Гл. 5-а. Об амфибрахических и комплексных логаэдах
http://www.stihi.ru/2013/10/18/6805
Прошу прощения у доверчивых читателей. Я несколько погорячился в отношении АМФИБРАХИЯ (якобы отказав ему в праве на существование в логаэдической среде).
Тут же некоторые читатели меня неправильно поняли, что породило дискуссию, которой вполне могло бы не быть, если бы читатель был внимательнее, а я – конкретнее в своих высказываниях.
Итак, ещё раз повторюсь, что амфибрахиеподобной стопы ( о1о, о1оо, оо1о) не может быть В ОКРУЖЕНИИ обычных чётных (о1, оо1, ооо1) или нечётных (1о, 1оо, 1ооо) стоп. Иначе тогда любой логаэд можно будет расписать произвольным образом. Например:
Тот же амфибрахий можно представить как ямб + несколько анапестов:
о1о о1о о1о о1о =
о1 оо1 оо1 оо1 о - последний ноль – просто женское окончание.
Но куда тогда податься бедному семинаристу, если логаэд можно описать разными способами? Только бросить всё, плюнуть и перестать об этом думать.
Ибо кому это нужно тогда вообще?
Совсем иное дело при подходе, предложенном мной. Никакой неоднозначности. Главное при описании ЛОГАЭДА правильно определять ИКТЫ (1) и не путать их со слабыми (дополнительными) ударениями (+). А дальше – дело техники.
Но, повторяю, это вовсе не исключает существования в природе АМФИБРАХИЧЕСКИХ ЛОГАЭДОВ. То есть логаэдов строфных, где основным метром является АМФИБРАХИЙ, но в некоторых местах (как правило, в конце строки) теряются безударные слоги и получаются некоторые иные СТОПЫ.
Это ни чётный, ни нечётный ЛОГАЭД, а третий вид – АМФИБРАХИЧЕСКИЙ.
В чём тут дело?
А вот в чём:
Амфибрахий – взаимоуравновешенная стопа. Как весы: о1о.
И это дорогого стоит. Если уж она имеет место быть, и основой стиха являются стопы АМФИБРАХИЯ, то оставим его в покое и не будем пытаться привести к ЧЁТНОМУ логаэду, как я попытался сделать выше (кстати, к нечётному – не получится, т.к. строка начинается с безударного слога). Сумеем заметить эту уравновешенность ритма и оставим за этим ЛОГАЭДОМ право считаться АМФИБРАХИЧЕСКИМ.
И вот, пожалуйста, пример:
(Б.Эйхенбаум, [1913])
И там, над застывшей водою.
+1+ о1о о1о
Где нет ни людей, ни огня,
+1+ о1+ о1
Я тоже железной уздою
+1о о1о о1о
Удерживаю коня!
о1о о0о 1
Прекрасный строфный АМФИБРАХИЧЕСКИЙ ЛОГАЭД, где в последней строчке последняя стопа замещается хореем. Эффект от этой замены трудно переоценить. Мы как будто видим этого коня, застывшего над обрывом.
Всего один безударный слог проглотили, а каков эффект!
Справедливости ради следует отметить, что амфибрахический логаэд – достаточно редкое явление. Подавляющее большинство ЛОГАЭДОВ всё же ЧЁТНЫЕ или НЕЧЁТНЫЕ. Далее идут ДРОБНЫЕ. И замыкает шествие СОСТАВНОЙ ЛОГАЭД. А АМФИБРАХИЧЕСКИЕ – просто чрезвычайно редкое явление. Но в природе они возможны, что показано на примере выше, а значит их следует рассматривать хотя бы для полноты картины.
И ещё на одну деталь обращу ваше внимание. НЕЛЬЗЯ ВЫРЫВАТЬ из середины амфибрахической строчки безударный слог и на этом основании говорить, что это амфибрахический логаэд. Нет! Это будет просто неграмотный амфибрахий, и на это место в строке «будет проситься» какой-нибудь слог.
