Дорогая передача

КОММЕНТАРИЙ АВТОРА: Видеозапись одной телепередачи (из личного архива автора).

На экране телевизионная студия. Часть её отгорожена бронированным стеклом. Уровень пола в отгороженном пространстве заметно выше. Там, за большим столом, в высоких креслах, похожих на судейские, расположились Егор Подзаборников, Евлампия Сундукова и Инга Сорокина. Рядом стол поменьше. За ним на простых стульях восседают Эдуард Эвкалиптов, Гавриил Простоптицын и Флирт Салонный. На каждом из этих шестерых беспроводные наушники с ларингофоном. Так как стекло пуленепробиваемо, башкой не разбиваемо, а также звуконепроницаемо, сидящие за стеклом граждане могут общаться с людьми в остальной части студии через эти замечательные японские гарнитуры. У дверей в дальнем конце в полумраке смутно маячат шкафообразные секьюрити с электрошокерами. В уголке за перегородкой, как раз напротив "аквариума", оборудован чайный уголок с диванчиками, журнальным столиком, кулером и буфетом. В центре студии круглый стол. За ним, обложившись ноутбуками и непонятными пультами, сидят ведущие программы. На них хирургические костюмы необычной расцветки. У одного, у которого постоянно отклеивается накладной ус, - зелёный с коричневыми дубовыми листочками, у другого - белый с красными горошинками-драже разного размера. Это интерны - доктор Грецкий (с усами) и доктор Томатский (без усов). Именно они являются ведущими передачи. Они лихорадочно готовятся - пребирают ручки и карандаши, нервно сортируют бумаги с какими-то записями, что-то подкручивают на пультах, щёлкают компьютерными мышками. Заметив, что под потолком уже загорелась надпись "прямой эфир", интерны перестают суетиться и радостно улыбаются в камеру, которая тут же даёт их крупным планом.

ГРЕЦКИЙ: Мы приветсвуем вас, друзья, потому что идёт зима. И вместо того, чтобы готовиться к передаче - страховать свою жизнь и здоровье, подгонять бронежилеты, вспоминать приёмы рукопашного боя и заряжать травматические пистолеты, мы любовались природой, где каждая веточка сегодня украшена серебром, а также смотрели по телевизору олимпиаду. А потом поехали на передачу совершенно не экипированные. Потому что мы уверены - нас после передачи можно будет легко опознать, и мы даже не взяли с собой титановые медальончики с которыми обычно не расстаёмся - медальончики с номером паспорта и группой крови.

ТОМАТСКИЙ: А всё началось с того, что предыдущий ведущий нашей программы, известный в нашем городе Непоэтов тележурналист Ремонт Пегасов, однажды получил от участников ток-шоу такие веские слова благодарности, что ремонту до сих пор не подлежит. И поэтому мы теперь готовимся к программе именно так. Но сегодня мы уверены, что ничего плохого не произойдёт, потому что мы с коллегой за весь сегодняшний день увидели на главной странице сайта "Стихи.ру" аж целых три хороших стихотворения, а это доброе знамение, которое случается столь редко!

ГРЕЦКИЙ: Итак, добрый вечер, дамы и господа, добрый вечер, город Непоэтов! С вами телепередача "Вечерние психи", и мы, её бессменные (пока) ведущие, интерны психиатрической клиники города Непоэтов, доктор Грецкий и доктор Томатский.

ТОМАТСКИЙ: Теперь несколько слов о самой передаче для тех, кто смотрит нас в первый раз. Должен сразу вас предупредить, что формат нашего шоу скопирован с формата московской программы "Вечерние стихи". Только есть существенная разница - там выступают поэты, а здесь мы выявляем диагнозы. И контингент наших героев, соответственно, немного другой.

Передача "Вечерние психи" выходит на центральном городском телеканале "Вечерний Непоэтов" один раз в неделю. Один раз в неделю те, кто выписывается из городской психиатрической больницы, могут подтвердить своё полное и окончательное выздоровление. Для этого им надо перед лицом авторитетной реабилитационной комиссии, состоящей из местных светил психиатрии, прочитать стихотворение собственного сочинения в прямом эфире нашей передачи. А уважаемая комиссия (вы видите её за стеклом) тут же даёт экспертное заключение о душевном состоянии бывшего пациента. И решает, куда он должен отправляться после передачи - либо обратно, на БЛК (Больничную Любимую Койку), либо в большой мир.

Итак, мы счастливы представить вам членов комиссии:

Егор Подзаборников, чиновник из горздрава, председатель реабилитационной комиссии. Он никогда не помнит ничьих имён, поэтому обращается ко всем очень просто - "доктор" или "пациент", в зависимости от того, какой халат надет на собеседнике, белый или полосатый больничный с казённым штампом. К тем, на ком вообще нет халата, он обращается просто по фамилии. В общем, компанейский и вежливый человек.   

Евлампия Сундукова, молодой, подаюший надежды психоаналитик, кандидат психологических наук, эксперт по творчеству душевнобольных.

Инга Сорокина, врач-психиатр, заместитель главного врача областной шизарни, умеет ставить точный диагноз всего лишь по одной произнесённой пациентом фразе.

Эдуард Эвкалиптов, независимый эксперт-поручитель. Преподаёт в Непоэтовском литературном институте им. Ивана Бездомного. В свободное время занимается тем, что ездит по маленьким южным странам и читает свои стихи населению этих стран. Президент страны, чтобы спасти свой народ от гуманитарной катастрофы, срочно вручает Эвкалиптову литературную премию. Только тогда Эвкалиптов переезжает в другую маленькую южную страну.

Однажды он попробовал проделать это и в России, но страна слишком большая, гуманитарная катастрофа здесь уже обеспечивается "Домом 2" и вообще жизнью, и стихи Эвкалиптова никого сильно не вставили. От расстройства Эвкалиптов стал ежегодно выдвигать свою кандидатуру на Нобелевскую премию в области литературы (рифма, однако). Но Самуил Исаакович Нобель, директор местного книжного магазина, таки не склонен Эвкалиптову эту премию выплачивать.

