О личности А. С. Пушкина -4. Патография
ПАТОГРАФИЯ.
1 - Понятие патографии.
2 - История патографии.
3 - Предмет изучения патографии.
4 - Значение патографии.
«Есть проблемы, которые всегда волновали человечество. Загадка гения, неразрешимая из-за своей неясности и противоречивости высказываемых мнений, — одна из них. Это такая «вечная проблема», относительно которой очень много сказано, и меньше всего понято. Проблема гения не является неким частным парадоксом, объяснение которого имело бы лишь академический смысл; она находится в самом средоточии культуры и науки, а возможно — и цивилизации».
(Шувалов А. В., Homo Genialis. Кто он?)
Природа гениальности – важная философская, психиатрическая и социальная проблема.
Удивительный жанр – патография!
Как много неожиданного, интересного, разного, порой неизвестного, с чем и согласиться невозможно, узнаём мы о личности великого творческого человека, познакомившись с его патографией!
Предваряя наше знакомство с патографией А.С. Пушкина (в одной из следующих глав), мне нужно объяснить читателю, что такое патография.
«Патография – это особая форма биографии, когда исследование жизни и творчества знаменитой личности рассматривается через призму психоанализа или психиатрии, т.-е., с учётом нормальных и патологических характеристик данной личности, исходя из взаимосвязи её творчества и психических отклонений (в том числе отклонений, касающихся интимных сторон жизнедеятельности)».
Родоначальниками патографических исследований явились психиатры.
В 30-х гг. патографию определяли как «Биографию (главным образом, выдающихся лиц), составленную с точки зрения характерологических и психопатологических данных и освещающую историю жизненного развития личности и творчества» (Я. П. Фрумкин, 1939)
Наиболее современное толкование предложено профессором М. Е. Бурно (2000) и звучит следующим образом: «Патография… есть область клинической психотерапии… изучающая лечебное творчество одарённых людей, творчество, сообразное душевным, духовным особенностям творца».
«Чаще всего патография рассматривается как анализ изображённых в художественной литературе психических расстройств, а также как влияние психических особенностей автора на творческий процесс и на содержание его творчества». Эти данные используется в клинической практике для психотерапевтических целей.
(Шувалов А. В., Модель психотерапевтической патографии)
На долю патографа приходится задача установления свойств и особенностей индивидуального жизненного процесса личности, биографическая задача в узком смысле слова.
Авторы патографий почти всегда выбирали и выбирают в качестве объектов своих исследований жизнь и деятельность известных выдающихся людей, и занимаются психопатологическим изучением их личностей и творчества.
В действительности, отделение патологии от нормы в биологическом процессе чрезвычайно условно.
Одинаковые по своей сущности явления могут в зависимости, например, от своего количественного выражения рассматриваться и как нормальные, определяющие только индивидуальные особенности личности, и как патологические — в тех случаях, если по силе своего выражения они превосходят границу “нормы”.
Таковы, например, проявления циклических жизненных периодов подъёма и упадка у Гёте, а в менее выраженной форме - у Пушкина.
«Самой трудной задачей патографа является выяснение влияния биологических и патологических особенностей личности на её творчество. Влияние это несомненно. Однако односторонность специалиста нередко приводит к неправильным выводам. Избавить от ошибок здесь может только критическое отношение к работе, как в смысле подбора материала, так и его оценки. Больше всего здесь может повредить стремление к открытиям».
ИСТОРИЯ ПАТОГРАФИИ
С античных времён людей волновала проблема природы человека, его души и разума. Ещё Аристотель (384–322 до н. э.) пытался естественнонаучно объяснить тайны творчества. Он одним из первых пришёл к выводу, что талант — природный дар, естественная способность человека и задавался вопросом: «Почему люди, блиставшие талантом в области философии, или в управлении государством, или в поэтическом творчестве, или в занятиях искусствами, — почему все они, по-видимому, были меланхоликами?».
