о Махатмах. Я не собираюсь начать убеждать в существовании Махатм. Множество людей Их видели, беседовали с Ними, получали письма и вещественные предметы от Них. Можно назвать многих еще живущих, которые лично встречали Махатм. Эти памятные встречи проходили как в Индии, так и в Англии, Франции, Америке и других странах».
   За рубежом существует обширнейшая литература о Шамбале и Махатмах. Есть немало людей в истории и современности, так или иначе соприкасавшихся с Махатмами.
 
                КТО ЖЕ ОНИ?
    Сами Махатмы свое существование объясняют Законом Космической эволюции человечества. Суть этого Закона в следующем. Каждый отдельный человек — это духовное бессмертное существо, эволюция которого происходит путем повторного воплощения на Земле. После смерти тела человека его духовная сущность не уничтожается, а продолжает свое самостоятельное пространственное существование. Когда наступает время, это «Я» воплощается. Так повторяются множество раз жизни каждого человека.   В воплощениях — жизнях на Земле — приобретаемые человеком умственные и нравственные качества сохраняются, накапливаются и таким образом возрастают. Проходя через многие воплощения, духовные качества постепенно растут, развиваются. Так по истечении очень долгого времени человек, наконец, достигает полного человеческого совершенства, тем завершая установленную для человечества эволюцию.
   Такой «уже-не-человек» начинает следующую стадию Космической эволюции, «послечеловеческую», которую можно назвать богочеловеческой или даже Божественной. Ведь если мы вообразим такого, по сравнению с нами, сверхчеловека, то его можно назвать уже Богом, ибо его сознание будет настолько превышать сознание обыкновенного человека, насколько последнее превосходит сознание животного. Ничего сверхъестественного —предела эволюции нет!
   Эту следующую эволюцию проходящие существа называются Махатмами, что на санскрите значит «Великие Души». Космическая эволюция человека основывается не только на Законе Перевоплощения, но и на Законе Причин и Следствий — Законе Кармы.   Этот Закон говорит, что та или иная «судьба» человека — его счастливая жизнь или страдания — обуславливается следствиями его прежних жизней: каждому воздается по его заслугам, каждый пожинаетплоды того, что он посеял в прошлом. Народная мудрость знает о Карме — о ней говорят пословицы: «Что посеешь, то и пожнешь», «Как аукнется, так и откликнется», «Не рой другому яму — сам в нее попадешь» и тому подобное. Подробнее об этих Законах — во второй части.   Будучи существами следующей, высшей эволюции, Махатмы, по сравнению с обычными людьми, обладают колоссальными знаниями и мудростью, обладают мощными внутренними силами.
   Согласно Космическому Праву — Иерархическому принципу управления Мирозданием — Махатмы представляют собой невидимое Правительство нашей планеты. Они пристально следят за всем, что происходит во всем Мире, пользуясь аппаратурой, не известной нашей науке. Они могут видеть любое место планеты, могут читать мысли людей. Передачей своих мыслей, посылками в Мир эволюционных идей Махатмы руководят эволюцией человечества. В случае необходимости Мировое Правительство вмешивается в дела Мира, посылая своих посланников, которые несут предупреждение, совет или помощь.
 
                ОТ РУСИ ДО СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.
                ПОМОЩЬ ШАМБАЛЫ РОССИИ

                ТЕОРИЯ КРУГОВОРОТА КУЛЬТУР
    Некоторые европейские ученые, историки и философы в XIX-ХХ вв. исследовали развитие духовной стороны жизни человечества, развитие общественно-культурных формаций. Самым крупным таким исследователем был немецкий философ и историк Освальд Шпенглер (1880-1936 гг.). Он стал известным после сенсационного успеха его главного труда «Закат Европы», излагающего его философию истории (I т. – 1918 г., II т. – 1922 г.).
   История распадается у него на ряд отдельных, независимых, глубоко отличных друг от друга, индивидуальных Культур. Таких Культур у него насчитывается семь. На Востоке — три: вавилон¬ская, китайская, индийская; на Западе — четыре: египетская, греко-римская, византийско-арабская, западноевропейская.   Жизнь каждой Культуры отождествляется им с жизнью биологического сверхорганизма. Как организм все Культуры, проходят основные фазы своего развития: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и смерть.
   Старея и умирая, Культура перерождается в цивилизацию. Это есть переход от творчества к бесплодию, от становления к окостенению. На этом этапе исчезает духовность, властвует техника. Согласно Шпенглеру, начиная с XIX в., то есть с победой капитализма, западная Культура вступила в стадию упадка — заката.
   А как с будущим? Прогноз таков: ожидается рождение русско-сибирской Культуры.
   Теоретически близкую к Шпенглеру философию истории развил английский историк Арнольд Джозеф Тойнби (1888-1973 гг.). Известность Тойнби принес его основной труд «Исследование истории», вышедший в двенадцати томах с 1934 года до 1961 года. Прогресс человечества Тойнби связывает с процессом его духовного совершенствования.
   Итак, философия истории утверждает, что будущая Культура, идущая на смену уходящей западноевропейской, будет русско-сибирской. Насколько это утверждение реально?   История смены Культур показывает, что каждая новая Культура зачинается задолго до окончания старой. Таким образом, если России суждено быть носительницей Новой Культуры, то ход ее истории должен это показать.
 
