Сын ушёл на войну...
Мать сыночка на фронт провожала.
Восемнадцатый год был мальчишке-юнцу,
К сердцу милого сына прижала:
«Береги себя,сын! Без тебя мне не жить!, -
Слезы горькие с глаз утирала, -
И пиши мне почаще, как станешь служить!» -
Лишь вдогонку ему прокричала.
Была мать та вдовой и лишь сыном жила,
И не ведала счастья иного.
Всё ему одному - ничего для себя:
Лишь не было с ним что худого.
И теперь вот одна, как же жить без него?
Всё вокруг потеряло свой смысл.
Только карточка в рамке на стенке его,
И не четкая дата из чисел.
А война – сатана, сына взяв в оборот,
Приняла его в самое пекло
Там где смерть прерывает размеренный счёт
Ритма сердца; где солнце померкло;
Где стальная броня не способна укрыть
От погибели нежные души;
Где стволы автоматов не могут остыть
И оглохли от выстрелов уши.
«Здравствуй милая мамочка,как ты живёшь?
Не болеешь ли, всё ли в порядке?
Как всегда, писем с фронта, наверное,ждёшь;
Ну, а старые вновь ты читаешь.
А у нас здесь на фронте затишье везде.
За меня не волнуйся,родная.
Я, конечно, здоров и в порядке вполне,
Ты себя береги, дорогая!»
«Мой сыночек родной,как ты там без меня?
Моё сердце совсем исстрадалось.
Хоть одним бы глазком поглядеть на тебя,
Что ещё мне для счастья осталось?
Как живём сами здесь? – Ничего, ещё тянем.
Весь наш труд для победы и фронта.
С похоронкой письмо - мы простимся,помянем.
Не всегда будет дым в горизонте.»
А на фронте война,там всё так как всегда:
Взрывы, стоны, стрельба,канонада,
Дым пожарищ и тьма,только луч иногда
Им, от солнца отвыкшим, - награда.
Вот от взрыва волною накрыло бойца,
В пятнах крови пилотка солдата.
Только слышен лишь стон,но не видно лица
И расколот приклад автомата.
Кто то рядом с ним встал,- «Hande hoch!»,- прокричал,
И затворная лязгнула рама…
Уже не было сил,он лишь только привстал
Из последних сил выкрикнул:«МАМА!!!»
Автомат безразлично металлом плевал
И свинец пронзил сердце солдата…
Над могилой не долго отряд простоял -
Грянул залп по команде комбата.
«Что то больно кольнуло мне сердце,СЫНОК!
Мои ноги совсем уж не ходят.
Видно вышел совсем уж мой жизненный срок
И последние силы уходят».
Деревенский погост на речном берегу
Много помнит,а годы проходят.
И он помнит, конечно, могилку одну:
К ней никто,никогда не заходит.
* * *
16.02.2014
Свидетельство о публикации №114021703159
Привет, Владимир.
Критики Вы здесь не получите, потому как критиков на этом
сайте никогда не было, а вот на читательские отзывы можете
полностью рассчитывать.
Первое, о чём сразу хочется сказать, так это об объёме.
Современный читатель, Владимир, не любит пространных стихов.
Лапидарность - вот девиз поэта ХХI века. Данное произведение
можно сократить раза в три без потери смысловой составляющей.
Поэзия - это эссенция языка. Хотя и написано вверху, что читатель
должен воспринимать произведение как балладу, но это не баллада,
Владимир, ни по содержанию, ни по форме, ни по слогу, ни по сути.
Второе, что сразу бросается в глаза - недостаточное владение
автора русским языком.
Третье, о чём хочется сказать - о сути произведения.
Я прочёл десятки фронтовых писем, но ни одно из оных даже
близко не напоминает то, что здесь обозначено. Война - это
не лубок, и люди на ней были живыми, чувствующими,
искренними, открытыми. И писали они эти письма языком
простым, сермяжным, далёким от любой идеологической пустоты.
Вообще, тема одинокой матери и погибших сыновей кем только
не вспахивалась в послевоенную эпоху. Алгоритм, как правило,
прост до предела: проводы на войну - несколько писем с
фронта - смерть в бою - страдания матери - холмик на кладбище.
В различных интерпретациях сей костяк присутствует в сотнях
подобных произведений. А что для читателя важно при чтении?
