Промахи Владимира Высоцкого

ПРОФЕССИОНАЛЫ
Известная песня Владимира Высоцкого "Профессионалы" или "Песня о хоккеистах" была написана весной 1967 года сразу после окончания чемпионата мира по хоккею в Вене.И посвящалась она матчу СССР-Канада, который наша сборная выиграла со счётом 2:1 (шайбы забили Старшинов и Фирсов), став досрочно чемпионами в пятый раз подряд.
О том, что песня относится именно к этому событию говорят три факта.Во-первых, на это указывает время написания. Во-вторых,в тексте речь идёт о профессионалах, а они (пусть и бывшие) играли именно на венском первенстве мира 1967 года: Карл Брюер (Бревер) и Джек Боунесс.В-третьих, детали в песне указывают на тот матч. Например,"а ихний пастор". Как известно, канадцев тогда действительно тренировал Дэйв Бауэр являвшийся священником (пастором).
Однако Высоцкий сделал упор на высмеивание канадцев и восхваление советских хоккеистов.Канадцы у Высоцкого "вместо клюшки идут с клюкой", получают "деньжищи огромные тыщи", которые не помогают в победе и т.д.Хотя в 1967 году ни Брюер, ни Боунесс деньжищ уже не получали, т.к. играли за любителей.Высоцкий возможно этого не знал, хотя вряд ли.
То, что поэт высоко ставил команду СССР - понятно и справедливо.Всё-таки свои, плюс завоевавшие золото. Однако,в песне не всё соответствует реальности. Дело в том, что на самом деле канадцы ни кого не боялись ("а ихний пастор, ну как назло,знал, что слабо им - молились строем, не помогло"). Наоборот, они были уверены в победе, ведь в Вене была самая сильная команда какую они когда-либо до этого собирали. Кроме бывших профи там играли Френк Хакк,Сет Мартин, Роже Бурбоннэ, Терри О,Мелли и ряд других звёзд.Они знали, что им не слабо! Вероятно, Высоцкий использовал в песне и рассказы о канадских профессионалах ("не оплошай,бык,бог хочет шайбы, он на трибуне,он не простит"). Сам их видеть в тот момент он просто не мог. В Канаде Высоцкий побывал позже.
Матч же СССР-Канада 1967 года проходил при подавляющем преимуществе канадцев, а не СССР.Об этом говорит сохранившаяся видеозапись встречи.Атака за атакой обрушивались на ворота Коноваленко, наши отвечали контратаками и... им помогло везение.Что ничуть не умоляет победы. Вероятно, песня писалась на болельщицких и патриотических эмоциях, что естественно.Высоцкий никогда не был антисоветчиком.Хотя сегодня некоторые и пытаются приписать ему это.Он всё-таки был сыном своего времени.И ещё о деталях того матча:выступая в Куйбышеве 24 мая 1967 года в ДК им. Дзержинского перед исполнением песни "Профессионалы" Высоцкий сказал, что сильно переживал за наших и судья всё-таки остался жив. Что это значило, долгое время было не понятно. Теперь ясно, что Высоцкий видел трансляцию матча - там один из судей упал на лёд и со всего размаха ударился затылком. Минут пять его приводили в чувство.Это и имел ввиду поэт.
Теперь о главном. Высоцкий сумел сделать иное. Он предвосхитил песней то, что произойдёт через пять лет. Его песня о хоккеистах вчистую ложится как иллюстрация на Суперсерию-72, когда наши сразились с подлинными профессионалами НХЛ.Такое мог сделать лишь истинный ПОЭТ. Ведь всякий настоящий поэт - пророк.Накал эмоций, маршевость, жёсткость и акцент именно на то, что главные герои песни профессионалы - всё это и был 1972 год.Хотя написана песня в 1967 году.
"А футболисты до лучших дней". Это только что отгремевший тогда чемпионат мира по футболу в Англии 1966 года, где сборная СССР билась за третье место.Последний раз в истории.А профи приехали на мировое первенство по хоккею через десять лет после Вены - в 1977 году в... Вену.
Сыграй не бывшие, а настоящие профи в 1967 году (против чего и выступил президент ЛИХГ Джон Ахерн), то и песни  Высоцкого вообще могло не быть.Поскольку за канадцев тогда бы выступили и Бобби Халл, и Бобби Орр, и Горди Хоу, и Жак Плант и Френк Маховлич и т.д.Такому составу сборной Канады команда СССР проиграла бы в то время. И вряд ли Высоцкий посвятил бы в этом случае песню команде Чернышова и Тарасова.
"Спасибо" Джону Ахерну!!!

на фото: тот самый матч. Гол Старшинова.

ВИСКОМ НА ДУЛО...
Ещё в 2001 году готовясь к научной конференции по творчеству Высоцкого, которая тогда прошла в Самаре, я в своём докладе "Влияние поэзии Есенина на творчество Высоцкого" написал, что в песне "О поэтах и фатальных датах" поэт ошибся. Ошибся именно в цифрах:
"На цифре двадцать шесть один шагнул под пистолет,
Другой же в петлю слазил в "Англетере".

"Англетер" конечно указывает на Сергея Есенина.Однако никакой цифры 26 в биографии и творчестве Есенина в момент смерти (или рядом)не было.
Ему было 30 лет.
Он погиб в 1925 году в ночь с 27 на 28 декабря. Т.е. 12 месяца.
Это было в 5 номере гостиницы.
Тем не менее  мне указали на то, что я глубоко не прав. Так как профессор из Воронежа Скобелев (не Владислав из СамГУ, а его сын)уже доказал, что 26 это порядковое число года. 1900 -первый, 1901 - второй и...1925 это 26 -ой год ХХ века. Разумеется, эта версия напоминает мягко говоря бред.
А далее сам Высоцкий в той же песне доказывает свою ошибку и незнание предмета:
"И Маяковский лёг виском на дуло"...

Поэт Владимир Маяковский, как известно, покончил с собой выстрелом в сердце!!! Почему Высоцкий написал иначе, мы теперь не узнаем. Можем лишь гадать. Но факт остаётся фактом: написал он не верно. Возможно так ему казалось поэтичнее в случае с Маяковским. Или же в рассказах о Есенине напутал Николай Эрдман, который был членом группы имажинистов и знал лично Есенина.А во время постановки на Таганке "Пугачёва" сотрудничал с театром и мог просто "напутать" с датами.Хочется напомнить, что Эрдман стоял у истоков создания театра и комедии ещё в конце 20-х годов XX века, того самого, который в 1964 году станет Таганкой.
К слову сказать, в песне о профессионалах Высоцкий поёт "им платЮт деньжищи" вместо платЯт, что тоже может служить показателем "обычности" поэта, а не его "божественного" происхождения до чего сегодня некоторые уже договорились, рисуя Высоцкого в мундире генерала-аншефа и т.д.


Рецензии