Эпистола и Мнимая проза
Как поясняют многие литературные справочники:
ЭПИ’СТОЛА (лат. epistola — письмо) — литературное произведение, обычно стихотворное в форме письма, где излагаются суждения автора по поводу определенного предмета.
Эта литературная форма имеет также другое название – «Послание в стихах».
Уверен, с эпистолярным жанром в литературе знакомы практически все, потому нет особой надобности объяснять, что это такое. Если кратко – это просто письмо(письма) или послание к кому-то! В своем послании вы можете затрагивать любые темы – любовные, философские, сатирические и проч. Письмо, написанное в стихах – особый шик! Но эпистола, все же, не просто письмо. Это особое художественное произведение, предназначенное для многих читателей, а не одного адресата, хотя формально, может быть построено, как обращение к одному лицу. Потому, как указывается в некоторых теоритических трудах, в нем очень важно наличие следующего:
1) Определенная композиция,
2) Начало, содержащее уважительное обращение,
3) Основная часть, в которой раскрывается содержание письма,
4) Концовка, где суммируется написанное,
5) Иногда постскриптум - приписка к законченному письму после подписи.
Пятый пункт хоть и не обязателен, но его наличие, несомненно, обогатит ваше произведение. Впрочем, тут нет особых жестких правил, ведь каждый автор сам волен оформлять свое послание и делать его нестандартным и небанальным. Но, все-таки, хочу привести некоторые характерные черты поэтической эпистолы, которые легко углядеть в произведениях классиков:
1. Повествование в доверительной форме. Автор как-бы обнажает душу и раскрывает свой внутренний мир.
2. Чаще всего текст построен в виде монолога (реже диалога). То есть, используется определенная речь.
3. Как и в обычном послании, должен быть адресат. Должно быть ясно, кому адресовано это послание. Не обязательно это будет конкретное лицо, возможно, это послание к группе лиц или определенной аудитории.
4. И самое главное: Письмо – это форма общения. То есть, разговорная лексика только приветствуется и все замысловатые эпитеты и метафоры должны быть, как можно более адаптированы.
Добавлю еще вот что – античная поэзия, а также творения поэтов эпохи ренессанса очень тяготели к торжественности и пафосу, ну и эпистолы были соответствующие. В современной литературе, это уже встречается реже, потому я не уверен, что современные эпистолы будут так похожи на творения классиков. Также нужно помнить, что эпистола, в отличие от обычных форм поэзии, всегда имеет определенное четкое содержание и логическую последовательность развития мысли, как и принято во всякого рода посланиях и обращениях. В ней нет бессюжетности, присущей стихам в прозе и некоторым другим поэтическим жанрам.
Теперь, можно перейти к форме.
Изначально эпистолы писались весьма замысловатыми метрами – гекзаметром и александрийским стихом. Но вот, вслед за Пушкиным, поэты стали использовать обычный ямб, а позже появились эпистолы в виде дольников и акцентников. В общем, тут полная свобода. Строфическое деление в эпистоле тоже очень вольное и хотя многие авторы делят свои послания на катрены, пентеты и т.д., эпистолу можно успешно писать астрофическими стихами, то есть, без деления на строфы и соответственно рифмовка тоже может быть свободной. Примерно, как в Пушкинской «Полтаве».
И особенного внимания заслуживают эпистолы, написанные в виде МНИМОЙ ПРОЗЫ.
Мнимая проза — термин, предложенный М. Л. Гаспаровым для текстов, обладающих отчётливым метром, однако записанным как проза, без специфической стиховой графики.
Некоторые современные авторы называют эту форму – А4. В общем, мнимой прозой называются стихи, которые не разбиты на строки и строфы. То есть, такой текст на вид ничем не отличается от прозы. Но это только графически, если читать вслух, то сразу чувствуется ритм и рифмы. Мнимая проза подходит не только для эпистол, в этой форме неплохо пишется всякая лирика, особенно, когда в тексте присутствует некая повествовательность.
Ну, а вот для примера моя эпистола, написанная в форме мнимой прозы:
Читатель мой, приветствую тебя!
Мыслишками я рад с тобою поделиться; пишу сегодня, строчки не дробя, эпистолу пишу! Свободен, я как птица. О, эта форма – просто дар богов! – сам Аполлон ее своей рукою правил, а музы дали тему для стихов. Необычайный стиль – он сам себя прославил! В нем есть душевность, обращенье есть к друзьям, читателям, что жаждут так ответа – им искренность важна, претит им лесть. Немного теплых слов и вот, душа согрета. А в «мнимой прозе» для себя, мой друг, откроешь многое – тут есть, где развернуться. Уверен, ты раскрасишь свой досуг, литературные таланты разовьются. Ну, в общем, всё… Прощаемся. Пока! Тебе, надеюсь, пригодятся эти знанья.
Жму руку (пусть невидима рука). Читатель мой, мой друг, до встречи!
До свиданья!
Свидетельство о публикации №114020808940
Наталья Кучумова 09.02.2014 13:22 Заявить о нарушении
P.S. Тебя я виртуально обнимаю, лови моё тепло и строчек стаю :)
Наталья Кучумова 14.02.2014 06:41 Заявить о нарушении