                НАЧИНАЯ С ЧЕТЫРНАДЦАТОГО ВЕКА…
    Четырнадцатый век был поворотным пунктом в становлении Русского государства. В это чрезвычайно ответственное время воплотился в России один из Великих Братьев Шамбалы. В Мире Он стал известен как Преподобный Сергий Радонежский. Он был послан Шамбалой на подвиг поднятия духа народа и спасения России от татарского ига.
   Смысл всей деятельности Преподобного был не во внешней церковности, но в Его высоком нравственно-воспитательном влиянии на современников. Устанавливая суровые уставы, внося дисциплину в дикие нравы того времени, Он творил характер народа, создавая тем мощь государства. Из истории мы знаем, в каком хаотическом состоянии находился дух народа в тяжкие времена монгольского ига и разнузданных нравов враждующих между собою князей. Нужны были суровая школа и узда, и средства к тому брались из ближайших народу понятий.
   Именно, Преподобный Сергий не был богословом и догматиком, но вся жизнь Его была Подвигом в самоотверженном служении Родине и Миру. Да, Сергий жил Заветами Христа, но не церковными утверждениями. И Его отказ от митрополичьего поста не происходил ли тоже от того, что Дух Его знал все расхождения церкви с Истиной?  Введенная Им суровая дисциплина сделала из Его Обители воспитательную школу, в которой создавались мужественные, бесстрашные люди, воспитанные на отказе от всего личного, работники Общего Блага и творцы нового народного сознания.
   Преподобный Сергий умел пользоваться каждым случаем, чтобы заложить в сознание народа зерно нравственного Учения. И зерна Его благостного Учения дали чудесные всходы. Окрепла нравственность, окреп дух, поднялись силы народа, и подвиг освобождения Земли Русской стал возможным.
   Прежде всего Преподобный учил людей своим личным примером. Труд в Его Учении играл огромную, первенствующую роль. Он знал пламенную меру труда, потому непрестанный труд ставился Им как условие и средство духовного достижения. Так труд был возведен Им в священное понятие, неотделимое от духовного самосовершенствования.
   Можно сказать, что подвижническая жизнь Сергия, который своим личным примером ввел в жизнь высокое нравственное Учение, отметила Новую Эру в жизни Земли Русской. Благодаря широкому установлению Им и учениками Его новых обителей, школ суровой подвижнической жизни, сильно поднялась нравственность народа. Возникшие вокруг таких монастырей-школ целые селения и посады постоянно имели перед собою неповторимую школу высокого самоотречения и бескорыстного служения ближнему. Разве могла быть одержана победа над страшным врагом, если бы дух народа не был напитан Огненной Благодатью, исходившей во всей ее неисчерпаемости от его великого Наставника и Заступника?
   Уже с половины жизни Облик Преподобного вошел в сознание народа русского как облик всенародного Учителя, Заступника и Ободрителя. Кто может исчислить, какое множество народа шло к Нему со всеми своими нуждами, большими и малыми? Но слава о святости и мудрости Сергия распространялась по всей Руси и выдвинула Его на поприще государственной деятельности. Неоднократно Он улаживал распри между князьями, грозившие неисчислимыми бедствиями молодому государству.
   Но апофеозом деятельности Преподобного было Его историческое благословение на страшную битву великого князя Дмитрия. Он знал, какое следствие будет иметь Его слово, и принял на себя эту ответственность. И следствием этого вдохновения и ободрения была великая победа над вековыми утеснителями. Победа эта явилась поворотным пунктом в истории молодого Московского государства: она укрепила веру народа в свои силы, подняла дух его.
   Кто же другой мог поднять весь народ и вдохнуть такую несокрушимую веру в правоту дела, следовательно, и в победу? Самый мирный Подвижник, чуждый всякому насилию, без колебания благословляет князя и воинство его на подвиг за правое дело, за народ, за Русь.
   Преподобный в часы битвы пребывал со всею своею братией в церкви, посылая всю силу духа своего на помощь великому делу. Тело Его было здесь, но духом Он был там, где решалась судьба России. Все время битвы Он пребывал в непрестанном бдении, в духовном подъеме и прозрении всего хода битвы.
   Среди народа живет предание, что таинственный схимник передал Сергию чудесный камень с указанием зарыть его в определенном месте. Нигде не записано, где зарыт камень, но придет время, и будет указано это место. Так, еще живо в народе понимание той духовной силы, которая в течение многих столетий питала Землю Русскую.
   Облик Преподобного мощно запечатлелся в народном сознании. Народ возлюбил Его и поставил превыше других Подвижников. Память о Сергии не умрет никогда, ибо велик магнит духа, заложенный Им в душу русского народа. История развития духовности в русской душе и начало собирательства и строительства Земли Русской неразрывными нитями связаны с этим великим Подвижником.

