По конк. Кошачий. Шуточные стихи
http://www.stihi.ru/2014/02/03/3730 Итоги конкурса
Никогда не думала, что жанр «шуточные стихи» окажется столь трудным для участников… Вернее, не так: не хотела думать, что ленивую небрежность, которую мы допускаем при написании стихов для узкого круга своей семьи и близких друзей, авторы будут выносить на конкурс и наивно полагать, что все, что хорошо для семьи, хорошо и для публикации. Шуточные стихи и домашние стихи - это не одно и тоже.
Любителей кошек (а я из их числа) на сайте оказалось очень много: было заявлено множество стихов, посвященных нашим домашним любимцам - добрых стихов, стихов иллюстрированных прекрасными картинками (так жаль, что их не видели судившие эти конкурс!). Я в этот раз принимала их все подряд - не вчитываясь и не придираясь «на входе»: тема показалась мне легкой и приятной, но на всякий случай приняла с запасом - не 70, а все 80 заявок, и уже предвкушала удовольствие от чтения пакета.
Особого удовольствия не получилось: в половине стихов был неряшливый язык и ошибки базового стихосложения (то ритм «гуляет», то почти полные потери рифмы, то оборот речи странен до безобразия…) Очень много стихов, написанных технически грамотно - отличных стихов! - не отвечали требуемому жанру, а от иных «шуточных» стихов мне было не просто невесело, а хотелось взвыть, как вот от этих, например (даю их фрагментами):
№1
И огромным пушистым хвостом
На прощанье махнув, вниз сорвался
На асфальте внизу, там, ничком
Тёмно-серым на сером остался.
…..
А теперь за лопатой иду,
Дворник дал и несу его в сквер,
Ямку глубже ему сооружу,
заверну в три пакета в размер.
Всё братан, ты своё отыграл,…
…… и т.д
Или вот это - прекрасное стихотворение, которое даже при самой богатой фантазии трудно назвать шуточным:
№2
Лет пять тому назад жила здесь баба Маня,
И с нею рыжий кот (о нём как раз мой стих),
Она его нашла в кустах за старой баней
И пенсию с тех пор делила на двоих.
В Афгане сгинул сын, не подарив ей внуков,
Осталась лишь медаль да фоток восемь штук,
И рыжий бабке стал и родичем, и другом,
В душе её собой заполнив пустоту.
Но вот пришла беда – старуха заболела,
В больницу увезли на скорой, и тогда
Отправили во двор ( а что с ним было делать?)
Прибитого судьбой домашнего кота.
Сначала он молчал, не ел и часто плакал,
Сидел у входа в дом - в глазах была тоска,
Но помню, что, когда жару сменила слякоть,
Исчез он со двора - пошёл её искать.
Осыпался октябрь, листвой асфальт укутав,
Промокнув под дождём, нахохлились дома,
Промозглые ветра на юг прогнали уток,
Потом посыпал снег и к нам пришла зима.
Увидел я их вновь, когда гулял по крыше -
Шла бабка через двор к подъезду напрямик,
Откуда ни возьмись, вдруг появился рыжий,
Не понял даже я откуда он возник.
Он прыгнул ей на грудь и, как в слепом дурмане,
Орал, пищал, и выл, не ведая стыда…
Примерно через год не стало бабы Мани,
И рыжий кот пропал теперь уж навсегда.
Возможно где-то там, в заоблачных туманах
Её он отыскал и с ней теперь в раю,
Глядит на нас сейчас с коленей бабы Мани
И слушает, мурча, историю мою.
Подавались мне и стихи, написанные в жанре лирики. Не важно, хорошие они или плохие, важно, что НИ УЧАСТНИКИ, НИ СУДЬИ, номинировавшие такие стихи, не имеют привычки обращать внимания на заданный жанр исполнения, сколько я ни стараюсь им об этом подробно пояснять и напоминать везде, где только возможно:
№3
Я сижу у окна и смотрю на унылые капли:
Словно вешние воды бегут, торопясь, по стеклу.
На качание ветки, похожей немного на цаплю,
На фонарь, одиноко светящий сквозь серую мглу.
Вижу в мутном проёме окна я своё отраженье,
Блеск прищуренных глаз и торчащие чудо-усы.
Ощущаю приятное крепкому телу томленье,
Но я знаю, как долго мне ждать до прихода весны...
Вспоминаю соседку-красавицу, рыжую Лизу,
Подлый дождь не даёт мне сегодня её повидать.
Воробей, весь намокший, забился под выступ карниза,
И его мне оттуда, наверно, никак не достать...
