Красота дарит нам радость и достойна почитания

Красота дарит нам радость и достойна почитания

 Но  не всякая красота служит своему назначению. Свободный союз между мужчиной и женщиной - это их гармония. Но они противоположности не физические, а социально-психологические, обусловленные их ролями и функциями, сложившимися исторически.

 Между тем только в рамках семьи отношения между полами могут реализовываться как свободный союз между мужчиной и женщиной, как их свободное самоосуществление. И только здесь может сложиться реальное сознание. И только в семейном согласии они могут быть счастливыми. Вне семьи человек уже вышел из данного пространства. Какого-нибудь другого способа человечество еще не придумало и придумает не скоро. Поэтому за последнее время материальные отношения в семье разлагаются, как и экономические отношения в обществе, именно приспосабливаясь к деланию денег, то есть освобождают индивидов от этих социальных отношений. Пока определяющими остаются материальные отношения, отношения между мужчиной и женщиной не могут быть их свободным союзом. Материальная жизнь как самоцель уже не может объединить людей в семье. Напротив, они должны освободиться от этих отношений, чтобы реализовать свои отношения как их свободный союз. Постольку жизнь становится бессмысленной и превращается в борьбу между полами за какие-то чисто внешние цели: борьба за существование, за выживание и т. д.
 Это само по себе достаточно сложный вопрос, не получивший однозначного толкования в философии до сих пор. Скорее, жизнь уже не ценится сама по себе и часто теряет смысл во многих проявлениях. Например, убийства и самоубийства, медленное, но упорное самоуничтожение личности (алкоголизм, наркомания и прочие) уже развиваются как массовые. Весь преступный мир, так упорно развивающийся, игнорируя жизнью, более чем наглядно показывает, насколько низка ценность жизни личности в «рыночную эпоху». И вообще, жестокость, выраженная в убийствах, доказывает об отсутствии ценности жизни (Альбер Камю). И ее субъект в любой момент променяют на материальные ценности: жизнь есть некая одухотворенная материя. И сознание описывает ее. Деньги – не внутренний факт, а лишь эквивалент внешнего мира богатства, выработанный исторически. И как такого факта люди их уже могут сбросить. Они, следовательно, уже могут создавать систему межличностных человеческих отношений. Но ничего еще не предпринимается со стороны общества. И мир течет просто по инерции в старом направлении. Отсюда возникает цель, когда мы идем в противоположном направлении: всестороннее развитие личностных коммуникативных способностей, раскрывающие внутренний мир людей, тормозится денежными отношениями. И человек, сросшийся с материей, с деньгами и не отделивший себя от вещей, действует не более как дышавшая материя. И не может оторваться от нее. Гегелевская саморазвитие духа, снисходящее до этой материи, есть кульминация исторического процесса.
 В феодальном обществе женщина находилась в полной зависимости от мужчины и подчинялась его воле. Больше того, она была слита с ним. Это было обусловлено функцией семьи и тем, какую роль в ней занимал мужчина. Иначе говоря, господствующее положение мужчины определялось его производственными функциями. Поэтому до буржуазная форма семьи была осуществлением воли мужчины против женщины, которое основывалось на материальной зависимости женщины от мужчины. Только с развитием буржуазного общества начинается полоса освобождения женщины, связанная главным образом с ее участием в общественном труде, которое ей впервые дает экономическую самостоятельность и отсюда формирует ее как самостоятельную структуру, противостоящей воле мужчины. Однако до распада империализма и речи быть не могло о полной эмансипации женщины, которая достигнута только теперь, в рыночном обществе. И это не случайно.
 Страны Востока, не поднявшиеся на уровень капиталистического способа производства, консервировали средневековые традиции и веками находились в застое и колониальном гнете, что не привело к изменению положения женщины. Поэтому история в основном совершалась на Западе, который последовательно проходил все формы классического развития. Запад же пошел по пути прогресса, освобождая человека и раскрепощая женщину.
 Капитализм создает предпосылки для уничтожения классов, он создает предпосылки и для уничтожения рабства женщины. Там, где женщина еще не свободна, и речи быть не может о демократии в истинном понимании этого слова. В период капитализма человек не отделял себя от общества, класса, капитала. Человек был вплетен в товарные отношения, выступал как персонифицированный капитал, наделенный сознанием, точно так же, как человек персонифицировал бога в средних веках, к которому стремился как к абсолютной и совершенной личности. Точно так же он был вплетен в семью как в социальный институт. А все это его делало просто социальной структурой и элементом экономических отношений.