Демокрит (460–370 до н. э.) писал: «Без безумия не может быть ни один великий поэт».
Согласно Платону (427–347 до н.э.), «специфичность художественного творчества выражается в «одержимости» поэта».
Жанр патографии был создан французскими авторами в первой половине XIX века. Одну из первых патографий, посвящённую Сократу, написал в 1836 году французский врач Луи-Франсуа Лелю (1804-1877).
Термин «патография» ввёл в употребление немецкий врач Пауль Юлиус Мёбиус (1853-1907), написавший патографии Гёте, Руссо, Шопенгауэра, Шумана, Ницше и ставший непревзойдённым классиком данного жанра.
Наибольшее распространение новый жанр получил в странах, где литература играла особую роль в жизни общества, к примеру, в России и во Франции. Авторы патографий использовали в своих целях общественный интерес к личности знаменитых людей.
Российские психиатры, авторы патографий, заметно активизировались с конца 1890-х до конца 1920-х годов. Они описывали предполагаемые болезни наиболее влиятельных отечественных писателей, начиная с Достоевского, Гоголя, Гаршина.
Психофизиолог, врач-психиатр, доктор медицины Г.В. Сегалин(1878-1960) стал издавать на Урале, в Свердловске, в 1925 году уникальный в своём роде журнал: «Клинический Архив Гениальности и Одарённости (эвропатологии)», посвящённый вопросам патологии гениально одарённой личности, а также вопросам одарённого творчества.
(Под термином «эвропатология» подразумевалась «всякая патология, которая связана, так или иначе, с творчеством и творческой личностью»).
Согласно Г.В. Сегалину, в большинстве случаев наивысшей творческой
продуктивности имеет место слияние психопатии и одарённости. Гениальную личность автор рассматривает как соединение двух скрещивающихся наследственных компонентов: потенциальной одарённости и психопатического компонента, причём последний освобождал из подсознательной сферы компонент одарённости и помогал ему проявить себя. Сам по себе, изолированно психоз никакого ценного творчества дать не может.
Сегалин и коллектив его авторов накопили и систематизировали уникальные сведения о многих выдающихся личностях.
В его журнале печатались патографии Леонида Андреева, Александра Блока, Сергея Есенина, Максима Горького, Михаила Лермонтова, Александра Скрябина, Льва Толстого, Александра Пушкина и других знаменитых людей.
С 1930-х годов публикация патографий в СССР была прекращена, и журнал «Клинический архив гениальности и одарённости (эвропатологии)» после четырёх лет существования был закрыт.
(Так как это издание давно стало библиографической редкостью, современные патографы намерены последовательно переиздать известные нам пять томов (20 выпусков, по 4 выпуска в год).
На Западе патографии с неизменной регулярностью выходили в течение всего XX века. Там продолжались и работы по генетике, тогда как в нашей стране в 1948 г. с подачи Т.Д. Лысенко генетика была объявлена лженаукой, и гонения на неё продолжались вплоть до снятия Н.С. Хрущёва с поста генерального секретаря ЦК КПСС в 1964 году. С середины 1960-х гг. началось постепенное восстановление генетики (впрочем, как и психологии…).
Возобновление отдельных патографических работ и возрождение патографии в нашей стране отмечено только с конца 60-х гг.
В последние годы, начиная с перестройки, патография вновь начала обретать респектабельность как отдельный жанр, как разновидность «медицинско-гуманитарного» исследования.
Были переизданы некоторые старые работы, а также написаны новые.
Мне как дефектологу с филологическим образованием абсолютно близка и понятна вся терминология, используемая психиатрами и психотерапевтами в этих публикациях. Не зря же на деффаке в числе более чем пятидесяти дисциплин, наряду с курсом филологических предметов изучались такие медицинские дисциплины, как общая патология; анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения; основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности; невропатология; психопатология; клиника интеллектуальных нарушений; нейро-и патопсиходиагностика; общая и специальная психология; психолого-педагогическая диагностика; основы генетики; психолингвистика и другие.