Гавриил Простоптицын, независимый эксперт-поручитель. Всегда печален и элегантен. Стихи Простоптицына незатейливы и просты. Поэтому многие эстрадные певцы города Непоэтов сутками обивают пороги простоптицынской квартиры в надежде, что Гавриил осчастливит кого-нибудь из них очередным текстом, который можно петь не по бумажке.

У Гавриила есть хобби. Некоторые сердобольные горожане подбирают на помойках бездомных щенков и котят. Гавриил же иногда подбирает на поэтической помойке графоманов-рейтингистов. Гавриил очень добрый человек, и, подобно Пигмалиону, искренне пытается вырезать из найденного на мусорке дубового полена если не Галатею, то хотя бы Буратину какую-нибудь. Занятие это неблагодарное, потому что дуб - дерево очень самодовольное и твёрдое, и обработке не поддаётся.

Как-то раз он подобрал одно такое полено по имени Иван Культман, и даже принёс его на передачу. На недоумённые вопросы членов комиссии Гавриил ответил, что это не бревно, а рыцарь любви. Но дуб остаётся дубом, как его не называй. При попытке немного пообтесать деревяшку, полено извернулось и ухитрилось обсыпать гнилыми опилками на своей авторской странице всех участников той передачи.

Флирт Салонный, независимый эксперт-поручитель. Любит разыскивать и изобличать скрытых врагов, а также бороться с ними. Врагов у него множество. Ими становятся все, кто когда-либо сказал Салонному, что он не умеет писать стихи. Враги таятся в подворотнях поэтических сайтов, пряча за пазухой булыжники критики, остро наточенный язык и фотографию Флирта. И как только Салонный появляется в пределах вражеской видимости, начинают над ним глумиться и обзывать его всякими нехорошими словами. Флирт истово защищается с помощью заявлений и лозунгов. Заявления он делает тяжёлые и веские, иногда и компетентным органам. Лозунги он пишет на кумачовой материи и постоянно носит с собой. Вот и сегодня он держит над головой сияющий золотыми буквами транспарант "Вся власть поэтам!" Завидев такой слоган, любой враг испугается, поэтому сегодня Салонный чувствует себя в полной безопасности, и, по-видимому, никого разоблачать в нашей студии не собирается.

Теперь я передаю слово уважаемому председателю комиссии. Егор Николаевич!

ПОДЗАБОРНИКОВ: Добрый день, доброй ночи, я заранее хочу пожелать вам доброй ночи, потому что ночь обязательно застанет всех нас в этой студии, и дай бог нам всем её пережить, учитывая то, что мы здесь услышим и увидим. Грецкий, забыл как тебя зовут...

ГРЕЦКИЙ (прерывает): Доктор меня зовут!

ПОДЗАБОРНИКОВ: Тебе, выбирать, Кащенко ты наш дорогой, с кого начнём!

ГРЕЦКИЙ: Я чётким и поставленным голосом сейчас назову кандидата на реабилитацию, а затем передам слово экспертам-поручителям. Итак, вызывается... Цветана Бабъягалова! Введите обвиняемую, то есть, тьфу, простите, пригласите пациентку!

ТОМАТСКИЙ: Сейчас Цветана Бабъягалова уже на подходе, вы можете слышать её нежно квакающий голос, нарастающий с уменьшением расстояния от идущей по коридору Цветаны до дверей нашей студии, потому что Бабъягалова непрерывно читает свои стихи, не останавливаясь ни на минуту. В стихах Цветаны нет рифм и размера, зато полностью реализован древнейший принцип поэзии - что вижу, то пою. Применительно к нашей поэтессе это можно расшифровать так: "Какие глюки меня посетили, такие я и описываю". Ну вот, Цветаночка стремительно врывается в студию, как мадам Грицацуева в редакцию газеты "Станок". Охранники у дверей разлетаются в стороны, словно кегли.

ЦВЕТАНА БАБЪЯГАЛОВА: Мой рыцарь, мой Вавилон, не дай мне упасть, посади меня ласково на электрический стул, включи рубильник счастья для подпитки энергией сферы тайн души, пусть в глазах моих звёзды трепещут пламенеюще...

ПОДЗАБОРНИКОВ: С удовольствием посажу, но позже... Кто пригласил сюда это чудо?

ЦВЕТАНА БАБЪЯГАЛОВА: Оставляю ладони звёзд нетронутыми болью и отвращением там, где ещё не воткнула серебряные иглы своих стихов, ловлю  потоки  благодарности от неразумных существ, за гранью рассвета я иногда бываю похожа на человека...

ЭВКАЛИПТОВ: Я пригласил.

ПОДЗАБОРНИКОВ: Ну так представляйте уже, а то мы в хронометраж программы не уложимся!

ЦВЕТАНА БАБЪЯГАЛОВА: Я пророчу своей чистой душой благоухание младенческих капризов...

ЭВКАЛИПТОВ: Я счастлив вам представить...

ЦВЕТАНА БАБЪЯГАЛОВА (повышает голос и полностью заглушает слова Эвкалиптова): Радужные капли дождя не дают уснуть, водопады цветным эхом заливают роскошный город, который будет смыт в родники счастья, бегущие по подземным трубам, поплывёт многоцветный зонт...

ЭВКАЛИПТОВ (голос его вновь становится слышен, пока Бабъягалова делает паузу, чтобы набрать в грудь побольше воздуха для следующей тирады):..Она не сама по себе психически здорова, а когда врачи смотрят на неё, тогда она - психически здорова. Видимо, у неё есть какой-то мистический нервик внутри, и она в данном случае посланница...

