Сонет 215 Судьбоносное решение
Стальные колеи легли на шпалы
Стезей своей, особой, русской ширины,
Соединить края дремучие страны.
В них индустрии положить начало.
Неевропейский габарит путей стальных
Невежды царской прихотью считали.
Сто лет спустя так много в дни войны
Три с половиной дюйма* означали:
Чем далее тем боле ощутимо
Для вражьих колесниц непроходимы ,
Спасли Отечество в критический момент.
Хвала тому, кто первый угадал в них
Святейшей простотой феноменальной
Защитных рубежей эквивалент.
22/01/2014
*) 89 мм - разница в ширине европейской и русской железнодорожной колеи.
Дальновидный Николай Первый, детально изучив технические данные предполагаемых к строительству железных дорог, потребовал уширения российской колеи по сравнению с европейской (1524 мм против 1435 в Европе), справедливо опасаясь, что неприятель сможет приехать в Россию на паровозе. Принятая Императором ширина колеи была предложена строителем дороги американским инженером Уистлером и соответствовала принятой в то время в Северной Америке ширине колеи в 5 футов.
Это через сотню лет существенно затруднило снабжение немецких оккупационных войск и их манёвр из-за нехватки локомотивов для широкой колеи. Так в ноябрьские дни 1941 года войска группы «Центр» получали только 30 % военных грузов, необходимых для успешного наступления на Москву. Суточный подвоз составлял только 23 эшелона, когда для развития успеха требовалось 70.
(Википедия)
Свидетельство о публикации №114020406546
Спасибо, дорогой Андрей, за это интересное стихотворение!!
Обнимаю.
Артур Наумов 04.02.2014 20:05 Заявить о нарушении
Жесткая форма сонета дисциплинирует и требует концентрации мысли. За что и люблю её.
Собственно, стих именно о взвешенном государственном подходе к принятию важного решения. И ты совершенно правильно понял иносказание.
А факт, действительно исторический, просто наглядное тому подтверждение.
Андрей Анатольевич Калинин 04.02.2014 20:34 Заявить о нарушении