А психолого-педагогическое изучение детей с отклонениями в развитии и индивидуальный подход в процессе их обучения и воспитания были обязательными на протяжении всей практической работы.
Несколько разных работ по патографии, с которыми я познакомилась, как мне кажется, могут быть интересны и вам, дорогие читатели.
Заслуживают внимания статьи и работы патографов в упомянутом выше журнале Сегалина и работы нашего современника, известного российского специалиста в этой области Александра Владимировича Шувалова, врача-психиатра, кандидата медицинских наук.
Он является автором-составителем солидного издания "Безумные грани таланта: Энциклопедия патографий".
(А.В. Шувалов, М.: "Издательство Астрель": ОАО "Люкс", 2004-2012 (2)
Это - первая в отечественной литературе книга, целиком посвящённая взаимовлиянию патологии и таланта, она включает информацию о сотнях выдающихся людей: от корифеев науки и искусства до государственных и религиозных деятелей, - итог 30-летнего кропотливого труда А.В. Шувалова.
Впрочем, автор сразу предупреждает: он вынужден был пользоваться столь разнохарактерными источниками, что портреты-«анамнезы» великих людей имеют массу спорных моментов и прямых изъянов.
В опубликованной в 2006 году статье А.В. Шувалов провёл анализ патографических публикаций за последние сто лет, отметив изменение целей и задач патографических исследований с течением времени. Он обратил внимание на то, что в настоящее время патографические исследования проводятся не только психиатрами, но и психоаналитиками, психотерапевтами, а в последние годы всё чаще — филологами, искусствоведами, философами – представителями гуманитарных специальностей.
Поэтому первоначальное узкое определение, данное патографии психиатрами, с течением времени усилиями специалистов других дисциплин было значительно расширено.
В настоящее время патография рассматривает жизнь и творчество великих людей с учётом их характерологических особенностей (в самом широком смысле, включая и болезненные расстройства, и психические отклонения).
Патографы исследуют биографию выдающегося человека с точки зрения его физической конституции, соматических и психических заболеваний, наследственной отягощённости, психологических, характерологических и психопатологических данных, освещая историю жизни одарённого человека, его личность и творчество с позиции ещё одного взгляда – медицинского, что востребовано в психотерапевтической практике.
Глубокое и всестороннее изучение личности имеет огромное значение и для более взвешенного понимания творчества знаменитых художников, музыкантов, поэтов или писателей и т.д.
Сегодняшние достижения в области психологии и психиатрии, биологии, генетики человека и психогенетики с её генеалогическим методом, достижения в области психоанализа и психотерапии - наряду с достижениями психолингвистики - дают новые богатейшие возможности для всестороннего изучения личности человека.
Примечание:
*Сегалин Григорий Владимирович (1878 – 1960) Россия (СССР)
Русский психофизиолог, изучавший поведение творческих людей.
С 1909 г. по 1913 г. учился в университетах Германии.
Предложил название 2-х новых научных дисциплин: эвропатология или (эврико-патология) – раздел психиатрии, исследующий влияние болезней на творческий процесс; и - ингениология – для всестороннего изучения процессов творчества.
***
19.08.2013
Продолжение «О патографиях» в главе пятой http://stihi.ru/2013/08/25/242.
Свидетельство о публикации №114021901772
Продолжу с того, о чем писал Вам в рецензии на другое эссе...
Мы с Вами смотрим на одно и то же по-разному. Вы - психологи, психиатры. Я - юрист, насмотревшийся на ученых-психологов, ученых-психиатров, экспертов этой среды... Типа, а судьи кто? Сумасшедшие или еще нет?! Кто и как может оценивать меня и мое творчество, ни хрена обо мне не зная? Какие, к черту, психологи, психиатры?!
