Текст для электронной книги формата FB2

#=autore Дмитрий Маштаков Стихи и комментарии
#=ee
#1
#
Предисловие

- Здравствуйте, уважаемые читатели. Я хочу представить вам этот текст не только как собрание собственных стихов с комментариями к ним, а также с рассуждениями о некоторых особенностях стихосложения,  но и как пример текстового файла, подготовленного к конверсии в электронную книгу формата FB2.
- Вы можете собрать свои собственные стихи в общий текст, подобный тому, который вы видите перед собой, и сделать собственную электронную книгу. Для этого нужно записать текст в файл T.TXT и обратиться к программе конверсии CON1.EXE ( где взять эту программу, а также все подробности вы найдёте в статье "Как сделать электронную книгу формата FB2" на моей страничке ). Программа конверсии является "слепой" - ею даже не надо управлять, достаточно дважды кликнуть на представляющей её табличке. Программа сама найдёт файл Т.ТХТ, проведёт конверсию текста, находящегося в этом файле и запишет результат в файл A.FB2 - это и есть уже готовая электронная книга.
- Чем электронная книга лучше обычного текстового файла со стихами? Она лучше оформлена - в ней стихи разбиты по отдельным страницам, предусмотрено оглавление, заглавия выделены жирным шрифтом, в ней могут быть иллюстрации ( как внедрять рисунки см. упомянутую выше статью). Она удобнее в чтении - она читается не только на компьютерах, но и на планшетиках, вы можете взять её в дорогу.
- Почему я призываю вас активно заняться изготовлением электронных книг? Мы с вами, благодаря интернету и находясь на сайте свободной публикации, участвуем в формировании поэтического культурного слоя совершенно иной природы. Может быть распространяема и оказывается востребованной поэзия более личностная, интмно приближенная к автору, более злободневная, имеющая выраженный житейский уклон и, наконец, являющаяся по-существу народным творчеством. И вот этому самодеятельному творчеству нужно бы  предоставить такую же самодеятельную возможность свободного создания и распространения сборников стихов. Тогда упомянутый поэтический культурный слой будет формироваться свободно и успешно.
- Почему для создания электронных книг я указываю именно на эту программу? Она предельно проста. Я её специально сделал такой, чтобы особых знаний для создания эл.книги не требовалось. Появятся другие программы - ради бога! Главное, чтобы каждый мог самостоятельно сделать это.
#
Немного о себе

- Я - физик, окончил физфак МГУ в 1969 году и лет до 30-ти стихов не писал и поэзией не интересовался. Поэтому в моём творчестве нет той начальной полосы, которая называется графоманством. Кроме того, естественно-научный ум требует того же, что, как я понял в дальнейшем,  является основой стихосложения - наблюдательности ( в эксперименте), точности ( в расчётах ) и выразительности ( в представлении результатов).
- Начал писать короткие и редкие стихи на житейские темы и одновременно погрузился в чтение Блока - попалась мне в библиотеке очень толстенькая книжка, не избранное ( интересно, кто это избранное избирает? кто-то вроде наших экспертов  конкурса БЛК, наверное... тогда понятно, почему такой результат). Я вёл себя как ворона на ларце с драгоценностями - выбирал сначала наиболее блестящее, копался, выхватывая поочерёдно то одно, то другое. И до меня дошло, что поэзия это не просто рифмованные строки.
- Вопрос о том, для чего рифмованные строки поэзии всё же нужны, очень занимал меня. Когда я попал в интернет, то стал читать наших литературоведов, А.М.Лотмана - спасибо, мне посоветовали. То, что кому-то м.б. казалось скучным, мне таким не казалось - поле поэзии мне представилось новым миром, очень интересным для исследования. И получилось то, что получилось. И появилось желание как-то помочь этому столь поздно открытому мною миру. Поэтому и пишу.

#  - этот значок указавает на новую страницу
Мои первые стихи

как уже говорил, на сугубо житейские темы, семья, взаимоотношения и проч.

#t  - значок title выводит звёздочки на центр и крупным шрифтом
***

Как о самом хорошем, что есть у меня,
Безнадежно ушедшем в далекое детство
Вспоминаю, смотрю и смотрю на тебя ...
Не могу на тебя наглядеться.

#t 
***

Всю ярость прошлого и кислоту обид
И всю неправду, что придумать мог,
Всю грязь, которую сумею соскоблить,
Все, что больнее может оскорбить,
Я в это зелье постараюсь влить,
Чтобы живым уйти никто не смог.

А после, когда зелье разолью,
Им потчую родных и сам его же пью.

#
Моей жене Вере

Когда бы не было природы
С ее сверкающей красой,
Блистанья молний непогоды,
Сиянья солнца надо мной,

Когда бы не было искусства,
Где поросль святого чувства
Теснится пышно по краям
Оврагов и помойных ям,

Когда бы не было науки,
Где мастеров прилежных руки
Снаружи храма и внутри
Развешивают фонари,

Осталось бы сплетенье Света,
Любви и Рук в клубок тугой -
Ты - златокудрая комета,
Ко мне пришедшая домой.

_____
так называемй "период" - очень длинное сложное предложение. Этого названия я тогда не знал, но форму такую, как видите, использовал.
#
как трудно

Как трудно жить, как трудно сделать шаг
Навстречу глупости, упрямству и обману.
Как славно было бы: пусть все за нас решат,
А я засну и возражать не стану.

И через сон, в белеющий туман
Погрузится погасшее светило,
И как укор тебе мелькнет в последний раз
То милое лицо, которое пылало и любило.

И будет длиться колокольный звон,
Погибших душ останки созывая.
И буду чувствовать через тяжелый сон,
Как сдвинулась завеса грозовая.
#
если судить объективно

Если судить объективно, то мир станет
  серого цвета,
Смешается синее с красным,
   и белое с черным,
А гордый и чистый окажется
   вдавленным в грязь.
И если судить объективно,
   то ловкий и подлый
Всегда увильнет от ответа
   и жить будет вольно,
Совсем никого не боясь.

#
найдёте много светлых пятен

 Найдете много светлых пятен
 Там, где легла ночная тень.
 И может статься неопрятен
 И сумрачен весенний день.

И можно черную собаку
Отмыть и сделать побелей.
И можно, не вступая в драку,
Сразить врагов, спасти друзей.

 Любить и петь и ликовать,
 Вступая в новый трудный век.
 И можно, наконец, сказать :
  "Все может сделать человек".

А с милым можно прошагать
Всю жизнь с тяжелой ношей.
           ...
  Но, если человек - холуй,
  Его холуйскую любовь не сделаешь хорошей.


#
Любимая тряпка

Где ?!
    моя любимая тряпка для вытирания ног ?
Быть полноценным джигитом
                я без нее бы не смог.
Когда приезжает с работы
                пылью покрытый джигит
Кто встретит его в воротах ?
                Кто его ублажит ?
Как посмела уйти без меня ?!
    моя любимая тряпка для вытирания ног ?
Пусть вернется в слезах,
                не пущу я ее на порог.
Острым ножом по краям
                бахрому я нарежу на ней.
Пусть поплачет еще !
                Пусть ей будет больней !
Пусть запомнит надолго данный мною урок
    моя любимая тряпка для вытирания ног !
#
Пицунда

  Пять камешков держу в своей руке.
  Пять лет кукушка обещала мне.

  Я брошу первый камешек на юг,
  Откуда тучи черные идут.
  Чтоб не болели милые друзья,
  Чтоб их веселью радовался я.

  Второй я брошу камешек на юг
  И вспомню про любимую свою.
  Чтоб счастлива любимая была,
  Хотя теперь она уж не моя.

  С горы я брошу третий камешек на юг.
  Пусть дети поскорее подрастут,
  Пускай живут теплом сердец своих
  Среди врагов, не замечая их.

  Четвертый камень брошу я на юг.
  Пусть дни погожие сюда скорей придут,
  Чтоб люди, загорая на песке,
  Все стали красивей, и ласковее все.

  И брошу пятый камешек на юг
  И просто посмотрю, как по воде круги идут.

  май 1980
#
девочка с косичками

Девочка с косичками. Ах ты, моя милая !
Держишь ты уверенно папу за рукав.
Папочка высоконький. Мамочка красивая.
Они - люди взрослые. Им неведом страх.

Ну и ты не ведаешь, что с тобою сбудется :
Будешь ли счастливая, будешь горевать ?
Будешь ли в хоромах жить, будешь ли на улице ?
А удача встретится - ах, не прогадать !

Мальчику красивому можно ли довериться ?
Обещает многое, хочет мужем стать.
Ах, не обмануться бы. Ах, не разувериться,
И надежды детские как не потерять ?

Милая, хорошая, можно ли советовать ?
Нет рецепта верного. Выбираешь вновь.
Выбираешь первого ... Выбираешь третьего.
Нет надежды с верою, есть одна любовь.

Будешь жить ты счастливо даже в дни ненастные
В домике уютном со своей семьей.
В домике устойчивом, с черепицей красною,
В домике, который муж построил твой.

Ну, а вдруг - обманешься ? Грешные желания
Точно тучи темные по небу летят ...
Нет тебе прощения, нет и сострадания.
А кругом оглянешься - нет пути назад.

Стать бы снова маленькой. Жить теперь бы с папою.
Ну не плачь же, милая. Лучше улыбнись !
Я смеюсь, а с глаз моих горько слезы капают,
И стихи слагаются - все про нашу жизнь.

