Мастерская Уроки Натюрморт

Здравствуйте!
Сегодня мы с вами, ребята, в блоке уроков – литература – живопись словом рассмотрим ещё одну группу прекрасных живописных творений, называемых натюрморт.
Натюрморт – этот термин, появившийся во Франции в начале 19 века, означает – мёртвая натура. И действительно, на картинах, представляющих собой натюрморт, изображаются фрукты, овощи, цветы, различные сосуды. Часто эти предметы изображаются на фоне спускающихся волнами драпировок.
Давайте посмотрим с вами на работы художников:
Класс «Завтрак»,
В. Хеда «Ветчина и серебряная посуда»
И. Репин «Яблоки и листья»
Е. Романов «Цветы в интерьере»
М. Кугач «Ветка Яблони»
В. Мухина «Натюрморт с геранью»
М. Шагал «Окно».

Но оказывается, не только художники рисовали натюрморты. Не менее прекрасные и колоритные натюрморты мы можем встретить и в поэзии и прозе.
Вот несколько примеров:
Посмотрите, как богат обеденный стол русского помещика:

Багряна ветчина, зелены щи с желтком,
Румяно-желт пирог, сыр белый, раки красны,
Что смоль, янтарь – икра, и с голубым пером
Там щука пёстрая: прекрасны!

Эти строки принадлежат Державину.
Вот что написал Евгений Лебедев в своей статье «Чудесный подлинник» об этом стихотворении Г.Р. Державина: «Уже 175 лет читатели Державина не перестают восхищаться чисто живописным совершенством этих строк. И это понятно: такая зарисовка под силу, пожалуй, лишь фламандским гениям натюрморта. Тут ведь интересно не только то, что блюда, которыми установлен стол, изображены узнаваемо, почти осязаемо, конкретно. Тут по-настоящему интересно эмоциональное освещение всей картины. Чувство красоты – самое бескорыстное из всех наших чувств. Поэт как будто на одно лишь мгновение оказался в плену этого чувства – и вот уже вещественность одухотворена, и корыстное предвкушение плотского наслаждения от еды отступает перед бескорыстным переживанием этого праздника красок, этого пира для взора.
Но – начинается обед, и вкус уже не эстетический, а гастрономический польщён, и хозяин с гостями воздают должное и ветчине, и щам, и пирогу, и сыру, и икре, и рыбе – всему этому «припасу домашнему, свежему, здравому», который представляет Русь».
Потом следует десерт и всё, что положено после него:

Когда же мы донских иль крымских кубки вин,
И липца, воронка и чернопенна пива
Запустим несколько в румяный лоб хмелин, -
Беседа за сластьми шутлива…

Тут кофе два глотка; схрапну минут пяток;
Там в шахматы, в шары иль из лука стрелами,
Пернатый к потолку лаптой мечу лоток
И тешусь разными играми.

Ещё один пример державинского натюрморта:

Разные вина
Вот красно-розовое вино,
За здравье выпьем жён румяных.
Как сердцу сладостно оно
Нам с поцелуем уст багряных!
    Ты тож румяна, хороша, -
    Так потанцуй моя душа.

Вот чёрно-тинтово вино,
За здравье выпьем чернобровых.
Как сердцу сладостно оно
Нам с поцелуем уст пунцовых!
    Ты тож, смуглянка, хороша, -
    Так потанцуй, моя душа!

Вот злато-кипрское вино,
За здравье выпьем светловласых.
Как сердцу сладостно оно
Нам с поцелуем уст прекрасных!
    Ты тож, белянка, хороша, -
    Так потанцуй, моя душа!

Вот слёзы ангельски вино,
За здравье выпьем жён мы нежных.
Как сердцу сладостно оно
Нам с поцелуем уст любезных!
     Ты тож нежна и хороша, -
     Так потанцуй, моя душа!

Воистину, праздник взора пересиливает желание гастрономическое.
К словесным натюрмортам обращались и другие поэты:

А вот строки А.С. Пушкина:
Вы помните, как он писал о яблоке:
Соку спелого полно
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто мёдом налилось,
Видны семечки насквозь.

Или отрывок из романа «Евгений Онегин»:
Обряд известный угощенья:
Несут на блюдечках варенья,
На столик ставят вощаной
Кувшин с брусничною водой.

Следующие стихи так и называются – натюрморт.

Натюрморт «К чаю»
Наталья Кротова
Солнцем апельсин горит, он
Фруктов чувствует парад.
Мутной зеленью нифритов
Отливает виноград.
Ломтик дыни с ароматом,
Как сечёная луна,
Половинка от граната
Вся рубинами полна.