МЕНЯ МОГУТ ОЦЕНИВАТЬ ТОЛЬКО МОИ ЧИТАТЕЛИ - ПРОСТЫЕ ЧИСТЫЕ ЛЮДИ, ДЛЯ КОТОРЫХ Я ТВОРЮ И КОТОРЫМ ПОНРАВИЛОСЬ ИЛИ НЕ ПОНРАВИЛОСЬ НАПИСАННОЕ МНОЮ... И всё!... Они и только они, а не ковыряющиеся в биографиях творческих людей, патографически оценивающие их не понять кто! Эти оценщики зачастую ни творить (писать, рисовать, сочинять) не умеют, ни живут по-человечески... Подчеркиваю, как юрист, насмотревшийся на все, в т.ч. на экспертов, знатоков
Т.ч. вопрос-вопросов тут: А СУДЬИ - КТО?
Это ж какими надо быть вышедшими из ума, чтобы творчество одаренных людей изучать через клиническую психотерапию... Как патографию определил в 30-х гг. Я.Фрумкин? Как «биографию (главным образом, выдающихся лиц), составленную с точки зрения характерологических и ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИХ данных и освещающую историю жизненного развития личности и творчества»... А что выдал о ней уже в новое время другой нерусский М.Бурно? «Патография… есть область клинической ПСИХОТЕРАПИИ... изучающая лечебное творчество одарённых людей, творчество, сообразное душевным, духовным особенностям творца»...
Подход к оценке ТВОРЧЕСТВА с точки зрения психиатрии - бред. Да, можно иметь в уме в виду психологические, психические, личностные свойства и душевные черты творца, но не смешивать безумно это с его творениям! Поэзия Пушкина - гениальная! А Пушкин, как человек, другой... Музыка Чайковского - гениальная! А чист ли Петр Ильич, как человек, как мужчина - другое... И т.п.
Я теперь начинаю понимать, почему прекратили публикацию патографий в СССР, закрыли журнал «Клинический архив гениальности и одарённости (эвропатологии)»...
И начинаю понимать, что в своем эссе о дуэлях Пушкина "подыграл патографии" я... А потому подчеркиваю, Я и ва начале своего эссу о них написал - Пушкин гений, творчество его гениально, а вот "господином он был проблемным". Я РАЗДЕЛЯЛ И РАЗДЕЛЯЮ ЭТО! Стихи - гениальны, а он - поганец! И то, что он поганец, не легло на его творчество... Загадка, кстати... Почему у многих подлецов гениальные произведения?!
Вы пишите: патография – особая форма б и о г р а ф и и, когда исследование жизни и творчества знаменитости идент через психоанализ или психиатрию с учётом нормальных и ПАТОЛОГИЧЕСКИХ характеристик личности, исходя из взаимосвязи её творчества и ПСИХИЧЕСКИХ ОТКЛОНЕНИЙ (в том числе отклонений, касающихся интимных сторон жизнедеятельности)... Хотелось бы, поддеваю Вас, услышать от Вас о патологических характеристиках моей личности и о моих психических отклонениях, в т.ч. касающихся интимных моих сторон, которые привели к написанию сотен великолепных стихов и появлению у меня 174 000 постоянных читателей - не сумасшедших, не психиатров...
Жду! Хорошего Вам дня... (улыб.)
P.S. Перед выставлением этой рецензии поделился в телефонном разговоре о нашей переписки еще с одним пишущим человечком, который отреагировал знаете как? Мол, наше дело писать то, что хотим - одаренно, творчески, гениально! А их дело - как насекомых - облепить нами написанное и пробовать его, грызть его, гудеть о нем, носиться вокруг, как носятся мухи, пчелы, комары, тля всякая, и создавать вокруг него СВОЮ ЖИЗНЬ... (улыб.)
Анатолий Косенко 05.08.2018 14:28 Заявить о нарушении