Анатолий Зверев в Новом Манеже
Говорю детям:
- Выставка Зверева в Новом Манеже!
- Ты что, собираешься на эту выставку? – удивился сын. – Мы туда не пойдём!
- Почему? – тоже удивилась я. – Вам же нравится авангард...
- Да какие могут быть картины у этого цирюльника!? - услышала в ответ.
Вопрос «идти или не идти» на эту выставку для любителей живописи стоять не должен. Ясен пень – идти. А для просто любопытствующих или не очень искушённых?
Тем потенциальным зрителям, кто не знаком с этим явлением - художник Анатолий Зверев, советовала бы прежде хоть немного почитать о гениальном художнике. Во–первых, потому что не все приемлют авангардизм. А во-вторых, на выставке информация о жизни и творчестве Анатолия Зверева отсутствует в привычном для нас виде – на стенах или стендах. (К слову сказать, работы свои автор не подписывал.) Однако её можно почерпнуть в прекрасно изданном буклете: о том, что выставка организована в преддверие открытия музея А. Зверева, о самом авторе, о трагедии в Баковке ... Кроме того, в зале присутствуют консультанты, готовые ответить на наши вопросы. Меня, например, прочитавшую об Анатолии Звереве и его творчестве всё что можно, очень интересовал не найденный в публикациях вопрос о судьбе детей художника и их (не)причастности к такому большому событию.
Что вы увидите?
В двух залах – работы 1955-60 годов: портреты, пейзажи, анималистика, супрематика, «ню» … Они точечно освещены. Расположены по всему пространству помещения, очень удобно смотреть.
В одном из залов огромный экран, на котором демонстрируется мультимедийная композиция, которую я бы назвала «Вселенной Зверева». Из его рисунков соткана необъятная, цветная, яркая картина Мира (авторам идеи и воплотившим её художникам – низкий поклон!). Усыпано бесчисленными звездами небо, и звезды эти постепенно превращаются в бесчисленные же картины. Завораживающее зрелище.
В центре одного видеоряда – автопортрет, на голове Анатолия Зверева повязка, переходящая в ангельское крыло. Вся драма художника – в этом портрете. Щемит сердце. Правду говорят: по зверевским портретам можно прочесть не только характер, но и судьбу человека.
В другом зале проектор поменьше. Одна за одной выплывают ожившие картины, расширяются до предела, поражая каждой каплей краски, каждой чёрточкой.
В глубине зала демонстрируются три фильма о художнике, в т. ч. интервью с Аликой Костаки, безвозмездно передавшей эти ранее широко не выставлявшиеся работы в дар будущему музею. Другой фильм – это фильм-фантазия, в котором анимировали фотографии Анатолия Зверева и вставили в разные сюжеты, место действий которых – Москва 50-х годов. Ну представьте себе: шофёр Олег Ефремов везёт в такси не Татьяну Доронину, а Анатолия Зверева. И всё это под сумасшедшую музыку.
Отдельный зал уставлен столиками, на которых лежат альбомы, специально изданные в рамках проекта, в т. ч. альбомы иллюстраций к произведениям Гоголя, Андерсена, Апулея. Их с удовольствием рассматривают, многие затем покупают. Рисунки к «Золотому Ослу» на момент нашего пребывания закончились. Оно и понятно – апулеевская сочная эротика подкреплена игривой кистью (точнее, кисточкой) Анатолия Тимофеевича.
Т.о., сбылась мечта одного из друзей художника: «Я мечтаю о том дне, когда в России будет издан альбом графики Анатолия Зверева».
В книге отзывов не только впечатления от увиденного, но и предложения помощи будущему музею. Люди спрашивают: «Чем помочь?» - и оставляют номера своих телефонов. Потому что, цитирую одного из посетителей, «Его свобода! Где-то очень глубоко в нас сидит. Только очень глубоко. А он смог!»
Постскриптум. Билет для пенсионеров на выставку Анатолия Зверева стоит 20 (Двадцать!) рублей. Студентам вход свободный. Я, как безльготница, отдала 250 р. С огромным удовольствием!
Свидетельство о публикации №114021106651
Спасибо, было увлекательно)
Уши Пуцер 08.05.2016 10:11 Заявить о нарушении
Гусарова Татьяна 28.05.2016 22:27 Заявить о нарушении