МОЙ Любимый, старый - Вольный Стих
" Антология русского верлибра" и др. издания о свободной и вольном русском стихе поэтов 20 века!
Трое кисловодских поэтов и поэта
Кавминвод вошли как авторы в это уникальное и редчайшее издание тех славных лет.
... «Верлибр – это маргинальный жанр русской поэзии. Во-всяком случае, так было практически на протяжении всего 20 века.
Писать верлибр в СССР могли позволить себе немногие – тех, кто писал стихи в этой стихотворной форме, можно было пересчитать по пальцам. Еще в 30-х годах в Советском Союзе верлибр был объявлен чуждой советскому человеку творческой формой, советские идеологи нутром чуяли в верлибре свободу не только от рифм и ритма, но и ассоциативную свободу мышления, которая могла угрожать основам тоталитарного государства.
Поэтому поэт-верлибрист в СССР был обречен на гонения и официальную непризнаность. Среди тех, кого привлекали раскольнические черты непокорности и красивая, но непонятная большинству, глубокомысленность верлибра, были такие блестящие мастера, как В.Бурич, В.Куприянов, А.Метс….» так писал в Антологии русского верлибра» один из её инициаторов и составителей – Карен Джангиров.
Практически все русские поэты начала 20 века писали верлибр. При этом русский свободный стих «серебряного века» представляет собой уже не творческий эксперимент, а самостоятельное явление, когда достигшие вершин мастерства поэты отказываются от «вторичных признаков» стихотворной речи, поскольку больше не нуждаются в них.
Я бы хотела жить с Вами в маленьком городе,
Где вечные сумерки, и вечные колокола.
И в маленькой деревенской гостинице
Тонкий звон старинных часов - словно капельки времени.
И иногда, по вечерам, из какой-нибудь мансарды -
Флейта,
И сам флейтист в окне,
И большие тюльпаны на окнах.
И, может быть, Вы бы даже меня не любили
(М. Цветаева)
Однако расцвет верлибра в русской литературе продолжался недолго. Уже 30-х годах 20 века свободный стих в советской России был объявлен вне закона – его называют «результатом разложения загнивающего буржуазного искусства», а поэтов-верлибристов просто перестают печатать.
Второе возвращение верлибра в русскую литературу начинается в 50-60 годах, в период так называемой «хрущевской оттепели». Авторы самых разных творческих направлений начинают экспериментировать с верлибром, и что важно – свободный стих вновь попадает в печать. Интерес к свободному стиху проявляют, как метры советской литературы - К.Симонов, Б.Слуцкий, Д.Самойлов, И.Сельвинский, А.Вознесенский, В. Солоухин - так и молодые или опальные авторы – А. Галич, Б. Окуджава, и др.
Свидетельство о публикации №114020103934