К Освобождению града Петра- Ленинграда...
В восторг приводили фонтаны, где Лиры,
Бывал не однажды, гостил у знакомых,
От счастья войти можно было и в кому.
А если серьёзней, от тех впечатлений,
От Медного всадника, мест, где был Ленин,
От Летнего сада, проспекта на Невском,
Да о конференции вспомнил бы с блеском.
Да о конференции вспомнил бы с блеском...И конференция в 1968 году по водной токсикологии, и участие со стендовым докладом на Первом Всесоюзном симпозиуме по фотобиологии в октябре 1978-го остались в моей памяти, но в данном случае речь пойдёт о дате Освобождения блокадного Ленинграда, и о том, что рассказали о том времени участницы тех событий, на памятной встрече с вязьмичами в 2003 году.
П А М Я Т Н А Я В С Т Р Е Ч А
С А Н К Т- П Е Т Е Р Б У Р Г У 3 0 0 Л Е Т
В жизни каждого из нас найдётся день, который чем-то запомнился надолго, если не навсегда. Для меня таким днём оказалось 9 февраля из середины прошлого века- очень уж много призывов "Все на выборы!" встречалось на улицах рядом с портретами всегда дорогого и любимого товарища Сталина. И хотя по возрасту мне принять в них участие не довелось, зарубка в памяти осталась до 9 февраля уже этого года, когда взамен её появилась новая.
А дело в том, что в этот день в Литературном салоне состоялась встреча вязьмичей с поэтами из Санкт-Петербурга Татьяной Рудыковской и Аллой Садовских (Альшина), скажем так, из разряда событийных. Это могли бы подтвердить все пришедшие, несмотря на трескучий мороз, в уютный зал салона, в котором возникло невидимое, но явное ощущение поля притяжения внимания к тому, что происходило на сцене.
Мой рассказ об этой памятной встрече выльется, вы в этом убедитесь, в описание поистине феерического действа, в котором были и увертюра, и заполненные замечательной музыкой паузы. Увертюрой я назову красочные фотографии Н. Кротова из Дорогобужа, похожие на живописные полотна жизни, исполненные с таким мастерством, что трудно было оторвать от них взгляд. И глядя на развешанные на стенах фотокомпозиции, понимаешь, в чём суть талантливого человека- к чему бы он ни прикоснулся, кистью, как художник В. Чайка, умением, как волшебных дел мастер М. Попов, вспышкой фотокамеры, как Н. Кротов, всё становится шедевром.
И фотографии Н. Кротова были так хороши, что меня так и тянуло дать им свои романтические названия. Вот как эти: "Всё небо в птичьих стаях", "Где моря тишь- там тайна", "В тумае растаял остров печали", "Одно понятно, это- жизни дно", "Скован льдом гагаринский дом", "Плод любви в объятиях капли", "Дорога к храму не пустеет".
А теперь в зал, где прелюдией звучит "Гимн Петербургу" из балета Р. Глиэра "Медный всадник" в исполнении Натальи Ирхиной, педагога ДМШ. После вступительного слова Елены Александровой на сцене- наши гости.
Всё, о чём рассказывает Татьяна Валерьевна Рудыковская, вызывает множество воспоминаний. Да, мы слыхали, читали о том, что выпало пережить детям блокадного Ленинграда. Но детали событий тех дней, увиденные глазами 10-летней девочки, потрясают. По налётам фашистских самолётов можно было сверять часы. Зажигательную бомбу надо было немедля загасить в бочке с водой, или сбросить вниз- иначе пожар. Зато от выстрелов крупнокалиберной гаубицы не был застрахован никто.
А весной 42-го всё, что можно было засеять, зеленело и включалось в скудный рацион. Вот два дня из многих, описанных девочкой Таней Рудыковской в дневнике, впоследствии опубликованном в печатных изданиях.
"Сентябрь 1942 10. Прохладно. Облачно, ветер. Утром дождь. Завтрак: чай, три маленьких турнепсика, одна чайная ложка редьки. Мама сварила полстакана варенья. Обед: суп из свекольной ботвы, цветная капуста с сухариками, жареными в масле, два половника стручков. Я пошла за хлебом и у меня большая девочка отняла все карточки кроме маминой. Мамина была дома. Карточки до 20-го, десять дней без хлеба. Ужин: чай, капустная запеканка.
11. Завтрак- только чай. Выдача гороха и консервов по детским карточкам, ещё яблочный сок. Я к 10 часам бегаю по магазинам и ищу девочку".
Многое из пережитого Т. Рудыковской превратилось позднее в поэтические строчки, вошло в сборники. О том, что она не сломалась, свидетельствуют вот эти стихи:
Моё лицо возьми в свои ладони,
Приблизь глаза, мне в душу загляни,
Как я тоскую, как люблю, ты понял?
Меня за вздох и слабость не кляни.
Откроет солнце трепетные веки,
Лучам навстречу тронется весна,
Как вздрогнет сердце в каждом человеке,
Как солнце, мне твоя любовь нужна.
Как кстати были здесь музыкальные паузы: "Лунная соната" Л. Ван Бетховена в исполнении Н. Ирхиной, трепетно исполненная мелодия К. Глюка из оперы "Орфей и Эвридика" (Михаил Дубин, флейта).
А встреча продолжалась, и удивительному, казалось, не будет конца. Ведь как удалось установить Т. Рудыковской, её прадедушка лечил молодого А. Пушкина во время ссылки на юг России. И этому надо верить, потому что существует четверостишие, которое великий поэт посвятил доктору Рудыковскому.
Пришёл черёд и Алле Садовской заворожить зал своими стихами. Многие по окончании встречи раскупили тогда книжки и буклеты с автографами наших гостей из С-Петербурга. А мне захотелось закончить рассказ о том вечере несколькими строчками А. Садовской, которые, наверное, не раз будут звучать на улицах С-Петербурга. В дни празднования 300-летия со дня основания города. Вот эти-
Г О Р О Д С Л А В Ы
Т Р Ё Х В Е К О В
Космы туч копьём пронзая,
Притязая и дерзая,
Венценосная твердыня
В землях Севера стоит.
То державною рукою,
Град воздвигнут над Невою,
И пленяет нас доныне
Весь его престольный вид.
Ведь на этом гиблом месте
Пел камыш когда-то песню,
Но возили в город камни
И творили мастера.
Здесь росли дворцы и церкви
Корабли сходили с верфи,
Укрепляя неустанно
Флот великого Петра.
Царь изрёк: "Здесь город будет!"
Под гранит ложились люди,
И, волнуясь, не однажды
Шла Нева из берегов...
А России крепла слава...
Под знамёнами державы
Был в сражениях отважен,
Непреклонен град Петров!
А сегодня весь искрится,
Город- Севера столица,
Торжествует на параде
К небу вскинутых мостов!
И, взлетев над белой ночью,
Не сомкнёт устало очи-
охраняет
Медный всадник.
В номере газеты "АВОСЬКА" СРЕДА, 21 мая 2003г. №21 (24)
Иллюстрация из инета.
Свидетельство о публикации №114020110367