 Поэтому важный этап в развитии отношений между полами начинается с рыночного общества, где, в рамках денежных отношений, освободивших людей и предоставивших их себе, начинается новая история. Мужчина и женщина, в средних веках «вплетенные друг в друга» и принадлежащие друг другу «навеки», в рыночном обществе разъединились и были предоставлены себе. Материальные отношения, веками связывавшие людей в семье, в конце концов, принимают денежную форму и тем индивидуализируют каждого, а стремление человека к его собственному благу (стремления женщины и мужчины, противостоящие друг к другу как личные, собственные) делает свое дело. Оно разъединяет их, изолирует их друг от друга и этим, в конце концов, преобразует их отношения из отношения господства и подчинения в отношения обмена – в отношения партнеров, в результате чего отношения между мужчиной и женщиной в браке становятся их личными отношениями, освобождаются от моральных и т. д. пут. И теперь они уже сами знают, как формировать свои отношения между собой.
 И это в то же время означает, что между ними впервые вырабатываются новые связи и отношения и соответствующие им новые представления. О. Вейнингер в своей работе «Пол и характер» точно отметил изначальное отсутствие у женщины своего «Я», которое является результатом слитности мужчины и женщины, в которой мужчина, будучи главой семьи, играл определенную роль и в обществе, благодаря чему он имел не только свое «Я», но и все свои духовные и интеллектуальные преимущества. Но он ошибочно полагал «предрасположенность» женщины к подчинению мужу, обусловленной ее несамостоятельностью. И ошибка его состояла в том, что он это рассматривал чем-то данным ей от природы, будто «эта природа женщины» неизменна, а стремление женщины к эмансипации – это лишь удел немногих (О. Вейнингер, Пол и характер, М., 1992, С. 108). Уточним это положение более конкретно.
 Откуда же появилась «звериная сущность» у современного культурного человека? Откуда появилось коварство у женщины? Почему люди в браке наполнены такой «злобой», «ненавистью»? Но то, что характеризует людей в семье, характеризует и в обществе. Мы имеем дело с очевидными фактами, не требующими доказательств, что все отношения между людьми формируются деньгами, и эти люди попросту грызутся друг с другом ради этих денег. И если в обществе не могут делить богатства, и семья на нем сошлась клином, и она разрывается. Тем не менее, это в то же время ни в коей мере не является доказательством «возвращения человека» к его звериной сущности. Просто нас до сих пор продолжает интересовать только общество, только экономика и только потребление, будто если люди будут материально обеспечены, то все остальное наладится само собой. Так думали в советском обществе, и поэтому там и делали упор на экономику и политику, забыв о человеке. А человек уже перерос эту систему, и в деньгах обнажилась его сущность, скрытая ранее за моральным обликом человека. И здесь появился новый человек, человек свободный. А мы за Западом вторим об «индустриализме», в то время как людей охватила всеобщая апатия и деградация в том их объективном положении, в котором они оказались неожиданно и в котором они изолированы и разобщены. И это в первую очередь касается противоположных полов, которые ранее были слитны как единое целое. Ведь то, что выросло за 20 лет – это не реальная жизнь, а просто стереотипы нашего мышления, сложившиеся на предыдущем этапе. Стереотипы политические, экономические, социальные, даже моральные, отжившие уже себя и именно поэтому вступившие в противоречие с прогрессом, связанным с необходимостью развития каждого человека. Современная система ограничивает и подавляет каждого человека. Человек уже перерос ее, и ему она становится душно и теснее. И поскольку это общество конкретно выражено в семье, то эта теснота обнаруживается в ней. И семья лопается. Теперь мужчина и женщина не живут постоянно, а женятся и разводятся постоянно и в конце жизни остаются одинокими. И поскольку они все время озабочены друг другом, то и дети предоставлены себе и остаются без внимания своих родителей.
 В этом смысле возьмите хотя бы сексуальную революцию, сущность которой до сих пор не понятна и что связывается в основном только с сознанием людей и с их волей. Между тем именно в силу ее разложились брачно-семейные отношения как социальный институт. И здесь мы можем увидеть просто живой пример превращения социальной потребности в потребности живых, реальных людей, в котором сексуальная потребность освобождается от общественных отношений и в силу этого становится просто межличностным отношением, «любовью», личным отношением между мужчиной и женщиной, в которое уже никто не вмешивается: ни государство, ни церковь, ни родители. И этот «интим», ранее бывший социальным институтом и регулировавшийся обществом, освободился от моральных принципов (брака, семейной формы) и развивается вне них как свободное отношение, в котором уже все меньше имеет значения необходимость «воспроизводства рода человек» и подавляются исторические инстинкты. И, само собой разумеется, как и всякое другое отношение человека к человеку, половое отношение так же попадает в зависимость от денег и развивается только в них. И было бы наивно думать, что отдельные люди мыслят рамками «продолжения рода человеческого», в то время как у них самих гаснут понятия о продолжении собственного рода. Понятие «род» («родовое», «родственное») подвергается коренному изменению. И для нас они становятся «неузнаваемыми», внешними. Человек, сам того не сознавая, выходит из этих отношений. И еще не знает, в какое отношение он входит.
