Слезы любви
Графиня Софья Владимировна Панина (23 августа 1871 —13 июня 1956) была последней представительницей графской ветви рода Паниных, одной из известнейших фамилий старой России, где были дипломаты, министры, военачальники и даже декабристы. Панина была крупной землевладелицей, наследницей имения Марфино и хозяйкой роскошного дворца в Гаспре. Панина была замужем за дипломатом А. А. Половцевым, но свою знаменитую фамилию, выходя замуж, она не поменяла.
Софья Панина родилась 23 августа 1871 года в Москве. Внучка министра юстиции В.Н. Панина и промышленника С.И. Мальцова, владельца нескольких стекольных заводов, организатора первого рельсопрокатного производства в России, она могла благоденствовать и прожигать жизнь. На заводах Мальцова был впервые в России введен 8-часовой рабочий день и рабочие имели, говоря современным языком, полный соцпакет(больницы, школы, столовые и др.). Одно время на его заводах по всей России работало 32 тыс. чел. После смерти С.И. Мальцова его дела пришли в упадок, число рабочих сократилось до 7 тыс.,а часть его предприятий перешла другим владельцам, но все же оставалось немало от промышленной империи. С.В. Панина еще приходилась и племянницей поэтессы Толы Дориан. Софья окончила Высшие женские курсы в Петербурге. Получив далее прекрасное образование в привилегированном Екатерининском институте, графиня Софья в девятнадцать лет случайно познакомилась с Александрой Пошехоновой, школьной учительницей из мрачного рабочего района Петербурга, пришедшей просить ее о бесплатной столовой для нуждающихся учеников. Эта маленькая, но энергичная и одухотворенная женщина-учительница произвела на графиню необыкновенное впечатление.Бывают такие знаковые встречи. После недолгого замужества и развода, не имея ни детей, ни каких-либо иных прямых наследников, Софья Владимировна значительную долю своих капиталов начала отдавать на благотворительные учреждения. Спустя десять лет, в 1901 году, городская Дума официально засвидетельствовала графине глубокую признательность «за труды и пожертвования на пользу народного образования в Петербурге».
Графине было из чего черпать ресурсы для благотворительности. Паниной принадлежали крупные поместья в Подмосковье, Смоленской, Воронежской губерниях и в Крыму. Панина не одобряла самодержавие, не скрывала своего отрицательного отношения к власти, за что была прозвана в правых кругах России «красной графиней». Софья Панина председательствовала в целом ряде благотворительных обществ, была членом ЦК партии кадетов, после Февральской революции она заслуженно заняла должность товарища (заместителя по современному) министра государственного призрения (социального обеспечения) во Временном правительстве России.
Панина оказывала активное покровительство науке и культуре. Ее трудами и заботами был открыт Детский столичный и Лиговский народный дом. Панина работала в Постоянной комиссии по устройству народных чтений. Была товарищем председателя Общества для пособия учащимся в начальных городских училищах и Российского общества защиты женщин.
. Дальше 10 декабря 1917 года Панина была избрана в Почетные члены Русского общества любителей мироведения. Она была избрана так же гласным Петроградской думы, в мае семнадцатого года стала товарищем министра государственного призрения, а в августе – товарищем министра народного просвещения, на этом посту и застала ее Октябрьская революция. Таким образом, Панина оказалась членом Правительства, свергнутого Лениным.После большевистского переворота Панина была арестована уже 28 ноября 1917 года, как одна из руководителей партии кадетов, которую большевики приступили громить первой. Именно графиню Панину изображают в качестве истерически брызжущего слюной завзятого врага новой власти во многих фильмах периода советской оккупации России
В первый же день после переворота она распорядилась все имеющиеся в ее министерстве наличные положить в банк на имя Учредительного собрания. Большевики, естественно, арестованную Панину отправили в Смольный, а затем ее препроводил без суда и следствия в тюрьму. Продержав Панину две недели в тюрьме, ее привезли в Военно-революционный «трибунал»,где пытались "судить" «за расхищение и растрату народного имущества». Но, даже дикая марксианская власть вынуждена была считаться с авторитетом Паниной в рабочей среде Петрограда. Возмущенный зал,до отказа забитый людьми, во время заседания самозванного «трибунала» шумел, а один из рабочих, вызвавшийся быть у графини адвокатом, открыто заявил «судьям», что они рискуют навечно опозориться, беспардонно расправившись с «человеком, оказавшимся лучшим другом народа».