--
простите, что так много стихов ( почти все) из того, начального периода, но нахожу, что они ничуть не хуже моих последних. Это не потому, что я ничему не научился, а потому, что всё и всегда - из жизни, с натуры. Не так, как у некоторых авторов - бьёт внутри дизайнерский фонтан, в этом фонтане они с удовольствием и купаются. Помните, что Козьма Прутков говорил про фонтан?

#
Отзвуки Блока

- Говорят, что люди, "запавшие" на Блока представляют собой некий особый тип, они даже каждый год в августе собираются в Шахматово и, стоя на валуне, читают стихи. Но я не поклонник массовых сборищ. Ездил в Шахматово на велосипеде, купался в местной речке и был покусан слепнями. Встречался с блоковедом и издателем С.С.Лесневским, почему не зайти и не пообщаться с таким чудом - "блоковед", если издательство по пути? Ходил в театр Вахтангова на "Розу и крест", что это значит, можете представить, если скажу, что это моё почти единственное посещение театра. Времени нету - семья, работа. Стихи только потому, что их в дороге сочинять можно.
- От Блока в мои стихи пришёл символизм, вы его ещё увидите.
#
В густой траве

. . . . . . . ."В густой траве пропадешь с головой..."
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .А.Блок

Будет длиться, и длиться, и длиться еще
Теплых дней голубая отрада.
На опушке трава, в ней сидеть хорошо,
И идти никуда мне не надо.

   На еловой коре растопило смолу
   Из блестящих и маленьких точек.
   Муравьиными тропками вверх по стволу
   Пробирается жук-древоточец.

На земле между жестких кореньев - тепло,
Смятый мох и упругая хвоя.
И дрожит, и пылится большое стекло,
Дышит ясной лазурью и зноем.

   Вместе с шелестом трав до меня добралась
   Охватившая ленью истома:
   И разляжемся вдоль, и надышимся всласть
   Разнотравием летнего дома.

В небе будто окно распахнул ветерок,
И все листья приходят в движенье.
Шум листвы и вдали - стрекотанье сорок,
Как живое его отраженье.

   Лишь головки цветов, да стрекозы вокруг,
   Пальцы рук - как живая ограда,
   Что то шепчет и шепчет застенчивый друг,
   И идти никуда мне не надо.

--
"я окружу тебя оградой, кольцом живым, кольцом из рук"
- помните, у Блока?
#
Октябрьские события 2007 года.

Движенье неспешное в пробке совсем не мешает,
В автобусном кресле сидеть мне легко и уютно,
Двухглавые птицы с лазурного купола вдаль улетают,
Навстречу машин очень мало, но много попутных,
Над прудом с холодной водою видны две фигуры,
И ивы и липы - в осеннем прозрачном наряде,
Изогнутый верх фонарей - жестяная скульптура,
Веселенький трактор, везущий в ковше что-то сзади.
  Случайной волною хаос подгоняя неспешно
  Течение дня "в сумашествии тихом" разлилось,
  Все это уж было - Вы вспомните Блока конечно,
  Но как хорошо, что Великой Беды не случилось!

--
написано с натуры у Борисовских прудов в режиме on line, по принципу - что вижу, то и пишу. Хорошо, что автобус шёл медленно, стихи за ним успевали.
#
Снег в траве

. . . . . . . . . . " Холодная черта зари ..."
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . А.Блок

Смеркается, в природе остаются
Роскошные два цвета - белый снег,
И купол холодеющего неба
Над рыжим от листвы осенним полем.

Сосна,
    и иглы рыжие рассыпаны под ней,
Трава,
    И хруст шагов, звучащих так печально,
А дальше -
    Рыжий свет оранжевых огней
  и Ярославское шоссе чертой горизонтальной.
#
"... меж дымных пятен"

Светлозелёный цвет омыт дождём и чист,
Как чист и свеж на нём, весь в каплях, цвет сирени.
Из века позапрошлого на лист
Ложится этот цвет, ложатся эти тени,

Которых нет под пасмурной каймой,
Где "неба осветлённый край" по-прежнему так ясен,
В родимой стороне, во влаге дождевой
Весенний сад опять и светел, и прекрасен,

И в дымных пятнах мокрый небосклон,
И яблони осыпали свой цвет
Под шум дождя - пришёл большой циклон.
Сто лет прошло. Прошло почти сто лет...

24.5.2009
#
Зарисовки с натуры

#t
Снег в Москве 20 ноября 2008

На плечи города ложится белый снег,
В намокшем крошеве дробятся блики света,
И отпечаток чист, и сожалений нет
О том, что не успел я сделать в это лето.

   Народ тусуется нарядною толпой,
   В асфальте мокром отражаются витрины,
   И сходит с высоты снежинок белый рой -
   Зима устраивает пробные смотрины.

Смотрины кризису, смотрины Сомали
( считая корабли, пришедшие домой ),
Смотрины всем бомжам на краешках Земли,
Смотрины нам с тобой, читатель милый мой.
#
Зарисовка в метро

Черный шарф с золотистыми блесками,
с золотистою блесткой платок,
и растрепышей, прядей, как бог скроил,
верх лица закрывает поток.
     Что читает она со вниманием?
     Император. Запретный такой.
     И черкает она со старанием
     авторучкой строку за строкой.
На ушах - две затычки наушники,
на груди - регулятор брелок.    
Портит книгу и музыку слушает -
лицо ангела, черный сапог.
     Подбородок и носик - классический,
     жаль, что губы скривила она.
     Был бы вид у нее демонический,
     Если б не была очень юна.

--
зарисовка сделана с педантичной точностью. Книга называлась "Император под запретом". Зарисовки делают обычно карандашом, но оказывается,
можно и стихами. Попробуйте.
#
Снег в Москве 29 янв.2009

Какая свежесть и мокрель,
И рыхлый снег и бел, и мягок,
Следов блестящих акварель,
А воздух - как зимы подарок,

  Насыщен снегом и теплом,
  В котором все снежинки тают,
  И льдинки, тающим стеклом
  По окнам каплями стекают.

И светел фонарей узор
Среди блестящих мокрых улиц,
Как будто слезы зимних ссор,
Скатившишь, светом обернулись.

--
почему-то большинство таких зарисовок приходится на зиму. Вид снега, наверное, успокаивает и настраивает на нужный лад.
#
cмена сезонов

Снег и охра вместо грязи,
По дороге у столбов
Вместо всяких безобразий -
Снежный, девственный покров.

  Замела зима дорожки,
  Стынут угли летних нег,
  И не снятся больше ножки,
  Снится чистый белый снег.

#t
воспоминания о лете

Меж зелёных кустов по траве-мураве
Ходят милые ноженьки бОсые.
Словно рыжее облачко в синь-синеве
Ленты-бантики с русыми косами.

  Солнце слЕпит глаза, и трава-мурава -
  Птичий горец за ножкой волОчится.
  Я на травке лежу и на ножки гляжу,
  И погладить их очень мне хочется.

Но, конечно, нельзя.
   Скажешь ты, что нахал -
"Ты смотри, но не порть настроение..."

Тут я мысленный круг наших встреч оборвал
И вернулся в метро с обретением.

--
стихотворение чуть стилизовано. Я люблю стилизованные стихи. Пишутся они редко, но люблю их. Следующее стихотворение тоже стилизация.
#
Стилизации
Любовь нечаянно нагрянет

Ты, душа моя, истомилася,
Истомилася - исстрадалась вся,
Не в ту женщину, знать, влюбилася -
Для забот взяла порося.

С поросём-то тем делать нечего,
Только как хвостом за тобой ходить,
И любовь моя незамечена,
И старания можно позабыть.

Красота твоя ненаглядная,
А душа моя в стельку пьяная,
Будто водку пью все стаканом я -
Горечь горькая, окаянная.

Мимо ты пройдешь - поведёшь плечом,
Повелось уж так испокон веков,
Только снова я буду непричём -
Много в жизни есть всяких мужиков.

Дай мне милостыню, осторожная,
На любовь мою, на безделицу.
Быть бы счастию невозможному,
Да не очень-то сильно верится.

_____
мне, однако, больше нравится стилизация другого типа, Не знаю, можно ли назвать это стилизацией. Наивность, и присутствие в тексте тех оборотов, которые при неумелом использовании можно было бы назвать "штампами", но штампами они в такой стилизации не являются. Их роль другая. Они уменьшают  семантически-интеллектуальное напряжение текста, освобождая возможности для передачи общего настроения - того поэтического флюида, который разлит между строк. Следующее стихотворение как раз такое. Оно не прошло отбора на одном продвинутом поэтическом сайте, думаю, именно из-за обилия того, что посчитали "штампами". Но, повторюсь, это - стилизация. Вообще, стихи не надо понимать сознанием, их надо слушать.
#
Поздняя осень

Закрыты плотно двери, заварены ворота,
В душе твоей калитка закрыта для меня,
Не будет больше в жизни обратно поворота,
Не будет больше в жизни веселого огня.

  И что же я не плачу, и что же не жалею
  О днях, прошедших рядом с тобой, мой милый друг, -
  Смотрю, как ходит ветер вдоль липовой аллеи,
  И листья опадают и носятся вокруг.

По небу серым дымом несутся тучи-клочья,
Раскисшая дорога, да мокрая земля...
Своих печальных мыслей не в силах превозмочь я,
Грозится быть холодной грядущая зима.

--
далее идут три стихотворения по типу стилизации очень похожие. Чтение интеллектуально напряжённых стихов, со сложными метафорами, которые так ценятся в современной поэзии,  меня сильно утомляет. Душа хочет другого, пусть наивного, но искреннего, в котором сама поэтичность возникает непонятно из чего.
#
Горячее дыханье

Под жарким солнцем нет отдохновенья,
Как нету счастия в березовой глуши,
И больно режет каждое мгновенье
И каждое движение души

   Воспоминаньем о тебе, мой друг сердечный,
   Хоть много лет прошло, но эти муки - вечны.

