Гл. 5-а. Об амфибрахических и комплексных логаэдах

       В Главу 5 о ЛОГАЭДАХ, дольнике, тактовике и акцентном стихе:

                http://www.stihi.ru/2013/10/18/6805

Прошу прощения у доверчивых читателей. Я несколько погорячился в отношении АМФИБРАХИЯ (якобы отказав ему в праве на существование в логаэдической среде).
Тут же некоторые читатели меня неправильно поняли, что породило дискуссию, которой вполне могло бы не быть, если бы читатель был внимательнее, а я – конкретнее в своих высказываниях.

Итак, ещё раз повторюсь, что амфибрахиеподобной стопы ( о1о, о1оо, оо1о) не может быть В ОКРУЖЕНИИ обычных чётных (о1, оо1, ооо1) или нечётных (1о, 1оо, 1ооо) стоп. Иначе тогда любой логаэд можно будет расписать произвольным образом. Например:

Тот же амфибрахий можно представить как ямб + несколько анапестов:
о1о   о1о   о1о    о1о   =
о1    оо1   оо1     оо1  о  - последний ноль – просто женское окончание.

Но куда тогда податься бедному семинаристу, если логаэд можно описать разными способами?  Только бросить всё, плюнуть и перестать об этом думать.
Ибо кому это нужно тогда вообще?

Совсем иное дело при подходе, предложенном мной. Никакой неоднозначности. Главное при описании ЛОГАЭДА правильно определять ИКТЫ (1) и не путать их со слабыми (дополнительными) ударениями (+). А дальше – дело техники.

Но, повторяю, это вовсе не исключает существования в природе АМФИБРАХИЧЕСКИХ ЛОГАЭДОВ. То есть логаэдов строфных, где основным метром является АМФИБРАХИЙ, но в некоторых местах (как правило, в конце строки) теряются безударные слоги и получаются некоторые иные СТОПЫ.

Это ни чётный, ни нечётный ЛОГАЭД, а третий вид – АМФИБРАХИЧЕСКИЙ.

В чём тут дело?

А вот в чём:

Амфибрахий – взаимоуравновешенная стопа. Как весы: о1о.

И это дорогого стоит. Если уж она имеет место быть, и основой стиха являются стопы АМФИБРАХИЯ, то оставим его в покое и не будем пытаться привести к ЧЁТНОМУ логаэду, как я попытался сделать выше (кстати, к нечётному – не получится, т.к. строка начинается с безударного слога). Сумеем заметить эту уравновешенность ритма и оставим за этим ЛОГАЭДОМ право считаться АМФИБРАХИЧЕСКИМ.

И вот, пожалуйста, пример:

(Б.Эйхенбаум, [1913])

И там, над застывшей водою.
+1+   о1о   о1о
Где нет ни людей, ни огня,
+1+   о1+   о1
Я тоже железной уздою
+1о   о1о   о1о
Удерживаю коня!
о1о    о0о   1

Прекрасный строфный АМФИБРАХИЧЕСКИЙ ЛОГАЭД, где в последней строчке последняя стопа замещается хореем. Эффект от этой замены трудно переоценить. Мы как будто видим этого коня, застывшего над обрывом.

Всего один безударный слог проглотили, а каков эффект!

Справедливости ради следует отметить, что амфибрахический логаэд – достаточно редкое явление. Подавляющее большинство ЛОГАЭДОВ всё же ЧЁТНЫЕ или НЕЧЁТНЫЕ. Далее идут ДРОБНЫЕ. И замыкает шествие СОСТАВНОЙ ЛОГАЭД. А АМФИБРАХИЧЕСКИЕ – просто чрезвычайно редкое явление. Но в природе они возможны, что показано на примере выше, а значит их следует рассматривать хотя бы для полноты картины.

И ещё на одну деталь обращу ваше внимание. НЕЛЬЗЯ ВЫРЫВАТЬ из середины амфибрахической строчки безударный слог и на этом основании говорить, что это амфибрахический логаэд. Нет! Это будет просто неграмотный амфибрахий, и на это место в строке «будет проситься» какой-нибудь слог.