А в квартире тепло, стылый ветер не дует мне в уши,
Тишина и покой. Вновь приятный царит полумрак.
Слышу где-то вдали завывают озябшие души,
С превосходством гляжу на притихших дворовых собак.
Ну, и хватит в окне любоваться персидской причёской
И отлёживать даром природную гордость – бока,
Я потрусь о штанину хозяйскую серою шёрсткой,
Он погладит, положит сметанки, нальёт молока.
Имеем образец лирического стихотворения, которое, хотя и написано от лица ЛГ - кота, но все равно - лирика или (с натяжкой) рассказ в стихах, но никак не жанр «шуточные стихи»!
Еще один пример: стихи в жанре «рассказ в стихах». Причем, рассказ по картинке, которую судьи, увы, не видят:
№4
В Саратове кошки встают в пять утра:
- Хозяин, проснись, на рыбалку пора!
Бери ледоруб да шубейку надень:
Рыбачить уходим с тобой на весь день.
Вот прорубь готова, и замер рыбак.
Часами над лункою спит он...Чудак!
А кошка сидит у него на спине,
Как будто наездник верхом на коне,
И ждёт - не дождётся награды она.
Саратовским кошкам зима не страшна!
В чем тут юмор, скажите мне, пожалуйста? В каком месте нужно смеяться? Всего лишь милый рассказик по забавной фотографии…
Вернусь к тому, с чего начала: шуточные стихи - это вполне серьезный литературный жанр, где нет никаких особых поблажек ни к чистоте рифм, ни к мелодичности ритма, ни к правильности русского языка. Конечно, язык этого жанра другой - из другого лексического среза - он ближе к разговорному, может включать неологизмы (новые слова и способы выражения, вводимые автором в речь), он может быть жанровым, передающим особенности речи персонажа (а не АВТОРА), но все равно - правильным, с грамотным и понятным согласованием слов в предложениях, с понятным согласованием самих предложений по их смыслу, с пониманием значения и области применения тех слов, которые автор ввел в свой текст. Если этого нет, то такие стихи, как бы они ни были забавны, смешны, нельзя номинировать, нельзя даже их публиковать - сначала их нужно исправить!
Напомню еще раз основные особенности жанров, которые мы с вами уже разбирали на Ликбезе:
если жанр - «лирика», то должны присутствовать образный поэтический язык с использованием тропов и композиция, имеющая вид доверительного авторского размышления от первого лица;
если жанр - «рассказ в стихах», то должен присутствовать логичный и законченный, содержательный сюжет повествования;
если жанр - «иронические или шуточные стихи», то стихи, как минимум, должны быть остроумными и содержательными, но лишенными шутовства, примитивизма речи (неправильного разговорного языка), пошлости и цинизма содержания;
Здесь же можно добавить, что лирика почти всегда пишется как авторская речь, и если даже она и идет от лица ЛГ, то сам автор рассказывает устами его героя о себе. В шуточных стихах рассказ чаще всего ведется от лица персонажа - героя юмористического сюжета. И речь там даже если она и от первого лица, все равно не авторская - это речь персонажа, с которым совершенно не нужно автора отождествлять! Всяческие вставки с красивыми тропами и философскими рассуждениями всерьез (если они - не ирония)- вредны для шуточного жанра!
Но участники конкурсов Ликбеза на половину - не читатели Ликбеза, а на треть - вообще авторы, не интересующиеся вопросами техники исполнения: это наши гости и те, кто никогда не читают страницу объявления о конкурсе, не просматривают рекомендуемые ссылки, а ориентируются только на название конкурса. Они даже не знают, как себе объяснить внезапное исчезновение страницы, под которой они оставили свою заявку, потому что не пользуются ссылкой Путеводителя, по которой всю информацию о состоянии конкурса можно получить в ЛЮБОЙ день! Чего нет в названии конкурса, то и им неведомо!
Кончаю язвить и, наконец, прокомментирую те стихи, которые я сама отобрала в этом конкурсе, как лучшие. (Мое мнение прошу считать только личным: коллективное мнение выражено в ИТОГОВОМ протоколе!)
№5
Спят вeлюровые горы, подлокотники расслабив,
над Мутенскою долиной загорелся лунный лимб,
день вчерашний взят измором, без последствий (Богу слава!),
Парфенон в своих Афинах, и стоит себе Берлин.
Отзвучали канонады пенопластовых орудий,
на последнем перевале дан Суворовым отбой.
Отдохнуть солдатам надо, завтра снова битва будет,
на сегодня перебрали и гордятся все собой.