 Просто на Востоке семья охраняется государством и сохраняющимися моральными принципами, а свободный секс осуждается моральным сознанием и нравственностью, там еще сохраняющими силу. Это сознание человека там еще не разложилось. На Западе уже вырабатываются межличностные отношения, индивидуальные связи, и они неизбежно созреют как такие отношения, и с устранением денег они просто становятся человеческими отношениями, основанными на саморегуляции личности. Моральные отношения разложились как общественные отношения, регулировавшие отношения между людьми ради сохранения каждой данной системы. И все предыдущие общества были заинтересованы в сохранении и развитии семьи и брачных отношений. А теперешняя система разлагается. Поэтому она не нуждается в сохранении и совершенствовании этих отношений.Ибо, повторяю, они вырабатываются как личные отношения между людьми, основанные на их чувствах, вкусах, склонностях, и эти отношения обществом уже не регулируются и предоставлены людям. И было бы наивно думать, что они не созреют и навеки останутся в теперешнем расстроенном виде. И человек не сможет познать самого себя и останется в рамках вещных отношений. Любовь как человеческое отношение к человеку просто находится в процессе становления и неизбежно созреет и победит и ненависть, и зависть и т. д. И она станет самой великой движущей силой человечества. И именно поэтому до тех пор, пока мужчина и женщина не наладят собственные отношения между собой, никакие другие отношения не наладятся и не могут быть налажены, ибо только эти отношения являются необходимыми, естественными человеческими связями, лежащими в основе всего мирового движения. Без этих отношений невозможно наладить и нормального воспитания детей. Даже если весь мир превратится в руины, то он все же возродится на основе этих отношений. И в нашей жизни ничего не изменится от того, что на передний план выдвигают экономические или политические отношения, считая их определяющими. Это просто миф, который сегодня создается умирающим экономическим обществом.
 Производство, распределение и т. д. – это функция общества, а не индивидов, и естественно, если они переданы людям и предоставлены их произволу, то мы будем находиться в хаосе. Точно так же и семья и ее охрана, как и деторождение, есть функция общества. И, в конце концов, люди будут вынуждены считаться с этими своими отношениями и размышлять именно над ними, чтобы изменять свою жизнь в соответствии с человечностью. И общество свою структуру перестроит именно к этому. Любить женщину – это всего лишь элементарная истина. А как относится к жизни сама женщина, показывает практика: она еще заботится о семье, о детях и муже. И на ее человечности сегодня держится мир. Разложение женщины означало бы полное разложение жизни на земле.
 Таким образом, семья как социальный институт, приспособленный исторически к производству вещей, то есть воспроизводившую рабочую силу как созидательную силу общества, включая и интеллект, распадается, а вместе с ней распадаются и родственные, и брачные и другие связи. И впервые в связи с этим появляется объективная возможность превращения отношений между полами в их свободный союз. Этот союз между людьми, впервые предоставленным себе денежными отношениями, уже осуществляется как такой союз, но противоречиво и бессознательно, слепо. Человеку надо было освободиться от отношений собственности, в рамках которых он принадлежал другому по принципу этих отношений. В этом смысле женщина сама являлась собственностью мужчины, вплетенной в него, слитой с ним и потому действовавшей по его велениям, не имея собственных стремлений, противостоящих остальному миру. В этом смысле и дети принадлежали родителям и были их собственностью. И было бы наивно в этих отношениях искать «человечность» и «человеческие отношения» и тосковать по ним, если здесь люди принадлежат друг другу в собственнических отношениях. И история должна была разбить эти отношения и освободить людей друг от друга. И это как раз осуществляется таким образом, что люди стали принадлежать только себе и в силу этого и действовать как свободные индивиды, осознав свою свободу. И как это ни странно, все это осуществляется в рамках денежного рабства.
 Любовь – это сильная созидательная энергия, которую природа подарила только человеку как своему высшему творению. Она в человеке всегда присутствует и живет и незримыми нитями связывает людей, и прежде всего мужчину и женщину, и так будет, пока живет человек. Ненависть – это просто оборотная сторона любви. И как таковая она не созидает, а разрушает. Поэтому в современном мире, в своем развитии, любовь имеет разрушительный характер лишь в раздвоении, так как ей нужно пробиваться сквозь все препоны. Этим она просто свидетельствует, что человечество еще не созрело до человеческого восприятия жизни, но беспрерывно его созидает. Само стремление к любви есть наша глубинная, сущностная потребность, без которой человек просто перестал бы быть человеком. Поэтому многие верно говорят, что любовь изменит мир и сделает его красивым.
 Любая красота дарит нам радость и достойна почитания.


Рецензии