И я привык, отравленный глоток -
Я пью твой взгляд как сладкую отраву,
И сравниваю шелковую траву
И на груди узорчатый платок.

   Погладить хочется, дотронуться не смею,
   Но слушаю тебя и даже не краснею.

#t
           ***

Мы целовались уголками губ,
Соприкосаясь кончиками пальцев.
Я был и нежен и настойчив, но не груб,
Играя холмиками в вырезе под платьем,

   Конечно, мысленно. Плоды воображенья
   От недоступных остаются дев,
   Когда проходишь ты, нечаянным движеньем
   Их прелести упругие задев,

Опять же - мысленно. Природы обостренность
Так эротична, но простая скромность
Препятствует их трогать... Остается
И слушать, и смотреть,
          и слышать - сердце бьется .


#t
           ***

  Как эфемерен наш уют -
  Он держится одним дыханьем.
  Нас выследят, и нас убьют,
  Оставят лишь воспоминанья.
  Не будет видно отчих стен
  Под бледной крышей небосвода,
  И кто то скажет: "Там свобода,
  Где разрушение и тлен."
  Но как же сладостен был плен,
  Как согревало на прощанье
  Твое горячее дыханье.

_____
Есть два способа написания стихов - автор ведёт строчку, или строка ведёт автора. В первом случае стихи пишет сознание, во втором - они приходят из подсознания, как бы независимо от автора. Приведённые выше стихи - именно такие.
Следующая стилизация для проникновенного пения. С натуры. Женщину в бордовом пальто с развевающимися волосами я встретил на улице Радио, по дороге от метро Курская.
#
Апрель, оттенки красного.

. . . . . для хорового пения, проникновенно
. . . . . поется на мотив "Ты, голубка моя"

О эта женщина,
   Рыжая, ярко красная...
   Яркокрасные алые губки,
   И с бордовым оттенком пальто ...

Ветер рыжие волосы вьет
   И закрыл он ими лицо,
   И закрыл он алые губки,
   Но красивое видно пальто.

Обернулся и шею свернул.
   Ну куда,куда ты ушла ?
   Женщина ярко красная,
   С рыжей шапкой волос...

Солнце светит мне прямо в глаза,
   Я закрыл их и вижу опять
   Яркокрасные алые губки,
   И бордового цвета пальто.

____
раз уж мы дошли до пения, то хочу показать вам ещё. Шансон. Ну, скАжите, шансон! Разве это стихи? Не говорите так. Текст вовсе не так прост, как может показаться на первый взгляд. Смысл слов очень точен - "жить просто так", что это? Быть счастливым. А если - нет? Вот тогда и появляются забытые желания и потерянные слова, и человек начинает их искать. А как называется тот, кто ищет потерянные слова? Правильно - поэт. Слова появляются в стихотворении будто случайно. На самом деле это как естественный процесс роста кристала, слова при некотором мастерстве автора и, конечно, в присутствии вдохновения появляются именно в том месте, в котором они нужны, и появляются именно те слова, которые нужны. Они как бы сами срастаются с упомянутым поэтическим кристаллом, надо только этим процессом чуть-чуть управлять. Думаю, что каждый, кто пишет стихи, по своему опыту знаком с этим процессом.
#
Шансон

. . . . . поётся на мотив "Окончен школьный роман"

Между тучей и морем
         лишь полосочка света -
Золотистое небо,
         как далекий маяк.
И забывшие горе
         этим светом согреты,
Даже вдруг показалось -
         можно жить просто так.

   И повсюду, повсюду
            любопытные лица,
   Нет забытых желаний,
            нет потерянных слов,
   Ожидание чуда
            будет длиться и длиться,
   Озаренная светом
            будет длиться любовь.

А зеленые листья
         потихоньку желтеют,
Отрываясь от ветки
         над землею кружат,
Почему же любимых
         никогда не жалеют,
Изменяя, с другими
         о любви говорят ?

_____
давайте сделаем резкий разворот. Я обещал вам показать символизм. Лёгкий символизм вы уже могли заметить в приведённых выше стилизациях. По сравнению с ним то, что я вам сейчас покажу - просто "жесть". Тем не менее - из жизни и отнюдь не графоманство.
#
Над пучиной

Не лодка, а металлолом -
Жить не годится,
Но даже с сломанным крылом
Мы будем биться.

Средь водопадов и камней
Взмахнув крылами,
Пучина, много жизней в ней -
Она под нами.

Звезда нетленной красоты
Путь освещает,
И Бог за все твои мечты
Тебя прощает.

К истоку вечного огня
Стрелой лучистой
Душа стремится из меня
Святой и чистой.

Не видишь этой красоты?
Уж не поможешь -
Ну что же делать, если ты
Любить не можешь.

_____
следующее стихотворение помимо символизма несёт в себе ещё элементы мистики
#
Звёздный путь

#t
_1
Я начинаю свой разбег на зыбкой кромке ночи черной,
Где остается человек, уставший и всему покорный.
Через расплавленный металл, через фигуры умолчанья.
Что я тебе вчера сказал, сейчас рассыпалось случайно.
Ну, извини, не уберег тебя как память. Статуэтку
Разбил не я, свидетель - Бог, в пути случайности нередки.
Упали веером слова, их эхо в пропасть покатилось,
Казалось прочным все вчера, но ты сама того добилась.
Безвольно гибнет человек любви и счастию покорный,
Я начинаю свой разбег на зыбкой кромке ночи черной.

#t
_2
Звездный путь скитальцам, звездный путь,
Не взглянуть на небо, не взглянуть,
Не раскрыть глаза нам, не раскрыть,
Вот звезда, и вот звезда - куда ступить.

Звезды своим светом светят всем,
Жарким, ярким солнцем по весне,
Теплой летней ночью при луне
На морской качаются волне,

Красотой осенней по листам,
Гроздьями рябины по кустам,
Светят с нежным блеском в феврале
Тем, кто остается на Земле.

Звездный путь скитальцам, звездный путь,
Не взглянуть на небо, не взглянуть,
Не раскрыть глаза нам, не раскрыть,
Вот звезда, и вот звезда - куда ступить.

#t
_3
Среди расплавленного льда комет и блеска звездной пыли
Мы оставляем навсегда то, что мы раньше находили,
Чему мы рады были так, на что раскрытыми глазами
Смотрели как на верный знак того, что счастье рядом с нами.

Увы не счастье, а укор судьбы, как вечный отпечаток,
Непонимание, как сор, как хвост кометы нам в остаток.
"Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется,"
И неземная благодать нам слишком поздно достается.

_________
увы, и творчество поэта иногда получает признание лишь после смерти автора.
Раз зашла речь об эпитафиях, то и у меня есть на эту грустную тему.
#
***

. . . . . . . . . . . . . . В.Г.Д.

День без тебя, с твоим уменьем
Играть тихонечко на скрипке,
День в серых тучах, день осенний
Рассыпан солнечной улыбкой.
В нём тихий, чистый лучик света,
Закатный отблеск на соломе
Ещё не умер. Где ты, где ты?
Наверно, в сумасшедшем доме,
Где косят рыжую траву,
Где я как будто бы живу,
Где комбинация теней.
О нём ли говорю? О ней?...
Неясно слышна эта речь,
И негде до утра прилечь.

16.9.2011
_____
Памяти Валентина Георгиевича Дмитриева. Выпускник МГУ, ученик Рема Хохлова, профессор, выдающийся российский учёный, автор многих работ
по нелинейной оптике. Интеллигент, никогда не дававший повода думать, что говорит с вами свысока, окончил Гнесинку, прекрасно играл на альте, оставил
после себя не только свои работы, но и внуков и правнуков. Таких людей почти что уже и нет, молодые и способные уезжают, преподавать студентам скоро будет некому.
#
О политике

Как-то мы с вами незаметно подошли к нашей непростой общественно политической жизни. Злободневно и переходяще. Стихи на политические темы быстро устаревают. Да и являются ли они поэзией? Есть ли в них этот самый, столь ценимый поэтический флёр? Думаю, что да. По крайней мере - в некоторых. Хотя и не во всех. Переходяще. Всё же вспомним, кое-что из того, что было. Как никак - история, хоть и недавняя.

#t
Мы вас снесём.

Мы вас снесём. Чего же боле ?
Хотите что-нибудь сказать ?
Не говорите. В вашей воле
Судебный иск на нас подать.

Нет, вы напрасно возмечтали
Построить домик, и без нас.
Вам разрешение давали ?
Так подотритесь им сейчас.

И вы напрасно суетились,
Забор дощатый - не броня.
Вы там, где надо очутились
Наутро следущего дня.

Закон, как можете прочесть,
Один, для бедных и богатых.
Вот вам - под солнцем место есть,
Нам - в пятизвёздочных палатах.

Об этом думай и пекись,
Создав себе доходный бизнес.
А вам, хоть с горя утопись,
Не плыть в волнах счастливой жизни.

А чтоб в палатах сладко жить,
( поймите правильно нас, люди)
Земля нужна. И вас сносить
Мы будем, будем, будем, будем.

#
  О демократии в стихах

. . . . . . . . . . . . ищут замену Ю.М.Лужкову

( в закоулках Кремля...)
- Пожалуй, я ТЕБЯ назначу, вслучАй чего - переиначу,
мне лучше видно что и как, народ-то наш ещё дурак,
не ценит блага своего, я постараюсь за него.
Да перестаньте, дядя Дима, где демократия едина
не может быть перекосяк, хотя и судят так и сяк.
А там, где флюгером вертЯтся, и на правителя косЯтся,
и управляют не своим - там разорение и дым.

