Стихополотно. О, гитара, бедная жертва

О, гитара, бедная жертва пяти проворных кинжалов!
О вещах, стихах, людях...


«Не разгадан смысл существованья,
Но звучит гитарная струна…
И в стихах, как прежде, без названья,
Двух сердец священная страна.»
/Александра Барболина/








 
 Начинается
 Плач гитары,
 Разбивается
 Чаша утра.
 Начинается
 Плач гитары.
 О, не жди от неё
 Молчанья,
 Не проси у неё
 Молчанья!
 Гитара плачет,
 Как вода по наклонам — плачет,
 Как ветра над снегами — плачет,
 Не моли её
 О молчаньи!
 Так плачет закат о рассвете,
 Так плачет стрела без цели,
 Так песок раскалённый плачет
 О прохладной красе камелий,
 Так прощается с жизнью птица
 Под угрозой змеиного жала.
 О, гитара,
 Бедная жертва
 Пяти проворных кинжалов!
© Федерико Гарсиа Лорка, ”Гитара”

Мир Лорки полон трепетной жизни.  Он персонифицирует предметы, они живые звучащие…  Духовность гитары - это плач, в свою очередь плач - это игра, и эта игра бесконечная, вечная и трагическая... Человек – не такая же ли Игра, вечный плач и страдания, жертва пяти органов чувств? Образ тоски  гитары Лорки  набирает трагический характер благодаря системе сравнений и параллелизмов. Это в стихотворении, а в жизни? Из-за чего страдает порой человек? Из-за постоянного сравнения…


О вещах:

М.Р. Рильке писал про вещи: "Только вещи говорят со мной. Вещи Родена, вещи готических соборов, античные вещи - все вещи, которые совершенно вещны. Они-то и указывают мне на образцы, на движущийся, живой мир..."  Рильке через конкретные изображения конкретных вещей постигает логику бытия,  вещь - часть  бытия, часть нашего "я", часть материально запечатленной духовности. Рильке говорит об ответственности за сохранение не только "человеческой", но и "божественной" ценности вещей. Вещи зависимы и суверенны, они - "просто вещи" и вещи "последние", то есть человек, ангел, Бог.  В вещи человек реализует свое мироощущение, творит, через неё имеет возможность произойти, состояться во времени и пространстве, прикоснуться к будущему. Творчество, вещи, картины, стихи… Человек проектирует себя во времени и пространстве… Зачем?

*~~~
Нежны, прозрачны вечера,
и эта тихая пора
вещам всего милей;
ведь вещи в дружбе с тишиной,
и льется теплою волной
молчание вещей.

И время, канув в тишину,
так немощно течет,
и вещи вольные в поход
вновь собираются в страну,
где всех их вечность ждет.
© Райнер Мария Рильке

*~~~
О глубинная жизнь, о жизнь до слез,
Ты прислушивайся в молчанье
и предчувствуй ветер прежде берез
и прежде их содроганий.

Тишина пусть приходит на твой порог,
и пуская твои чувства не дышат,
и пускай тебя легонький ветерок
и баюкает, и колышет.

Ты, душа моя, в эту тишь, в эту тишь,
устремишься, взмахнув крылами,
и огромною птицею пролетишь
над задумчивыми вещами.
© Райнер Мария Рильке

*~~~
Кто ты ни есть: под вечер выходи
из дома, где ты все сумел учесть,
твой дом - лишь край, а даль вся впереди:
кто ты ни есть.

И подними усталый взор свой в явь,
от стертого порога к небесам,
и черным деревом себя представь,
таким же одиноким, как ты сам.