Кое-как бивак разбили и фарфоровую чашу,
после вражеской осады забрались под гобелен,
самый главный - это Филя, он заботливый папаша,
ну а маленькие гады, те, что взяты были в плен,
от чужой приблудной кошки два завшивленных котёнка,
тот, что белый - тот Суворов, ну а серый - Карабас,
вот лежат, скрестивши ножки, как святые на иконке,
Альпы - это вам не горы, то ли дело контрабас.
Tам глубокая пещера и попасть в неё несложно,
ведь оборваны по ходу три басовые струны,
но туда не лезет серый, он котёнок осторожный,
а Суворов, хоть и лодырь, не зачислен в серуны.
Завтра будет день и пища, и с десятка два баталий,
будут стянуты подушки под село Бородино,
и клубков мохнатых тыща, что ещё не размотали,
и другие побрякушки позабытые давно.
Совершенно не поняла, почему это стихотворение не было отмечено большинством судей! Конечно, будь это лирика, слова «серун» и тыща» ее бы не украсили, но для данного жанра и содержания (речь идет о котятах!) они стихов не портят. А написано талантливо, ярко, с любовью и… со знанием исторических имен - все имена и названия употреблены к месту, с юмором. Четкий правильный ритм, хороший словарный запас (подбор слов не к рифме, не для заплатки, а к месту). Отличные стихи.
№6
Живу крас-сиво! Ошейник м-модный!
Сыт и обласкан - купаюсь в неге.
Породы, вишь ли, я благородной,
А это ценят все человеки.
Ни разу донца не видел плошки,
Игрушек - куча, сплю, где желаю,
Лоснится шёрстка, и в ней - ни блошки.
Живу по-полной в кошачьем рае.
Мне чистят уши и даже зубы,
Мне пялят шмотки - я весь гламурный.
С вальяжной сводят глаМуркой тупо,
А мне, простите, с ней не мурмурно...
А мне во двор бы с котами драться,
Играться с мышкой не заводною,
В простую кошку по хвост влюбляться
Да с ней - на крышу, да под луною...
Двор за окошком весь солнца в пятнах,
Там бродит кошка, темна, как ночка!..
Хоть и с помойки, а мне - приятна!
Я - не порода, я кот - и точка!!!
Еще один пример отличных стихов. И снова: слова, которые показались бы мне неприятными и неуместными для авторской речи в лирике («человеки», «по-полной», «тупо», «гламурный») здесь, в прямой речи персонажа - породистой кошки - очень кстати: автор очень умело написал ее образ одной только лексикой, и стихи получились остроумными.
№7
Чеширский - Мурке
Как не ответить? Честно напишу:
Чеширские – не глупые болонки,
но шёрстку языком я прилижу
для серой и пушистой незнакомки.
My darling, удивительная Мурр!
Конечно, Вы сто раз, конечно, правы -
поспешность не для леди, а для дурр,
кому гламурр затмил и честь, и нравы.
Меня в письме назвали «милый Че».
Усы поправив гордо у порога,
я позабыл о гольфе и враче…
Царапиной им в скатерти дорога!
My Marrry, Вы открыли душу мне,
в Чеширии за честность уважают,
здесь ум и скромность ценятся вдвойне,
котята за котов не отвечают.
И я теперь (как лучше написать?)
признаюсь, что имею недостатки –
беззуб… жестока лондонская знать -
смеются надо мной аристократки!
Ах, пусть Амурр! Лишь только с Вами, Мурр!
Британию оставлю холостою.
Там нет лисиц? Ну, этих, черно-бурр?
Мы станем удивительной четою!
Мой док-дантист - Вы мне поверьте, Мурр!-
сумеет челюсть быстро изготовить.
О нас там, где течёт в тайге Амурр,
не сможет даже белка позлословить.
А если, Мурр, Вам скажут: «Глуп и стар,
моложе ты найдёшь себе весною!» -
я сдержан по-английски и удар
приму с достойно выгнутой спиною…
Глаза закрою: «Муррр… l'amourrrr… l'amourrrr…»
Как сливки, как сметана, голосочек.
Мы справимся с различием культур
и встретимся хотя бы на часочек!
Еще один образ кота: автор описывает его через лексику письма, написанного этим котом - старым ловеласом. Много неологизмов (авторских изобретений слов) - смеси звучания кошачьего мурлыкания и иностранных слов, служат отличным украшением стихотворения, лепят образ персонажа. И с юмором стихи, и на отличном уровне исполнения.
№8
Мне хорошо живётся в доме.
В нём всё уютно и знакомо,
Не променяю жизнь такую
Ни на какой чудесный край –
Ни на игрушку дорогую,
Ни… Даже на кошачий рай!