   Истинный Вождь есть воплощение Указа Высшего. В таком Вожде, как в фокусе, сходятся Веления Света и чаяния народа. Такой Вождь идет осененный Знанием Высшим, таким Вождем был Преподобный Сергий. Вдохнув героический дух в народ, Он устремил его в будущее. Таким Вождем остается Он и сейчас, ибо нерасторжима связь Великих Духов с делом и Подвигом Их Жизни. Осиянный Светом Несказуемым, стоит Он, невидимо видимый, на ступенях великой Лестницы Иерархии Света, готовый в указанный Час устремить легионы Светлых Сил, готовый благословить народ свой на новый Подвиг.
   Если Пламенный Облик Сергия общечеловечен, то дело, сложенное Им, есть дело строения государства Русского. На всех поворотных пунктах истории России, при всех потрясениях, обрушившихся на Землю Русскую, неизреченная мощь Преподобного и твердыня духовной Культуры, Им заложенная, стоят нерушимым оплотом сил духовных.
   На протяжении столетий мощь Преподобного неотступно питала и хранила любимую Им Землю Русскую. Но история повторяется, и кто может сказать, что годы гонения и разрушения святынь снова не сменятся великим, еще небывалым духовным подъемом, который в стихийности своей превысит все до него бывшие подвиги?
   Через многие тяжкие испытания прошла Земля Русская, но все они лишь послужили к ее очищению и возвеличению — так было. Так будет. Сильна Россия мощью Светоносного Вождя и Хранителя своего! Кто может сказать, что Мощь Его, неотступно стоящего на дозоре, не ждет Срока, записанного в Скрижалях Небесных?
   Так, начиная с XIV в. и после Сергия Радонежского, Шамбала заботливо охраняет Россию и помогает ей. Вот факты последних трех столетий. Король Швеции Карл XII получил сильное Предупреждение не начинать рокового похода против России (XVIII в.) — этот поход положил конец развитию его государства. Императору Франции Наполеону было дано Указание не нападать на Россию (XIX в.). Но отуманенный успехами, обуянный гордостью, он не послушался. Следствие — разгром его армий. Зато Кутузов умел соединить водительство с чуткостью к Советам Шамбалы. Посол Братства приезжал приготовить вождя. Наставление посла Кутузов принял с полным доверием — в этом была удача его.
   А о двадцатом столетии сказано, что один заносчивый монарх (немецкий кайзер Вильгельм II) получил предостережение не начинать войны против России (1914 г.), но он не послушался и предпочел лишиться короны.