ЦВЕТАНА БАБЪЯГАЛОВА (опять заглушает слова Эвкалиптова): Где небесной милостью ниспосланы дожди и светлые воды океана наполняют поверхности Земли...

ТОМАТСКИЙ: Я убеждаюсь, что это наплыв. Весеннее половодье, оно уже началось.

СОРОКИНА: да выключите вы кто-нибудь этот поток сознания, голова уже болит!

ГРЕЦКИЙ (Орёт изо всех сил, стараясь перекричать Бабъягалову): Цве-та-ноч-ка!!!!! У вас та-а-акие ду-шев-ны-е строч-ки!!!!!!!!

ЦВЕТАНА БАБЪЯГАЛОВА (тут же прерывает свой речитатив): Дружочек ты мой!!! Благодарю сердцем, благодарю душой за тёплые, нежные слова! С искренним теплом!

САЛОННЫЙ: Я надеюсь, эти намёки насчёт электрического стула, серебряных иголок под ногти и погружения в канализацию были не в мой адрес направлены? А то я готов сделать заявление...

ЦВЕТАНА БАБЪЯГАЛОВА: Флирт, дружочек ты мой!!! Благодарю сердцем, благодарю душой за тёплые, нежные слова! С искренним теплом!

ПОДЗАБОРНИКОВ: Ну, что будем ещё слушать стихи, или уже хватит?

ВСЕ ХОРОМ: Хватит!!!!!!!!

ГРЕЦКИЙ: Думаю, не стоит слушать дальше, у нас прямой эфир, а время ограничено.

ЦВЕТАНА БАБЪЯГАЛОВА: Дружочки вы мои!!! Благодарю сердцем, благодарю душой за тёплые, нежные слова! С искренним теплом!

ГРЕЦКИЙ: Тогда, быть может, уважаемая комиссия перейдёт к обсуждению? Только будьте подемократичнее - поэтесса, как-никак.

ЦВЕТАНА БАБЪЯГАЛОВА: Дружочек ты мой!!! Благодарю сердцем, благодарю душой за тёплые, нежные слова! С искренним теплом!

ПОДЗАБОРНИКОВ: Сегодня у нас демократия зашкаливает. Хорошо, переходим. Эвкалиптов, вы привели её сюда, вам и первое слово.

ЦВЕТАНА БАБЪЯГАЛОВА: Егор, дружочек ты мой!!! Благодарю сердцем, благодарю душой за тёплые, нежные слова! С искренним теплом!

ЭВКАЛИПТОВ: Есть стихи филологические, э-э-э... мы как-то были с Цветаной у у моря в Крыму, бродили по всем этим катакомбам... а вот есть стихи настоящие, не литературные, э-э-э... мы долго блуждали под землёй, она всё это время читала мне свои стихи. После этого, когда мы вышли, я увидел вулкан и древнегреческие корабли, парящие над ним... Это всё полезно для души. И если вы внимательно читали мою докторскую диссертацию "О гностическом значении диссонанса между гигамегаобразами и суперпуперметафорами в произведениях величайшего поэта современности  Эдуарда Эвкалиптова", помните, там, в Приложении № 243, страница  6672, второй абзац снизу... Кант говорит, что под каждым камнем погребена вселенная, а я говорю, продолжив его мысль, что один единственный человек равен вселенной, то есть под каждым камнем закопан человек. Поэзия Бабъягаловой это блистательно подтверждает с точки зрения современной космогонии, поскольку надёжно погребена под камнем души поэтессы. Прошу признать Цветану психически здоровой.

СУНДУКОВА: Человек так увидел, и поэтому в этих словах нет ни слова лжи. Раз она так увидела, то это значит, что лекарства не помогают. Моё мнение - нет.

СОРОКиНА: Действительно, многие люди, сидя у нас в пансионате, именно так и пишут. Но вести речь о какой-то профессиональной, литературной составляющей данных текстов я не буду никогда в жизни. Моё мнение - нет.

ПРОСТОПТИЦЫН: А я считаю, что каждый человек - это мастер слова. С трёх лет он развивает слово. Цветана - суперпрофессионал слова. Посмотрите, с какой скоростью она их выстреливает. И, хотя она никогда не приводит афоризмы или строчки Гумилёва, моё мнение - да.

САЛОННЫЙ: Я никому зла первым не делаю, но за зло плачу злом. На меня только что было совершено покушение. Меня заставили слушать стихи Бабъягаловой, от чего я испытал моральные страдания. Моё мнение - нет.

ГРЕЦКИЙ: А может, сама Цветана что-нибудь скажет нам, только сердцем и душой в очередной благодарить не надо, мы все уже всё поняли. Цветана, как у вас происходит творческий процесс, где вы берёте образы?

ЦВЕТАНА БАБЪЯГАЛОВА: Дружочек ты мой!!! Благодарю сердцем, благодарю душой за тёплые, нежные слова! С искренним теплом! 

ПОДЗАБОРНИКОВ: Нет, это не излечимо. Моё мнение - нет. Поскольку большинством голосов "нет", Цветана, увы, вы не реабилитированы. охрана, проводите даму в карету "Скорой помощи"!

ЦВЕТАНА БАБЪЯГАЛОВА: Егор, дружочек ты мой!!! Благодарю сердцем, благодарю душой за тёплые, нежные слова! С искренним теплом!

ЭВКАЛИПТОВ: Мне легче ответить на это стихотворением...

ВСЕ ХОРОМ: Не-е-ет!!!!!!!!

ЭВКАЛИПТОВ: Но тогда вы должны признать Цветану психически здоровой, ведь всё настоящее неподвластно никому, и отсюда что-то исходит. Например, моё стихотворение... впрочем, если вы не хотите, чтобы я его читал, тогда реабилитируйте мою подопечную.

ЦВЕТАНА БАБЪЯГАЛОВА: Эдуард, дружочек ты мой!!! Благодарю сердцем, благодарю душой за тёплые, нежные слова! С искренним теплом!

