О Кострах Рябины Красной Эпикоцикларий Обрядика
О КОСТРАХ РЯБИНЫ КРАСНОЙ
(Из Лироэпикоциклария "Обрядика")
Мне
Этой
Рощи
Нет
Лесов
Милей. *
Здесь
Нет
Заплёванных
Аллей.
И
Дебрей,
Зарослей
Не
Встретишь.
Со
Взгляда
Первого
Природы
Аккуратность
Ты
Сразу,
Милый
Друг,
Отметишь.
О,
Эта
Роща
Молодая! **
Костры
Гроздей
Рябиновых,
Как
При
Есенине
Пылают. ***
Рябины
Красной
Вспыхнувшую
Кисть
Цветаевой
Напоминают. ****
Рябиновая
Роща-
Раритет!
Багряни
Пламени,
С
Тобою
Нам
Родного,
Прекраснее
И
Ярче
Нигде,
Наверное,
На
Свете
Нет...
Но
Что-
То,
Роща,
Шёпот,
Ропот
Твой
Печален
И
Суров...
Ах,
Милая,
Да
Ты
Не
Хочешь
Разжиганья
В
Тебе
Цветаевских
Костров! *****
И
Говоришь
Ты
Мне,
Меня,
Как
Я
Тебя,
Любя:
- Боюсь,
Рябиновых
Фанаты
Аутодафе -
Меня
С
Рябиной
Всей,
Что
Есть
На
Свете,
В
Почтении
К
Марине
Истребят-
Спалят... ******
Наверное,
Ты
Тоже,
Юрий,
К
Такому
Ни
Умом,
Ни
Сердцем
Не
Готов!".
- Да,
Милая!
Я
Рад,
Что
Люди
Не
Жгут
Пока
Ни
На
Брегах
Оки,
Ни
Здесь -
Ещё
И
Фанатическо-
Обрядовых
Есенинских
Рябиновых
Костров!"... *******
-------------------------------------
* Мы привыкли к одиноким и редким рябинам красным в наших русских
лесах, к рябиновым линейным и аллейным посадкам в садах. "Рябиновую рощу" (кстати, это инвариантное название сего Стихотворения Юрия Чувашова) я впервые увидел только в Чувашовских Стихах. На природе рябиновых рощ не встречал. Возможно, Юрий Чувашов уже много лет назад посадил её собственными руками при участии всей его семьи (жена и двое сыновей), а может, ещё и с помощью друзей, - у себя на садовом участке в 75-ти километрах от Ленинграда (ныне - Санкт Петербург).
** Словосочетание "роща молодая" не проливает свет на местонахождение
любимой реликтовой "рябиновой рощи" Юрия Чувашова. Ясно лишь, что она либо была посажена им за несколько лет до создания этого Стихотворения или вымечтана. И сотворена - за письменным столом, на пишущей машинке и листе формата А-4.
Дата его написания - осень 1988 года - через 10 лет после того, как Юрий с женой Галиной стали садоводами в заводском садоводстве "Восход". На садоводческом плэнере она вполне уже могла бы вырасти. А замысел появился и начал зреть явно после того, как он в первой половине 80-х годов ХХ века в числе Участников Всесоюзного журналистского Семинара-Совещания по проблемам Российского Нечерноземья, проходившего в Рязани, побывал на родине Сергея Есенина - в селе Константинове. Впечатления о поездке туда, признавался Юрий нам, его ближайшим и лучшим Друзьям, оказались яркими и незабываемыми.
*** Отсыл к Творчеству Сергея Есенина и дань Уважения ему. Сергей Есенин - один из самых любимых Поэтов Юрия Чувашова. Уже в школе он знал все доступные тогда (начало 60-х годов ХХ века) советским людям стихи Есенина наизусть, затем запомнил всё содержание известного есенинского малоформатного зелёного пятитомника.
Здесь - налицо литературная ассоциация со знаменитым стихотворением Сергея Есенина "Отговорила роща золотая...". Конкретно - с Блистательными Строками:
"В саду горит костёр рябины красной,
но никого уже не может он согреть".
