Итоги одного года. Часть первая. Начало пути - 1

Педагогический дневник

*****

«Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях»
                Святитель Иоанн Златоуст
4 сентября 2000 года
          В первый раз я захожу в 5-"а" и 5-"г" классы, в которых мне предстоит работать, на урок математики. Два класса, два коллектива, разных и неповторимых даже на первый взгляд: как два человека или две судьбы. Три года я не работал с детьми этого возраста. Душа наполняется светом непосредственности, искренности и чистоты. Мне немного страшно от того, что своими неумелыми действиями, как учитель, я могу повредить эту серебристую ауру радости и тепла... Постепенно страх проходит, и вновь возникают бесчисленные и трудные вопросы: куда пропадает со временем у этих детей желание учиться, познавать мир, тяга к знаниям, инициативность, любознательность, нестандартность в оценке ситуаций и в подходах к решению самых разнообразных (пусть простых) задач? Почему дети, пока ещё относительно здоровые и наполненные жизненной энергией, на каких-то неуловимых километрах школьного марафона теряют всякий интерес, и не только к учёбе? Почему становятся грубыми, равнодушными и к радости, и к боли ближних людей а, порой, необъяснимо жестокими? При этом серьёзно страдают психика и нервная система ученика, вслед за неблагополучием психической сферы, почти сразу, начинаются физические болезни, большинство из которых переходят в хронические недуги, трудно поддающиеся лечению. Телесная болезнь — внешнее проявление психических деформаций, неудовлетворенности в какой бы то ни было сфере. Поэтому нельзя не согласиться с мнением психотерапевтов о том, что в первую очередь надо «лечить душу».
         На второй смене я пристально вглядывался в глаза старшеклассников. Гипотетически это мои пятиклассники всего через 5-6 лет. Поразила одна маленькая, но немаловажная деталь: отстраненность в выражении лиц и отсутствие блеска в глазах и это - уже усталость...
         А в пятом мы говорили о великих математиках, о том, что необходимо делать, чтобы подружиться с царицей наук. Сейчас в общении ещё нет, и не может быть никаких барьеров, лишь бы учитель не заслонял себя и научился быть хоть чуть-чуть ребёнком.
18 сентября
           Наконец-то появился классный журнал, и есть возможность перейти от блокнотов и случайных записей к работе с документом. Это так важно — называть ребёнка по имени! Даже неправильно поставленное ударение, сопряженное со смехом в классе, для впечатлительного и мнительного ученика может обернуться обидой и даже нервным срывом, а при повторении ошибки - вызвать стойкое неприятие, как личности данного учителя, так и предмета, который он преподает. Уважаемые классные руководители! Пишите имена без сокращений, даже если фамилии и имена длинные, это возможно! В трудных случаях проставляйте ударения!     Постепенно, медленно, но верно мы начинаем понимать друг друга, учимся всё видеть и многое прощать. Ещё не улеглась тетрадная чехарда, но правда, зачем спорить и искать несданную работу — на столе всегда лежит несколько чистых тетрадей. Время и ситуация начала урока драгоценны. Ещё не все имеют необходимые для урока математики школьные принадлежности и подчеркивают примеры от руки — работа над собранностью и аккуратностью, по-видимому, растянется на весь учебный год. Но есть проблемы куда более серьезные и многочисленные  - проблемы со здоровьем. Как для предметника, для меня особенно негативными представляется патологии мозга и нервной системы, их влияние на умственную деятельность. Сразу несколько человек 5-"а" класса перенесли в детстве серьёзные черепно-мозговые травмы. Никиту, например, едва спасли, вытащив из под колес машины. Ещё один мальчик страдает эпилепсией. У всех повышенная утомляемость, они плохо сосредотачиваются, нарушена способность к концентрации внимания. При сильном умственном или физическом напряжении на лицо (и в прямом и в переносном смысле) вегетативная недостаточность (проявление вегетососудистой дистонии). Вследствие чего часты ошибки и бурная эмоциональная реакция обиды и на себя, и на учителя. Надо заметить, что стремление к лидерству у них не уменьшается, а растет, и это при том, что психофизиологические возможности уже не позволяет это стремление адекватно реализовать. У многих детей ярко выражено преобладание процессов возбуждения над процессами торможения в центральной нервной системе, что в будущем может закончиться окончательной разбалансировкой и нервным срывом. Печально, что даже многие родители не представляют себе способов коррекции подобных состояний, восстановления «душевного покоя и внутренней радости», ребёнку эти способы тем более неизвестны, и он продолжает жить в режиме «накручивания эмоций», бесполезной траты бесценных запасов нервной энергии.
         Пока ещё есть трудности с дисциплиной. Лет семь назад я считал бы их чрезвычайными, теперь же спокойно знаю, что для начала года и с учетом адаптационных процессов «притирания» — это норма. Тем более, что я все-таки учитель старших классов и объективно не в состоянии качественно и скоро решить все вопросы по преемственности. Для этого требуется время и искреннее желание изменить себя не только в холодном понимании закономерностей развития, обучения и воспитания ребенка, но быть готовым увидеть, понять и принять каждого из них на тонком уровне души.
30 сентября
          Сегодня проводили срезовую контрольную работу с целью выяснить, с какими базовыми знаниями дети пришли из третьего класса. За незначительными исключениями, уровень оценок подтвержден. Неделю назад до этого на уроках сидели представители администрации школы. С их выводами я согласен — всё в рамках нормы, кроме, может быть, главного для этого возраста, - даже математике - а почему бы и нет? - надо учить, играя. Возможностей для этого, даже в моей голове, много, но психологически перестроится мне пока не удаётся  — инертность мешает, и я порой разговариваю с ними на уровне студенческой аудитории.

Продолжение следует:


Рецензии