Большевики неохотно. но освободили все же Панину, как раз перед Рождеством. Однако, женщинам, своим товаркам по заточению, она обещала провести праздник вместе с ними, и вчерашняя заключенная, поэтому сама возвратилась в тюрьму, из которой многие, так никогда и не вышли живыми. Она устроила там вечер со сценами из Евангелия, демонстрацией репродукций картин великих художников и литературными чтениями, с приглашением известных артистов. Комиссар тюрьмы попросил повторить эту программу на следующий вечер для мужского корпуса, а прощаясь с Паниной, он снял фуражку и поцеловал графине руку, что было совершенно дико для представителя марксианской банды того времени.
Панина не стала дальше искушать судьбу в свирепой круговерти российской смуты. Она была слишком хорошо известна и ее могли просто убить, походя,на улице, как тогда делали сплошь и рядом наркоманы матросы. Покинув Петербург, Панина с большими трудностями кружным путем добралась до юга России, где контролировали территорию Деникин и Врангель. Затем впереди у нее была долгая и печальная эмиграция в отрыве от родного народа: Швейцария, Чехословакия, Америка. Насколько могла, Панина и там занималась благотворительностью. Во время Второй мировой войны, Софья Владимировна даже организовала крупномасштабную помощь продовольствием для советских военнопленных в фашистских лагерях, брошенных оккупационной советской властью практически на произвол судьбы. Гитлер запретил своим подчиненным принимать эту помощь, тогда Панина договорилась со своим старым знакомым по Петербургу - бароном Маннергеймом, и грузы из Южной Америки теперь все направились в финские лагеря, где также находилось до 40 тысяч несчастных граждан бывшей России.Тысячи людей благодаря питанию и лекарстваи остались живы. Скончалась графиня Софья Владимировна Панина в США в июне 1957 года, прожив далеко за восемьдесят лет.
С 1920 года Панина, лишенная родины, провела в эмиграции, сначала в Чехословакии, затем в США почти половину жизни. Детей у неё так и не было. Но фактически их были тысячи, так как ее заботами было спасено множество людей.
Похоронена С.В. Панина на кладбище Успенского женского Новодивеевского монастыря в Нануете, штат Нью-Йорк. Когда я знакомился с материалами о ее жизни хотелось плакать. По двум причинам: от жалости к этой незаурядной женщине, с искалеченной судьбой и от жалости к народу, который по прихоти марксианских безумцев лишился помощи столь деятельной и авторитетной личности, какой была С.В.Панина. Вечная ей память!!!
Но у Паниной все же есть памятник в России! И еще какой!!!
Это Лиговский Народный дом графини Паниной.
Здание специально построили по заказу Паниной на глухой рабочей окраине города, чтобы сделать его максимально доступным для проживавших здесь рабочих. В народном доме было практически все, что потом будет встречаться в домах культуры, периода советской оккупации России . Был театральный зал на 1000 человек. Кресла, специально заказанные в Швеции, могли сдвигаться к стенам и театральный зал за четверть часа превращался в танцевальный. Пресловутый 1903 год, когда Санкт-Петербург праздновал двухсотлетний юбилей, принес много перемен. Городские власти отметили этот год открытием Троицкого моста через Неву и обновленной Петровской набережной, природа – серьезным наводнением (258 сантиметров выше ординара). В том же году женщинам, наконец, позволили ездить на городской конке. А самая прогрессивная женщина своего времени, меценат и просветитель графиня Софья Панина устроила на Лиговке, в грязнейшем и беспокойнейшем районе Петербурга, совершенно необычное заведение – Народный дом для рабочих и их семей. Там, где раньше отдых и развлечение были возможны лишь со стаканом в кабаке, а культурное проведение досуга означало, разве что, прогулку по Волкову кладбищу, в этом самом месте, вдруг открылись библиотека, театр и даже обсерватория.