Так что "вырывать" безударный слог следует ТОЛЬКО В КОНЦЕ СТРОКИ. И лучше, как в приведённом выше примере, в конце ПОСЛЕДНЕЙ строки катрена.

А вот вам пример очень взвешенного и оправданного, на мой взгляд, амфибрахического логаэда (недавно мне попался амфибрахий, несколько нарушенный, но с рациональным зерном). Я его малость подправил и вот что получилось:

 Какая зима по счёту
 о1о  о1о  1о                2 амфибрахия + хорей
 Приходит, рассыпав снег?
 о1о  о1о  1
 А мне словно шепчет кто-то:
 о1о  о1о  1о
 "Замри, придержи свой бег!"
 о1о  о1о  1

На мой взгляд очень оправданное подрезание последней стопы. Будто волна амфибрахия в конце разбивается о берег. Не так ли?

Хотя, согласитесь, что я мог бы представить этот логаэд как просто чётный:

о1 оо1 о1      ямб + анапест + ямб

и ничего бы, по большому счёту, не изменилось.

Так что продолжаю утверждать, что безаговорочные амфибрахические логаэды, подобные логаэду Эйхенбаума - явление очень редкое.

Однако недавно я познакомился на стихире с очень интересным поэтом - Николаем Ошустовичем. Так он оказался еще и мастером амфибрахического логаэда.

Оцените:

Сеговия...город замка...
о1о о1о 1о
Еврейский квартал, собор...
о1о о1о 1
Останешься ли и завтра?
о1о о1+ 1о
Останешься ли собой?
о1о о1о 1

Обратим внимание, то тут не только последняя строка строфного логаэда изменена.
Тут каждая строка является самостоятельным строчным логаэдом.

А вот уже у того же Николая Ошустовича. И это уже не трёхстопный амфибрахический логаэд, как у Эйхенбаума, а ЧЕТЫРЕХСТОПНЫЙ (!!!!)

"Нет царских путей..." - говорил Эвклид.
+1о о1о о1о 1
Что ж, древние греки, видать, прав'ы, и
+1о о1о о1о 1о
когда Алетейя свой дарит лик -
о1о о1о +1о 1
тогда и рождаемся мы впервые.
о1+ о1о о1о 1о
Три амфибрахия + хорей

Итак, благодаря Николаю мне удалось вывести формулу амфибрахического логаэда.
И это уже не исключение какое-то. У Николая очень много подобных стихов.
Итак, формула амфибрахического логаэда (Спешите видеть!):
   
     n*амфибрахий + хорей,
             где
     n - количество стоп амфибрахия (о1о)

Так что жду от семинаристов своих примеров амфибрахического логаэда. Вдруг у Вас есть ещё более крутой амфибрахический логаэд. Присылайте! Обсудим.
 

 
                КОМПЛЕКСНЫЙ СТРОФНЫЙ ЛОГАЭД

А теперь немного расширим понятие СТРОФНОГО логаэда.

Если строфные логаэды не сильно меняются от строфы к строфе, то стих в целом можно тоже считать логаэдом, но КОМПЛЕКСНЫМ СТРОФНЫМ ЛОГАЭДОМ, пардон за введение нового термина.

И как пример, приведу КОМПЛЕКСНЫЙ СТРОФНЫЙ ЛОГАЭД  Тимофея Бондаренко:

Мазок огонька ясного,
о1 оо1 ^ 1оо ( дробный чётно-нечётный логаэд ямб+анапест ^ дактиль)
Тарелка с рисом дымящая,
о1 о1 оо1 оо (чётный логаэд – 2 ямба + анапест + дактилическое окончание)
Стаканчик вина красного,
о1 оо1 ^ 1оо ( дробный чётно-нечётный логаэд ямб+анапест ^ дактиль)
Звезда из выси глядящая.
о1 +1 оо1 оо (чётный логаэд – 2 ямба + анапест + дактилическое окончание)

Далее схемы расписаны, но не расшифрованы. Предоставляю читателю самому судить о правомочности наших с Тимофеем изысков.