Так что "вырывать" безударный слог следует ТОЛЬКО В КОНЦЕ СТРОКИ. И лучше, как в приведённом выше примере, в конце ПОСЛЕДНЕЙ строки катрена.
А вот вам пример очень взвешенного и оправданного, на мой взгляд, амфибрахического логаэда (недавно мне попался амфибрахий, несколько нарушенный, но с рациональным зерном). Я его малость подправил и вот что получилось:
Какая зима по счёту
о1о о1о 1о 2 амфибрахия + хорей
Приходит, рассыпав снег?
о1о о1о 1
А мне словно шепчет кто-то:
о1о о1о 1о
"Замри, придержи свой бег!"
о1о о1о 1
На мой взгляд очень оправданное подрезание последней стопы. Будто волна амфибрахия в конце разбивается о берег. Не так ли?
Хотя, согласитесь, что я мог бы представить этот логаэд как просто чётный:
о1 оо1 о1 ямб + анапест + ямб
и ничего бы, по большому счёту, не изменилось.
Так что продолжаю утверждать, что безаговорочные амфибрахические логаэды, подобные логаэду Эйхенбаума - явление очень редкое.
Однако недавно я познакомился на стихире с очень интересным поэтом - Николаем Ошустовичем. Так он оказался еще и мастером амфибрахического логаэда.
Оцените:
Сеговия...город замка...
о1о о1о 1о
Еврейский квартал, собор...
о1о о1о 1
Останешься ли и завтра?
о1о о1+ 1о
Останешься ли собой?
о1о о1о 1
Обратим внимание, то тут не только последняя строка строфного логаэда изменена.
Тут каждая строка является самостоятельным строчным логаэдом.
А вот уже у того же Николая Ошустовича. И это уже не трёхстопный амфибрахический логаэд, как у Эйхенбаума, а ЧЕТЫРЕХСТОПНЫЙ (!!!!)
"Нет царских путей..." - говорил Эвклид.
+1о о1о о1о 1
Что ж, древние греки, видать, прав'ы, и
+1о о1о о1о 1о
когда Алетейя свой дарит лик -
о1о о1о +1о 1
тогда и рождаемся мы впервые.
о1+ о1о о1о 1о
Три амфибрахия + хорей
Итак, благодаря Николаю мне удалось вывести формулу амфибрахического логаэда.
И это уже не исключение какое-то. У Николая очень много подобных стихов.
Итак, формула амфибрахического логаэда (Спешите видеть!):
n*амфибрахий + хорей,
где
n - количество стоп амфибрахия (о1о)
Так что жду от семинаристов своих примеров амфибрахического логаэда. Вдруг у Вас есть ещё более крутой амфибрахический логаэд. Присылайте! Обсудим.
КОМПЛЕКСНЫЙ СТРОФНЫЙ ЛОГАЭД
А теперь немного расширим понятие СТРОФНОГО логаэда.
Если строфные логаэды не сильно меняются от строфы к строфе, то стих в целом можно тоже считать логаэдом, но КОМПЛЕКСНЫМ СТРОФНЫМ ЛОГАЭДОМ, пардон за введение нового термина.
И как пример, приведу КОМПЛЕКСНЫЙ СТРОФНЫЙ ЛОГАЭД Тимофея Бондаренко:
Мазок огонька ясного,
о1 оо1 ^ 1оо ( дробный чётно-нечётный логаэд ямб+анапест ^ дактиль)
Тарелка с рисом дымящая,
о1 о1 оо1 оо (чётный логаэд – 2 ямба + анапест + дактилическое окончание)
Стаканчик вина красного,
о1 оо1 ^ 1оо ( дробный чётно-нечётный логаэд ямб+анапест ^ дактиль)
Звезда из выси глядящая.
о1 +1 оо1 оо (чётный логаэд – 2 ямба + анапест + дактилическое окончание)
Далее схемы расписаны, но не расшифрованы. Предоставляю читателю самому судить о правомочности наших с Тимофеем изысков.