( где-то на Рублёвке...)
- Довольно потирая руки, мы учиним такие штуки -
поддержим вон того мальца, и умницу, и удальца.
Он очень многим нам обязан, и тайной нитью с нами связан,
без всяких внешних ссор и врак. Народ-то, кажется, дурак.
Но в том-то фишка, в том-то гвоздь, народ-то видит всё насквозь.
Нет демократии проходу. Там, наверху не до народу,
все делят чудо-пироги, скажи - друзья, а не враги!

( там, куда мы их выбирали...)
- Мы оказались меж огней, кого нам выдвинуть? Ей-ей,
ну посоветуй, дядя Дима ! С Россией вроде бы едины,
но мы боимся, что того, - мы выдвигаем не того.
И ВВП нас не поймёт, и разозлим мы наш народ,
который очень нервным стал, в своём развитии отстал
от нас и разных прочих думцев. Не посчитай за вольнодумцев,
шепни на Ушко ВВП, он передаст нам - <Ш> иль <П> ?
- На Ушко ?! Даже не просите, я - только Золотом в Граните !
( общее уныние...)

- А мне приснился странный сон, что из дворца я вышел вон
на вольный путь под чистым солнцем. Блестят далёкие оконца
родных российских деревень, и все поют, кому не лень.
Кричит петух - весны певец. Я оглянулся на дворец.
А там и шум, и дымный смрад, кричат и мочат всех подряд.
Там гул многопартийных съездов, и удаль рейдерских наездов,
и много всяких разных драк...
- Народ по-прежнему дурак.

#
Осень. Октябрь. В Москве новый мэр.

На фоне чёрных елей всё светлей
Листва младых берёз в осеннем скромном цвете.
Воспоминанья о прошедшем лете
Смывает хлад озябнувших полей.

И я озяб, но тем душе отрадней
Миг любования красою ненаглядной,
Оставившей след яркий и игривый,
След Божества в увянувшей траве...

  и забываются все рвотные позывы
дурной политики на  ё__ном ТВ.

#
Поездки на метро и на автобусе

выездные совещания с 10-ю префектами будут проводиться новым мэром Москвы по субботам на специальном автобусе и заканчиваться они будут неожиданным посещением одной из административно-территориальных единиц

Ах, детский сад, ах, детский сад!
Давай, оглянемся назад -
Вот мы десятками гурьбой
В метро катаемся с тобой.
И каждый выразить спешит,
Как косолапый мишка сшит,
И сколько стоит колбаса,
Что можно есть, кроме овса.

   А в понедельник всей гурьбой
   Все воспитатели собой
     являют эту же картину,
   Они заполнили метро,
   И улыбается хитро
     десятый - шеф посередине.

   И так до пятницы, друзья,
   Катаюсь вместе с ними я,
     мне всё же надо на работу,
   Они наверх передают
   О том, что жители жуют,
     и их насущные заботы.

В субботу, ах, в субботу, ах!
Хоть не за совесть, но за страх
В автобусе, как всем пример,
Префектов всех катает мэр.
Ах, вертикаль, ах, вертикаль!
Сияньем власти светит вдаль
Сквозь непогоду, сквозь туман.
О свет, очей моих обман.
Ах, детский сад, ах, детский сад!
Давай, оглянемся назад...

#
что-то в верхах неспокойно

Что-то в верхах неспокойно -
   мельканье, и блещут зарницы,
Но до земли не доходит
   обильный и ласковый дождь.
Как вечный бой, вечно радуга
   будет нам сниться.
Мы им не верим,
   и фиг с нас, наверно, возьмёшь.

Ни по иссохшей земле
   столь любимой единой России,
Ни по ливийской пустыне,
   где бомбы бросает урод,
Влажным дождём не пройдёт
   долгожданный мессия,
Если мессией не будет
   забытый российский народ.

Что же останется в трещинах,
   нефтью залитых,
В скорых реформах,
   и в вечно пустой голове?
В памяти нашей остануться
   только бандиты,
Пыль Фукусимы,
   и этот дурацкий ЕГЭ.

Что же нам делать,
   чтоб всех непременно устроить,
Что же нам делать,
   когда нам не будут мешать?
Вырастить сына, наверно,
   а может, и дом свой построить,
Дерево вырастет,
   было б кому поливать.
#
а на экране сериалы

А на экране - сериалы,
Чай Липтон, сникерсы, игра.
И вдруг, такое показали!
Пора в политику, пора.

Кормушка новая открылась,
В народе моден ё-мобиль,
И даже песня появилась:
Ах, Куршевель мой, Куршевиль!

Ну как от жадности не хрюкнуть,
Как не примчаться на харчи,
В свою тарелку ложку плюхнуть
(молчи электорат, молчи ).

"И, онемев от удивленья,
Ты узришь новые миры"-
Корыто и столпотворенье,
Создание пиар-игры.

Владельца даже потеснили
И от корыта гонят прочь.
Он вышел вон - остались силы,
Но как России-то помочь?

Зима грядёт - мороз крепчает,
Привычно хочется рулить,
Источник из Кремля вещает:
Не надо было истерить.

Марионетки, кукловоды,
Всяк должен своё место знать -
Ломать спектакль перед народом
И тайно на него плевать.

А наш народ оценит это,
Чай Липтон с сникерсом попьёт
И смеха звонкою монетой
Воздаст. И в крышку гвоздь вобьёт.

#
так и живём

Где-то по небу летает с белым пёрышком воланчик,
И на что-то намекает эта древняя игра,
Но его не замечает бабка божий одуванчик,
Мысль однако к ней приходит, что за пенсией пора.

Дровосеки-лесорубы что-то пилят увлечённо,
И зелёные опилки к общей радости летят,
Улетает газ по трубам, по контрактам заключённым,
И летит вдогонку рубль, как инвесторы хотят.

Репу чешет первокурсник, с удивленьем понимая,
Что ЕГЭ - совсем не пропуск в мир научный и большой,
Но народ живёт безбедно, постоянно занимая,
Пусть себе летает что-то где-то там над головой.

На руинах мирозданья гордо высятся проекты,
Скоро выборы, все знают, что за ними - Новый Год,
С НТВ помои льются, проститутки продаются,
А воланчик всё летает, спать бабуле не даёт.

#
бедный Джордано Бруно

Бедный Джордано Бруно, зря ты горел на костре.
В 21-м веке твою астрономию никто изучать не будет.
Оно и лучше, пусть думают, что на небе гурии живут.

Бедный Михайло Васильевич, как ты мечтал, что
"быстрых разумом невтонов" будет рождать земля
Российская! Рождать-то она их будет, учить их
физике в школе не будут.

Бедный Дмитрий Иванович, твою систему элементов
вообще никто не будет понимать. Иное дело
кроссворд или судоку - вот прекрасная игра
для интеллигента.

И Вы, избиратели нового президента, забудьте всё,
чему Вас учили в школе, как кошмарный сон.

А Вы, олигархи, веселитесь, подтанцовывайте в рифму
на телевидении, играйте в свои гламурные игры
и катайтесь на яхтах.

И грядёт радикальный ислам.

#
В суЕтном мире

В суетном мире пагубных страстей,
Где каждый жизнь свою поставил на зеро,
И ужасы на ленте новостей,
И вечером наполнено метро,

В суетном мире призрачных огней,
Где плут для дамы разложил пасьянс,
С расчётом позаботиться о ней,
И дама исполняет реверанс.

Круженье фонарей и шум машин,
Оркестр сыграет музыку на бис,
Витрин роскошных радужный бензин,
И город чернотой своей навис.

В нём оставаться больше я не мог,
Душа рванулась, чтоб совсем уйти,
Но встретился какой-то бандерлог
С цветком, похожим на презерватив.

И я остался в этой черноте,
Среди разорванных бумаг, среди толпы,
Где лица в просветлённой простоте,
Где власти твердолобые столпы.

#
Разговоры  в  майский праздник о политике

Труд на грядках, ботвою увенчанный,
Мир вам, братья мои по разуму,
Май - наш праздник увековеченный,
Своего я увижу сразу же.

Как увижу - возьму бутылочку,
Посидим мы с тобой на солнышке.
Ах, растительность на затылочке,
Будто спелый овёс на полюшке.

Как на полюшке рожь озимая
Зеленеет и сердце радует !
Наливай, дружок её, родимую,
Не пшеничную, так виноградную.

Ну а дружок-то мой всё про политику -
Обмен телами, мол, безобразие.
В такой хороший день не надо критики,
Давай, о саженцах и о рассаде.

А он - мол, есть у нас старинный саженец,
Всё рукавицы шьёт, никак не выпустят,
И хоть старается, но мажут сажей всё,
А оппозиция - ну, накось, выкуси!

Но на политику ( ах, ничегошечки
не происходит ведь с олигархами )
В наш майский день мы положим строчечки
Ну очень длинные и очень яркие.

май 2012
_____
спасибо за внимание к политике, я постарался быть разнообразным, у меня есть и ещё, но давайте о политике больше не будем. Пусть будет просто лирика, тоже разнообразная.
#
Любовная лирика

Хочу показать вам два стихотворения. Первое из них вполне традиционно, и именно его выделяет читатель из стихов, стоящих рядом. Второе - моя любимая стилизация и символизм. Второе я написал вскоре после первого, и поскольку моё умение никак не могло уменьшиться, примите как данное, что эти два стиха по качеству равнозначны. А если у вас возникла другая оценка, то это лишь субъективное суждение вашего вкуса. Теперь вы понимаете, как трудно выступать экспертом, если вы таковым являлись бы?