                О ЧУДЕСАХ НАШЕГО ВЕКА
                Счастье видеть чудеса щитами стоящие.  Агни-Йога. «Зов»

    Согласно Учению Шамбалы, все на Земле происходит по Плану эволюции нашей планеты. Определено заранее, когда и где строиться новым государствам, где и когда созидаться великим городам. Предусмотрено, когда и где должны состояться большие открытия и откровения. Этот Космический План проводится в жизнь Братством Махатм.
   Как предсказана была великая Светлая Эпоха человечества — Сатия Юга, так же была намечена и страна, где начнется Кос¬мическая Эра нашей планеты. Эта часть Мира решает судьбу планеты.
   Может быть, такая страна, с земной точки зрения, находилась в это время в самом непривлекательном состоянии, но Закон Высший уже определил место особого назначения. Космически уже сложились обстоятельства великого значения. Так утвердилась новая Предназначенная ступень…
   И в близком будущем мы увидим еще одно великое чудо…
   Махатмы сказали:
   «Чудо идет! Унаследуйте, ждущие! Новое чудо соберет народы. Не об уничтожении народов надо думать, но об упорядочении планеты! Страна, которая вчера была великаном, может завтра стать карликом. Люди могут изумляться такой судьбе, но Мы видим нить причин. Можно увидеть лишь день сегодняшний, но нужно почуять день грядущий. Так события Мира являют мозаику, которую можно разглядеть лишь с Гор. Посреди бури и смятения совершается Карма, и сроки исполняются».

                ОТ РАМАКРИШНЫ ДО РЕРИХОВ.
                ПЕРЕДАТЧИКИ УЧЕНИЯ МАХАТМ
 
                ДРЕВНЯЯ ИНДИЙСКАЯ ВЕДАНТА
    Светлый облик Шри Рамакришны (1836-1886 гг.) — великого индийского мудреца, и ясный ум его ученика и непосредственного продолжателя Свами Вивекананды (1863-1902 гг.) — индий¬ского философа и ученого, зазвучали в прошлом веке мощным призывом к духовному синтезу.   Пройдя путями важнейших мировых религий — индуизма, христианства и ислама, — Рамакришна принес весть о Единстве всех религий. Он нашел, что в основе всех религий лежит единая Истина.   Вивекананда встречается с Рамакришной в 1882 году и с тех пор всю жизнь занимается развитием его идей. Он прозревает духовную нищету Запада, заглушившего грубой материальностью призыв Духа в своей душе. Он утверждается в мысли, что Веданта, вынесенная из Индии в Мир, может облегчить людям путь освобождения.   В сознании Вивекананды начинает оформляться идея: навести мост, соединяющий Восток и Запад, оплодотворить молодое тело Запада древним универсальным Духом Востока. Вивекананда выходит послом Индии в Мир, прокламируя: «Индия нужна Миру, Индия с ее знанием Бога, с ее методом освобождения, с ее накопленным духовным наследием». В 1893 году Вивекананда отправляется в Соединенные Штаты Америки на Конгресс религий. Он приветствует самую молодую страну от имени монашеского ордена древнейшей страны. Провозглашает Истину, воспринятую у ног своего Учителя Рамакришны, который опытным путем постиг, что все религии ведут в один Океан Милосердия, что все формы и оттенки — различные аспекты Единой Великой Истины. Знакомит западный Мир с древним учением Веданты. Проезжает почти по всей Америке.   Вскоре Вивекананда замечает эгоистические, жестокие черты американской жизни и подвергает их уничтожающей критике. Он резко протестует против лжехристианства и лицемерия многих христианских лидеров. Этой критикой Вивекананда вызывает озлобление «христианских вождей», которые обрушили на него целый поток грязной клеветы. Так, Америка не смогла осуществить мечту Вивекананды о соединении Запада и Востока. Все побуждения американцев были направлены на удовлетворение материальных нужд. В философии господствующим стали позитивизм и прагматизм.   В 1895 году Вивекананда пишет курс лекций «Раджа-Йога» — книгу, столь восхитившую Льва Толстого. В том же году он принимает приглашение из Лондона, там пишет «Бхакти-Йогу», а вернувшись в Америку — «Карма-Йогу». Затем создает курс «Философии Веданты», вследствие чего в Нью-Йорке организуется «Общество Веданты». В Лондоне появляется «Джнана-Йога».   В 1897 году Вивекананда возвращается на родину, выполнив огромную миссию: он положил начало действительному ознакомлению и сближению Запада с Востоком. Впервые ясно и сердечно изложены были перед Западом основы величественного восточного миросозерцания.   Вернувшись на родину, Вивекананда создает организацию «Миссия Рамакришны», задача которой — распространение идей Единства в Мире.   Но религия для Вивекананды не заключалась в обрядах и обычаях: он смело очищал живую веру от предрассудков, сокрушал обычаи ранних браков, сожжения вдов и тому подобное —религия была для него живым огнем самопожертвования и любви.   Рамакришна и Вивекананда были первыми, кто пробудил индийское самосознание, были первыми индийскими лидерами в полном смысле этого слова. Рамакришна был духовной силой Индии, Вивекананда — его голосом. Продолжателями их дела были: Рабиндранат Тагор (1861-1941 гг.), Махатма Мохандас Карамчанд Ганди (1869-1948 гг.) и Ауробиндо Гхош (1872-1950 гг.). В 1911-1916 годах в России были изданы книги о философии Веданты, о Рамакришне и Вивекананде, также и труды Вивекананды; книги Р. Роллана «Жизнь Рамакришны» и «Жизнь Вивекананды» вышли на русском языке в 1936 году (собр. соч., т. 19); книга    Дж. Неру «Шри Рамакришна и Свами Вивекананда» на английском языке вышла в Калькутте в 1960 году.
 