А рядом дремлет кошка Катя
И улыбается от счастья,
Хороший видит сон, наверно...
(Её «по нету», без проблем,
хозяин взял за триста евро
под розоватый колер стен...)
Когда-то бегал по подвалам…
Еды, конечно, не хватало,
Тогда чем только не болел я
И тошен стал мне белый свет...
Но повезло как в лотерее -
Счастливый вытащил билет!
Глубокой осенью холодной
Я брёл озябший и голодный,
Но повстречался с человеком
С колючей, рыжей бородой.
Он пожалеть решил калеку
И взял тогда к себе домой.
Всё хорошо. Но, вот Катюха…
Вчера ворчала мне на ухо:
- Опять слоняешься без дела...
Хозяин зря тебя припёр.
Хотя… Ты нам подходишь, в целом.
Под светло-бежевый ковёр…
Тоже была удивлена: почему так мало судей отметили эти стихи? Отличный язык, интересная композиция (написано от лица кота - еще одного кота, со своим индивидуальным характером!) Обратите внимание: автор не вмешивается, не объясняет нам, какие у него дома кошки, с каким они характером, но мы их видим и всё про них понимаем. Это - талантливая работа! И чувствуется отношение автора и к данным кошкам, и к животным вообще…
№9
С чего начать рассказ не зная,
Начну его вот так: когда-то,
За неименьем попугая,
Жил Кот у бравого Пирата.
Не сплоховав в боях ни разу,
Они друг с другом стали схожи:
Пират в бою лишился глаза
И Кот, был одноглазым тоже.
Ещё назад тому лет десять,
Грозою были всем врагам.
Но, вот устали куролесить,
Прибившись к тихим берегам...
И стали жить неторопливо
В уютной маленькой каморке:
Пират - рыбачил на заливе,
А Кот - гонял мышей по норкам.
Но каждый год, в начале марта,
Весны почуяв приближенье,
Забросив удочки и карты,
Пират испытывал волненье.
И каждый год,(обычно в марте),
Впадая вдруг в любовный раж,
Завидев кошек, Кот в азарте,
Орал: «Вперёд! На абордааааж!!!»
Хотя и страшен был их вид,
Им открывались все окошки...
Судьба к таким благоволит -
Их любят женщины...и кошки!
А здесь использован другой прием - это скорее веселый рассказ в стихах, чем прямая речь персонажей. Автор отстранен от своих героев, он нам рассказывает про них, но делает это ярко и интересно, с юмором показывая похожесть характера и образа жизни хозяина и его кота.
№10
Вот и первый луч скользнул в окошко.
Громко капает вода из крана.
Двое на диване: я и кошка.
Рано.
Кошка, прикрывая третье веко,
Погружается в свою нирвану…
Это с точки зренья человека –
Странно.
В кошкин рай закрыта мне дорога,
Там – цивилизация иная.
Но она-то обо мне так много
Знает!
Ведь порой разговоришься с нею –
Как вчера – и вытряхнешь всю душу…
Из подруг никто так не умеет
Слушать.
Всё! Встаю. Пора сменить программу.
Например - заняться физкультурой…
- Брысь!
А кошка – телепатограммой:
- Дурр-рр-ра...
Стихи понравились звучанием, нестандартной структурой строфы (5 стопным !!! хореем с укороченной - одностопной- последней строкой)
10 00 10 10 10
00 10 00 10 10
10 10 10 00 10
10
Но дело даже не в строфе - именно такая структура помогает восприятию содержания: ритм передает атмосферу квартиры в момент пробуждения хозяйки и ее кошки, автор с ненавязчивой иронией показывает нам характер и привычки обеих, кроме того, здесь сделана прекрасная остроумная концовка. У меня ощущение, что стихи написаны профессиональной рукой.
№11
Канул в лету летний дождь, зарядил осенний
Пробирает душу дрожь, и грызут сомненья:
А тому ли я опять отказала в ласке?
Он хотел на ручки взять, чтобы вместе – в сказку
Там тепло, и молочко в блюдечке с каёмкой
Там коленки под рукой поэтичной, тонкой
Там не капает, там рай для подвальной муры
Нет бы, крикнуть: забирай!.. Зашипела... Дура!
Ну и что, что у него поводок в кармане?
Послушание, оно подобает даме,
коль взамен дают вискарь и прикид с версачей...
Зашипела? – принимай жизнь свою собачью!
Автор снова дает слово кошке - кошка с юмором повествует нам о своей роковой ошибке. Возможно, язык персонажа здесь чересчур лиричен и поэтичен для дворовой кошки, но стихи все равно получились симпатичными.