Закрыли цветы чашечки,
о1 оо1 ^ 1оо
Покрылась трава влагою
о1 оо1 ^ 1оо
И миру внимая спящему,
+1 оо1 о1 оо
Поэт сидит над бумагою.
о1 +1 оо1 оо
Стрекочут во тьме цикады,
о1 о+1 о1 о
Кукушка поёт долголетие
о1 оо1 оо1 оо
Темно ... И никто не скажет
о1 +о1 +1 о
Какое идёт столетие...
о1 оо1 о1 оо
Кстати, вторую строку последнего катрена вроде можно, конечно, и так расписать:
Кукушка поёт долголетие
о1о о1о о1о о
Амфибрахий с дактилическим окончанием, однако замечу, что одна случайная амфибрахическая строка «погоды не сделает», и расписываю её как обычный ЧЁТНЫЙ ЛОГАЭД, ибо общий строй стиха, думаю все согласятся, – ЧЁТНЫЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ЛОГАЭД С ДРОБНЫМИ ВКЛЮЧЕНИЯМИ.
Как всегда, жду вопросов, споров, дискуссий.
Ваш Ю.П.
Контрольные вопросы:
1. Чем характерен АМФИБРАХИЧЕСКИЙ ЛОГАЭД?
2. Что такое КОМПЛЕКСНЫЙ ЛОГАЭД?
Свидетельство о публикации №114021004615
Вопрос: Вы паузы совсем не берёте во внимание?
и тАм, над застЫвшей водОю.
Где нЕт ни людЕй, ни огнЯ, $
я тОже желЕзной уздОю
удЕрживаЮ $ конЯ! $
Здесь нет логаэда. Есть только одна пауза в середине строки.
Валентин Юрьев 15.08.2018 15:08 Заявить о нарушении
Сравните. Вместо цезуры слово:
Я тоже железной рукою,
Удерживаю, блин, коня.
Не должно тут быть цезуры.
Размывается ритм именно логаэдом задаваемый. Нет?
Семинар Юрия Петровича 22.08.2018 21:41 Заявить о нарушении
Я объясню. У меня накопилась за много лет работы критиком
масса сомнений в той теории стихосложения, которой нас кормят
в официальной литературе, в том числе и здесь, на Стихире.
Сейчас я готовлю нечто вроде объяснительной записки
http://www.stihi.ru/2018/08/16/5324 и собираю для неё материал.
Если Вы её прочитаете, буду благодарен.
Мне кажется, теория, для наших российских авторов, должна быть
в десятки раз меньше по объёму и гораздо более конкретна.
В случае с логаэдом я пока что не нашел ни одного (!!!) реального
примера его применения, вот и решил поговорить с автором учебника.
Хотел бы найти в Вас союзника.
Паузы "не видны" только потому, что никто не желает найти для них
удобоваримый знак. Вот Вы взяли слово "блин", я обычно ставлю
знак "$" а официально такую самодеятельность никто не примет.
Вот пример, детский стишок:
Идет бычок, качается,_____________Идет бычок, качается
Вздыхает на ходу: ________________Вздыхает на ходу: $ $
- Ох, доска кончается,_____________$ Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду! __________________Сейчас я упаду! $ $
Как видите, тире во второй строке - это пауза. При этом нигде
не установлено соответствие знака "тире" и свойства - "пауза",
в данном случае это просто блажь редактора.
А мне приходится начинающим авторам по десять раз на дню объяснять,
теорию, в которой есть избыток терминов, не несущих никакого
смысла и в то же время недостаток знаков, имеющих важное реальное
значение.
Валентин Юрьев 23.08.2018 09:10 Заявить о нарушении
Как я заметил, мы во многом схожи.
Почитаю попозже подробно и обсудим непременно.
Семинар Юрия Петровича 24.08.2018 21:52 Заявить о нарушении
-- http://www.stihi.ru/2017/04/01/4492
-- http://www.stihi.ru/2017/07/19/8057
Крюкова Аманда Петровна 09.09.2018 01:34 Заявить о нарушении