#t
***

Мгновение, наполненное счастьем,
И вида не подам, и вслух не расскажу,
Целую мысленно и пальцы, и запястье,
Как мальчик, радуюсь, что рядышком сижу.

Ты не должна об этом догадаться,
Что счастлив, видя твое имя на снегу,
Что взглядом - губ твоих достаточно касаться,
Когда ты говоришь с другими на бегу.

Так, мимо пролетев и встретившись случайно,
Сказать: Ну, как живешь? - Да вроде хорошо.
И долго подавлять гнетущее отчаяние,
Все на бегу - ушел, пришел, ушел...

#
Любовь

Застигнул я тебя, никем не защищённой,
Увидел то, что ты скрываешь от других,
О, скромница моя, каким я был смущённым,
Те вещие слова во сне подставив в стих.

Что значил этот стих, и мог ли сон тот сбыться,
Когда звучали мне те вещие слова?
В пожаре угореть? Любовью насладиться?
От взгляда твоего кружилась голова...

Всё дальше от меня, всё ближе к ночи тёмной
Течение реки, крутые берега.
Погасшего огня сияние спокойно -
Как звёзды, огоньки у чёрта на рогах.

Под сенью старых ив неспешное теченье,
Какая глубина, какие бьют ключи!
Немного изменив тех слов предназначенье,
Побудь ещё со мной, и просто помолчи.

Уже ты не видна, и ты помочь не можешь
Увидеть поздний свет, услышать голос свой -
Одна голубизна, но ты ещё тревожишь
Мой бедный скорбный дух над тёмною водой.

_____
а вот ещё два стиха и тоже совсем другие
#
Милый дружок

Знаешь, милый дружок, тело дышит вольней,
Жар сменила ночная прохлада,
Желтолистая осень стоит у дверей.
Ты сказала, знать это не надо.

Знаешь, милый дружок, что тебя вспоминал
Я под шорох осеннего сада,
Ветер, листья гоняя, круги рисовал.
Ты сказала, знать это не надо.

Знаешь, милый дружок, всё прошло, но люблю,
Эти звуки - для слуха отрада,
Твоё имя шепчу и дарю октябрю.
Ты сказала, знать это не надо.

Знаешь, милый дружок, грустно мне. Ну и пусть
Нам холодные ветры преграда,
Я к тебе, милый друг, как-нибудь, но вернусь.
Ты сказала, знать это не надо.

Знаешь, милый дружок, всё промокло кругом,
Тянет дождь серебристые нити.
Ну, давай, под зонтом хоть разочек пройдём.
Ты сказала - дела, извините.

#
с ведёрочком в руке

Вот я иду с ведёрком и метлой,
в такой зелёной курточке, и вижу...
Сейчас, я подойду чуть-чуть поближе.
И вижу, что не я. Я не такой.

  Теперь иду по этой стороне
  с ведёрочком, в какой-то водолазке,
  ругаюсь и расплескиваю краску.
  Вот ближе подошёл... Нет, показалось мне.

Вот, я - маляр, остатками белил
стараюсь вымарать и затереть, чтоб не прочесть
ту надпись на стене, белила ещё есть...
Уже невидима. Почти. Я Вас любил.

_____
когда Станиславского спросили, каким он видит идеальный театр, он ответил четырьмя словами - Выше, Легче, Проще, Веселее. Что я думаю по этому поводу - он не о театре, он о поэзии сказал. Потому что именно поэзия сообщает именно такие слова, и сообщает их прямо душе. Но в современной поэзии, боже мой, какие тяжеловесы наблюдаются! Какие книжные сложности и театральные жесты, некоторые авторы прямо таки упиваются своими метафорами и сложностью внутренних напряжённостей, и делают они это с явной аффектацией. Впрочем, может быть, я и неправ, я, как уже говорил, не знаток театра. Думаю, ещё несколько тем, и пора закругляться.

- Простите меня. Пока я ещё не ушёл от темы любовной лирики, покажу одно своё раннее стихотворение. Любопытно оно тем, что в нём чередуются четверостишия разного размера с разной ритмикой. Укороченные четверостишия играют роль декоративных обрамляющих вставок. Причём первые две строки каждой вставки - взгляд в сторону, а  следующие две - взгляд на собеседника. Стало получаться нечаянно, я эту нечаянность заметил и провёл через всё стихотворение. Получилось, как браслет - декоративные вставочки, как прозрачные камешки, разного цвета и просвечивают, обрамляя три плотных и  семантически значимых элемента этого браслета.
#
у голубого моря

      В море солнца луч купается,
      На дне галечки видны.
      Посмотри моя красавица
      На себя со стороны.

  Теперь я знаю, как друзей бросают -
  Не пожалевши ни на волосок,
  Их как бы между прочим забывают,
  Как книжку, брошенную на песок.

      Летний день клонится к вечеру
      И светлее янтаря
      Тело все твое освечено,
      В волосах горит заря.

  Никто не знает, что нам в жизни важно,
  Болтаем мы про это всякий вздор,
  Быть может, это - щетка для массажа,
  Быть может, - только тихий разговор.

      Вспоминая дни ненастные
      Там, внизу гремит прибой.
      Ветвь с цветами темнокрасными
      Наклонилась над тобой.

  Мне жаль тебя, моя красавица.
  Мы все слабы, но видит Бог -
  Тот, кто друзьями так бросается,
  Тот нищ душою и убог.

      Не уйдет и не прибавится
      В теплом море бирюза.
      Никогда не разонравятся
      Твои синие глаза.
#
Пейзажная лирика.

Как оказывается, не всем дано. Когда я знакомлюсь с новым для меня автором, то часто смотрю - есть ли у него пейзажная лирика. Почему я так делаю? Помните, выше было упомянуто, что в стихосложении важны три качества - наблюдательность, точность и выразительность. Первое их них, на мой взгляд - основное. Стих может быть точным по версификации, блестящим по выразительности, но это будет пустышка, если он не основан на достаточно глубоком проникновении в тот предмет, о котором пишут. Если замечать только банальные вещи, то даже отдаваясь при этом собственным сверхординарным  эмоциям и используя свой блестящий талант, можно создать. Да, можно создать нечто занимательное, книжно-театральное, читаемое с интересом и эффектно читаемое со сцены, вызывающее зависть, но не остающееся в душе. Следовательно, по-существу, и не нужное.
С другой стороны, наблюдательному автору можно простить некоторые огрехи и в точности, и в выразительности. Знаете почему? Потому, что из этих огрехов часто выглядывает сам автор, а видеть его лицо всегда очень интересно. Вы знаете, я думаю, что стих и не должен быть совершенен. Совершенные стихи отстранены от автора, вы не можете понять, сам ли автор это, или хорошо играющий лицедей. И уж кого- кого, а лицедеев в поэзии предостаточно.
Что-то я заболтался, давайте я покажу, что у меня получается в этом жанре.
#
Затакт. Весеннее tremolo

Пойдём-ка слушать тишину.
По голубой весне, по снегу.
Берёзку книзу я пригну
и сверху лыжами проеду.

Клеёнку постелю на снег,
на лапник - снятую одежду,
и буду слушать звонкий смех
пичужек, что молчали прежде.

Их тонкий осторожный свист -
звук инструментов, взятых только,
раскрытой партитуры лист -
разноголосая настройка.

Вот смолкли. Пауза звучит.
По небу льются струйки света,
а воздух пахнет и горчит
сосновою корой согретой.

И шорохи осевших глыб
уже подтаявшего снега
под ярким солнцем, стать могли б
затактом вешних вод разбега

4 марта 2010
#
Гроза прошла

Гроза прошла, и голубые
Ручьи струятся по шоссе,
И тучи, в золото литые,
Блестят на встречной полосе.

  А впереди ещё черно -
  Машины фарами мигают,
  С трудом завесу раздвигают
  Дождя. Сырое полотно

Дрожащей нитью дальний лес
Накрыло. Музыка небес
Удары гулкие доносит.
Блестят зарницы. Ветер носит

  Остатки влаги по опушке
  Вовсю чирикают пичужки,
  И брызги от велосипеда
  Летят. Но быстро я не еду,

Да мне и некуда спешить,
Одежду можно обсушить -
Пока я еду, мне тепло.
Небес лазурное стекло

   Лучами солнце заполняет,
   И пар промокнувшей земли
   Как парусами закрывает
   Грозу, гремящую вдали.

_____
не правда ли, объёмное изображение получилось - взгляд переходит с дальнего плана на передний и обратно. Так уж писалось, подсознательно-независимо от моего хотения.
И ещё два стиха. Про дождь. Первый - "серьёзный", а второй - про дождь шутливый и весёлый.
#
Дождь

Беспрестанные шорохи, плески и стуки,
И журчание музыкой с крыш упадающих струй,
Мы холодной воде подставляем горячие руки,
Принимая земле предназначенный влажный дождя поцелуй.

И набросив на плечи походную сумку-котомку,
Бродим мысленно между поникших и мокрых кустов,
Понимая и чувствуя шёпот ответный, негромкий,
Трепетанье дрожащих, водою омытых листов.

И журчание струй бесконечных всё строже и строже,
И смиряется с миром узнавшая горе душа,
Что-то старше становится внешне, а что-то моложе -
Так печальная мудрость в раздумьях идет не спеша.

И журчание струй бесконечных всё длится и длится,
И косой серой сеткой задёрнут и скрыт небосвод,
Чтоб свидетелей не было - как поцелуем струится
Ниспадание с неба земле предназначенных вод.
#
Дождь в голубом

Разбивают отраженья
  капли тёплого дождя,
Облаков передвиженья
  в сырость луж переводя.