Домочадчев зазывая,
Чайник радостно свистит.
Милый чай мне наливает,
Шоколадкой шелестит.
Озерком - с медком чеплажка,
Чайник – слоником прикид,
И сиреневая чашка,
Подбоченившись, стоит.

Выдыхая лёгким паром,
Манит чай нас поутру,
Чтоб бодрящим крепким жаром
Разливаться по нутру.
Весь осыпан сладкой пудрой
Сорт печенья «Снежный ком».
А зачем без чая утро?
А какой без чая дом?

Нежно обнимая воду,
Ваза держит ветку роз,
Не она ль громоотводом
Служит от семейных гроз.
Кроме чае-охлажденья
Мелким кубиком из льда,
Знаем, в дом наш, без сомненья,
Не ворвутся холода.


Натюрморт вечера
Виктор Кирильчук
Синяя побелка.
Ожирелья лука.
Молоко в тарелке
Ткнул Мурёнок глупый.

Клюква из лукошка
Горсточкой на блюдце.
Мельхиор на ложке
Мёдами любуется.

Вышивка с иконы
Выцвела за лето.
Выглянет из комнат
Домотканство пледов.

Треск из старой печки.
Чугунок картошки.
В натюрморте вечера
Ничего не трожьте


Веточка весны

Стоит верба на окне
Распустила почки.
Отражаются в воде
Первые цветочки.
Мать-и-мачеха лежит
На окошке рядом.
Словно девочка одна
Букетик составляет.
Дует, дует ветерок,
Шторки раздувает,
Весточки весны
Тихонечко качает.




       Натюрморт
                Олег Горбунов

Луны яичный желток
На чёрной сковородке неба,
Тёплого ветра глоток.
Звёзды, как крохи хлеба.

В речке плещется окунь,
Карась серебристый и сом,
Коктейль из фруктового сока –
Мята, маслина и ром.

Воздух пахнет цветами,
Изумрудная скатерть травы под елью.
Натюрморт можно написать стихами,
А не только маслом и акварелью.


Далее вы увидите тоже натюрморт в стихах, но вы поймёте, что это стихи о войне, вернее о вещах военного. Автор увидел эти вещи на помойке, и у него родились эти стихи.

    40 дней после смерти ветерана
                (зарисовка с натуры)
                Андрей Котов

Три затёртых старых чемодана,
С диском телефонный аппарат,
Китель (надевал его недавно
Обладатель званий и наград).

Пачка писем в порванном пакете,
Двух фуражек синие блины.
Сваленные в мусор вещи эти
Новым местом так удивлены:

«Может вышла всё-таки ощибка,
И домой хозяин заберёт?»
Не вписались в рамки Евро-шика…
Сорок дней прошло. Идёт ремонт.

И последний натюрморт, написанный автором А. Векслером:

Дожив до нынешней поры,
Остался длинный нож не сломан,
И вьётся спереди лимона
Шершавый вензель кожуры.

Как вы увидели, ребята, в литературе, как и в живописи можно показать какой-либо предмет, назвать его цвет, сравнить его с каким-то предметом, щедро наградить его эпитетами, чтобы подчеркнуть его индивидуальность. В литературе, как и в живописи, можно наделить предмет каким-либо признаком образа, показать замысел автора, шутливую или серьёзную идею, показать радостную или грустную картину.
Но только литература своим художественным словом способна оживить натюрморт. В литературе фрукты, цветы, овощи оживают, одухотворяются, приобретают большую ценность для воображения, чем живописный образ.
Слово рисует красками, слово рисует мыслью, однако, всё это делает и созерцательная живопись. Но живопись не умеет общаться. Общаться с человеком по человечески способно только слово. Заставить предмет жить не мгновением, не догадкой на жизнь, а жизнью во всём своём бесконечном колорите, отделить предмет от мёртвой натуры может только слово и литература, как высшая форма словесности.

А теперь мы поиграем, поиграем с натюрмортом, с мёртвой натурой и докажем, что художник своей кистью и красками, стремящийся оживить натуру, готовый вступить со зрителем в диалог, всё же значительно ограничен в сравнении с литератором. И инструмент, которым владеет литератор несравнимо более совершенен, он способен изваять саму жизнь. Человеческое слово способно не просто оживить, оно способно вочеловечить.
Итак, начнём игру.
Поэт А. Кушнер так написал о натюрморте:
Если видишь на картине
Вазу, розу в хрустале
Или морс в большом графине,
Или глиняную чашку,
Или фрукты, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это натюрморт.

Посмотрим на натюрморты великих живописцев:
К.С. Петров-Водкин «Яблоки на красном фоне»
Серов «Девочка с персиками».