Закрыли цветы чашечки,
о1 оо1 ^ 1оо
Покрылась трава влагою
о1 оо1 ^ 1оо
И миру внимая спящему,
+1 оо1 о1 оо
Поэт сидит над бумагою.
о1 +1 оо1 оо

Стрекочут во тьме цикады,
о1 о+1 о1 о
Кукушка поёт долголетие
о1 оо1 оо1 оо
Темно ... И никто не скажет
о1 +о1 +1 о
Какое идёт столетие...
о1 оо1 о1 оо

Кстати, вторую строку последнего катрена вроде можно, конечно, и так расписать:

Кукушка поёт долголетие
о1о о1о о1о о

Амфибрахий с дактилическим окончанием, однако замечу, что одна случайная амфибрахическая строка «погоды не сделает», и расписываю её как обычный ЧЁТНЫЙ ЛОГАЭД, ибо общий строй стиха, думаю все согласятся, – ЧЁТНЫЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ЛОГАЭД С ДРОБНЫМИ ВКЛЮЧЕНИЯМИ.

Как всегда, жду вопросов, споров, дискуссий.
Ваш Ю.П.

Контрольные вопросы:
1. Чем характерен АМФИБРАХИЧЕСКИЙ ЛОГАЭД?
2. Что такое КОМПЛЕКСНЫЙ ЛОГАЭД?


Рецензии
Извините, что поздно вмешиваюсь.
Вопрос: Вы паузы совсем не берёте во внимание?

и тАм, над застЫвшей водОю.
Где нЕт ни людЕй, ни огнЯ, $
я тОже желЕзной уздОю
удЕрживаЮ $ конЯ! $

Здесь нет логаэда. Есть только одна пауза в середине строки.

Валентин Юрьев   15.08.2018 15:08     Заявить о нарушении
Паузы это для изустного прочтения. Если стих написан, то паузы не видны. Не паузы ЦЕЗУРЫ.
Сравните. Вместо цезуры слово:
Я тоже железной рукою,
Удерживаю, блин, коня.

Не должно тут быть цезуры.
Размывается ритм именно логаэдом задаваемый. Нет?

Семинар Юрия Петровича   22.08.2018 21:41   Заявить о нарушении
Спасибо за ответ
Я объясню. У меня накопилась за много лет работы критиком
масса сомнений в той теории стихосложения, которой нас кормят
в официальной литературе, в том числе и здесь, на Стихире.
Сейчас я готовлю нечто вроде объяснительной записки
http://www.stihi.ru/2018/08/16/5324 и собираю для неё материал.
Если Вы её прочитаете, буду благодарен.

Мне кажется, теория, для наших российских авторов, должна быть
в десятки раз меньше по объёму и гораздо более конкретна.
В случае с логаэдом я пока что не нашел ни одного (!!!) реального
примера его применения, вот и решил поговорить с автором учебника.

Хотел бы найти в Вас союзника.

Паузы "не видны" только потому, что никто не желает найти для них
удобоваримый знак. Вот Вы взяли слово "блин", я обычно ставлю
знак "$" а официально такую самодеятельность никто не примет.

Вот пример, детский стишок:
Идет бычок, качается,_____________Идет бычок, качается
Вздыхает на ходу: ________________Вздыхает на ходу: $ $
- Ох, доска кончается,_____________$ Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду! __________________Сейчас я упаду! $ $

Как видите, тире во второй строке - это пауза. При этом нигде
не установлено соответствие знака "тире" и свойства - "пауза",
в данном случае это просто блажь редактора.

А мне приходится начинающим авторам по десять раз на дню объяснять,
теорию, в которой есть избыток терминов, не несущих никакого
смысла и в то же время недостаток знаков, имеющих важное реальное
значение.

Валентин Юрьев   23.08.2018 09:10   Заявить о нарушении
Любопытно, Валентин!
Как я заметил, мы во многом схожи.
Почитаю попозже подробно и обсудим непременно.

Семинар Юрия Петровича   24.08.2018 21:52   Заявить о нарушении
Да, у вас верные ощущения от этих теорий, Валентин.

-- http://www.stihi.ru/2017/04/01/4492

-- http://www.stihi.ru/2017/07/19/8057

Крюкова Аманда Петровна   09.09.2018 01:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.