Гром грохочет в небе синем,
  отдаётся в голубом
Платьице, что ты носила,
  и разносится кругом.

Можно выжать всё досуха
  а потом опять надеть.
Убоявшись оплеухи,
  постараюсь не глядеть.

Брызги солнечного света,
  и ручьи текут рекой.
Видел дождь тебя раздетой,
  хмырь, бессовестный такой.

И опять, нахмурив брови,
  тучи сходятся кругом.
Позаботьтесь о здоровье,
  ну, давай, домой пойдём.

Но подначивает шалость
  оставаться под дождём.
Видно, мало нам досталось,
  и опять мы детство ждём.

Вновь мелькают отраженья
  в струях тёплого дождя,
Облаков передвиженья
  в сырость луж переводя.

Гром грохочет в небе ясном,
  отдаётся в голубом.
До чего же ты прекрасна,
  как суров и страшен гром!

Но готов я помириться
  с этим громом и дождём.
Ты, наверно, будешь сниться
  в этом платье голубом.
#
Звуковая поэзия

В таких стихах именно звучание слов в большей степени, чем значение слов, создаёт образы. Вот два примера.

#t
На музыку И.С.Баха

Вновь и вновь
  наши упованья.
Вновь и вновь
  беззвестный ник,
Вновь и вновь
  в готике желаний,
  в радуге витражной храм возник.

И дробятся на арках цветные лучи,
  и движение света заполнило храм
В звоне рам.
  И звенят мелодично дверные ключи,
    на полтона пониже и шорох, и стук,
    кавалеры ведут между кресел старух,
То есть, дам.
 
Дело пустое,
  дело простое,
   их нажимаешь
     и открываешь
  клапаны, и раздаётся органа
Звук.

Вновь и вновь,
  музой  озарённый,
Вновь и вновь
  беззвестный ник,
Вновь и вновь,
  в готике рождённый,
  в красоте витражной храм возник.

_____
узнали музыку?
Следующее стихотворение шуточное, но тоже создаёт очень точный образ
#
Эротичное утро

Около, около, около  да
Около, около  да
Динь, динь, динь  дан  дон
Динь  дан  дон

СпрОсите, где тут эротика? А Вы представьте. Утро в деревне, мимо идёт стадо коров, а в это время Вы, на сеновале, со своей женой или с подружкой...
а мимо... ( читайте сначала)
#
На разные житейские темы

#t
Воспоминание о съеденном варенье, положенном в банку из-под маринованного укропа.

   Если, разуму доверя,
   Слепо следуешь за ним ты,
   Пробуждает чувство зверя
   Первобытные инстинкты:

      Разум в голоде зачахнет,
      Запах влавствует над нами.
      От хозяйки доброй пахнет
      И сметаной, и блинами.

   Чем изысканее имя,
   Тем изысканее запах,
   Душит тайнами своими,
   Прочь ползет на мягких лапах.

      Пахнет Цилия фиалкой,
      А Мадлен - гелиотропом.
      А от этой банки пахнет
      Земляникой и укропом.

#
Из жизни электронщика
посвящается моему другу Анатолию Безрукову

. . . . . . .  Помню я ещё молодушкой была...


На паяльник на горячий погляжу,
Канифольку рядом с ним я положу,
И старательно туда-сюда вожу -
Я дорожечку-полоску залужу.

Микросхемка, тонки ножки йо-йо-йо!
Затаив дыханье, высунув язык,
Ставлю я на место милую её,
К замыканиям ещё я не привык.

Вот включаю, лёгкий светится дымок,
Видно мне опять, опять не повезло,
Как же так я перепутать снова мог
Плюс и минус, написанию назло?

Не отчаявшись, над схемой я сижу
И кусачками кусаю провода,
Красотулечку полоску залужу,
И паяльником вожу туда-сюда.

_____
как вы видите, это стихотворение не описывает процесс налаживания  электронной схемы. Оно само является процессом.
Стихотворение всегда должно быть переживанием, а не описанием  того, что вы переживаете. Ну, вы это знаете.
#
"Увидеть Париж и умереть"

Ну, давай-ка, еще потолкуем,
Ну, давай же, опять улетим,
И природу опять расцелуем,
И блины со сметаной съедим.

  Углубимся в осенние рощи
  Под шуршанье опавших листов,
  И набросим общения роскошь
  На озябшие плети кустов.

Так отрадны осенние песни,
Что нам ветер поет каждый раз,
И таинственней все и чудесней
Теплота, поглотившая нас...

  Рюмки, вилки и гроздь винограда.
  С холодильника крошки стереть.
  Что же в жизни еще этой надо
  Перед тем, как совсем умереть ?

_____
поэзия - интереснейшая вещь. Говорится одно, умалчивается о другом, подразумевается третье. Это как сверхпроводимость - по тонкой границе осознания передаётся то, что в принципе, словами, то есть прозой, передано быть не может. О чём это стихотворение? Пришли в гости, как говорится "хорошо посидели", пообщались. Убрали со стола и вымыли посуду. Вот и всё действие.
#
Рисунок.

Лучатся светом облака в прозрачной синеве,
Под ними - синяя вода. Там, на морской волне

  Спешат на запад корабли, бросают якоря.
  Под солнцем - яркий желтый блик качается, горя.

Матросы в лодочках гребут. Стоянка - полчаса,
Но корабли уже не ждут и ставят паруса.

  Чтобы не сыпался мелок, я лаком для волос
  Побрызгал... Моря уголок я в дом к себе принес.

#
Весной, из всякой шелухи...

Пришёл апрель, и отвлекают
Их ножки от привычных дел,
Не по земле они шагают,
Так бы глядел бы, и глядел...
* Под ними снег апрельский тает. *

Синь неба выбелена мелом,
Как бы рефлексом белых скал,
Сгустившимся туманом белым,
Что под лучами заблистал.
* Весною воздух синь и ал. *

Пронизан солнцем, и согретый,
Прозрачной тенью дым виется.
Видны античные приметы,
Если захочешь приглядеться.
* Под солнцем можно и раздеться. *

Вот, для цветочной колоннады
Прокопана в земле канавка,
И приготовлена рассада,
И удивлён сосед Ваш, Славка,
И пялится на Вас нещадно...
* Согласна, пусть посмотрит. Ладно? *

А вон, под солнцем благосклонным
Апрельский грек траву сжигает,
И выглядел бы Аполлоном,
Но сильно пузо выпирает.
* Зимой про то никто не знает. *

А вот, попёрли дружной стайкой
Остроконечные ростки,
И замечаются под майкой
Порнорельефные соски.
* Какого цвета, угадай-ка? *

Так, целомудренным движеньем
Апрель показывает их -
Взращение и обнаженье
Бесстыжих прелестей земных.
---------
( Весной, из всякой шелухи,
  растут бесстыжие стихи )
===============================
#
Реклама

  Читая газету в сортире, ( простите за натуралистические подробности -
в другом месте я газеты не читаю) я узнал, что завод "Якутские бриллианты" объявляет конкурс на поздравления в свой адрес, а победители будут отмечены подарками из этих самых бриллиантов.
  Поскольку писать рекламные стихи - плёвое дело, а денег, не то, что на бриллианты, на оплату услуг ЖКХ не хватает ( простите, что я про ЖКХ - жизнь
наша такая, что постоянно возвращаешься мыслями к сортиру), я и написал. Не осуждайте меня, уж очень хочется бриллиантов!

#t
_1
О, Ваш якутский бриллиант
Сияет, как глаза якутки.
Для красоты, не ради шутки,
Нужны терпенье и талант.
  Брильянт ты в золото оправил,
  Зажёг огонь бессмертья в нём.
  А, впрочем, это против правил,
  Мы все когда-нибудь умрём.
Но напоследок, перед смертью
Взгляни на эту красоту -
От счастья мог бы умереть я,
Целуя эту ножку, ту,
  И ушки милые в серёжках
  В забытом стиле Фаберже.
  О, эти красные сапожки!
  На всё готов, на всё уже!
Ты на любимую смотри,
Для счастья надо так немного.
Пять сотен баксов? - ради бога,
Купи колечко ей, купи !
  Ты на любимую смотри,
  Как светятся её глазёнки,
  Как бриллиант в оправе тонкой
  Слезой наивности внутри -
  Купи ей бриллиант, купи !

#t
_2
Ты на любимую смотри,
Сияя золотом внутри,
В носу, ушах и на пупке,
На левой-правой на руке -
Как будто, бриллиантов шесть.
Их видно, можно перечесть,
А где скрывается седьмой,
Стесняюсь я сказать, друг мой.
Восьмой, где хочешь, прикрепи -
Купи её бриллиант, купи !
___
Привет бриллиантовому заводу с сайта стихи.ру ! Ну дайте мне хоть один
бриллиантик !
Написал я это, улыбнулся, полюбовался на бриллиантовую пыль, но на бриллиантовый завод свои предложения не отправил. Зачем? Бриллиант - непрактичная вещь. Так и стихи. Есть сделанные блестяще, талантливо, как ювилирные украшения, ни одно слово не вынешь, не вставишь, хоть на витрину отправляй. Читатель, как в музее - полюбуется одним, и переходит к следующей витрине. Но я не любитель ходить по музеям.
#
Пародии и подражания

мне сорок лет какого хрена
зашёл я в сад поэзии
и пропустил
не то что вы подумали а счастье
в саду летают осы отвлекая от дум заветных
жалят за язык
о как язык распух болтает
незнамо что и в воздухе витает какое-то мурло похожее на гроб
а впрочем не на гроб
и душ переселенье распад сознания
и сорок с лишним лет...
Жизнь - это лажа. Повтори, сосед.
О, милый тлен. О, как зависим я
от сладких запахов, от мертвенности кожи.
И стану я осой, и вас ужалю тоже.
Циничный яд, смертельный цианид.
И пожалею вас за ваш несчастный вид.