ПОДЗАБОРНИКОВ (достаёт бланк и пишет на нём что-то): Ну хорошо, хорошо... Раз уж в России все всегда тащат своих, вот читайте резолюцию, надеюсь, все присутствующие с этим согласны?

ВСЕ ХОРОМ: Д-а-а!!!!!!!!

ЦВЕТАНА БАБЪЯГАЛОВА: Эдуард, дружочек ты мой!!! Какие тёплые, хорошие строки написал! Благодарю сердцем, благодарю душой за тёплые, нежные слова! С искренним теплом!

ГРЕЦКИЙ: Итак, Цветана, вы реабилитированы. Позвольте преподнести от нашей программы вам памятный подарок - вот этот ноутбук с бесплатным подключением к интернету. Теперь вы можете гробить своим витийством не только нервные системы соседей по палате, но и эстетические чувства любителей сетевой поэзии.

ЦВЕТАНА БАБЪЯГАЛОВА: Дружочек ты мой!!! Благодарю сердцем, благодарю душой за тёплые, нежные слова! С искренним теплом!

ТОМАТСКИЙ: Ну вот, Цветаночка уютно устроилась в уголке за чайным столиком, прилиппла к экрану, стучит по клавиатуре и что-то бормочет...

ЦВЕТАНА БАБЪЯГАЛОВА (тихо, про себя): Под морозную голубизну неба жемчужный смычок притаился в засаде, подкарауливая скрипку...

ГРЕЦКИЙ: Уффф, что-то я дёрганый стал...Пока она витает в небесных сферах, ходу передачи она не помешает. Поэтому мы можем пригласить следующего кандидата. Доктор Томатский, ваша очередь приглашать.

ТОМАТСКИЙ: Сейчас вы ещё более дёрганый будете. Князь Шпротов Второй, прошу пожаловать в ординаторскую... то есть в студию!

ГРЕЦКИЙ: Уважаемые телезрители, вот вы видите, как чётким строевым шагом в студию входит Шпротов в парадном мундире полковника Лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка. Здравствуйте, ваше высокоблагородие!

КНЯЗЬ ШПРОТОВ ВТОРОЙ: Здравия желаю, располагайтесь поудобнее, вы хотите на галерку, милости прошу! Вы хотите поближе к сцене, вот ваше место! Декорации расставлены, актеры готовы...Прозвенел третий звонок!!! Представление начинается!

ГРЕЦКИЙ: Это поэтому вы в маскарадном костюме?

КНЯЗЬ ШПРОТОВ ВТОРОЙ: Это не костюм, а надетый мною на меня мой мундир, как кораллы на речные скалы! Чувствуете, как я неистово рифмую?

ПОДЗАБОРНИКОВ: Вот то, что я вижу в тебе - это баловство, детство какое-то, но с этим тоже можно жить... Кто рекомендует его высокоблагородие?

ПРОСТОПТИЦЫН: Я рекомендую. Это настоящий рыцарь любви...

ПОДЗАБОРНИКОВ: Стоп-стоп-стоп! Один рыцарь любви уже был. Вам Культмана не достаточно?

ПРОСТОПТИЦЫН: Тот был первый, а этот - второй. Вот потому-то он и зовётся - Второй. Князь Шпротов Второй. У него огненные стихи, они просто дают жизнь!

КНЯЗЬ ШПРОТОВ ВТОРОЙ: Господа, я вынудил меня наложить в вас протест. Я - Второй, потому что Первого никогда не было!

ТОМАТСКИЙ: Да, это утверждение Князя вполне логично.

СОРОКИНА: А может, Князь, вы нам почитаете что-нибудь из своего? Кстати, а как ваше настоящее имя?

КНЯЗЬ ШПРОТОВ ВТОРОЙ: Князь. Очень приятно! Князь. Очень приятно! Князь. Очень приятно! Князь. Очень приятно!...

ГРЕЦКИЙ: Стойте! Давно вас хотел прервать на полуслове, но это сейчас стихи?

КНЯЗЬ ШПРОТОВ ВТОРОЙ: Нет, стихи моментально прибудут быть сейчас! Вот слушайте мою гармонию тонкости миров любви и обширной нежности красоты! На стихотворение наложено именование "Миха, почему сегодня грустный?"

Пехом шёл с пивком морпех Мишаня,
С милым в шалаше он ночевал,
Миха там подручный свой нашарил,
Другу, словно дождь, в дыру клепал.

Он был сверху-снизу-слева-справа,
Заходил крылом и под, и над.
Тягостней магнита та забава,
Видел сзади тризну, как агат...

ЦВЕТАНА БАБЪЯГАЛОВА: Князь, дружочек ты мой!!! Какие тёплые хорошие строки написал! Благодарю сердцем, благодарю душой за тёплые, нежные слова! С искренним теплом!

ТОМАТСКИЙ: Цветаночка, ноутбука вам мало?

ЦВЕТАНА БАБЪЯГАЛОВА: Дружочек ты мой!!! Благодарю сердцем, благодарю душой за тёплые, нежные слова! С искренним теплом!

ТОМАТСКИЙ: Спасибо, но, делая комментарии, вы забываете про поэзию.

ЦВЕТАНА БАБЪЯГАЛОВА (тут же поворачивается опять к ноутбуку): Союз галактик сплочённых восстанавливал воронки светящегося счастья в тёмных очах Дарта Вейдера, призывал к смирению распуханием разноцветных гирлянд сверхновых звёзд на благополучном мече Люка Скайуокера...

ПОДЗАБОРНИКОВ: Давайте послушаем следующее стихотворение! Князь, вы как, готовы? Только что-нибудь, что не имеет таких явных гол...ммм... светло-синих оттенков, вы же знаете закон, вы Князь Шпротов, а не поручик Ржевский.