Юрий Чувашов никогда не был ничьим низкопоклонником. В его жизни был такой интересный эпизод. Он, тогда ещё совсем юный, тем не менее первым, а может, и единственным среди окружающих его восторженных почитателей Есенина, сналёту и особо не вникая в содержание, заметил и отметил явное противоречие в знаменитом есенинском стихе: в заглавии - роща, в тексте она - берёзовая, а "костёр рябины красной" - "горит" в саду. Некоторые его сверстники (дело было в школьные годы) восприняли несоответствие, как есенинский ляп. И охаяли за это Есенина. Но Юрий, который мыслил шире других любителей поэзии, объяснил: рябина, несколько рябин или даже целая рябиновая роща в саду появиться вполне могут, если их кто-то там высадит - саженцами и вырастит. А что касается наличия в стихе берёзовой рощи и сада с рябиной, то Сергей Есенин, очевидно, задумал или сотворял свой шедевр, гуляя по селу Константинову и его окрестностям. Зашёл в берёзовую рощу. Потом - в сад с рябиной. Или охватил и отдельные, далеко отстоящие друг от дружки "рябиновый сад" и золотую рощу, говорящую "берёзовым весёлым, милым языком", - "пространственным, панорамным видением". А если дело и впрямь было так, то Сергей Есенин - гений!
Наверное, после этого случая в его сердце и родилась страстная любовь к гениальному творчеству Сергея Есенина, а позже - и глубокое сострадание его трагической Судьбе.
Любопытно, что в годы учёбы сначала на заочном, потом на дневном отделении факультета журналистики Ленгосуниверситета (с 1964 по 1970 годы), Юрий Чувашов среди однокашников несколько лет не считался ни поклонником, ни фанатом, ни вообще знатоком творчества Сергея Есенина. Таковым слыл Евгений Гришин, его однокурсник и обитатель одной и той же комнаты № 75 в студенческом общежитии № 3 Ленгосуниверситета на 5-й линии Васильевского острова в Ленинграде, дом 56.
Но однажды между Юрием и Евгением в одной из студенческих компаний разгорелся жаркий спор о дате написания самого раннего стихотворения Сергея Есенина. Однокурсники поспорили "на бутылку коньяка" - под сочувственные и увещательные удерживания Юрия Чувашова от "заранее проигранного спора". К удивлению всех, а особенно самого Евгения Гришина (впоследствии известного журналиста-международника, собкора ТАСС в Бонне, а затем ответственного работника центрального аппарата этого информационного агентства в Москве), прав оказался Юрий Чувашов.
Естественно, все поняли, кто "настоящий дока и спец" в есенинских жизни, творчестве и делах. А всё объяснялось просто: одни всячески афишируют свои знания, эрудицию, зарабатывая себе высокое реноме, а другие - не считают это для себя ни позволительным, ни нужным. И Эта Скромность Великая и нежелание
"высовываться" (кроме экстремальных и крайне принципиальных случаев и суровой необходимости, когда речь идёт о Правде и Истине) - сопровождают Юрия Чувашова всю его Феноменальную Жизнь. И мы, Истинисты, от этого - в шоке и даже в ужасе. И, разумеется, всячески подталкиваем, "тащим за уши", как у нас говорят, Юрия Чувашова к Признанию и Славе. Любой, кто узнаёт о том, что у него в Творческом Багаже есть, понимает нас, почему мы это делаем. Ну, нельзя иначе в Чувашовском Всеэпохально Феноменальном Случае! Не дать этому ходу - себе и Человечеству дороже...
**** Это - заход в Удивительный Поэтический Мир Марины Цветаевой, во "время и пространство" её замечательных строк:
"Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась"
***** "Цветаевские костры" - Традиция, Обряд в знак Памяти и Почитания Марины Цветаевой. Первый такой "рябиновый костёр" был зажжён в Тарусе, на берегу реки Оки в 1986 году. Теперь эти костры жгут ежегодно. И не только в России, но уже и в нескольких зарубежных странах.
Видимо, это обстоятельство - наряду с началом предсказанного Юрием уже после первого возжигания в Тарусе шествия по Планете "рябиновых кострищ", то бишь "Цветаевских костров" - побудило его к написанию стихотворения "Рябиновая Роща" (оно же и "О Кострах Рябины Красной"). Мне врезалась в память знаменательное высказывание Юрия Чувашова в 1986 году о "кострищных обрядах": "Очень многие околокостровые обряды и ритуалы, как показывает история, дурно пахли". И сразу перевёл разговор на "пионерские костры" в пионерлагерях в день закрытия смены или сезона летнего отдыха детей: "Вот там был аромат романтики и непередаваемо волнующей грусти от расставания с чудесной и неповторимой порой. Для пионерских костров не срубали живые деревья и кустарники, а жгли только сухостой. Дай бог, чтобы и у Цветаевских костров всегда была благоуханная и целительная для людских Душ арома. Хотя рябине красной от этого легче не будет. Ну, нехорошо её жечь! Даже если речь идёт о ритуальном "грызении поджаренной рябиновой грозди".
