Глава 4. Шопеном полнюсь наудачу...
Этот совсем другой мир – мир сновидений – открыла для меня центральная тульская музыкальная школа (ныне Райхеля). В лице восхитительных прелестниц – только что окончившей музыкальное училище им. Даргомыжского преподавательницы фортепиано Натальи Николаевны Ташкиновой и преподавательницы сольфеджио и музлитературы, а также хорового пения Светланы Алексеевны Ногиновой – я впервые увидела «высший свет» в своей несколько неуклюжей отроческой жизни.
Занятия музыкой, а также еженедельные выходы на музыкальные спектакли и концерты стали необходимой частью моего существования. Вспоминаю, как в майские ясные деньки приходила я спозаранку с нотной папкой к дверям этого красивого и уютного здания перед ежегодным очередным экзаменом по «специальности». В малом зале стоял старинный рояль, на котором я доводила «до кондиции» свою обязательную программу, включавшую в себя, как правило, Баха, Чайковского или Рахманинова.
Помню, что в конце обучения – «на аттестат» - я играла одну из фуг Баха, а также Рондо в турецком стиле Моцарта и… Шопена! Именно с Шопеном каким-то незримым образом была связана вся моя короткая, но такая достопамятная музыкальная история. Ещё не учась музыке, я как-то услышала его седьмой вальс, который глубоко запал в мою душу. Более того, мне захотелось вдруг заниматься музыкой. Справедливо так сказать о воздействии вальса Шопена:
В нём столько надежды
И столько мечты –
Услышав однажды
Другим станешь ты!
Шопена играла моя учительница по фортепиано, и я, попав в воздушный поток «Фантазии-экспромт» впервые ощутила себя «не совсем» на земле.
Зачем играли мне Шопена?
Экспромт фантазии парит
В мирах, где места нет изменам,
И вдохновеньем свят пиит.
На следующий день, присутствуя на уроке физики, я почувствовала, что я не только не понимаю объяснения, но даже плохо слышу. Музыка Шопена звучала в моей голове! Казалось, сами небеса сомкнулись низко надо мной. Я выбежала из класса и горько плакала. Похожее сотворилось со мной и много позже, когда я с будущим мужем слушала в Москве «Страсти по Матфею» Баха. Такова была моя музыкальная впечатлительность!
Никогда не забуду и маленькую комнату в коммунальной квартире, в которой висели в рамах портреты Моцарта, Шопена, Чайковского, Римского Корсакова и Рахманинова. Эту комнатку, неотъемлемой частью которой был старинный, возможно, где-то середины Х1Х века, рояль, занимала старейшая учительница музыкальной школы Александра Петровна Попова. Маленькая, сухонькая, с детскими вопрошающими глазами Александра Петровна навсегда останется в моей памяти как образ девственности и душевной чуткости. Лена и Таня – две «не разлей вода» подружки, обе учащиеся одних и тех же школ ходили к ней и общались. Естественно, что Лена – это я. Именно нам Александра Петровна поведала: «Мне ещё в юности было нагадано: остаться старой девой и жить долго… И что могилу мою никто никогда не найдет!»
Эта «христова невеста» родилась в начале 80-х годов Х1Х века. Она происходила из среды разночинной интеллигенции. Отец был сыном священника и учился как музыкант у самого Римского Корсакова, мать была дочерью орловского прокурора, поляка по происхождению и, кажется, мелкопоместного дворянина. Она даже училась в Московской консерватории времён Игумнова, но так и не закончила последнюю. Игрой на старом рояле когда-то и кем-то сочинённого в этой семье вальса, рассказами о «былом», наконец, всем своим существованием эта крошечная старушка заявляла об утерянном, но не умирающем мире старой культуры.
Открыла дверь дитя, ребёнок
В сто лет назад.
Мне не уснуть, так путь мой долог –
От рая в ад.