Ты мир воспроизвел. И он велик,
и он как слово в недрах немоты.
Каким весь этот мир познаешь ты,
таким отпустишь нежно - в некий миг...
© Райнер Мария Рильке


О стихах:

Стихи ведь не то, что о них думают, не чувства (чувства приходят рано), стихи – это опыт. Ради единого стиха нужно повидать множество городов, людей и вещей, надо понять зверей, пережить полет птиц, ощутить тот жест, каким цветы раскрываются утром. Надо вспомнить дороги незнаемых стран, нечаянные встречи, и задолго чуемые разлуки, и до сих пор неопознанные дни детства, родителей, которых обижал непониманием, когда они несли тебе радость (нет, та радость не про тебя), детские болезни, удивительным образом всегда начинавшиеся с мучительных превращений, и дни в тишине затаившихся комнат, и утра на море, и вообще море, моря, и ночи странствий, всеми звездами мчавшие мимо тебя в вышине, – но и этого еще мало. Нужно, чтобы в тебе жила память о несчетных ночах любви, из которых ни одна не похожа на прежние, о криках женщин в любовном труде и легких, белых, спящих, вновь замкнувшихся роженицах. И нужно побыть подле умирающего, посидеть подле мертвого, в комнате, отворенным окном ловящей прерывистый уличный шум. Но мало еще иметь воспоминанья. Нужно научиться их прогонять, когда их много, и, набравшись терпения, ждать, когда они снова придут. Сами воспоминания ведь мало чего стоят. Вот когда они станут в тебе кровью, взглядом и жестом, безымянно срастутся с тобой, вот тогда в некий редкостный час встанет среди них первое слово стиха и от них отойдет. © Райнер Мария Рильке, «Записки Мальте Лауридса Бригге»





p.s. Щемит сердце в мире стихов, вечный плач души… Устала… Классики не лучше современников, стон души…


***
"Я говорил уже? Я учусь видеть. Да, начинаю. Пока еще дело идет неважно.
Но я учусь.
     Например,  прежде мне не  приходило  в голову, какое на свете множество
лиц. Людей -- бездна, а лиц  еще больше,  ведь у  каждого их несколько. Есть
люди,  которые  одно   лицо  носят  годами,  оно,  разумеется,  снашивается,
грязнится,  может  прохудиться  на  складках,  растягивается,  как перчатка,
которую надевали в дорогу. Это --  простые, бережливые люди;  они не  меняют
лица, даже не отдают  его в  стирку. Сойдет, говорят они, и кто  им  докажет
обратное?  Но напрашивается вопрос,  раз  у них несколько лиц, -- что делают
они с остальными? Они их берегут. Еще дети поносят.  Однако, бывает, их пес,
выходя на прогулку,  щеголяет в  хозяйском лице. Ну и что  такого? Лицо есть
лицо.
     А есть люди, которые  невероятно часто меняют лица, одно за  другим,  и
лица  на них  просто  горят. Сперва им кажется, что на их век лиц хватит, но
вот  им нет сорока, а  остается последнее. В этом, бесспорно, своя трагедия.
Они не привыкли беречь лицо, последнее за восемь дней снашивается до дыр, во
многих  местах  делается  тонким, как  бумага;  и  все  больше  просвечивает
изнанка, не-лицо, и так они вынуждены расхаживать."
© Райнер Мария Рильке. Записки Мальте Лауридса Бригге http://lib.ru/POEZIQ/RILKE/brigge.txt

***
"Если  бы  из тех страхов, которые я испытывал, я умел что-либо  делать,
если бы я мог  создавать из них вещи, настоящие тихие  вещи --  создавая их,
становишься  веселым и свободным,  а созданные, они излучают покой, -- тогда
бы со  мной ничего  не случилось."
© Райнер Мария Рильке. Записки Мальте Лауридса Бригге http://lib.ru/POEZIQ/RILKE/brigge.txt


Из рецензий:

- Да, стихи это опыт. В первую очередь опыт, а потом уже всё остальное (чувства, страсти, любовь).. Надуманные стихи всегда кривые по смыслу или даже набор красивых слов, фраз, выражений.
А стихи на основе опыта правдивы и понятны, они легко читаются и захватывают наше внимание. Они стимулируют наши фантазии и желание прибавлять опыт.
Александр Козка   12.02.2014 18:44   


- "желание прибавлять опыт". А хорошо ли это? Надо ли?