                ПОДВИГ ЕЛЕНЫ ПЕТРОВНЫ БЛАВАТСКОЙ

    Подвиг русского монаха Сергия, после восьми с половиной веков, был повторен другим русским человеком — Е.П. Блаватской (1831-1891 гг.). Уже в детстве перед нею появлялся величественный образ Махатмы — высокого индийца в белой чалме, — всегда один и тот же. В 1851 году Блаватская едет в Англию, и там, в Лондоне, происходит ее первая встреча с Махатмой, появлявшимся ей в детстве.
   Затем, в течение последующих семи лет она три раза пытается проникнуть в Тибет, но безуспешно: в те времена чужестранцам было запрещено въезжать внутрь страны. И только в 1864 году ей удалось достичь своей цели — она проникла в недоступные недра Центральной Азии. После героических поисков она, наконец, разыскала там таинственных мудрецов — Махатм, и стала Их духовной ученицей. Она пробыла там три года в одной из Их обителей (ашрамов) в Тибете. Там она получила сокровенные Знания о тайнах Мироздания.
   Блаватская была посланницей Махатм, исполняла Их поручения. Под псевдонимом Радда-Бай ею были написаны интересные очерки о своем путешествии по Индии и Тибету и о беседах с Махатмами. Эти записки, названные «Из пещер и дебрей Индостана» (вторая серия очерков — «Забытые племена. Три месяца на «голубых горах» Мадраса»), печатались в периодике в начале 80-х годах XIX века в России. Затем они были изданы отдельной книгой. До последнего времени ее литературное имя соединялось в России только с этими очерками. Все прочее было написано и издано на английском языке.
   Ввиду сильного и настойчиво выраженного желания ее сотрудников основать общество для ознакомления продвинутых сознаний с сокровенным Учением всех религий и философий, Махатма К. X. согласился руководить таким обществом, основанным в Нью-Йорке в 1875 году Блаватской и американским полковником Генри Олькоттом. Появление Теософского общества имело целью подготовить западный Мир к наступлению Новой Эпохи путем распространения Высшего Знания о тайнах и задачах Мироздания. Учение, принесенное Блаватской, сделало свое великое дело — пробудило по всему Миру многочисленные сознания.
   «Теософия», в переводе с греческого, — Божественная Мудрость. Теософия есть научно-религиозная философия, то есть синтез науки, философии и религии — их согласование. Изучая все религии Мира, Теософия находит, что сокровенная часть религий имеет одни и те же Основы. Так, Теософия заключает в себе Истины, лежащие в основе всех религий. Девиз Теософского общества: «нет религии выше Истины». Существует большая теософская литература.
   Труды Блаватской печатались в ее время в Америке и Англии. Помимо многих книг на темы восточной философии и древней мудрости, как: «Разоблаченная Изида», «Ключ к Теософии», «Голос Безмолвия», «Жемчужины Востока» и прочее, а также огромного количества статей, она написала капитальный труд в трех томах — «Тайная Доктрина», то есть «Сокровенное Знание» (1888 г.), — свод многовековой сокровенной мудрости, синтез достижений эволюции жизни прежних Культур, проблемы будущего развития жизни и человечества; два тома были переведены Е.И. Рерих и изданы в Риге в 1937 году. Своих трудов Блаватская никогда не приписывала себе, а считала их лишь несовершенной передачей откровений Махатм.
   Но появление нового отдела Шамбалы — а таким стало Теософское общество — вызвало войну против него темных сил, ибо они не желают наступления Светлой Эпохи, грозящей уничтожением их силы и влияния. Против Основательницы Общества ополчилось духовенство ортодоксальных религий (особенно иезуиты), а также английские расисты, которым не нравилось большое влияние Блаватской на индийцев. Против нее была организована систематическая кампания: постоянные выпады, инсинуации, клевета.
   Так посланницу Шамбалы, исполнявшую поручения Махатм, несшую миссию провозвестника Новой Эпохи, нападки врагов Света свели с Земного Плана.
   К большому сожалению, Блаватская была не понята, не признана и оклеветана и на своей Родине. Все началось с враждебного и лживого памфлета клеветника Всевол. Соловьева «Современная жрица Изиды», вышедшего в 1894 году в России. Пущенная им клевета в свое время обошла беспрепятственно всю Россию, и последствия ее тянутся еще и в наше время. По сей день автоматически повторяются, без какой-либо аргументации, такие эпитеты, как: «обманщица», «шарлатанка», «авантюристка».
   В Америке на обвинение Блаватской в «фиктивности» ее общения с «несуществующими» Учителями Мудрости Востока — Махатмами — в газете «Бостон Курьер» от 18 июля 1885 года появился протест, подписанный 70 учеными Индии, в котором они утверждают, что «Махатмы — не измышление Блаватской, а Высшие Существа, в существовании которых никто из просвещенных индийцев не сомневается, которых знали наши деды и прадеды, с которыми и сейчас многие индийцы находятся в постоянных сношениях». Таково было свидетельство пандитов — ученых Востока. Елена Ивановна Рерих о Блаватской в свое время написала: «Наша великая соотечественница почти сейчас же после смерти воплотилась в мужском теле в Венгрии. В 1924 году она прибыла в главную Твердыню Белого Братства и сейчас под именем Брата X. работает на спасение Мира. Осмеянная, оклеветанная, опозоренная и гонимая, она заняла свое место среди Спасителей человечества. Так творит Космическая Справедливость. В будущей России имя ее будет поставлено на должную высоту почитания. Елена Петровна Блаватская, истинно, — наша национальная гордость».
   Да, она была Великим Духом, принявшим на себя тяжкое поручение дать сдвиг сознанию человечества, запутавшемуся в мертвых тисках церковных догм и устремившемуся в не менее мертвый тупик атеизма. Она принесла Великое Знание и Светлую весть о Махатмах и Шамбале.