Александра Петровна говорила; «Мать умерла рано. Отец так и не женился. Он меня учил музыке и наукам. От него – склад ума и интересов, от мамы – вспыльчивость и больное сердце». От него она и умрёт в 1972 году. Читатель, никогда не верь до конца предсказаниям! Наверно, милая старушка была бы сейчас много удивлена, прочитав мои строки о себе. И, безусловно, гордилась, что её ученик Лёня Бобылёв, о котором писали ещё в Тульской газете «Коммунар» как о шестилетнем особо одарённом ребёнке и уже начинающем композиторе, - взлетит так высоко, тем оправдав её почти материнские надежды. А тогда он, зайдя к ней на каникулах по приезду из Московской консерватории, где учился на двух отделениях – фортепианном и композиторском, сидел за её старинным роялем и играл… Шопена! Мой дневник впитал всю роскошь подобного общения, которую я передала потом в своём первом сборнике в цикле «Вундеркинд».
Ноктюрн Шопена Вы сыграли
И грустный вальс.
Я по загадочной спирали
Спустилась в Вас.
Никогда ещё энергетика человека не пронизывала меня с головы до пят, никогда ещё так не очаровывало меня живое исполнение! Он «угадывал» десятый вальс Шопена, который я должна была вскоре играть на выпускном экзамене. Так «шутил», пока не переиграл по памяти все вальсы Шопена! По слуху он сыграл и моцартовское рондо и несколько фуг Баха. Печальна прелесть юности, которую невозможно вернуть!
Переворачивались оси,
И шли планеты на Восток,
Где их встречала мгла и просинь –
В степи взволнованный цветок.
Легендарный десятый вальс я играла потом все четыре года обучения в Тульском педагогическом институте, ныне университете. Причем, должна признаться, что здесь я заметно отдохнула от школ. Однокурсники привезли с собой из провинции мягкость и неторопливость, которой так не хватало у тульских ребят. Я вспоминаю этот период как продолжение детства, не умирающего в человеке никогда.
Музыка болезненно сентиментальных ноктюрнов Шопена навевала мечты о любви непостижимой, невозможной, обрекающей человека на безысходность.
Зачем Шопена Вы играли?
Славянских ветерков печали
Глубокомысленно легки.
В них радость рвется из тоски!
О неодолимости, но безнадежности страсти скажу впервые в откровении «Наваждение»:
Но вспомню порой восемнадцатый май…
Игру светотени с капризом.
И бешенство глаз, проникающих в сталь
От страсти ревнивой. Как бризом
Тянуло две лодки в молчанье немом,
Но путники были неравны…
В поэме «Дракон», широко используя аллегорию и метафору, я рассказываю о трагедии многих романтиков, попавших в сети «прелести», за которой кроется бездна.
Ты испытаньем назовешь
Всех порчей порчу эту.
Но и любовь порой тот нож,
В котором нет Завета.
В стихотворении «Имя тоски» заложена психология горечи и протеста неразделенного чувства и последующего душевного надрыва:
Я имя твое умолчу –
Оно поперек всей души.
Ты юности сглазил свечу,
Но веру отнять –не спеши!..
Не проходя через те или иные козни дьявола, человек не узревает и свет Христа. Только Господь в силах даровать благодать сокрушенным сердцам! И этот свет торжествует в большинстве сочинений гения.
И лишь мазурка радостно порхала,
Летя над пропастью в святой лазури…
Душа ликуя, втуне замирала,
Сноп пепельных волос неся сквозь бури!
Жизнеутверждающе музыка Шопена звучит в моих самых исповедальных произведениях, среди которых циклы «Университеты любви» и фантазия «Нарисованная девочка».
Шопен с его удивительным творчеством не оставляет меня и сейчас. К 200-летию со дня его рождения я подготовила свою новую книгу, девятый поэтический сборник «Зачем играли мне Шопена?» Почти во всех частях книги красной нитью проходит мысль о всесилии любви, чем наполнена музыка великого композитора.
_ _ _
Елена Грислис(Носова). Юношеский фотопортрет. Тула, 1969 год.
Далее: глава 5. Учителей немеркнущие лики. http://www.stihi.ru/2014/02/14/603
Свидетельство о публикации №114020700750
Вы замечательно дополняете прозу стихами.
ШелкА, серебро гобелена
Исполнено множеством сцен.
"Зачем мне играли Шопена?"
Для многих он так вдохновен...
С теплом,
Эльза Попова 05.06.2014 17:23 Заявить о нарушении
С благодарностью за внимание и отклик,
ЕГ
Мир Искусства Елены Грислис 05.06.2014 20:19 Заявить о нарушении