Бюллетень МНС-10 от Bor G
Bor_G
------------------
Прошу простить. Времени категорически не хватает. Поэтому буду краток. Почти как тосты на охоте, особенно если охота немедленно выпить.
1. Вечный вопрос Высоцкого и Шекспира
Симпатичный такой амфибрахий. Схема рифмовки ААБВВБ. 4 стопы в строках А, В; 5 стоп в Б, все обрезаны до строго мужских рифм. Ритмика нормальная. Вторая оценка вполне тянет на 5. Но есть шероховатости по рифмовке: пленён-сражён (слабая глагольная рифма, ибо образуется только глагольным суффиксом), плоть-кость (хотелось бы точнее), даже обряд-стоят (не дотягивает уровень рифмы до уровня стиха, всё же сильное содержание). А вот сложить-заслужить – это хоть и глагольная, но сильная рифма.
Оценки: 4, 5.
2. Мечты у дворников не в моде
Интересная бытовая зарисовка. Очевидная (и вполне уместная) аллюзия на Михайлу, нашего, Ломоносова с его питанием юношей науками. В принципе, хотелось бы какой-то большей вычурности или хотя бы наполненности сюжета – но что вы хотите от бытовой зарисовки. Ряд рифм подкачал: питают-отвлекают, чём-кувырком, неё-споёт.
Оценки: 4, 4.
3. ДЫМ
В принципе можно было бы прицепиться к каким-то мелочам (скорее из области фонетики), но не буду.
Оценки: 5, 5.
4. Метель
Неплохой стих. Но нуждается в доработке. И с точки зрения сюжета-содержания (метель вроде наличествует, и огни мегаполиса, и ещё что-то – но картины нет), и с точки зрения техники. Рифмы: портрет-снег, огни-синевы, круговерть-потерь. «Через» в ямбовый размер не помещается – получается «черЕз». И т.п.
Оценки: 3, 3.
5. Дед
Хороший в принципе стих. Всё сделано симпатично. Просится немного что-то ещё в конце, ещё такой себе ностальгический (или ещё иной) выворот сюжета – ибо всё слишком просто.
Оценки: 5, 4.
6. Моя любовь
М-да. Хорошо задуманное, искреннее стихотворение. Но исполнение – мягко скажем, не очень. Скрип песка – по стиснутым зубам? Это как. Опять же получается, что он ещё и гладит. Но даже если не гладит. Гуляющий туда-сюда размер – ладно, это имеет место, куда деваться. Рифмы. Где-то есть, где-то нет в принципе. Сбои ударения. «Тащат» – это вообще шикарно. Над стихом ещё работать и работать.
Оценки: 2, 3.
7. Проникаю в тебя тихой памятью
Ну, что тут скажешь... Я уже не раз говорил, что пятистопный анапест – это страшная сила. А если ещё и очень хорошее исполнение. И задумка. И реализация. Шикарная рифма: терпят-встреплют. Почти афоризмы: «Память тела сильна обессивностью внутренних мук», «География мыслей похожа на карту планеты, где играют любовь и мечты в города и слова».
Оценки: 5, 5.
8. Плюшевый сон
Симпатичная такая полу-аллюзия на поэзию 19 века. Но «про наше». В принципе весьма неплохо. Разве что сбой во внутренней рифме: полёта-потомков.
Оценки: 4, 5.
9. Он улетел, но обещал вернуться...
Однако неплохо. Очень даже. Совсем немного фонетика по мелочам цепляет. Например, представляется, что лучше было бы «Пускай не красива, но только ли в этом суть». Немного цепляют первые строчки первых двух строф. Нашла-пообещал – спорная рифма, однако интересная, наверное, слабой считать не стоит, даже наоборот.
Оценки: 4, 5.
10. Та ночь
Зарисовка про ночь. И дождь. И любовь, разумеется. И про то, как он долго уходил. Но даже с учётом этого рифма «лил-уходил» – как-то не очень. А зарисовка в картину не превращается. Чего-то нет. И последняя строчка. Усечённая. Это модно – усекать последние строчки. Но это должно быть обоснованно. Даже если усекаются в рифму. Здесь же не в рифму. Может быть, надо додумать то, чего там не достаёт?.. Какое-то слово. Или словосочетание. Честно говоря, приходит в голову только что-то вроде «рожая» или «без урожая».
Оценки: 3, 4.
11. Портрет драматурга
Какой-то громоздкий получился портрет. И по исполнению. И фонетически. Тем более фонетически, кое-где почти что скороговорки для развития речи получаются. Да, вносить-плодоносить – это однокоренная рифма. И, что самое главное, собственно портрет за всей этой словесной громоздкостью и трудночитаемостью – как-то теряется.
Оценки: 4, 4.
12. «Январское»
Интересная зарисовка. Автор (ну, или ЛГ), судя по обстоятельствам места и природы, находится где-то в бассейне Средиземного моря, юг Турции или Израиль, скорее всего второе, опять же это объясняет беспокойство за Каир и Киев. Но теперь к исполнению. Внутренние рифмы то появляются, то пропадают. Тем более в таком коротком стихе – это не очень как-то. «Штормит – не спит» – это слабая рифма. Доработать бы стих.
Оценки: 4, 4.
13. "Самайн"
Что тут скажешь... Один из лучших стихов на конкурсе. И по замыслу, и по исполнению. Четырёхстопный (изначально) дактиль с усечённой до двух стоп чётной строкой. Вот где усечение уместно и обоснованно. Разве что совсем мелочь. Строчка «Ночь для любви твоей горькой и сладостной». Дело в том, что в трёхсложных размерах, если на два безударных слога выпадает отдельное слово, то неявное ударение в нём просится на первый слог. Так и здесь просится «твОей». Я бы это слово заменил. Впрочем, это мелочь.
