Жанр - эпиграмма
Буквально с греческого это слово означает надпись, это - стихотворная или прозаическая краткая надпись, объяснявшая значение памятника, здания или предмета, посвященного богам. Греки издавна очень любили выбивать или выцарапывать надписи на вещах, приносимых в жертву богам. В древнем мире вещи (щиты, вазы, треножники, орудия труда и т. п.) часто говорят от первого лица: "Меня пожертвовали, меня посвятили". Или «Я - сеть старого рыбака...", "Я - кувшин...", "Я - олимпийский венок..." — множество предметов в храме таким образом обращается к посетителю с помощью эпиграммы. Очень скоро эпиграммы начали писать в стихах.
Одной из разновидностей эпиграммы были эпитафии — надгробные надписи. Их писали гекзаметром или элегическим дистихом. Известна эпитафия трагика Эсхила, сочиненная для себя самого:
«Евфорионова сына, Эсхила Афинского кости
Кроет собою земля Гелы, богатой зерном;
Мужество помнят его Марафонская роща и племя
Длинноволосых мидян, в битве узнавших его».
Позже стали появляться эпиграммы на разные темы. Например, эпиграмма, приписываемая Платону, прославляла поэтессу Сапфо:
«Девять считается Муз. Но их больше: ведь Музою стала
И лесбиянка Сафо. С нею их десять теперь».
Эта эпиграмма уже не надпись на приносимой в жертву вещи или на могиле, она может быть представлена только как надпись на полях книги, как мнение, высказанное в кругу друзей при обсуждении творчества поэтессы или как уважительная и лаконичная мысль в произведении по вопросам поэзии. Так эпиграмма понемногу становится собственностью литературы. Когда писатели эллинистического времени обратили внимание на сочинения малой формы, оказалось, что эпиграмма подходит для выражения принципиальных установок или чувств, самых разнообразных минутных настроений автора. С этого времени она становится литературным жанром - ЭПИГРАММА.
Авторы литературных эпиграмм сохраняли большинство ее традиционных черт, иногда они оставляли согражданам несколько строф по случаю окончания какого-либо жизненного этапа, например, Феокрит написал буколическую эпиграмму на такую тему:
«С белою кожею Дафнис, который на славной свирели
Песни пастушьи играл, Пану приносит дары:
Ствол тростника просверленный, копье заостренное, посох,
Шкуру оленью, суму, — яблоки в ней он носил».
У римлян эпиграммами назывались краткие стихотворения, которые имели характер язвительной насмешки. В русской поэзии писали уже сатирические эпиграммы, а также оригинальные переложения древних:эпиграммы А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова, Н.М. Карамзина и его последователей - В.А. Жуковского. Постепенно эпиграмма приобретала салонный характер и сближалась с разновидностями альбомных стихов.
В 19 веке эпиграммы выступали не только средством обличения пороков и человеческих слабостей, но орудием литературной и общественно-политической борьбы. Среди выдающихся эпиграмматистов того времени - А.С. Пушкин, С.А. Соболевский, Е.А. Баратынский, П.А. Вяземский.
А.С. Пушкину, например, принадлежат как сатирические эпиграммы (на А.А. Аракчеева, Ф.В. Булгарина, А.Н. Голицына), так и эпиграммы, продолжающие древнегреческую традицию («Движение», «Любопытный»).
А.С. Пушкин На М.С. Воронцова:
«Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.
А.С. Пушкин. На Дондукова-Корсакова:
«В Академии наук
Заседает князь Дундук.
Говорят, не подобает
Дундуку такая честь;
Почему ж он заседает?
Потому что есть чем сесть»
К середине 19 века эпиграмма традиционного типа отступает на второй план, а сатирическая злободневная эпиграмма переживает подъём (В.С. Курочкин, Д.Д. Минаев, М.Л. Михайлов, Н.А. Некрасов). Эпиграммы писались многими другими выдающимися (Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.Н. Апухтин), единичные эпиграммы написаны некоторыми прозаиками (Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков).
В советской поэзии к эпиграмме обращались В.В. Маяковский, Демьян Бедный, А.Г. Архангельский, С.Я. Маршак и многие другие поэты.
Итак, обобщим сказанное: эпиграмма - это:
1) жанр античной лирики; короткое стихотворение, написанное элегическим дистихом. В них присутствует парадоксальная по сути и афористичная финальная сентенция, которую позднее назовут пуантом. Характерный образец этого жанра в русской литературе – эпиграмма В.Л. Пушкина:
«Змея ужалила Маркела.
- Он умер? – Нет,
змея, напротив, околела!».
2) В 19–20 вв., эпиграмма - это короткое сатирическое стихотворение, откликающееся каламбуром на злободневную тему. Для эпиграмм этого вида пуант становится обязательным. Напомню, ПУАНТ (фр. - остриё) - многозначное слово, заключительная фраза или часть фразы, шутки или загадки.
