МОЙ Любимый, старый - Вольный Стих

   Помнится  наделала  ФУРОРУ   книга  -
 " Антология  русского  верлибра"  и  др.  издания   о  свободной и вольном  русском  стихе  поэтов  20  века!

    Трое кисловодских поэтов и поэта
 Кавминвод  вошли как  авторы  в  это  уникальное   и редчайшее   издание  тех  славных  лет.

  ... «Верлибр – это маргинальный жанр русской поэзии.  Во-всяком случае, так было практически на протяжении всего 20 века.
    Писать верлибр в СССР могли позволить себе немногие – тех, кто писал стихи в этой стихотворной форме, можно было пересчитать по пальцам. Еще в 30-х годах в Советском Союзе верлибр был объявлен чуждой советскому человеку творческой формой, советские идеологи нутром чуяли в верлибре свободу не только от рифм и ритма, но и ассоциативную свободу мышления, которая могла угрожать основам тоталитарного государства.
    Поэтому поэт-верлибрист в СССР был обречен на гонения и официальную непризнаность. Среди тех, кого привлекали раскольнические черты непокорности и красивая, но непонятная большинству, глубокомысленность верлибра, были такие блестящие мастера, как В.Бурич, В.Куприянов, А.Метс….» так  писал в  Антологии русского верлибра» один из  её  инициаторов и составителей  – Карен Джангиров.

 Практически все русские поэты начала 20 века писали  верлибр. При этом русский свободный стих «серебряного века» представляет собой уже не творческий эксперимент, а самостоятельное явление, когда достигшие вершин мастерства поэты отказываются от «вторичных признаков» стихотворной речи, поскольку больше не нуждаются в них.

Я бы хотела жить с Вами в маленьком городе,
 
Где вечные сумерки, и вечные колокола.
 
И в маленькой деревенской гостинице
 
Тонкий звон старинных часов - словно капельки времени.
 
И иногда, по вечерам, из какой-нибудь мансарды -
 
Флейта,
 
И сам флейтист в окне,
 
И большие тюльпаны на окнах.
 
И, может быть, Вы бы даже меня не любили
 
(М. Цветаева)
 



Однако расцвет верлибра в русской литературе продолжался недолго. Уже 30-х годах 20 века свободный стих в советской России был объявлен вне закона – его называют «результатом разложения загнивающего буржуазного искусства», а поэтов-верлибристов просто перестают печатать.
 
Второе возвращение верлибра в русскую литературу начинается в 50-60 годах, в период так называемой «хрущевской оттепели». Авторы самых разных творческих направлений начинают экспериментировать с верлибром, и что важно – свободный стих вновь попадает в печать. Интерес к свободному стиху проявляют, как метры советской литературы - К.Симонов, Б.Слуцкий, Д.Самойлов, И.Сельвинский, А.Вознесенский, В. Солоухин - так и молодые или опальные авторы – А. Галич, Б. Окуджава, и др.


Рецензии