КНЯЗЬ ШПРОТОВ ВТОРОЙ: Так точно-с! В мире гармонии стройных сфер любовь имеет большое место! На моё второе стихотворение назначено имя "Невинный чистый театр"

Снегирей агатовая стая
На рябине место заняла
Души их, агатами взлетая,
Молча проповедуют слова.

Здорово, ого, опять картина,
Вот ведь гад, приполз, увидел кот.
Снегири попадали с рябины,
Красные агаты вмёрзли в лёд.

ЦВЕТАНА БАБЪЯГАЛОВА: Князь, дружочек ты мой!!! Какие тёплые, хорошие строки написал! Благодарю сердцем, благодарю душой за тёплые, нежные слова! С искренним теплом!

КНЯЗЬ ШПРОТОВ ВТОРОЙ: Вот, видите, есть тут правдивый меценат поэзии, который расположен тут!

САЛОННЫЙ: И всё же я не понимаю, почему агаты - красные. Красными рубины бывают, а агаты - не понимаю.

КНЯЗЬ ШПРОТОВ ВТОРОЙ: Не было вас, передача только выигрывала от этого. Потому что вы безголовый конь.

САЛОННЫЙ: Я член художественного совета, то есть, простите, реабилитационной комиссии, и это выбор народа! Я сейчас заявлю протест...

ГРЕЦКИЙ: Всё, мирись-мирись-мирись и никогда не дерись! Давайте лучше послушаем уважаемых членов комиссии.

ПОДЗАБОРНИКОВ: Простоптицын, давайте, рассказывайте про вашего подопечного.

ПРОСТОПТИЦЫН: Каждый дуб по-своему красив и своеобразен. Он выбрал ходовые слова, сконцентрировал их, эти слова концентрирует каждый человек. И у Инги в клинике масса таких дубов. Дерево это  - символ жизни. На его стволе будут только листья и ветки, но очень своеобразно расположенные.  Вы никогда не найдёте там подкову или телевизор...

КНЯЗЬ ШПРОТОВ ВТОРОЙ (распахивает мундир): Как это так? Вот подкова на скотче к животу, вот телевизор под мышкой на резинке!

ТОМАТСКИЙ: Князь, но зачем?!

КНЯЗЬ ШПРОТОВ ВТОРОЙ: Вы мелочный оппортунист! Я его и подкову немножко продам, и буду настраивать к платежам за анонсы!

СУНДУКОВА: У вас получается акынство. Так акын, не знающий русского языка и перепивший на тое кумыса, поёт русские стихи для геологов, случайно зашедших к нему в юрту. Но это акынство у вас хорошо получается. Это не гадость, это капли росы на листьях. Моё мнение - да.

СОРОКИНА: В первом стихотворении меня всё поразило. Однако, "тягостней магнита та забава" - вот эта строчка пафос стихотворения сильно принизила. Герои вроде бы испытывают восторг от милого дружеского общения, а тут вдруг появляется что-то тягостное. Надо было сказать - "притягательней". Но то, что люди ходят друг к другу, это замечательно. После прочтения второго стихотворения, у меня появилось ощущение, что этот человек потрясающе начитан. Он даже знает, что снегири зимой действительно иногда садятся на рябину. Моё мнение - да.

ЭВКАЛИПТОВ: Россия - загадочная страна... Если взять Киево-Новгородскую Русь, князь тоже растворяется в этом изобилии... Да.

САЛОННЫЙ: Если автор сумел донести до читателя свои преживания, свои боль, гнев на портящих красоту мира разных несознательных котов и геев-морпехов, если он сумел настроить читателя на свою поэтическую волну, то он настоящий поэт. Я, как полномочный представитель народа, заявляю - да. Хотя Князь и обозвал меня конём, и я ему это припомню.

ЦВЕТАНА БАБЪЯГАЛОВА: Флирт, дружочек ты мой!!! Благодарю сердцем, благодарю душой за тёплые, нежные слова! С искренним теплом!

ПОДЗАБОРНИКОВ: Вот так же, как Шпротов нелепо склеивает свои стихи, и "Автоваз" тольяттинский штампует свои убогие машины, такие же угловатые и некрасивые. Моё мнение - нет, но поскольку у нас сегодня демократия во плоти, придётся вас реабилитировать. Поздравляем!

ГРЕЦКИЙ: И мы дарим вам вот этот замечательный комплект учебников русского языка, с 5-го по 11 класс! А также словари Ожегова и Даля! Поздравляем вас! Теперь пройдите во-о-он на тот угловой диванчик, где Цветаночка играется со своим ноутбуком. Поворкуйте, рецки друг другу в четыре руки попишите. Это вас развлечёт, пока мы с последним кандидатом разбираться будем.

ЦВЕТАНА БАБЪЯГАЛОВА: Дружочек ты мой!!! Благодарю сердцем, благодарю душой за тёплые, нежные слова! С искренним теплом!

КНЯЗЬ ШПРОТОВ ВТОРОЙ: Жму по вашей руке, друг, за мелочное, но крупное понимание!

ПОДЗАБОРНИКОВ: Господа интерны, решайте, кто будет вызывать третьего кандидата!

ГРЕЦКИЙ: Вызывается Алексей Полбу! У него такие добрые глаза... Милая Инга, ну что вы кривитесь?

ТОМАТСКИЙ: Вот в студию стремительным шагом входит Алексей Полбу. Вы можете видеть с какой скоростью его ловкие пальцы бегают по экрану планшетника. Это такой матёрый человечище! Юлий Цезарь мог одновременно писать, читать и вести непринуждённую беседу. Алексей с лёгкостью заткнул за пояс великого императора - смотрите сколько дел он одновременно умудряется делать: пишет стихи, пишет рецензии, отвечает на рецензии, стирает ругательные рецензии, а также непрерывно регистрируется на всех поэтических сайтах, которые только может найти. Причём делает он это, ни на секунду не прерываясь, даже когда ест, спит или сидит в задумчивой комнате. Здравствуйте, Алексей!