Известны два типа эпиграмм: простой и сложный. ПРОСТЫЕ ЭПИГРАММЫ содержат только тезис, СЛОЖНЫЕ состоят вступления и заключения. Простые излагают факт или происшествие, а сложные содержат остроумное и меткое заключение.
Остроумные эпиграммы – это те, в которых имеется краткое, но сильное и выразительное заключение - острое, возбуждающее мысль и неожиданное, как удар.
Правило об остроумном заключении в эпиграмме (и не только в ней) было сформулировано немецким теоретиком литературы Мартином Опицем: «…остроумие… особенно проявляется в заключении, которое должно быть каждый раз иным, нежели мы ожидаем: в этом, прежде всего, и состоит остроумие».
В немецкой литературе под эпиграммой понималось краткое стихотворение, в котором остроумным заключением разрешалось некоторое ожидание, возбужденное в начале стихотворения. Главною особенностью эпиграммы стал ее характер быстрой, остроумной, язвительной насмешки. С этим характером эпиграмма перешла и в русскую литературу.
Русская эпиграмма чаще была обращена не к политической сфере, а являлась орудием борьбы в литературном мире. В качестве примера - несколько эпиграмм на тему поэзии моего любимого писателя - С.Я. Маршака:
Немало книжек выпущено мной,
Но все они умчались, точно птицы.
И я остался автором одной
Последней, недописанной страницы.
<1964>
За несколько шагов до водопада
Еще не знал катящийся поток,
С каких высот ему сорваться надо...
И ты готовься совершить прыжок.
<1962>
Нужна ли рифма, например?
Ведь нет же рифмы у Гомера.
А для чего стихам размер?
Пожалуй, можно без размера.
Стихам не нужно запятых.
Им ни к чему тире и точки.
Не упразднить ли самый стих?
Но как считать мы будем строчки?
<1964>
Человек ходил на четырех,
Но его понятливые внуки
Отказались от передних ног,
Постепенно превратив их в руки.
Ни один из нас бы не взлетел,
Покидая землю, в поднебесье,
Если б отказаться не хотел
От запасов лишних равновесья.
<1962>
Власть безграничная природы
Нам потому не тяжела,
Что чувство видимой свободы
Она живущему дала.
<1964>
Как вежлив ты в покое и в тепле.
Но будешь ли таким во время давки
На поврежденном бурей корабле
Или в толпе у керосинной лавки?
<1964>
Без музыки не может жить Парнас.
Но музыка в твоем стихотворенье
Так вылезла наружу, напоказ,
Как сахар прошлогоднего варенья.
<1964>
«О чем твои стихи?» — Не знаю, брат.
Ты их прочти, коли придет охота.
Стихи живые сами говорят,
И не о чем-то говорят, а что-то».
<1964>
А теперь давайте разберемся с практическим и очень важным для нас вопросом: как написать эпиграмму самому и каким должно быть это маленькое стихотворение, чтобы его можно было бы назвать эпиграммой? Ответ на это дает А.С. Пушкин в своем романе «Евгений Онегин»:
«Приятно дерзкой эпиграммой
Взбесить оплошного врага;
Приятно зреть, как он упрямо
Склонив бодливые рога,
Невольно в зеркало глядится
И узнавать себя стыдится»
Пушкин, кстати, был не только гениальным писателем, но и непревзойденным эпиграмматистом. Он сумел превратить данную малую стихотворную форму в элегантное оружие словесной дуэли и сделал эпиграмму одним из любимейших жанров русской поэзии.
Написание эпиграмм является прекрасной тренировкой творческих способностей. В несколько рифмованных строк автор должен суметь уместить очень многое, ведь эта САТИРИЧЕСКАЯ МИНИАТЮРА является ЗАКОНЧЕННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ С ЗАВЯЗКОЙ, КУЛЬМИНАЦИЕЙ И ОШЕЛОМЛЯЮЩЕЙ РАЗВЯЗКОЙ. Именно в этом жанре особенно важно придерживаться требования: главное не о ком, а как. Не случайно многие авторы считают эпиграмму квинтэссенцией поэзии.
По-настоящему талантливые эпиграммы объединяют в себе несколько характерных черт. Они:
- злободневны;
- обладают меткостью и законченностью суждения;
- предельно конкретны и не касаются так называемых «вечных» вопросов.
Начало эпиграммы должно быть просто и ясно, главная ее цель – возбудить любопытство читателя.
По форме хорошие эпиграммы максимально сжаты и отличаются внезапным поворотом сюжета. Структура их строится следующим образом: первые два стиха развивают тему в одном направлении, следующие – поворачивают сюжет в обратную сторону. Причем таких поворотов может быть сразу несколько. И, наконец, последняя строка раскрывает смысл эпиграммы.