***
Мой друг, я вспомнил вас, и в самом деле:
ведь это вы в песочнице сидели,
и всякие котята сверху ссали,
так, стали вы поэтом, иль не стали?
поэт сперва в песочнице живёт,
ну а потом ( читай наоборот).
но если хорошенько протрясти,
среди песка вы сможете найти
крупинку золота, а, может быть, г-но.
Чего там больше. Мне же всё равно.
----------
источник моего вдохновения
http://www.stihi.ru/2011/09/02/8283
http://www.stihi.ru/2010/07/20/7612
===========
  Натан Хлебник, известный и, безусловно, талантливый автор. На слабых я пародии не пишу. Особенность стихов, которые он пишет - полный уход от прямо воспринимаемой семантики, средство которое используется, но используется частично и не так радикально, всеми и во всяком стихотворении. В самом деле, какую роль играют атрибуты стиха ( ритмика и рифмы) в понимании смысла? Они затуманивают этот смысл, отвлекают от него, стих воспринимается не как прямое высказывание и, тем более, не как нравоучение, а как игра автора со словами. Именно поэтому на свободном от семантики пространстве у умелых авторов возникает поэтический флёр, то самое, за что мы поэзию так ценим.
  Посмотрим, как это делает Хлебник. Вот в первом стихотворении переплетены руки сына, отца, тут же пчёлы и чай с малиновым вареньем. Попробуйте представить, кто что держит, следуя тексту. Топологический нонсенс получается. Так написано намеренно. Чтобы уйти от прямой семантики, оставив одни ассоциации. Трудно таким способом написать стихотворение, которое бы нравилось обычному человеку, привыкшему к классическому звучанию стиха, а не эстету высшей пробы.
   Я всё же, перечитав его эти два стиха раз двадцать, начал их воспринимать, хотя и проявив терпимость, и сделав поправку в своём восприятии на то, что стихи имеют право быть очень и очень разными. Отмечу вместе с тем, что поэтичность текста вовсе не пропорциональна свободному от семантики пространству. Такое пространство должно быть, но в нём должны быть задевающие душу слова, и не просто слова, а осмысленные фразы, которые, кстати, должны быть понятны ( непонятное на душу не ляжет). Это как удар по струнам гитары, пустое пространство не поёт - в нём должны быть натянуты струны. Натан же считает, что постукивание и поскрёбывание отдельных слов могут сделать поэзию. Почитайте его теоретические рассуждения. Он пишет стихи, полностью соответствующие его  воззрениям, и всегда сильно непонятные. Не он один такой. М. Н. Ромм в статье «Литература живая и мертвая»
http://www.era-izdat.ru/live-literatura.htm   
прямо определил направление движения этой ветви поэзии - в морг. Мне добавить нечего.
#
Химические опыты

======
             Наталия Азарова

хризантема
. харизма
. . затем
. . . храм
. . . .за-ним
. . . . тема:
. . . . . . . . . . . осмелюсь-ли
. . . . . . . . . . . выпустить-корни
. . . . . . . . . . . в
. . . . . . . . . . . хлор?
. . . . . . . . . . . . . неочищенный
. . . . . . . . . . . . . неосвящённый
. . . . . . . . . . . хором
. . . . . . . . . . . не
. . . . . . . . . . . повторяя
. . . . . . . . . . . смерть?

----------------- пародия:
осмелюсь-ли
выпустить-мысли
в
поэзии мутный сосуд?
в котором друзья-модернисты
    все
хором
меня проклянут?

осмелюсь-ли робкой рукою
коснуться до рифм, как хотел?
их выплеснув яркой струёю,
смотреть, кто в осадок осел?

смотри - там друзья-модернисты,
раствор и прозрачный, и чистый.
#
Пародисту
. . . . "Пичуга в еловой вздохнёт тишине..."
. . . . . . . . Иван Шумилов

Пичугу в клетку для пародий *
из леса лира извлекла,
без прутьев эта клетка, вроде
как вытрезвитель из стекла.

Сидит уныло наш Пичуга -
не выпить и не убежать:
"ну что ты сделал? Будь же другом,
пусти на волю, твою мать."

Я в клетке - будто в зоопарке,
где каждый пальцем норовит
в меня потыкать: вот, мол, жалкий
непрезентабельный мой вид.

А мог бы я среди поэзий
как птица какаду скакать,
сны золотые Полинезий
Вам на ресницы навивать.
---
* прекрасные пародии автора моего вдохновения смотри на его страничках

Мой собственный стих и мою же собственную пародию на него см. ниже. Я заметил, что иногда стихи возникают в двух вариантах - сначала в обычном, а затем в шутливом виде. Наверное, в качестве разрядки.
#
Твой сад, сентябрь

Спасибо, ничего не надо,
мне хорошо в твоём саду.
Такая слабая награда за то,
что после не приду,

не расскажу и не увижу,
не подойду, не обниму,
не вспомню, даже если ближе
к тебе я стал, чем ты к нему.

Такая ласковая жалость,
такие солнечные дни,
как будто ТЫ в саду осталась...
А дальше - сумерки одни.
---

пародию на это стихотворение, по принципу - сам пишу, сам пародирую вы можете прочесть тут же
#
Твой сад, ещё лето

В тоём саду растут растенья,
невидимые для других,
в живых струях воображенья
прохлада окружает их.

Цветут диковенные травы,
в кустах гуляет дикобраз,
плодами страсти и отравы
земля усыпана. Не раз

в твой сад знакомою тропинкой
я на свиданье приходил,
и целовал твои былинки,
и с дикобразом говорил. *

Про сад ты ничего не знаешь,
боюсь сказать, и не скажу,
и только взгляд мой замечаешь,
когда я на тебя гляжу.
----

Какая пища для пародий,
какая сладость для ума -
там дикобраз печальный бродит,
цветов свисает бахрома...
---
* дикобраз возник случайно, но вы вполне можете принять
его за аллегорический образ мужа
#
Луна, свеча и стихи

Стих простой. Можно просто писать ни о чём -
ни авторучкой, ни краской, а попросту синью,
и упёршись коленкой, коленкой упёршись в плечо.
Ты попробуй. Не можешь? Попробуй на кухне.
Напрасны усилья...

У поэтов выходит. На кухне затеплив свечу,
как звезду золотую,
с луною поставив сражаться отчаянно,
прислонившись коленкой, коленку приставив к плечу,
строки слов рассыпают, слова рассыпают случайно.

Но с рассветом слова незаметно заметно приходят к концу,
синих пальцев разводы на синих обрывках тетради,
золотисто-лиловые тени ползут по лицу.
Всходит солнце.
И всё для стихов. Всё стихов этих ради.

Так о чём же стихи?
Да о том, что всегда говорят -
про никчёмную жизнь, и про странствия дальние тоже,
про вино и любовь, и враньё про красивых девчат,
и о том, что сегодня луна на китайского старца похожа.
__________
подражание Михаилу Розенштейну
такие повторы и размышлния по ходу текста, как бы обращения к стоящему рядом собеседнику, очень характерны для этого автора, тут я его чуть-чуть пародирую.
  Этот приём доверительного общения, подсмотренный у М.Розенштейна, я использовал и в своих стихах, мне кажется успешно - см. следующий стих.
#
Новогоднее

Ну, что ж, давай, поговорим на ты.
Какие между нами недомолвки,
Когда на окнах, как подарок от торговки -
на длинных стеблях снежные цветы, и мы вдвоём,
и только интернет - своим экраном тонким
между нами, пытаясь разделить. Мы проросли стихами,
и разделяющих преград меж нами нет.

Ну, здравствуй, друг. Запомним этот вечер.
За Новый год перенесём все встречи. Под бой
курантов - выпить, закусить. И тонкая
связующая нить, как фал страховки, есть - не оборвать.
Чтоб знак подать, что ты живёшь на свете,
живут твои родители и дети,
и снег идёт - такая благодать!

==========
перейдём, однако, к другим темам
#
Стихи и загадки.

Чтоб строка была готова
Вставь пропущенное  __ __ .

***
Дождь и солнце на лугу
Чертят  __ __ __  дугу.

***
Едет поезд через мост -
Паровоз и длинный  __ .

***
Рожки с домиком -  __ __ __ .
Ест лопух возле калитки.

***
Ослепительно горяч,
Не похож совсем на  __ ,
Виден круг в твоём оконце.
Здравствуй утро! Здравствуй  __ __  !

***
Своим делом занятА,
В завитушку  __ __ __ ,
Тик да так, толкаю стрелки -
Вся механика проста.
  Я работаю за джина,
  Я - волшебница,  __ __ __

***
Ты - моё изображенье,
Я топчу тебя ногами.
Повторяешь все движенья,
И всегда лежишь под нами.
   Солнце тучкою оделось,
   __ , куда, куда ты делась ?

***
Я сейчас открою дверцы,
Диск поставлю - Заглядеться !
То-то будет красота -
Будет танец  __ __ __ .

***
Я наружу не гляжу -
Я за дедушкой лежу,
Мы с сестрой играем в  __ __ ,
Жаль, что видно было пятки !

***
Не промокла, но трясусь,
На асфальт ступить боюсь -
Страх расползся вдоль реки -
Дождевые  __ __ __ !

===================
Ответы:   Радугу. Хвост. Улитка. Мяч, солнце.
ЗавитА, пружина. Тень. Танец живота. Прятки.
Червяки.
_____
источник вдохновения - Олеся Емельянова

#
Стартуют в космос космонавты

Шлем, рукавицы, все на завтра -
Стартуют в космос космонавты.
Проснулись, завтрак, умываться,
И начинают собираться.