АЛЕКСЕЙ ПОЛБУ (бормочет, не отрываясь от планшета): Здрасьте-здрасьте... Так, ещё шестьдесят рецензий пришло... Отвечаем... Благодарю, Анна, за отклик и внимание... Благодарю, Сергей, за отклик и внимание... Благодарю, Анатолий, за отклик и внимание... Благодарю, Князь, за отклик и внимание... Благодарю, Цветана, за отклик и внимание... А, вот новые стихи в сети, надо рецензии написать срочно... На "Графоманов.нет" - две рецензии, на "Избе-читальне" - пять, на "Самиздате" - двадцать шесть,  на "Стихи.ру" - сто двадцать...

ГРЕЦКИЙ: Алексей! Алексей!!! Алексе-е-ей!!!!!

АЛЕКСЕЙ ПОЛБУ: А? Что?

ГРЕЦКИЙ: У нас тут вообще-то передача, и это вашу реабилитацию мы сейчас будем обсуждать!

АЛЕКСЕЙ ПОЛБУ: Не мешайте... Благодарю, Цветана, за отклик и внимание...

ТОМАТСКИЙ: Пока он в этом состоянии, может, музыкальная пауза?

ПОДЗАБОРНИКОВ: Ну, раз так, давайте отдохнём.

ТОМАТСКИЙ: Сегодня в нашей студии автор-исполнитель своих и чужих песен, самый известный бард города Непоэтов, гитароигрец, плэйкастун и роликодел Звенислав Песнявский! Звенислав обладает редким талантом в ходе создания видеоклипов делать хорошие стихи плохими, а плохие делать ещё хуже. Звенислав может создать плэйкаст на любую рифмованную хрень! И берёт недорого. Но в этом нет ничего странного - Остап Бендер тоже недорого брал за просмотр Провала. Зато как счастливы рифмописецы, которые заплатили Звенику за обработку их литературного наследия!

ПЕСНЯВСКИЙ (вбегает в студию):
Здравствуйте, дамы и господа,
Я очень рад, что попал сюда,
Я мужчина умный и рукастый,
Я прекрасно делаю плэйкасты.
Чтобы поэт не выглядел, как бледный кролик,
На его страничке должна быть ссылка на мой ролик.
Зайдёт читатель, и скажет: "Вот это талант,
Раз его стихи для песни взял музыкант!"
И пусть мой голосок слегка дребезжит,
Главное - ссылка на странице лежит.
Моё творчество радость вам принесёт
За смешные деньги - рублей за пятьсот!

ГРЕЦКИЙ: Стоп-стоп-стоп! Звенислав, спойте нам пожалуйста, а потом можете продавать свою продукцию. Видите, в уголке двое сидят? Скоро к ним третий присоединится. Вот на них вы и оторвётесь, после того, как наши уши насладятся вашей райской музыкой. Исполните, маэстро, что-нибудь собственного сочинения!

ПЕСНЯВСКИЙ (поёт под гитару, при этом всё время фальшивит и сбивается с аккордов):
Я тебя люблю, а ты меня не любишь,
Любишь ты его, а меня не любишь,
Он тебя не любит, а я тебя люблю,
Я тебя люблю, давно тебя люблю.

Он тебя не любит, а я тебя люблю,
Ты меня не любишь, но я тебя люблю,
Он меня не любит, но любишь ты его,
Пусть тебя он любит, я не люблю его.

Ты меня полюбишь, а я люблю тебя,
Он тебя не любит, а я люблю тебя,
Он меня не любит, я не люблю его.
Как песня получилась? Правда, ничего?

ГРЕЦКИЙ: Вообще-то это был настояший творческий манифест!

СОРОКИНА: Это очень хорошая мелодика, это приятные средцу переборы струн!

ТОМАТСКИЙ: Ну, спасибо, Звенислав, великолепная, глубокая и содержательная песня о любви! Можете теперь присоединиться к вон тем двум дарованиям, которые уже давно пожирают вас голодным глазами и роются в кошельках. Идите же к ним и продавайте, продавайте, продавайте им тщеславие оптом и в розницу!

ПЕСНЯВСКИЙ (направляется к Шпротову и Бабъягаловой):
Кручу-верчу, клип сделать хочу!
Штопаю, паяю, музыку исполняю!
Дайте мне ваш самый лучший стишок,
И я превращу его в сладенький пирожок!
Открывайте кошельки,
Доставайте пятаки,
Закажите мне плэйкаст,
Если вы не педе...(п-и-и-ип)!

ГРЕЦКИЙ: Алексей! Алексе-е-ей!!! Отойдите от Песнявского и перестаньте, наконец, судорожно вытаскивать купюры из карманов. Звенислав никуда не денется - охрана всё равно никого не выпустит до конца передачи. Прочитайте нам свои стихи, выслушайте вердикт, а потом у вас будет время плэйкасты заказать.

ПОДЗАБОРНИКОВ: Салонный, давайте уже познакомьте нас со своим протеже, посмотрим, что он там нашаманил.

САЛОННЫЙ: А чего вас с ним знакомить? Таких, как Полбу, много. Они соберутся, человек семь, и начинают друг другу рецки писать и рейтинг своих творений искусственно накручивать, а потом нормальные поэты, видя эту гадость на главной, свои страницы закрывают.

ПОДЗАБОРНИКОВ: Так зачем же вы его притащили?

САЛОННЫЙ: А что такое вообще поэзия? Это энергия, зашифрованная в рифму. У Алексея этих рифм столько, что энергии хватит на взрыв сверхновой. Вот он пишет именно такие стихи, что я их понимаю. Он умеет совершенствоваться. А как совершенствоваться? А не слушать никого. Если слушать психиатров, вообще не нужно писать стихи. Кроме того, он никогда не угрожал мне. Разве это не причина для реабилитации? По крайней мере, он умеет ставить знаки препинания. Разве это не рост культурного уровня?

