Барка Крузенштейн в Сочи!
Парусник, на подходе
К Сочи.
Опустил он паруса!
И команда в волонтеры
Вышла из него.
Выйдешь вечером на берег,
Он огнями светит.
И спортсмены, да, и гости
Все с удивлением глядят.
Почему же в гости в Сочи,
Прибыл Парусник, красивый?
Что же это за фрегат?
Я отвечу - это Барка под
Названьем Крузенштейн.
Он приплыл к нам в город
Сочи,распустив все паруса,
Чтоб открыть Олимпиаду,
Распустить ей Паруса.
А чтоб лучше Вы все знали,
Что за Барка там стоит,
Мы историю расскажем,
Чтоб домой Вы увезли.
В январе 1946 г. на судне был поднят советский флаг, и оно получило новое имя - в честь великого российского мореплавателя Ивана Федоровича Крузенштерна (1770 - 1846) командира первой русской кругосветной экспедиции на шлюпах "Надежда" и "Нева".
Состояние судна было не лучшим, средств для ремонта не было, и "Крузенштерн" до 1955г. находясь в Кронштадте вместе с барком "Седов" служил плавучей казармой, не выходя в море из-за минной угрозы на Балтике.
В июне 1955 он впервые был выведен на рейд для испытаний. Барк с легкостью выполнил все заданные маневры, и было решено использовать его в качестве учебного судна, оборудовав по современным требованиям.
В 1959 - 1961 гг. корабль был капитально отремонтирован, заменены обшивка, такелаж и паруса. На него установили два дизеля по 588 кВт и все необходимое современное оборудование. Ремонтом руководил П.В.Власов, ставший в 1961 г. первым Советским капитаном барка.
В морском флоте существует традиция - при смене названия судна сохранять элементы оборудования, несущие прежне имя. Судовой колокол - рында и штурвал "Крузенштерна" до сих пор сохранили на себе имя "Падуя" в знак преемственности традиций. А на торцах литых кнехтов по-прежнему существует эмблема "Flying-P-Liners"
С 1961 по 1966 гг. "Крузенштерн" находясь официально в составе ВМФ СССР служил как научно-исследовательское судно Академии наук с базированием в Ленинграде. Проводя экспедиции в Атлантике, барк посетил с экспедициями Бермудские острова, Ямайку, Гибралтар, Касабланку, Галифакс и другие порты. С 1966 г. - учебный парусник минрыбпрома с портом приписки - Рига, с 1981г. - Таллин, а с 1991 - Калининград.
В 1981-1984 гг барк был ещё раз капитально отремонтирован, а в 1993 г. барк вновь прошел капитальный ремонт и очередную модернизацию в Висмаре (Германия).
На мостике была построена ходовая рубка, спасательные шлюпки были заменены на комлекты надувных плотов, радиолокационные антенны, закреплённые на колоннах были перенесены на кронштейны на уровне марса фок-мачты. Усовершенствовалось так-же и другое судовое и навигационное оборудование.
"Крузенштерн" - участник регаты "Кати Сарк" 1974, 1976, 1978 и 1980 гг., победитель гонок Канада - Европа 1986 г., регаты "Колумбус - 92" к 500-летию открытия Америки, гонок Бостон - Ливерпуль 1992 и 1994 гг., показав рекордную скорость в 17,4 узла. Это не было пределом, но с учётом возраста судна развивать большую скорость сочли опасным.
В октябре 1995 - августе 1996 гг. "Крузенштерн" совершил первое в истории Новой России кругосветное плавание под парусами. Оно было посвящено 300-летию Российского флота, 225-летию со дня рождения И. Ф. Крузенштерна и 190-летию со дня окончания первой российской кругосветной экспедиции.
Выбор маршрута почти полностью совпадал как с первым походом И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского вокруг земного шара, так и с первым рейсом «Падуи» в 1926-1927 гг.
Был пересечен Атлантический океан, пройден мыс Горн, осуществлялись заходы в порты Рио-де-Жанейро, Монтевидео, Таити, Чили, Токио, Владивостока, Сингапура, Австралии, Кейптауна. За 5389 ходовых часов (224,5 ходовых суток) кругосветного плавания пройдено 42 433 морские мили.
Барк прошёл через три океана, посетил 15 зарубежных портов тринадцати стран Европы, Южной Америки, Азии, Австралии, Океании, Африки. Четыре раза был пересечён экватор, выдержан 12-бальный шторм в Тихом океане.
Капитаном барка был 39-летний О.К.Седов.
Второе кругосветное плавание 2005-2006 было посвящено 60-летию Победы в Великой Отечественной войне и 200-летию кругосветного плавания российских кораблей под командованием И. Ф. Крузенштерна.
Барк вышел в плавание из Санкт-Петербурга 24 июня 2005 года. В ходе экспедиции "Крузенштерн" принял участие в регате Tall Ships Race-2005, заходил в порты Ирландии, Англии, Испании, Португалии, Канарских островов, Уругвая, Аргентины, Мексики, Гавайских островов.
Следующим крупным плаванием стала Международная трансатлантическая экспедиция 2009-2010. Она была посвящена 65-летию победы в Великой Отечественной войне, 90-летию образования рыбной отрасли в России и 60-летию первой российской сельдяной экспедиции.
Во время экспедиции судно поучаствовало в трансатлантической регате Atlantic Challenge – 2009, посетило порты Испании, Бермудских островов, США, Канады, Исландии, Голландии, Германии, Бельгии, Панамы, Мексики, Венесуэлы и Кубы. 9 мая 2010 года, в день 65-й годовщины Победы, пройдя около 39000 миль за 299 дней, судно вернулось в Калининград. Барк несколько раз снимался в кино. Как «Падуя» судно использовалось в съёмках кинофильмов «Улица "Большая свобода", 7» (1935), «Мятеж на „Эльсиноре“» (1937), «Сердце встаёт на якорь» (1940). В СССР корабль также снимали в нескольких фильмах: «Рыцарь мечты» (1969), «Паруса» (1977), «Выше радуги» (1986). В 2007 году барк играл роль Российского военного клипера "Смелый" в фильме «Пассажирка» Станислава Говорухина.
Свидетельство о публикации №114021110569