На этих картинах художник даёт свою характеристику предметам, но эта характеристика молчалива. Посмотрим на них и, не говоря ни одного слова о том, каким образом художнику удалось вызвать ваше к ним отношения, скажем, понравились или не понравились вам картины.
(Ребята говорят по очереди, понравились или нет, хорошо, если окажутся разные мнения)
Вы уже наверно поняли, что не обменявшись словами, трудно понять, почему та или иная картина одному человеку понравилась, а другому нет. Давайте попробуем разобраться, зачем же нам всё таки нужны слова, даже тогда, когда мы рассматриваем произведения художников.

Попрошу вас, взглянуть на наш натюрморт. Здесь у нас на тарелке лежат фрукты и овощи: лимон, слива, помидор и лук.
(могут быть и любые другие предметы, - указанные взяты лишь в качестве примера)
Давайте сначала их как следует рассмотрим и попытаемся снабдить эти предметы максимальным количеством художественных признаков.
Давайте начнём с лимона.
 И начнём, конечно же, с его цвета:
жёлтый, солнечный, яркий, почти оранжевый, лимонный…
А теперь попытаемся описать его форму:
продолговатый, морщинистый, шершавый, вдырочку, с попочкой, овальный…
Теперь присмотримся, на кого он похож:
на рыбку, на солнце, у него есть пуговка, на рыбий глаз, на жёлтое пятно, на крокодила (кожа шершавая)…

Очень хорошо, ребята, молодцы.
Так же поступим и с другими фруктами и овощами.
Слива:
по цвету - синяя, с серенькими вкраплениями, немного бардовая…
по форме - с ложбиночкой, с дырочками по бокам (сверху и снизу), гладкая, нежная, упругая…
похожа на – орех, шарик, закрытый глаз, на перевязанную ниточкой, на тучку, на море, в котором отражаются облака, на дымок, на кошелёк…
Помидор:
- красный, огненный, алый, с кружочком на боку…
- круглый, с рёбрышками (горбиками, волнами)…
- похож на красную кляксу, шар, бомбу…
Лук:
- золотистый, коричневатый, соломенного цвета…
- куполообразный, широкий снизу и узкий сверху, приплюснутый…
- похож на купол, на капающую каплю, на шапку падишаха…

А теперь, я спрошу вас, ребята, а кто из них самый добрый?
Ребята: - Слива!
Педагог: - А почему?
Ребята6 - Она самая вкусная.

Хорошо. А кто из них самый злой?
Ребята: - Лук!
Педагог: - А почему?
Ребята: - Потому, что он самый горький!

Да? А вот один человек, очень наблюдательный человек, посчитал, что лук может быть самым добрым, мало того, он умеет дружить и умеет спасать слабых. А вот помидор может быть очень жестоким. Он так и назвал его синьор-помидор.
Ну конечно же, я имею в виду прекрасную сказку Д. Родари «Чиполлино».
Вот так вот, ребята, и внешние признаки и вкусовые привычки не могут устоять перед словесным описанием. Если литератор, используя слова, наделяет описываемый им образ качествами, приятными человеку, то как бы герой не выглядел снаружи, каковы бы не были его внешние действия, какие бы чувства не вызывала его наружность у нас, имеющих опыт общения с людьми такой наружности и обращений, то мы непременно проникнемся к этому человеку симпатией.  И наоборот, если герой внешне красив, если он действует в соответствии с принятыми в обществе правилами поведения, но автор сообщает нам, каков же этот человек на самом деле, придавая его образу качества, противные человеческому восприятию, то мы непременно отнесёмся к такому герою отрицательно.
Вот сейчас мы с вами попробуем наделить наши предметы натюрморта хорошими или плохими качествами.
Лимон:
Он расселся на тарелке, как хозяин, совсем потеснил всех остальных;
он украсил собой, своим солнечным светом весь натюрморт;
он наблюдает за другими и замышляет с ними расправиться…
Слива:
притаилась с краешку и всех боится;
разгневалась как гроза, как свинцовая туча;
нежно обняла своими створками находящееся в ней зёрнышко и хранит в себе новую жизнь…
И т.д. 
Вот такую необыкновенную силу имеет слово!
Запомните, ребята, слово писателя может творить чудеса!
И глядя на картины, которые явно вызывают в нас те или иные чувства, мы часто нуждаемся в слове, которое бы почётче разъяснило нам замысел художника.

Домашнее задание:
Дома вы сочините стихи о фруктах и овощах. Можете сочинять и о цветах. Постарайтесь, чтобы ваши стихи были похожи на натюрморты. И очень хорошо будет, если вам удастся за мёртвой натурой увидеть жизнь.
Потом мы выпустим с вами сборник, и все ваши стихи войдут в сборник.
Творческих вам успехов!
                До свидания.


Рецензии