ЦВЕТАНА БАБЪЯГАЛОВА: Флирт, дружочек ты мой!!! Благодарю сердцем, благодарю душой за тёплые, нежные слова! С искренним теплом!
 
ПОДЗАБОРНИКОВ: Полбу, ну давайте уже, удивите нас!

АЛЕКСЕЙ ПОЛБУ: А я ничего не написал. Я считаю, что современный поэт может вообще ничего не писать, а вот уметь продвигать себя он должен. Посмотрите, на скольких сайтах я зарегистрировался, и везде на своей страничке в резюме я пишу либо "литератор", либо "поэт". Поверьте мне, этого достаточно. Ведь к моему имени теперь настолько прочно прилипло слово "поэт", что я не могу его отскрести даже наждачной шкуркой. И все мне говорят: "Привет, поэт!", "Как дела, поэт?". И мне это приятно. А пишу я стихи, или пишу не-стихи, или вообще ничего не пишу - до этого нет никому дела. Вот встречаются два человека. Один говорит другому: "А ты стихи Полбу не читал?" А другой отвечает: "Да я стихи даже по книжке не читаю, а уж по лбу..." Да нет, - говорит первый, - Полбу - это поэт знаменитый". Второму неудобно, что он меня не читал, и вот он говорит, что читал. И первый меня не читал, но имя моё знает, и говорит, что читал. И все говорят друг друг, какой я замечательный поэт. И мне это приятно.

ЦВЕТАНА БАБЪЯГАЛОВА: Алексей, дружочек ты мой!!! Благодарю сердцем, благодарю душой за тёплые, нежные слова! С искренним теплом!

АЛЕКСЕЙ ПОЛБУ: Благодарю, Цветана, что откликнулись, и за столь подробную, развернутую рецензию. Вот, у меня планшетник с вайфаем, а тут в студии сеть, оказывается, незащищённая, и я на халяву отблагодарю вас двадцатью хвалебными рецензиями на ваши стихи. ПоэтОк поэткА видит издалека.

ЦВЕТАНА БАБЪЯГАЛОВА: Алексей, дружочек ты мой!!! Благодарю сердцем, благодарю душой за тёплые, нежные слова! С искренним теплом!

ТОМАТСКИЙ: Алексей, потом отблагодарите, У нас хронометраж хромает. Ну хоть какой-нибудь свой стих, хоть из ранней юности, можете вы припомнить?

АЛЕКСЕЙ ПОЛБУ: Ну, есть один. Этот стих я могу отнести к ранним, потому что года два назад я ещё не умел работать на компьютере, и поэтому было время на сочинение стихов. Я отношу этот стих к пику тех захлёстывающих эмоций радости творца. На тот момент сила этой радости была подобна оргазму, наркотическому опьянению и другим подобным вещам. Сейчас, в настоящий момент, когда продолжаешь что-то создавать (например, писать слово "литератор" на авторской странице на тысячном по счёту сайте), такие ощущения становятся реже, и, чтобы вызвать их, нужно большое напряжение сил, но это лишает радости самого творчества, просто оно идёт с поверхности вглубь. Но у героини моего стиха творчество идёт из глубины наружу. Вот этот стих. Я его сочинил, когда своим творчеством прошёлся по свежим следам её творчества.

Офелия, дитя моё родное!
Не я отец, а то бы взял ремень.
С утра ты не давала мне покоя,
В саду по веткам прыгала весь день.

От недозрелых слив страдая тяжко
(Кто ел их с молоком, меня поймут),
Офелия в кустах шуршит бумажкой,
Роняет фрукт, и черви к сокам льнут.

ТОМАТСКИЙ: Только мне не совсем понятно, что за фрукт роняет Офелия. Это какая-то, друзья, новая реальность, новые интриги!

АЛЕКСЕЙ ПОЛБУ: А чего тут непонятного? Сгусток эмоций, разбросанных по времени.

ГРЕЦКИЙ: Ну что ж, будем надеяться, что "фрукт" и "черви" - это всего лишь метафоры, которые подразумевают нечто возвышенное, благородное. Давайте перейдём к обсуждению.

ЦВЕТАНА БАБЪЯГАЛОВА: Дружочек ты мой!!! Благодарю сердцем, благодарю душой за тёплые, нежные слова! С искренним теплом!

СУНДУКОВА: Мне в самом деле неловко, потому что сейчас говорить - это обижать поэтов. Когда звучат стихи, можно сказать, хорошо это или плохо, но когда падают вот такие фрукты - трудно даже высказываться. Психоаналитик, психотерапевт может поругать или похвалить, этим он стимулирует своего пациента. Но то, что прозвучало... Для того, чтобы у нас было творчество, не достаточно, чтобы люди были творческими. Вот Полбу - творческая личность? Творческая. Создаёт он авторские страницы? Создаёт. Рецензии пишет? Пишет. Насчёт его стихов... Ну здесь он просто взял и довёл до конечного совершенства стиль, который мы уже наблюдали в стихах Бабъягаловой и Шпротова. Да, психиатрия - это огромный организм, и большая роль в нём достаётся нам, специалистам. Один мудрый человек сказал: "В психиатрии кто белый халат первым надел, тот и врач". И поэтому, осознавая ответственность за судьбу человека, который хотя бы умеет связно излагать мысли, я говорю - да.

АЛЕКСЕЙ ПОЛБУ: Я просто так привык, если вы почитаете мои стихи, то там найдёте и задницу без рубля, и вакуоли вселенной, и тележное колесо, которым Фортуна швыряется в поэтов. Это всё выносится как вдохновение, и получается крайне сырая и необработанная вещь, которая подлежит доработке. Я эстетические чувства читателей не уважаю, мне интересен сам процесс. Я всё дорабатываю в процессе, что-то теряется, что-то приобретает новый оттенок.