   Для ищущих были необходимы книги Е.П. Блаватской — через них они прикоснулись к Древней Мудрости. Были принесены некоторые древние тексты, как: «Стансы Дзиан», «Голос Безмолвия», «Свет на Пути» и так далее.
   Человечеству были возвращены забытые Истины о Законе вечной жизни человека — о Законе его перевоплощений, а также о Законе Космической Справедливости — о Законе Кармы.
   Учение Махатм, названное Теософией и данное через Блават¬скую во второй половине XIX века, было продолжено и развито в первой половине XX столетия через Елену Ивановну Рерих. После подробного изложения была дана заключительная кульминация. Это Учение было названо Агни-Йогой, что значит Огненный Путь.
   Агни-Йога, давая в соответствии с переживаемым нами временем новый аспект Единой Вечной Истины, идет не на смену, но на Огненное очищение и утверждение всех бывших Великих Учений. Агни-Йога не отвергает ни одного Учения, до него бывшего, но лишь углубляет и очищает от вековых нагромождений. И возвращает все те ценности, которые люди утеряли, исказив прежние Заветы.
   Агни-Йога, воспринимая атеизм, как неизбежное следствие церковных искажений религии, не отбрасывает Основ религий, очищенных от злотолкований невежественных священнослужителей.
   Учение Агни-Йоги основано на почитании Великой Иерархии Света, на признании высокого авторитета Учителей — Махатм Шамбалы.
 
_____________
* Вторая часть – размещена  в Проза.ру 22 февраля 2014 г.
   Владислав Стадольник http://www.proza.ru/avtor/vladislav4


Рецензии
Гореть, светить и ни каких гвоздей, будет кому жарко , а кому светло...

Улыбок! Огонь удержит огненный человек!

Георгий Радуга   22.02.2014 08:27     Заявить о нарушении
Да, все огненны, только огонь - разного качества.

Владислав Стадольник   22.02.2014 13:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.