Проект Лиговского народного дома Панина заказала Юлию Бенуа. Архитектор этот не был не столь известным, как его дядя Николай Леонтьевич или двоюродный брат Леонтий Бенуа, но, тем не менее,Юлий Бенуа зарекомендовал себя как хороший специалист, прекрасно соединяющий высокие художественные качества построек с их сугубо утилитарным назначением.
Удачным получился и его Народный дом на Тамбовской улице. Театральный зал на тысячу мест – один из лучших в городе. Лестница, ведущая к нему – мрамор с красным деревом, – освещаемая солнцем сквозь огромные, во всю стену, окна. Круглая башня обсерватории с белым вращающимся куполом придает зданию сходство со средневековым замком. На первом этаже Лиговского народного дома разместились мастерские и прачечная с новейшим агрегатом парового отопления. Выше – столовая, гимнастический зал, читальня, комнаты для занятий. В библиотеке, где устраивались сеансы синематографа и камерные концерты,в небольшом зале даже установили мелодичный орган.
При Народном доме действовал Общедоступный театр, где играли русскую и европейскую классику.Им руководил известный деятель культуры Л.С.Вивьен, в дальнейшем ставший создателем института театра, музыки и кино в СПб. Здесь же давал консультации молодой способный юрист Александр Керенский, которого, правда, Панина вскоре выгнала из Народного дома за чрезмерную политическую агитацию.Ей и без того хватало проблем.
В 1912 году Народный дом графини Паниной стал методическим центром для всех подобных домов России, а их к тому времени уже было в стране 316. Так что налицо наглое вранье отечественных советизированных историков, что подобные дома начали строить в России только при марксианах! Это то же самое, что лампочку Эдисона, называть лампочкой Ильича!Вот такая наглая подмена и подтасовка фактов вполне обычна была для марксиан в первых дней их власти над российским народом. Кроме театра в доме Паниной также работали: вечерняя школа, бесплатная юридическая консультация , библиотека. Была даже обсерватория «для изучения неба посредством подзорных труб» (в 20-е годы обсерватории станут в СССРии чрезвычайно популярны, (вероятно этот интерес подогревался для того, чтобы убедить людей, что на небе, кроме звезд, ничего нет). Кроме пищи для духа,в Народном доме не забывали и о пище для тела - там работали столовая и чайная с весьма низкими ценами. Во время революции 1905 года здесь неоднократно выступал великий террорист Ленин, о чем до сих пор напоминает мемориальная доска на стене.
В 1926-м году народный дом был переименован в Дом культуры железнодорожников имени Григория Зиновьева. Впрочем, имени Зиновьева он очень скоро лишился, так как Зиновьев из вождя, внезапно превратился во «врага народа» и сейчас это просто безымянный Дом культуры железнодорожников.
В 1914 году, с началом войны, большую часть дома на Тамбовской занял лазарет, тут же происходило распределение материальной помощи семьям мобилизованных. Жизнь вокруг все больше и больше политизировалась, и Софье Владимировне никуда от этого было не деться.
В Петербурге, в бывшем Народном доме, больше теперь известном как Дворец культуры железнодорожников, установлена теперь мемориальная доска в память о героической графине. Есть в нашем городе и другие адреса, хранящие память о ней. На Фонтанке, в доме № 7 осталась даже часть старых интерьеров. Этот трехэтажный особняк (другой его фасад выходит на Караванную улицу) принадлежал семье Паниных. Перед революцией в этом доме жили родственники графини князья Васильчиковы. Здесь на вечерах неоднократно пел сам Федор Шаляпин. В двадцатые годы в этих стенах размещался Дом работников печати, а позднее – Дом обороны. Впрочем, сама Панина предпочитала жить в доме № 23 по улице Сергиевской, которая носит сейчас имя Чайковского. Дом этот выделяется в застройке аристократической улицы своей подчеркнутой скромностью. Сколько могла сделать еще эта женщина, если бы сумасшедшие марксиане хоть немного ценили таланты и способности представителей «враждебных классов». Графиня Панина была достойна народной любви, и оплакивать ее судьбу нужно всем, как и часть собственной судьбы.
Свидетельство о публикации №114013112972
Ирина Фетисова-Мюллерсон 26.05.2015 00:00 Заявить о нарушении