№12
Наша кошка неспроста
начинается с хвоста.
Если кто за хвост потянет –
кошка
кончится
когтями.
Эти стихи понравились многим членам жюри, хотя они и не давали им самых высоких баллов. Стихи написаны для детей, называются «Крошке о кошке». Замечательное произведение! На их примере я хочу обратить ваше внимание на то, что такое настоящие стихи для детей. Их пишут так, что они одинаково дороги и понятны и детям, и взрослым. Кто из нас способен написать на таком высоком уровне стихи ДЛЯ ДЕТЕЙ? Единицы. Потому повторюсь: стихи для детей писать ОЧЕНЬ СЛОЖНО. Не умеете - не беритесь: не портите заранее литературный вкус вашим детям простыми рифмовками.
№13
Давно уж осень погасила
Мою счастливую весну.
За что меня ты полюбила
Убей, ей Богу, не пойму.
Я ухожу, а ты лаская,
Меня коснёшься вдруг подчас.
Я прихожу – ты ждёшь, сверкая
Зелёным изумрудом глаз.
Пишу стихи – ты тоже рядом
Сидишь в глубокой тишине.
И изредка роняешь взгляды,
Слегка подмигивая мне.
То заберёшься на колени,
То песни ты затянешь вдруг.
И забываешь на мгновенье
Печаль и боль, и всё вокруг.
Как жаль, что родилась ты кошкой,
Но я бы прожил мир любя,
Когда бы женщины немножко
Похожи были на тебя ...
Стихи написаны лирическим языком, но в концовке автор раскрывает задуманную им интригу - стихи оказываются - о кошке, а не о женщине, и это открытие превращает их в шуточные стихи. Интересный прием, хорошие стихи!
№14
Патлатого кота
Поила молоком.
Вычесывала шерсть
Колючим гребешком.
Но вот случился март,
Кота кидает в дрожь.
Он рвется, как гепард,
На молнию похож.
На крыше, трепеща,
Сиреной воет он.
Подруга, вереща,
Курирует балкон.
Я в ужасе встаю,
Спать не могу всю ночь.
Петарды достаю,
Котов сгоняю прочь.
А утром за салют
В полицию зовут.
Буяню там, дерусь
И на ночь остаюсь!
Эти стихи вообще никто (кроме меня) почему-то не отметил. Думаю, что зря, тем более, что при этом номинировали много других стихов - менее остроумных, да еще и с ошибками исполнения. Здесь есть интересный, раскрытый до конца сюжет, вполне понятный и объяснимый для тех, кто действительно видит в своих домашних питомцах друга и члена семьи. Чистая техника исполнения (не понравилась мне только рифмовка двух деепричастий «трепеща-вереща»).
И в заключение, приведу стихотворение за которое я не голосовала, хотя и отдаю должное его прекрасному техническому исполнению:
№15
Я голодовки больше не осилю,
Желудок мой ворчит и рвётся в бой!
Финита ля комедия, Василий -
Сегодня я обедаю тобой!
Прости, мой котик- знаю, виновата!
Тебя я никогда б не предала,
Но жить четвёртый месяц без зарплаты
Я не могу - такие вот дела!
Умчалось вдаль безденежное лето,
Но в сентябре не кончился кошмар!
Я педагог, а это по бюджету
Большой, катастрофический удар!
Ты смотришь на меня с таким испугом,
Мяукаешь, и хвостик твой дрожит!
Ну хватит, Вась! Ты был мне лучшим другом,
В последний раз хозяйке удружи!
Я суп с котом варить не буду, Вася,
И пирожков с кошатиной лепить!
Дай лишь тебя мне зеленью украсить
И молочком холодненьким запить!
Ещё б немного хрена и томата,
Но грошей не хватило, селяви!
Ой, мне звонят! Пришла моя зарплата!
Ну так и быть! Василий, друг...Живи!!!
.
Почему я не номинировала? Помните, в прекрасном художественном фильме «Волшебная лампа Алладина» (реж. Б.Рыцарев,1966г) джин приходит к Алладину и говорит: «Я пришел тебя убить… Я - твой друг, но я - раб лампы…» - «Так ты - друг или раб?» - спрашивает джина Алладин.
Что-то внутри меня интуитивно воспротивилось считать поводом для шутки размышления о возможности поедания своего друга по причине невыплаты зарплаты. Не смешно мне было это, хотя стихи и написаны талантливо…
С уважением, ваша Алкора.
Свидетельство о публикации №114020707439