Кто вбил гвоздь?
Итак, на сцене – кабинет, два дежурных офицера (А. Аронин, О. Долин) готовятся к встрече Сталина. Диктатор затеял вечеринку и приглашает молоденькую артистку, восходящую звезду Большого театра Надежду Блаженную (Т. Фасюра) с целью культурно отдохнуть. Но домашнего вечера не получается. На первый взгляд простая история – один вечер из жизни вождя народов. Однако за ней – трагедия России. И не только того времени.
Спектакль наталкивает на размышления о реалиях сегодняшней жизни: преклонении перед вышестоящими должностными лицами, страхе перед властьпридержащими «все равно сядете» (И. С.), незащищенности, сумасбродных идеях «сверху», стремлении разделять и властвовать. «Разделяй! – делится соображениями вождь, – и вторая часть (властвуй!) придет сама собой». В спектакле постоянно звучит слово «расчленение: территории, духа, природы. Хочется добавить - сознания, что очевидно у главного героя, забившего в стену гвоздь под свою шинель и забывшего об этом или сыгравшего в забывчивость, дабы уличить, унизить и наказать невинных подчиненных. «С точки зрения политики, расчленение есть высшая форма правления. Через расчленение из живых существ уходит жизнь. Из неживых – смысл». Проводится параллель с потусторонним миром, напоминая нам, что человек, будь он трижды «стальной», – смертен. «Звонки на тот свет по аппарату спецсвязи – шутка и угроза. Юмор и пророчество. Страх и преодоление страха», - поясняет актер.
На протяжении двух отделений, как тот самый гвоздь, сверлит сознание вывод: «Какое жуткое вакуумное время! Но ведь оно было не так давно. И не нам ли, сегодняшним, то, что происходит на сцене, - предупреждение?».
- Это разговор о нас, о нашем сегодняшнем дне и о том, как отчитаться нам перед внуками за ХХ век, в котором прожили мы большую часть своей жизни, - подводит черту великолепно сыгравший роль вождя С. Юрский. – Репетируя роль, я думал о природе власти. О предназначенности данного человека быть носителем власти. А потом – переменой внешности, приближением к натуральности заставлял зал замирать, потому что даже игрушечная, даже загримированная, Российская власть опасна и беспощадна.
Вождь бросает такую фразу: «Никогда не сможем построить мы великое государство, если не проникнем внутрь этой ягодки!» - и отбрасывает виноградину, что держал в руке. Вероятно, имея в виду противостояние двух несопоставимых сил – мощь государства и то зернышко внутри человека, которое делает его существом по образу и подобию Божию.
У названия пьесы Иона Друцэ и песни, которая исполняется на сцене, тоже имеется подтекст: концом света называет вождь народов «вечерний звон».
Как много дум наводит он…
Свидетельство о публикации №114021905704
Михаил Барами 28.02.2014 00:39 Заявить о нарушении