   Ты все там сделал? Выходи,
   Не надо место занимать,
   Сюда скорее проходи,
   Сейчас начну вас одевать.

Зачем ты снял комбинезон?
Что, очень жарко? Погоди,
Вон - шарф возьми - на стуле он,
И сапоги свои найди.

   Ты сапоги уже надел?
   Да стой спокойно, с'час найдут,
   Так прямо взял и полетел,
   До старта - несколько минут.

Да что ж ты делаешь, сначала
Колготки надо одевать.
Ну а теперь - "суши мочало",
Садись скорее на кровать.

   Нет, Вы ошиблись, не ракета
   На Марс стартует в спешке тут -
   Два малыша уже одеты,
   И в детский садик их ведут.
#
Потягушки

Потягушки, потягушки
            ножки, ножки,
                ушки, ушки.
Вытянуты, будто струнки,
             глазки - щурки,
                ротик - слюнки.

Солнце красное
                в кровать,
Ночь прошла,
                пора вставать.

Мама, мама,
              где ты, где ты?
Посмотри на солнце это !

_____
выше я говорил, что люблю использовать стилизацию, говорил и о том, что стихотворение должно представлять собой переживание. Если, например, это стихотворение о ранней любви, то оно не может быть написано, так, как пишет взрослый - зрелый мастер. То есть, мастерство, разумеется не помешает, но это должно быть мастерство другого рода. Нужно расстаться с той выразительностью и наработанной образностью, которая присуща взрослому автору. Стих должен быть искренен и наивен, и даже несовершенен с позиции зрелого мастерства, а иначе нельзя, иначе стих, несмотря на всё его совершенство, будет не переживанием юности, а будет лишь рассказом взрослого человека о былом своём переживании.
- Надеюсь, что после этого объяснения вы мне простите мои стилизации и наивности. Особенно ясно это правило проявляется в стихах о детях и для детей. Детские стихи должны быть близки переживанию ребёнка.
#
Девочки и мальчики

Ах, какой же богатей
Этот человечек -
Куча маленьких детей,
Золотых овечек.

  Гладит по кудрям он их,
  Учит и ласкает,
  Знает дочерей своих,
  Как никто не знает.

Звон звенит - с мячом своим
Бегают мальчишки.
Он - всё куклы дарит им
И читает книжки.

  Вот, однажды подрастёт
  Этот самый мальчик,
  Золотой цветок сорвёт,
  Жёлтый одуванчик.

Ах, какой же богатей
Этот человечек -
Куча маленьких детей,
Золотых овечек.
#
Храбрые ребята

Я ударил, я ударил -
Мяч летит легко.
И попал он, и попал он -
И разбил стекло.
    А мы бабушки не боимся,
    А мы бабушки не боимся!

Вот он, вот он, вот он, вот он -
Котик тут идет.
Вот он, вот он, вот он, вот он -
Поцарапает.
    А мы котика не боимся,
    А мы котика не боимся!

Далее идет песик, который покусает нас,
Козлик, который забодает нас,
Петушок - нас он заклюет,
Крокодил, слоник, бегемот -
 пусть Ваш ребенок сам придумывает слова песни.
Предпоследний персонаж - дворник:

Вот он, вот он, вот он, вот он -
Дворник тут идет.
Вот он, вот он, вот он, вот он -
Нас он подметет.
    А мы дворника не боимся,
    А мы дворника не боимся!

Вот он, вот он, вот он, вот он -
Дедушка идет.
Вот он, вот он, вот он, вот он -
Заругается!
    А мы дедушки испугались,
    Во все стороны разбежались!

Вот он, вот он, вот он, вот он -
Очень строгий дед -
Не найдет нас, не найдет нас, не найдет нас -

- НЕТ !
#
Из философской лирики

Пусть будет жизнь твоя легка,
Пусть будет жизнь твоя такой,
Как проплывают облака
Над этой темною рекой:

  Они плывут куда то вдаль,
  Плывут и смотрят с высоты
  Через лазурную вуаль
  На тщетность нашей суеты.
#
О смысле жизни.

Ты хочешь безупречным быть ?
Так это - многих денег стоит,
Хотя на время и позволит
О смысле жизни позабыть.

  А если хочешь быть счастливым
  И ни копейки не платить,
  И в нашем мире суетливом
  О смысле жизни позабыть,

Достаточно тебя обнять,
Обнять обеими руками,
И ...
 ... Вы догадывайтесь сами,
Что я хотел еще сказать.
#
далёкое

Моё далёкое молчанье прими за сладкий поцелуй,
и не спеши, как на свиданье,
и постучи при расставаньи - тук-тук,
и на воду подуй.

Не вспомимай о том, что сложно в той жизни было изменить,
о том, что было невозможно,
и невозможно позабыть.

Не уходи, не оглянувшись, а оглянувшись - уходи.
Кто знает, от любви проснувшись,
что ты увидишь впереди?

#
Берёза на фоне голубого неба

Яркими красками день уходящий расцвечен,
В купах деревьев - багряные крупные листья,
И, хоть казалось, что короток день и не вечен,
Солнечный свет продолжает все литься и литься.

  Дай-ка, дружочек, с тобой мы сейчас подсчитаем
  Сколько желтеющих листьев на этой березе.
  Можешь поверить, их очень и очень немного:
  Три только сотни на каждой свисающей ветке,
  И шесть десятков ветвей на березе найдется.

Что же, дружочек, получим в итоге подсчета ?
Листьев на дереве столько, как дней в твоей жизни.
Как они ясно видны и очерчены четко
Будто бы высохшей краской пятна акварели.

  Как они ярки и чисты в лазури небесной,
  Милое дерево, с листьями так и останься !
  Но исчезает один за другим незаметно,
  Как исчезают из памяти дни нашей жизни.

Дворник опавшие листья метлою сметает,
Вон уж намел он тех листьев большущую кучу.
Вот остается лишь горка горячего пепла,
Синий дымок улетает легко в поднебесье.

  В Вашем компьютере быстрые слайды мелькают -
  Красочной жизни цветные следы остаются.
  Это ли знак, что суровые дни наступают?
  Это ли знак, что назад никогда не вернуться?

Яркими красками день уходящий расцвечен,
В купах деревьев - багряные крупные листья,
И, хоть и кажется, короток день и не вечен,
Солнечный свет продолжает все литься и литься.

_____
Дорогие читатели! Хочу, чтобы и у Вас было такое ощущение непрерывно льющегося солнечного света. Это наша жизнь, поэзия отражает её. И, как мне кажется, современная тенденция поэзии не уходить от жизни, а идти к ней, становясь "выше, легче, проще и веселее".
#
Послесловие

- Тексты, которые я представил в этой книге, я выбирал, стремясь к разнообразию, выбирал, скажем так - не худшие, но, вероятно и не лучшие. По моему мнению в творчестве любого автора нет "проходных" стихов, даже если вам и кажется, что "не очень", для автора именно этот стих может быть важен, как некое звено общего движения. И уж несомненно, что только всё вместе, являясь процессом, даёт полное представление и об авторе, и о его творчестве. Такой процесс, как некий путь, интереснее любого, отдельно взятого стихотворения. Этот путь я и постарался вам продемонстрировать.

август 2013
____________________________________
САМИЗДАТ   Дм.Маштаков  2014 г.
#end

последняя  строка обозначает конец текста для электронной книги, и то, что я пишу далее этого обозначения, в книгу уже не войдёт.
  Весь этот текст помещаем в файл t.txt, запускаем программу CON1.EXE, и видим, что появился файл A.FB2. Это и есть почти готовая книга. Файл этот можно открыть  помощью блокнотика, и сделать некоторые добавления, или исправления, если хотите.
  Эту электронную книгу я уже сделал, добавил в неё обложку и аннотацию и здесь даю на неё ссылку, чтобы вы могли её скачать и посмотреть, что получилось-
http://yadi.sk/d/g373XIFgJ6dSZ
  FBReader ( по ссылке http://fbreader.org/ ) для чтения книг формата FB2 на компьютере Вы можете легко  скачать из интернета.
Вот ещё одна, сделанная мною книга -
http://yadi.sk/d/Xlblv6LWJ6dUb   Геннадий Маринин "Стихи о любви"

  Попробуйте и вы делать электронные книги из своего творчества. Это очень просто и интересно. Это поможет распространению поэзии.
==========================
  С уважением, Дмитрий Маштаков
20.02.2014


Рецензии
Как электронную книгу можно оставить, но для стихов. ру надо подать в отдельности. С праздником Вас и всего доброго.

Евгений Мартишин   23.02.2014 10:37     Заявить о нарушении
Да, согласен. Я хотел показать, что сделать эл.книгу достаточно просто. Немного погодя я этот текст уберу в раздел Электронные книги, чтобы он не был на виду, и зато добавлю на страничку отдельно аннотации эл.книг с ссылками на них.
И Вам успехов. И Вы, Евгений, могли бы присоединиться - у Вас, наверное, остались общие файлы текстов Ваших книг. Будет желание - присылайте мне, я сделаю из них электронные книги, или сами сделайте. Я всё же предпочитаю подробно знакомиться с творчеством, тотально читая всё подряд. Но на это чаще всего просто времени не хватает, да и утомительно бывает сидеть за компом ))
Д.М.

Маштаков   24.02.2014 10:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.