ГРЕЦКИЙ: Ну да, в ходе этого процесса Офелия недопереваренные сливы потеряла...

АЛЕКСЕЙ ПОЛБУ: Грецкий, вы же не дурачок, и внутри себя прекрасно понимаете, что вот эти ваши гнусные намёки являются даже не местью, а мстёй за то, что вы сами стихов не пишете и мне завидуете. Но я вас посажу в лужу.

ЦВЕТАНА БАБЪЯГАЛОВА: Алексей, дружочек ты мой!!! Благодарю сердцем, благодарю душой за тёплые, нежные слова! С искренним теплом!

АЛЕКСЕЙ ПОЛБУ: Благодарю, Цветана, что откликнулись!

СОРОКИНА: Эти два человека могут разговаривать друг с другом, но лично я с ними не договорюсь никогда. У вас о любви что-нибудь есть?

АЛЕКСЕЙ ПОЛБУ: Есть. У меня на "Прозе.Ру" есть юмореска "Как раскрутить женщину на минет?" Читатели прут, аж пятки сверкают.

СОРОКИНА: Это какие-то сообщества молодых и не очень умных девочек-домохозяек, которые выскочили замуж по залёту сразу после школы? "Овуляшки-беременяшки" всякие, которые пишут друг другу о "пузожителях" и о несостоявшихся мужьях? И непременно рисуют над каждым своим комментом или постом дурацкие сердечки и мерцающих ангелочков? Жалею о том, что я не заблудилась сегодня на станции метро. Моё мнение - нет.

ПРОСТОПТИЦЫН: Мне он понравился тем, что прочитал только одно стихотворение. Вот через это стихотворение я понял, что это за человек. Я считаю, что нужно предпринимать немало ходов, чтобы золотой век русской поэзии свершился. 

СОРОКИНА: Простоптицын, вы таким видите золотой век русской поэзии?

ПРОСТОПТИЦЫН: "Золотой век" - это значит, что стихи должны войти в жизнь каждого человека. Они должны звучать на улицах, в кафе, с телевизионных экранов. Каждый поэт должен знать, что у него есть шанс попасть к нам на передачу и доказать своё душевное здоровье. Полбу это прекрасно понимает. Он, как никто, может претендовать на литературную премию "Наше наследие", так как старается наследить своими стихами, где только может. Он приближает то время, когда каждый написавший две любых строчки в столбик будет называться поэтом. И не будет вокруг нас ни инженеров, ни токарей, ни водителей, ни кондитеров, ни полицейских, ни военных, ни врачей - одни поэты. И слова "сударь", "сударыня", "товарищ", и прочие "мистер-миссис-мисс-герр-фрау-мьсё-мадам" будут заменены на "поэт" и "поэтесса". И кондуктор будет вопрошать в троллейбусе: "Поэт, вы проезд оплатили?" И в магазине к продавщице мы будем обращаться: "Поэтесса, взвесьте, пожалуйста, палочку сервелата!" И полицейский скажет уличному хулигану: "Поэт, пройдёмте!" К верховным иерархам будут обращаться "ваше поэтейшество", к монархам - "ваше поэтичество". И только должность главы демократического государства будет звучать не очень красиво - "поэзент Российской Федерации", "поэзент США" и т.п. Но это всё равно будет золотой век поэзии. Моё мнение - реабилитировать безоговорочно.

ЭВКАЛИПТОВ: Однажды одна из моих студенток... вы знаете, они часто ко мне пристают, чтобы я их стихи оценивал, но я всегда привожу цитаты из моей вышеупомянутой диссертации, и они тут же отстают. Я таким образом наловчился от них отбиваться... Так вот, одна из них вдруг не отстала. Руки раскинула вот так, суёт мне в руки бумажку и кричит: "Вы должны прочесть Полбу!" Я у неё чёлочку отодвинул, а там ничего не написано... Я не сразу сообразил, что Полбу - это стихи на бумажке. Она обиделась, а я, чтоб вину загладить, бумажечку взял - ай, думаю, дома выкину. А там написано:

"Вам давит голову ваш головной убор,
Когда из супермаркета идёте,
У вас под шапкой персик, помидор,
Головка сыра, вишенки в компоте. 

Но тут крадёт у вас ушанку хулиган,
И хрен бы с ним! Но вот продукты жалко.
Вы это всё не спрячете в карман.
Охранник не пропустит вас без шапки."

Такое, знаете, глубокомысленное стихотворение - я думаю, ах ты, боже... Несомненно, Полбу - это поэт. Реабилитировать. Мы даже подружимся, несмотря на разницу в возрасте.

ГРЕЦКИЙ: И вот вам небольшой презент, как и всем остальным участникам нашего шоу! В результате труда наших сисадминов родился список сайтов, на которых вы ещё не зарегистированы. Этот список мы дарим вам, Алексей. Приближайте Россию к золотому веку поэзии и дальше! Теперь вы можете спокойно обговорить со Звениславом все ваши проблемы. Я же вижу, как вам не терпится заключить друг друга в деловые объятия! Песнявский жаждет денег, а вы  - славы. Я думаю, вы договоритесь.

А вам, уважаемые телезрители, я должен сказать, что передача наконец-то подошла к концу. Хочется думать, что стойкие ночные кошмары вам теперь обеспечены. Отдельно спасибо тем, у кого хватило терпения посмотреть весь этот бред от начала и до конца. Но мы и наши герои с вами не прощаемся, вы всегда найдёте наши текстовыделения на лучшем в мире поэтическом сайте, а следующая передача выйдет ровно через неделю, в это же время. С вами были мы, интерны Грецкий и Томатский и лучшая в мире программа "Вечерние психи". До скорой встречи у нас на программе и берегите себя!

КОММЕНТАРИЙ АВТОРА: В ходе трансляции телепередачи ни один настоящий поэт не пострадал.


Рецензии