Просто о вере и смирении
Определить веру человека очень легко. Её с головой выдают поступки и те принципы, которыми человек руководствуется в жизни.
Та же жизнь показывает, что немалое число людей находится в состоянии самообмана или в состоянии прелести. Они полагают себя верующими Богу, хотя, на деле имеют совершенно иной приоритет ценностей.
Откуда же и почему это видно?
Дело в том, что вера Богу находится на противоположной стороне от всех иных вер.
Бог - существо всеобъемлющее не только этот бренный мир, но и все остальные реальности. Бог - всемОгущ, всеведущ и, соответственно, всем управляющий.
Если правильно понимать Священное писание и не предвзято смотреть на окружающую действительность, то мы увидим, что весь мир объят грехом, "мир во зле лежит". То есть по попущению Бога отдан во власть и управление сатаны. И все земные ценности основываются на грехе, движутся страстями во всём их многообразном проявлении.
Мы видим как корыстолюбие управляет экономикой стран, стремление к власти порождает войны и конфликты. Всё это производится через людей, потому что что бесы, суть страсти, не могут существовать на земле в чистом виде долгий период, им непременно нужно место обитания, и это место – человек.
Для христиан могу привести в пример те Евангельские фрагменты, где Иисус изгнал бесов, и они вселились в свиней, сразу бросившихся с обрыва, и притчу о том, что изгнанный бес, увидев очищенное в человеке место, не только сам возвращается, но и приводит с собой ещё семь более злейших. Воистину, и «свято место пусто не бывает».
Итак, вопрос стоит не в том, верит человек или не верит, а в том – какова его вера, в каком направлении она простирается.
Здесь нужно отвлечься и обратить внимание на то, что существует ещё одно понятие, которое нередко путают с верой. Это понятие – «убеждения». Убеждения нередко выдают себя за веру Если поле деятельности веры – чувства человека, то для убеждений этим полем являются мысли.
Наше сознание с помощью органов чувств тела черпает из окружающего мира океаны информации, это не только вкус, цвет, запах и прочее, но и политические, религиозные и философские идеи. Мы читаем различные книги, смотрим различные фильмы, наблюдаем жизнь вокруг нас. Всё это осмысливается.
В конечном итоге принимается для себя ту или иную концепцию жизни из существующих, или внутри нас генерируется какая-то своя. Если она совпадает с верой, то мы – цельны и сильны в каком бы направлении ни двигались. Но нередко случается так, что идея и вера вступают в противоречия. Человек в этом случае становится слаб, теряет жизненную силу, раздражается, нервничает.
Примеров множество, но мы возьмём пример религиозный. Скажем, человек убеждён, что он верит Богу, а его вера в действительности стремится изо всех сил к материальному благополучию. Страсть корыстолюбия главенствует.
Строение человека таково, что на убеждениях, как на цыпочках, долго не простоишь, и сколько бы он ни постился и не молился, в нём всё равно прорвётся вера. Скажем, если вера его в силу денег, тогда человек не помилосердствует, а ради получения выгоды притеснит другого человека. Ни о какой истинной любви к ближнему, да что там о любви, даже об уважении, и речи быть не может.
Бывают примеры и обратные, к сожалению, более редкие, но встречаются. Человек считает себя атеистом по убеждению, но вера его исполнена добра и милосердия. Он способен без особой внутренней борьбы уступить, и даже пожертвовать жизнью ради блага других людей. Такие примеры, особенно ярко проявляются во время военных конфликтов, когда ситуация жизни и выбора наиболее остра.
Возьмём ситуацию, очень благоприятную, когда человеку удаётся внимательно рассмотреть себя самого на предмет действия веры и убеждений.
Чаще всего в области чувств он обнаружит действие многообразных страстей Действие страстей легко обнаружить через честное рассмотрение собственных желаний.
Но вот что обнаружит в области убеждений, то есть в мыслях? Вопрос.
Если это религиозный человек, то есть убеждённый в необходимости избавления от страстей для спасения своей души, то, скорее всего он будет убеждён в необходимости поиска такого способа и применения этого способа. Будет ли он удачным?
Посмотрим правде в глаза. Много ли религиозных людей уходят в мир иной истинно верующими, не имеющими страстей, грехов? Иными словами, много ли умирает святыми? Очевиднейше, что это не так.
Вера всегда и безусловно рано или поздно возьмёт верх над убеждениями.
Что же делать?
Если человек попытается изменить веру, он очень скоро убедится, что у него нет к этому нет никаких инструментов. Другими словами, не властен человек над собственным сердцем. Есть некто иной, управляющий им.
Здесь предлагаются два выхода. Или молиться, или смириться.
Сердце нашего внутреннего человека – воля Божия о нас. Здесь – центр управления шествования по нашему земному бытию.
Молиться будет человек, умом не смирившийся с действием страстей в своём сердце, желающий поменять свой жизненный курс. Это – человек религиозный. Человек судящий себя самого с точки зрения собственных убеждений, протестующий против состояния собственной веры. Здесь всё более или менее понятно. Судьба такого человека полна натяжения, борьбы, самораспятия, боли, огорчений и внутренних конфликтов.
Смирившийся же, это - признавший волю Бога о нём, вот таком, каков он есть, принявший свою жизненную стезю, судьбу, если хотите.
Религиозные люди ошибочно принимают его за сдавшегося и отчаявшегося. Состояние отчаяния – действительно состояние проигравшего, но при полном отсутствии смирения. Это – состояние крайней гордыни, когда желание, чтобы было по-твоему во что бы то ни стало, никуда не исчезло, а продолжает существовать при невозможности его утоления, причиняя носителю такового сильную внутреннюю боль.
Смирившийся, а точнее сказать, смиренный, и есть истинно верующий, принявший волю Бога во всей полноте не только в отношении себя, но и в отношении всего остального мироздания. Он, не лишенный страстей в сердце, ясно видит, когда им позволено действовать, а когда – нет, даже если он и желает, чтобы они действовали. Он ясно видит все эти «позволения» и ограничения производит некто иной с помощью обстоятельств судьбы.
Смирение, как это ни странно, приводит к цельности, убирает убеждения, оставляя полное действие вере. Смиренный человек – человек цельный. В нём мало самости, следовательно, мало внутренней конфликтности, но много Бога, потому что воля Бога неотделима от Него Самого.
Такой человек видит, как его собственная судьба, плотно и гармонично вплетена в судьбы других людей. Видит также и собственную слепоту в отношении знаний о себе, мире и Боге. Постепенно степень доверия Богу в нём растёт, парадоксально открывая свободу покой и блаженство бытия.
Как тут снова не вспомнить Евангельское: «иго бо мое благо, и бремя мое легко есть».
Мир полон страстей, бурлит всевозможными движениями и реакциями, и легче преодолевает его, положившийся на Бога или судьбу, (что тождественно).
Но и это от Бога.
Свидетельство о публикации №114020504376