Я начинаю понимать, что мне неинтересны стихи, чужие бурные фантазии, чувства, больше утраченные, тоскливые... Неужели, любовь - это боль. Думаю, что должно в радость. Не может настоящая любовь быть болью, ненавистью... Опыт - советы, да, наставление, в помощь... Не знаю...
Ирина Петал   12.02.2014 18:52



Картина - МИР ГРЕЗ БЕЛЬГИЙСКОЙ ХУДОЖНИЦЫ CHRISTIANE VLEUGELS...




_________________________

Гри, Горий
Звук Урчания Кота

Гри, Горий!...

разговаривай гитара,
гри, гри горочки ладов...
дребезжи, визжи, гутаря,
о любви былых годов...

бас гремит, визжит оплётка,
струн 13 - 7 и 6...
гри, гри, гри, розетка-глотка,
гри, коль есть что произнесть!

гри, гри, гриф, дробя аккорды,
переборы и щипки...
струн 13 - звуков орды! -
зашатались потолки!

гри пригорочек судьбины,
не расстраивай ладов...
в вечной тайне славянина -
код о-вечий изо льдов...

разговаривай гитара,
гри, гри горочки ладов...
дребезжи, визжи, гутаря,
о любви былых годов...


***

БОНУС:

снег гуру = гуру снег = груснег/грусть;
овёс = сево/весо/веси;
Григорий = Слово Горнее! не век хитрожопым злыдням вирусами нас разить, чтоб самим же и лечить, абы при деле да в наваре!


14:39 25.12.2016


© Copyright: Звук Урчания Кота, 2016
http://www.stihi.ru/2016/12/25/6042







Я подарю тебе серебряные струны...
Ирина Жукова-Каменских

Так беспорядочно мелькают лица
Тех, с кем встречались и кого забыли,
Которые мы некогда любили…

Не одолеть в Эдеме искушенья,
И не поймать рукою райской птицы,
Не избежать вассалу униженья…

Но время утешает нас забвеньем…
Нам остаются грусть и сожаленье,
И мысли, что понять пока не смеем…

И пенье сладкозвучного Орфея
В объятиях прозрачной светотени
В вечернем полумраке откровений…

Твои ладони мягче снежной ваты,
Которая узорчата, крылата,
Приткнулась на холодном талом ложе

Под сенью усыплённого платана,
Где мягкий снег всё падает и тает…
И тёплый свет в твоих глазах тревожит…

Без Солнца жить моя душа не может...
Я подарю тебе серебряные струны,
Пускай поёт гитара ночью лунной,

Пускай звенят серебряные струны,
И голос сладкозвучный одинокий
Ко мне опять вернётся издалёка...
© Copyright: Ирина Жукова-Каменских, 2017
http://www.stihi.ru/2017/09/20/283


Рецензии
Да, стихи это опыт. В первую очередь опыт, а потом уже всё остальное (чувства, страсти, любовь).. Надуманные стихи всегда кривые по смыслу или даже набор красивых слов, фраз, выражений.
А стихи на основе опыта правдивы и понятны, они легко читаются и захватывают наше внимание. Они стимулируют наши фантазии и желание прибавлять опыт.

Александр Козка   12.02.2014 18:44     Заявить о нарушении
"желание прибавлять опыт". А хорошо ли это? Надо ли?

Я начинаю понимать, что мне неинтересны стихи, чужие бурные фантазии, чувства, больше утраченные, тоскливые... Неужели, любовь - это боль. Думаю, что должно в радость. Не может настоящая любовь быть болью, ненавистью... Опыт - советы, да, наставление, в помощь... Не знаю...

Ирина Петал   12.02.2014 18:52   Заявить о нарушении