Вершиной мастерства считается, когда истинный смысл открывается читателю не в строке, а в последнем слове (в сонетах этот прием называют «замком сонета»)
В качестве словесной отделки в эпиграммах применятся:
- перифраз (троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких, иносказательное выражение, напр. например, «ночное светило» = «луна» или «Люблю тебя, Петра творенье!» = «Люблю тебя, Санкт-Петербург!»);
- каламбур (литературный приём с использованием в одном контексте разных значений одного слова или разных слов или словосочетаний, сходных по звучанию. Эффект каламбура, обычно комический (юмористический), заключается в контрасте между смыслом одинаково звучащих слов)
-сравнение (троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку),
- реминисценция (образы литературы в литературе, цитата, точная или неточная; «закавыченная» или остающаяся неявной, подтекстовой);
- другие средства.
При создании эпиграммы на известного человека стоит обращать внимание на следующие моменты:
1. Важно определить наиболее яркие особенности, качества и черты характера, свойственные человеку, на которого пишется эпиграмма. Эти особенности должны быть заметны не только вам, но и всем окружающим. Эпиграмма сродни рисованному шаржу – недостатки преувеличены, но объект при этом легко узнаваем.
2. Эпиграмма может быть написана не только на человека, но и на какое-то событие в его жизни, например, получение несоответствующей умениям должности или очередному провалу на экзаменах.
3. Три главные составляющие, на которых держится хорошая эпиграмма – злободневность, краткость, рифма.
4. Прежде, чем писать эпиграмму, полезно решить, какие художественные приемы вы будете использовать. Сатирический диапазон велик – от изящной шутки и меткой насмешки до гротескной сатиры.
Таким образом, эпиграммы бывают самыми разными: и грустными, и веселыми, и серьезными, и смешными. Разнообразна и их форма, но более всего распространены два типа:
- или в начале стихотворения поэт высказывает основной тезис, а остальные строчки его иллюстрируют, расширяют и т. п.,
- или первые строчки — это как бы экспозиция, а последняя строчка или двустишие раскрывают суть.
Эти короткие стихотворения всегда привлекали поэтов потому, что мысль в них должна была излагаться ясно, но сжато: прекрасная возможность продемонстрировать свое владение поэтической техникой.
В заключение, в качестве примера современных эпиграмм на известных людей нашего времени, приведу эпиграммы Валентина Гафта:
Александру Абдулову
Ходит Саша гусаком
Из Ленкома да в Ленком,
Презирая все интриги.
Все, кто писал кипятком,
Нынче чешут языком,
А иные пишут книги.
Ольге Аросевой
Как обаятельно чудачество,
Когда таланта очень много.
На сцене верит в обстоятельства,
А в жизни верит только в Бога.
Лии Ахеджаковой
Нет, совсем не одинаково
Всё играет Ахеджакова,
Но доходит не до всякого
То, что всё неодинаково.
Наталье Белохвостиковой
Вы в "Тегеране-43"
Одна блистали, Натали.
Что там разведчики, шпионы,
Премьеры, президенты и вожди.
Парили Вы! – хоть без короны
И без таланта, Натали.
Михаилу Боярскому
Зачем ты, Миша, так орешь,
Словно ограбленный еврей?
Ты Д'Артаньяна не тревожь,
Он дворянин, а ты – плебей.
Леониду Броневому
От славы одуревший
Теперь на все горазд,
Он сам себе завидует
И сам себя продаст.
Леониду Быкову (киноартисту и кинорежиссеру)
Он знал, что будет так
И до конца был крепок,
Спасая правду от липучей лжи,
Он стал снимать кино,
Снимая жизни слепок
Прикосновением души.
Ролану Быкову
Ему бы в сборную по баскетболу,
Какой-то чёрт сидит в нём, бес,
Всего-то два вершка от полу,
А звёзды достаёт с небес.
_________________________________
Эпиграммы на известных людей Самуила Маршака:
Вильяму Шекспиру
Старик Шекспир не сразу стал Шекспиром,
Не сразу он из ряда вышел вон.
Века прошли, пока он целым миром
Был в звание Шекспира возведен.
<1962>
Эпитафия самомусебе
Жил на свете Маршак Самуил.
Он курил, и курил, и курил.
Всё курил и курил он табак.
Так и умер писатель Маршак.
<1957(?)>
К.И. Чуковскому
Вижу: Чуковского мне не догнать.
Пусть небеса нас рассудят!
Было Чуковскому семьдесят пять,
Скоро мне столько же будет.
Глядь, от меня ускакал он опять,
Снова готов к юбилею...
Если мне стукнет тысяча пять,
Тысяча десять — Корнею!
<Между 1959 и 1962>
Советую так же прочитать разбор итогов конкурса "Эпиграмма" http://www.stihi.ru/2014/04/04/4273
Свидетельство о публикации №114020608805
Твоё лицо так чисто и светло,
Как звёзды в ясном небе спозаранку,
Что все сомненья начисто смело -
Ты новую задумала подлянку!
Или вот такое:
На кой мне блеск космических ракет,
Когда в уме живет размякший в миске
Залитый кипяточком бич-пакет,
Вминаемый под хруст мясной сосиски...
Владимир Несонов 21.04.2024 20:44 Заявить о нарушении
Благодарю за прочтение. Успехов!
Творческая Мастерская Алкоры 21.04.2024 21:00 Заявить о нарушении