Информационная составляющая, Владимир. Ежели оной нет -
судьба прочитанного ясна: в один глаз вошло - из другого вышло.
Можно, конечно, и на эту тему написать что-то стоящее, но
для этого надо владеть языком и темой выше среднего уровня.
По поэтике и слогу я говорить ничего не стану, ибо для этого
у автора нет начальной подготовки.
Вот, собственно, и всё, что хотелось сказать.
Акцентирую Ваше внимание: это не критика, а именно читательский
отзыв, Владимир.
Всего Вам доброго.
Евгений Кабалин 17.02.2014 11:56 Заявить о нарушении
Хотя, прежде чем браться за написание такого "труда", я прочёл не менее сотни баллад.( см. Высоцкий) и мне казалось... Хотя наверно вы правы.
Владимир Шашкин 3 17.02.2014 15:38 Заявить о нарушении
По реакции на отзыв сразу виден и автор, и его потенциал.
Посмотрите на применение знаков препинания - с этим проблемы.
Прочтите текст с расстановкой и вниманием к звучанию слогов.
Попробуйте сжать произведение до возможного минимума.
Это можно сделать, убрав само содержание писем(оно здесь
абсолютно второстепенно к смысловой канве) и обстоятельства
гибели воина(это тоже не влияет на главную суть стихотворения).
Я бы, к примеру, сделал акцент на предвоенном прошлом матери,
её радости от взросления и воспитания сына, счастливых
надежд на его будущую счастливую жизнь и, возможно, внуков.
И вот случилась война... Всё то, о чём она мечтала, разбито
вдребезги с гибелью сына. Женщина не может выйти из
трагического круга осознания отсутствия смысла дальнейшей жизни.
Она не видит возможности жить без будущего и уходит из
жизни раньше срока. Передать весь нерв жёсткого рока - вот
главный замысел поэта в подобной тематике. Человек вне войны,
которая кромсает судьбы и за линией фронта. То есть главный
персонаж - МАТЬ, а не погибший сын, выполнивший свой долг
перед Родиной.
Баллада - это прежде всего ЭПИЧЕСКОЕ произведение. В ней
нет текста в кавычках - только повествование. Лига "до войны -
война - после войны" вполне может вписаться в форму баллады, но
надо учесть то, о чём я упомянул выше.
Что касаемо Высоцкого, то обратите внимание на содержание его
баллад. К примеру, "Баллада о борьбе". Там видна явная
эпическая направленность текста и его точная корреляция
со временем нынешним. Баллад без ретроспекций не бывает,
Владимир. И ещё раз оцените, как филигранно пользуется
В.С. родным языком. В любой его балладе нет ни одного
лишнего слова. И, хотя они невелики по объёму, но читатель
понимает, что столкнулся именно эссенцией словесности,
которая применена Высоцким во имя требований времени.
Я искренне желаю Вам успехов.
С уважением, Е.
Евгений Кабалин 17.02.2014 16:12 Заявить о нарушении
Но и то, что Вы посоветовали тоже очень достойно внимания.
Со знаками препинания знаю проблемы и собирался подчистить их чуть позже.
Вы даже представить себе не сможете как меня огорошили и потрясли следующими словами -"у Вас есть будущее как у творческого человека.
По реакции на отзыв сразу виден и автор, и его потенциал" И это Вы обо мне ?!!!
Да начал читать ваши произведения просто потрясён! Есть у кого учиться, перечитаю всё. Ставлю вас себе избранным.
С ув. Владимир.
Владимир Шашкин 3 17.02.2014 21:20 Заявить о нарушении
мнениям, то значит правильно понимает взаимоотношения поэта
с читателем. У многих авторов с этим большие проблемы.
Я скажу Вам больше: даже члены СП РФ не стыдятся признавать
промахов в собственных виршах. Это при их-то опыте!
Я вижу, что Вы все воспринимаете правильно, а значит со
временем отшлифуете свою поэзию до блеска. И не стесняйтесь
казаться в чём-то несведующим - это дело поправимое. Мы
все не семи пядей, поэтому постоянно учимся друг у друга.
Так что впереди у вас интересная дорога к Парнасу, Владимир.
Евгений Кабалин 17.02.2014 22:02 Заявить о нарушении
Владимир Шашкин 3 17.02.2014 22:24 Заявить о нарушении