Оценки: 5, 5.
14. Питер
Однако... Однако, очень интересно исполнено. Так, для оценки изыска – ритмический рисунок здесь такой:
-!-!
-!-!- -!-!-!
И что тут получается? Каждая нечётная строка – двустопный ямб с мужской рифмой. Каждая чётная – вроде тоже ямб, и вроде пятистопный. Хотя нет, две части как бы: две стопы (с как бы намёком на женскую внутреннюю рифму) и три стопы, с рифмой мужской. Но самое прелестное – это внутренняя рифмовка чётных строк не по пятому слогу, а по первым трём. И всё это в комплексе с прекрасным содержанием. Единственное, к чему можно прицепиться – это к рифме «стылая - остыла и». Рифма красивая. Но всё же однокоренная. Я бы исправил. Впрочем, качество стиха перевешивает.
Оценки: 5, 5.
15. Полусон? Полуявь?
Интересный стих. Интересное исполнение, хоть по виду тривиальный ямб. Интересная рифмовка. Если с учётом внутренних рифм – то такая. Первая строфа: АБАВГБГВ. Вторая строфа: АБВГАБВГ. А вот третья строфа: АБВГАБАГ. Не знаю, мне понравилось.
Оценки: 5, 5.
16. "Под розовой фатой тумана"
Неплохой такой стих. «На четвёрочку». Можно было бы ещё снизить первую оценку из-за ряда слабых рифм – но не буду.
Оценки: 4, 4.
17. Новобранец
Тема серьёзная. Даже очень. Тем более важно здесь исполнение. Соблюдение рифмы, размера. И содержание. И просто грамотность. Тем более в записи, где, например, принято отделять запятые от последующих слов пробелом. Но даже и без этого... Если бы не серьёзная тема – оценка была бы ещё ниже.
Оценки: 3, 3.
18. Она
Хороший стих. Очень хороший. В принципе, первую оценку всё же решил снизить из-за некоторых фонетических шероховатостей: «к ключице», «потом к хранилищу», даже «так тебе». На таком небольшом «теле» стиха это заметно всё же, особенно на фоне остального.
Оценки: 4, 5.
19. Наивные детские сказки
Действительно, сказки несколько наивные. И по содержанию, и по реализации.
Оценки: 3, 4.
20. Утешусь мудростью своей
Перефразируя известную шутку – тиха та буря, что в стакане, но симку надо перепрятать. А так – в принципе ничего.
Оценки: 4, 4.
21. Зимняя любовь
Хороший такой стих. Правда, немного стандартный, одномерный, что ли. И по исполнению, и по содержанию. Отсюда и оценки.
Оценки: 4, 4.
22. Встреча с океаном
Можно в принципе только повторить всё то, что и в комментариях к предыдущему стиху 21. Можно ещё прицепиться к рифмам, например: увижу-нанижу, никогда-навсегда – ну, да ладно...
Оценки: 4, 4.
23. В принципе неплохой стих. По содержанию. Но смущает сбой (лишняя стопа) во второй строчке и несколько пунктуационных ошибок.
Оценки: 4, 5.
24. "Умер дед...
Зарисовка с натуры. Реалистичная. Неплохое исполнение. Можно было бы ещё развить тему. Или хотя бы вставить пробелы после знаков препинания перед словами.
Оценки: 4, 4.
25. Мой дьявол талантливый
М-да, талантливо, дьявольски талантливо... И даже игра с укороченными строками, и вообще всё построение, если хотите – архитектоника. Разве что можно прицепиться к рифме «боюсь-проснусь». Но не буду. Хотя всё же подправил бы.
Оценки: 5, 5.
26. «О любви»
Неплохой стих. Со смыслом. Но немного тяжеловесный, что ли. И по содержанию, и по фонетике даже. Хочется немного облегчить, что ли. Причём и изнутри, и снаружи. Такое впечатление, что стих уже читал раньше (может быть даже оценивал). И тоже отмечал эти моменты.
Оценки: 5, 4.
27. ДЕНЬ СУРКА
Что тут скажешь... Даже пространный такой размер – всё же желательно соблюдать. Ну, и даже обилием вспомогательных и малозначимых слов не заполнить пробелы содержания. Хотя в принципе, если над стихом поработать, то может хорошая вещь получиться.
Оценки: 3, 3.
28. "Ностальгия"
Хорошая такая, качественная, узнаваемая ностальгия. Чуть-чуть бы подправить кое-где, рифмы там, фразы рихтануть – и вообще отлично будет.
Оценки: 4, 4.
29. Красный джемпер
Почти классика. Любовь и производственная тема. И немного трикотажа. В принципе неплохо. Узнаваемо. Даже где-то хорошо.
Оценки: 4, 4.
30. Коррида
В каком-то смысле эпическое, даже батальное произведение. Классическая рифма кровь-любовь. Слабая рифма смеялась-красовалась. Совсем не рифмы: бой-кровь, цена-рога. Запятые «приклеились» к последующему слову, даже порой оторвавшись от предыдущего. Это там, где они есть – а есть далеко не везде, где надо. Ритм пляшет и гуляет. Видимо, в такт сюжету. И это на 12 строк, трёхстопным анапестом (во всяком случае, изначально просматривается этот размер). Да, в корриде вроде участвуют только особи мужского пола, сиречь быки. Но это так, к слову. И просто вопрос: а о чём этот стих, собственно? Точно, что не о любви и не о корриде. Тогда о чём?..
Оценки: 2, 2.
===================================================
Свидетельство о публикации №114021107618