Вряд ли, конечно, кто-то когда-то станет жечь эти "Цветаевские костры" по всей России, в каждом городе, селе и деревне, да ещё ведя для этого порубки рябин. Но чего у нас в России не бывает! Разгуляется Традиции (а она у нас - любая, обобщённо говоря, ой, как раскидиста, стойка, прочна и практически неистребима!). И доходит, как известно, до священной неприкосновенности, как это случилось, например, с традицией классической литературной, что привело к каменной застылости стихотворных форм и шаблонных канонов в размерах и ритмах, а затем и к отфутболиванию Новых Талантов, Гениев и, разумеется, Новых Классиков, коим пришлось "прошибать лбом каменную стену непризнания, невосприятия и отрина". Попал в молодости под эту "раздачу" и Юрий Чувашов - с его крутейшими по Новизне Формы, Содержания, Идей, Образных и Лексических Лирических Находок - Новолиристикой, Ключ-Лиристикой и "Поэзией и Чувства, и Ума".
****** "В Почтении к Марине" - к Марине Цветаевой.
******* Юрий Чувашов, хоть и Поклонник и Почитатель Творчества Марины Цветаевой и, как и есенинские, знает все её стихи наизусть, но с момента возжигания первого "Цветаевского костра", был далеко не в восторге от зарождения столь экстравагантной и - в перспективе, возможно, гибельной для "рябинушки красной" Традиции. К тому же он полагал, что в стихах Марины Цветаевой никакими "рябиновыми кострами" и не пахло.
Первый такой костёр "зажёг", подчёркивал он, в своих стихах Сергей Есенин. На этой почве у Юрия были, есть и будут еще наверняка резкие расхождения с фанатичными поклонниками Цветаевой, споры, полемика. Уже во второй половине 80-х годов на него посыпалась уйма упрёков и полились ушаты грязи, инсинуаций, наветов, клеветы - за то, что он, якобы, не любит и не чтит "Великую Марину", а поклоняется - в пику ей и её поклонникам лишь менее одарённому, да ещё и деревенскому, "мужиковствующему" Сергею Есенину.
Автору "Рябиновой Рощи" не раз пришлось крепко схлестнуться с критиками и литературоведами, когда он высказывал "крамольные" суждения типа: "Да не было никаких рябиновых костров в стихах у Цветаевой. Есть "костёр рябины красной" лишь у Сергея Есенина. И он вовсе не заимствовал этот впечатляющий образ, как утверждают литературоведы и исследователи творчества Марины Ивановны Цветаевой, а создал его - оригинальный, самобытный, и гораздо более яркий, чем у Марины Цветаевой. Под её влиянием, воздействием и при её "подсказке" - да, может быть. Но - не более того...". Из этого следовало, что Сергея Есенина он ставит по Таланту, Одарённости, Гениальности (кому что больше нравится!) намного выше Марины Цветаевой.
За такую принципиальную позицию ему даже приписывали идею возжигания "Есенинских рябиновых костров". Но она такому Великому Ценителю, Почитателю и Любителю Живой Природы и в голову не могла бы прийти. Однако он с грустью, печалью, а может, даже с ужасом в Душе, допускает, что при каком-то раскладе такие "альтернативные цветаевским рябиновые костры" начнут запаливать сначала в селе Константинове на Оке, потом по всей России и всему Миру. И - прощай, Рябина Красная! До встречи в "Красной Книге"!
А вот выступить Инициатором и Активным Участником закладок рябиновых рощ и новых аллей и линий он наверняка стать бы мог. А возможно, ещё и станет...
(Примечания Исследователя, Аналитика, Эксперта, Комментатора, Рецензента, Популяризатора Феноменального Научного, Философского, Литературно-Художественного, Поисково-Творческого, Новационного, Новаторского, Открывательского, Изобретательского, Социально-Экономического, Политического, Организаторского, Реформаторского Творчества и Всеэпохально Значимых Идей, Учений, Прорывов и Достижений Юрия Чувашова - Академика Ярослава Грохотова, 1-го Вице-Президента Российской и Всемирной Альтернативных Неформальных Академий Истинистических Наук, Заведующего Объединённым Информационно-Аналитическим Центром "Орион" Неформальной Интеллектуально-Поисково-Творческой Организации "Ренессанс России" и Общенационального Массового Народного Движения Избирателей "Воспрянь, Россия!", Инициированных и Возглавляемых Юрием Чувашовым).
Свидетельство о публикации №114020100546